Историческая память как основа сохранения духовных и культурных традиций жизни
Опубликовано 22.10.2017 - 17:55 - Гончаренко Оксана Юрьевна
«Пусть подвиг новомучеников и исповедников Российских поможет всем нам, каждому на своем месте – и Патриарху, и митрополитам, и архиепископам, и епископам, и священникам, и диаконам, и прислужникам, монахам и мирским – нести свой крест и свое служение так, чтобы не посрамилось имя Божие».
Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси
Литература, музыка, живопись, научные достижения XIX века, большинство из того, чем мы сегодня гордимся было создано при династии Романовых. На протяжении всего XIX века социально-экономическая и культурная жизнь России расцветала, но в тоже время происходил отход от духовных ценностей к материальным. Это эпоха, когда большое число представителей интеллигенции отходило от Православной Церкви. Крещение, венчание и отпевание по-прежнему происходили в храме, но посещать храм каждое воскресенье считалось среди лиц высшего света едва ли не дурным тоном. Отход интеллигенции от Православия увеличивал разрыв между ней и народом. Церковь переставала быть авторитетной в глазах власти и в глазах народа, ослаблялось ее духовное влияние. В результате уже начиная с XIX века русское Православие не смогло противостоять нашествию богоборческих идеологий. В результате, к веку ХХ Русская Православная Церковь подошла измученной, ослабленной.
А.И. Солженицын так описывал духовное состояние церковного народа в начале ХХ века: «Стоит всем видимая могучая православная держава, со стороны – поражает крепостью. И храмы наполнены по праздникам, и гремят дьяконские басы, и небесно возносятся хоры. А прежней крепости – не стало. Светильник всё клонится и пригасает, а жизнь верующих вялеет.»
Часть православной общественности сознавала угрозу грядущих катастроф. Своими трудами они хранили чистоту православия и святоотеческие традиции. Молитвенники с болью воспринимали нестроения в жизни Церкви, оскудение веры в обществе и прозорливо предчувствовали приближение грядущего богоборчества в свете действия Промысла Божиего.
Духовный писатель, новомученик Евгений Поселянин в 1900 г. написал о святителе Филарете (Дроздове), митрополитом Московским и Коломенским,: «Бог послал Филарета Русской Церкви, чтоб пред теми днями, когда умножаются лжеучения, отлить содержание Православия в металлические, незыблемые формы, ясности очертаний которых нельзя закрыть от глаз тех, кто прежде всего станет искать в жизни верности своей Церкви».
Эти слова могли быть сказаны и о других подвижниками веры XIX – начала XXв.
В 1917 г. в России прогремела революция. Религия была объявлена «опиумом для народа», на Церковь обрушились свирепые гонения. В конце 1917 года большевики отобрали у Церкви землю, имущество, учебные заведения. 20 января 1918 года Ленин подписал декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», где сказано: «Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют… Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием». Конфискуются церковные здания и богослужебные предметы, которые верующие могут получать у государства только «в пользование»; церковная организация и иерархия не признаются законом, закрываются духовные учебные заведения, начинаются гонения на верующих. Во исполнение этой директивы по всей стране начались разгромы и ограбления храмов, преследование духовенства. Точное число репрессированного духовенства неизвестно, но предположительно превышает один миллион человек. Среди принявших смерть за исповедание христианства – около 200 епископов и от 300 до 380 тысяч священников.
Патриарх Тихон обличает кровавые беззакония в послании от 19 января 1918 года: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это – поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню гееннскому в жизни будущей – загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей – земной… Анафематствуем вас…»
Самый большой и страшный террор был с 1937 по 1941 г. В этот период было расстреляно духовенства 110 700 человек. Осталось несколько десятков священников на всю Россию. К 1941 г. в России оставалось 150 действующих храмов. Всего 10 монастырей вместо тысяч обителей, существовавших до революции.
Но под натиском антихристианской и раскольнической пропаганды гонимая Русская Церковь не отступила, великий сонм мучеников и исповедников Христовой веры свидетельствовал о ее силе и святости. Какое великое противостояние оказала она, когда все силы ада обрушились на нее! Богоборческому режиму не удалось сломить духовные силы народа. Тысячи простых верующих оказались великими героями, храня веру, с каким самопожертвованием прошли они свой жизненный путь.
Архимандрит Георгий (Шестун) сказал такие слова: «Господь скорбями нас проверяет: верны ли мы Ему? Одно из качеств православного христианина – умение страдать и в этих страданиях видеть глубокий смысл. Но страданий не ищут специально. Русский народ вовсе не искал мученичества. Но когда Господь попустил годину испытаний, народ их принял как должное и остался в исповедании своем верен Христу. И каждый из нас сегодня делает выбор сопричастности или отвержения этого подвига.»
Источники:
http://ruskline.ru/analitika/2011/06/02/russkaya_p...
http://nikita-byvalino.ru/news?nid=1242
http://www.psihdocs.ru/hristianskie-temi-v-tvorche...