АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ на уроках географии.

Гилева Лариса Владимировна

image

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УУД В НАЧАЛЕ УРОКА ИЛИ В ПРОЦЕССЕ ЕГО НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.

Информационная карта творческой разработки

Автор/ авторский коллектив

Гилева Лариса Владимировна, учитель географии и биологии.

Регион

ЯНАО

Полное наименование образовательной организации (учреждения)

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3»

Фамилия, имя, отчество руководителя образовательной организации, адрес официального сайта, электронная почта

Ямполец Наталия Ивановна

http://shd3school.ru/

sh3@salekhard.org

 

Наименование инновационной деятельности

Инновационные технологии на уроках географии.

 

Тема инновационной разработки

 

Актуализация знаний Универсальной Учебной Деятельности на уроках географии.

Цель работы

      Развитие ключевых образовательных компетентностей, повышение мотивации обучения, формирование исследовательских умений.

Задачи работы

·         Основная моя задача - мотивировать ученика в его занятиях географией. Повысить интерес к географии. 

·         повышать мотивацию учащихся к учению;

·         активизировать познавательную деятельность;

·         развивать мышление и творческие способности ребёнка;

·         формировать активную жизненную позицию в современном обществе.

Педагогические условия

На уроке создание возможности для диалога всех участников в процессе обучения. Исследовательская творческая деятельность. 

Классы

 

5-11

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualizatsiya_znaniy_na_urokah_geografii.docx651.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

 ул. Титова 19, г. Салехард,  Ямало-Ненецкий  Автономный округ, Россия, 629008

/факс (34922) 3-34-79, 3-37-22, E-mail: sh3@salekhard.org

ОКПО 39346654 ОГРН 1028900508560 ИНН 8901007221   КПП  890101001

C:\Users\иван\Desktop\Лариса\мои фото\IMG_20160305_093940.jpg

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УУД В НАЧАЛЕ УРОКА ИЛИ В ПРОЦЕССЕ ЕГО НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.

Информационная карта творческой разработки

Автор/ авторский коллектив

Гилева Лариса Владимировна, учитель географии и биологии.

Регион

ЯНАО

Полное наименование образовательной организации (учреждения)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3»

Фамилия, имя, отчество руководителя образовательной организации, адрес официального сайта, электронная почта

Ямполец Наталия Ивановна

http://shd3school.ru/

sh3@salekhard.org

Наименование инновационной деятельности

Инновационные технологии на уроках географии.

Тема инновационной разработки

Актуализация знаний Универсальной Учебной Деятельности на уроках географии.

Цель работы

      Развитие ключевых образовательных компетентностей, повышение мотивации обучения, формирование исследовательских умений.

Задачи работы

  • Основная моя задача - мотивировать ученика в его занятиях географией. Повысить интерес к географии. 
  • повышать мотивацию учащихся к учению;
  • активизировать познавательную деятельность;
  • развивать мышление и творческие способности ребёнка;
  • формировать активную жизненную позицию в современном обществе.

Педагогические условия

На уроке создание возможности для диалога всех участников в процессе обучения. Исследовательская творческая деятельность. 

Классы

5-11

Апробация

  • Разработала и провела урок ««Арктика – фасад

России», посвященный  работе первой в мире полярной научно-исследовательской станции «Северный полюс – 1» в 11классах.12.05.17г.

  • Организовала и провела городской

Географический марафон «Мир вокруг нас»,3.10.2017г

  • Работа в открытых городских интенсивных

школах. Проекты: «Ямальское небо» май 2016; «Серебро Ямала» ноябрь 2016г; «Солнечный луч» ноябрь2017г.

  • Выступление на городской конференции

30.08.2017г. «АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УУД В НАЧАЛЕ УРОКА ИЛИ В ПРОЦЕССЕ ЕГО.»

Актуальность

Географическое образование закладывает основы пространственного мышления, формирует экологическую культуру личности, способствует формированию социальной позиции учащегося, развитию комплексного стиля мышления, формированию целостной картины мира. В силу указанных причин, в методике преподавания географии ведётся поиск построения учебного процесса, обеспечивающего эффективное решение возникших проблем.

Краткое содержание

Единственный путь ведущий

 к знанию - это деятельность.

                             Бернар Шоу.

Мне хотелось бы предложить эффективные приемы для мотивации и актуализации на разных этапах уроках.

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность преподавателя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Творческая мастерская у каждого учителя, безусловно, своя. Каждый обладает большим разнообразием методических приемов, но необходимо использовать приемы, инновационные технологии, которые раскроют цель и задачи урока, повысят мотивацию к уроку, помогут глубже изучить данную тему и откроют ученикам новые горизонты знаний.

Краткое описание практики

1. Мотивационные приемы в начале урока можно использовать прием «Ситуация яркого пятна»

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.  

 2. Универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока: «Удивляй»

Формирует:

  • умение анализировать;
  • умение выделять и формулировать противоречие.

Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.

3. Актуализацию знаний можно начать с интеллектуальной разминки в начале урока— два-три не слишком сложных вопроса на размышление.

Разминку можно проводить по-разному:

  • Что лишнее?
  • Обобщить – что это …
  • Что пропущено – логическая цепочка
  • Какое слово скрывается и так далее.

        Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске или оформляются в виде мультимедийной презентации и учащимся задаются вопросы. Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.

4.  Приём, «Я беру тебя с собой» направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.

Формирует:

  • умение объединять объекты по общему значению признака;
  • умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;
  • умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;

умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.

5. Прием: «ЛОВИ ОШИБКУ!»

Объясняя  материал, преподаватель намеренно допускает ошибки. Учим ребят не терять внимание. Сначала учащиеся заранее предупреждаются об этом. Иногда им можно даже подсказывать «опасные места» интонацией или жестом. Научите учащихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, когда оно требуется.        Поощряйте внимание и готовность вмешаться!                Учащийся получает текс, схему,  со специально допущенными ошибками. Учащимся нравиться быть в роли учителя.

6. При закреплении, обобщение учебного материала поможет прием учебной работы, «СВОЯ ОПОРА – ШПАРГАЛКА» в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях . В шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга; 

  • количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).   Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги, происходит награждение победителей. 

7. Приём: «Отсроченная отгадка» направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

Формирует:

  • умение анализировать и сопоставлять факты; умение определять противоречие; умение находить решение имеющимися ресурсами.

1 вариант приема. В начале урока преподаватель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

2 вариант приема Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

            8. Приём: «Хорошо-плохо» направленный, на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие.

Формирует:

  • умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
  • умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);
  • умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.

9.  Прием:  «ЖОКЕЙ И ЛОШАДЬ»

Группа делится на две части: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Этот прием применим даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по аудитории, это требует определённой сформированности культуры поведения

10. Прием: «ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ» 

Прочитав абзац, учащиеся выстраивают суждения, составляют вопрос и записывают его в тетрадь. Можно использовать прием толстых и тонких вопросов. Этот прием развивает познавательную деятельность учащихся, их письменную речь.

11. Прием «Сорбонка» предназначен  для заучивания географических дат, всевозможных определений, географических открытий, и  т.д. На одной стороне карточки записывается понятие, слово, дата, а на другой – ответ. Учащийся перебирает карточки, пытается дать ответ и тут же проверяет себя. Анимированный вариант сорбонки может сделать это процесс запоминания более привлекательным и разнообразным. Объектами запоминания могут быть не только слова, даты, термины, но и карты и другие наглядные объекты. 

12. Учебный мини-проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Исследовательский мини-проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Оно включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос. Учащиеся могут сами выбрать возрастную группу для опроса в зависимости от поставленной перед ними задачи или группу для опроса определяет преподаватель (этот вариант более приемлем на первоначальном этапе, когда ребята только знакомятся с такой формой работы).

13. Данный прием «РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ» является инновационным инструментарием, формирующим как традиционные предметные образовательные результаты, так и новые – личностные и метапредметные результаты образования. Ситуационные задачи – это задачи, позволяющие учащемуся  осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Кроме этого, такая задача имеет не традиционный номер, а красивое название, отражающее ее смысл. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы учащемуся захотелось найти на него ответ. 

В чём результат для учащихся

      Развитие ключевых образовательных компетентностей, повышение мотивации обучения, формирование исследовательских умений. Это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала на уроках географии. Инновационные технологии - деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это - деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Это применение предметных знаний по географии в повседневной жизни.

В чём результативность для педагогов

        Повышение профессиональной компетентности учителей. Инновационные технологии с точки зрения учителя рассматриваются  как   интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки у обучающихся. Подготовка к деятельности в условиях новых образовательных стандартов. Объединение педагогических подходов для формирования успешности образовательной деятельности.

Прогноз о результатах спроса на получение результата (продукта)

В связи с реализацией ФГОС данная тема будет актуальна. Приобретенные учащимися навыки учебной, творческой и исследовательской проектной деятельности будут востребованы в течение всей жизни.


 

Комментарии

Коряк Наталья Григорьевна

спасибо