Мотивация здорового образа жизни-через уроки физической культуры
Первостепенное значение для здоровья человека несомненно является его физическое благополучие и в настоящее время это становится особенно актуальным. Связано это в первую очередь и с кризисным состоянием здоровья детей, с их гипокинезией, с трудностями адаптации к повышенным умственным нагрузкам в школах нового типа.
В настоящее время особую тревогу вызывает ухудшение здоровья детей и подростков, половина которых имеет хронические заболевания. Поэтому одной из приоритетных задач стало создание условий в школе для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счёт повышения удельного веса и качества занятий физической культурой.
Основной смысл проведения уроков физической культуры в школе – показать ученикам преимущества подвижного образа жизни и побудить их заниматься физической культурой в свободное время, а затем и на протяжении всей остальной жизни.
Создание ситуации успеха на уроках физической культуры и во внеурочное время – действенный механизм сохранения и укрепления здоровья школьников.
Принуждение к учёбе разрушает здоровье ребёнка, принуждение к физической активности приводит к чувству собственной неполноценности, потере интереса к двигательной активности. Поэтому одной из главных задач является формирование положительной мотивации, устойчивого понимания того, что физкультура и здоровье понятия неразделимые.
Для того, чтобы физкультура стала для детей приятным и интересным уроком, учителю нужно сосредоточить внимание на личных достижениях учеников, а не на сравнении детей между собой. Необходимо дать шанс каждому ребёнку проявить себя. Поэтому учитель целенаправленно организует сочетание условий , при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в физической культуре как отдельно взятого ребёнка, так и коллектива в целом. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из своих учеников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Условия организации ситуации успеха на уроке физической культуры:
Психологическая атмосфера урока. ( Ученик чувствует себя комфортно, так как стиль общения учителя с учеником определяет восприятие личности учителя, возникают симпатии, появляется желание выполнять указания учителя.)
1. Разумные требования для каждого ребёнка. ( Дети одного возраста имеют разные резервы физического развития в зависимости от роста, веса, телосложения. Необходимо учитывать и особенности характера.)
2. Поощрение за любые успехи. (На уроках у детей не должно быть страха перед ошибкой или неудачей, их надо поощрять даже за маленькое достижение.)
3. Объективное выставление оценок. ( чтобы оценка была понятна и принята ребёнком, он должен знать критерии, которые предъявляются к оценке.)
4. Использование педагогических приёмов, способствующих достижению успеха на уроке физической культуры. ( Учитель поручает ученикам проводить разминку, ОРУ, упражнения для развития основных и специальных физических качеств.)
5. Таким образом на уроках физической культуры ученик получает практический опыт физкультурно-оздоровительной деятельности, он заинтересован проявить инициативу, творчество и организаторские способности.
Учитель использует индивидуальный подход в подборе упражнений и количестве их повторов.
Так как физическое воспитание является единственным предметом в школе, по которому ученик может получать объективную оценку собственного физического состояния в динамике, необходимо разработать новые подходы к системе оценки физического здоровья ученика, чтобы он не только понимал, но и внутренне принимал стоящие перед ним задачи и переживал за своё физическое состояние. А адекватные формы физического воспитания способны не только раскрыть двигательные возможности, но и гармонизировать личность.
Чтобы сформировать интерес у учащихся к уроку физической культуры, учитель может разделить класс на группы, которые будут выполнять задания различной сложности в зависимости от освоения изучаемых двигательных действий. Например: ученики могут не выполнять упражнения, которые им не доступны (подтягивание), но должны выполнить другие упражнения направленные на развитие силы (отжимание, свободный вис на время, частичные подтягивания, горизонтальные подтягивания на турнике, расположенном на уровне груди и т.д.).
Правильно рассчитанная физическая нагрузка является важным условием для воспитания в учениках уверенности в своих силах, появления положительного психологического настроя, необходимого для достижения успеха.
Учащихся можно распределить по группам в зависимости от их физической подготовленности, а также успешности в данном виде спорта. Это позволит планировать методику обучения всего класса, уделяя внимание каждому ученику. Но такое распределение может быть неправильно воспринято учениками. Для того, чтобы они не потеряли интерес к занятиям, в группе должен быть лидер, за которым бы тянулись бы остальные ученики.
В спортивных играх и различных эстафетах группы и команды целесообразно делать смешанными по силе, где каждый ученик вносит свой вклад в победу команды. Тогда более слабые будут стремиться достичь высоких спортивных результатов.
Игровой метод вызывает глубокий эмоциональный отклик и позволяет удовлетворить в полной мере двигательную потребность занимающихся, тем самым способствует созданию положительного эмоционального фона на занятиях и возникновению чувства удовлетворённости, что в свою очередь создаёт положительное отношение детей к занятиям физическими упражнениями .
В старшей школе индивидуальная работа должна быть направлена на то, чтобы как можно дольше сохранялся эффект от нагрузок, получаемых на уроках, и быстрее происходило восстановление организма.
Важно также, чтобы учащиеся не пропускали занятия, так как при больших перерывах физиологические реакции, вызванные физической нагрузкой, возвращаются к их исходному уровню, а в дальнейшем при отсутствии нагрузки даже оказываются ниже исходного. В этом случае происходит угасание условно-рефлекторных связей, которые лежат в основе формирования двигательных умений и навыков.
Поэтому эффективное педагогическое общение всегда должно быть направленно на формирование позитивного отношения к урокам физической культуры, на развитие у учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своём потенциале и ощущение успеха от достигнутого.
Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Алгоритм создания ситуации успеха на уроке:
На фоне эмоциональной комфортности снятия страха:
« Мы все пробуем, только так может получиться.»
« Люди учатся на своих ошибках и находят решения.»
Авансирование успешного результата:
« Я даже не сомневаюсь в успешном результате.»
« У тебя обязательно получится.»
Скрытое инструктирование ребёнка в способах деятельности:
« Возможно, лучше всего начать с …»
« Выполняя упражнение не забудь о …»
Внесение мотива:
« Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»
Персональная исключительность:
« Только ты и мог бы…»
« Ни кому , кроме тебя не могу доверить выполнение этого
Высокая оценка деталей:
« Тебе особенно удалось…»
« Больше всего мне в твоей работе понравилось…»
Мобилизация активности или педагогическое внушение:
« Так хочется поскорее увидеть…»
Учителю необходимо быть очень внимательным к успехам учащихся. Успех надо сразу же заметить и оценить. Практически каждого можно за что-либо похвалить : за выполнение упражнения, за хорошо проведённую разминку, за находчивость. Ученик, которого хвалят, испытывает к учителю особое чувство доверия. Слова одобрения усиливают в ребёнке чувство собственного достоинства, укрепляют уверенность в своих силах и желание увеличения физических нагрузок.
Применение метода создания ситуации успеха позволит добиться того, что на уроках физической культуры большинство учащихся станет заниматься с желанием.
А регулярные занятия по сохранению и укреплению здоровья, пропаганда здорового образа жизни, активная спортивная жизнь школы способствуют укреплению физической подготовленности учащихся.
Таким образом ,физическая культура должна стать универсальным средством оздоравливания обучающихся.
Доказано, что только здоровый человек, обладая хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высоким уровнем умственной и физической работоспособности, способен активно жить, преодолевать профессиональные и бытовые трудности, добиться успеха в современном, динамичном мире.
Список литературы:
Ильин Е.П. Психология физического воспитания. – М.: ЮНИТИ, 2004.
Нечаев А.П. Психология физической культуры. – М.: ИНФРА –М, 2004.
Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать? М.: «Просвещение»,1991.
Глассер У. Школы без неудачников. М.: «Вита Пресс», 2003.