Мастер-классы
Учитель года России – 2017: мастер-классы позади
Дарья Неривенько
Второй соревновательный тур 28-го Всероссийского конкурса «Учитель года России» начинается с испытания «Мастер-класс». Своими профессиональными умениями делятся 15 учителей, ставших лучшими по итогам первого конкурсного уровня.
Первый ряд у сцены актового зала школы № 100 выделен для Большого жюри. Жюри, образовавшееся из выбывших участников, рассажено по всему залу. С каждым учителем на сцену, за парты приглашается фокус-группа из шести человек, все тех же выбывших участников, которая и становится непосредственной аудиторией презентующего. За пять минут до конца отведенного времени (20 минут) ведущая испытания звонит в маленький колокольчик, тем самым обозначая, что время на исходе. Такая же процедура повторяется и за минуту до завершения мастер-класса. Порядок выхода участников на сцену был определен днем ранее на концерте, посвященном подведению итогов первого этапа.
Первой на сцене с девизом: «Умей удивлять и удивляться» - появляется учитель географии из Новосибирской области Светлана Королькова. Предлагая тему «Природные заповедники», она наглядно сравнивает две модели обучения: ребенок перерабатывает информацию сам и ребенок делает это в группе. Прослушав краткую теоретическую часть, учителя-ученики встают в круг, получая по планшету с листочком. После каждого вопроса, ответы на которые записываются в этот листочек, планшеты передаются по часовой стрелке. Получивший планшет имеет право исправить оценку предыдущего.
Этим Светлана Викторовна показывает, что работа в группе проходит намного быстрее, чем по одному. Далее учитель предлагает применить полученные знания на практике – сделать мини-работу по заготовкам. По итогам презентации проекта представитель Новосибирска предложила вынести знания и в реальную жизнь посредством поста в социальных сетях. Вопросы жюри также не составили сложностей для географа.
Кандидат биологических наук, москвич Иван Смирнов на своем мастер-классе затрагивает тему человеческой невнимательности к растениям, которые составляют 99,7% живой природы. Его аудитория делится на пары. Каждая получает информацию, с помощью которой участники должны угадать, какие изобретения были созданы по образу растений. Иван Алексеевич рассказывает о том, что раньше инженеры-архитекторы брали от деревьев только форму и строение, но теперь они углубились в исследования структуры дерева и даже могут строить дома, используя эти нанознания. Вопросов по представленному материалу было много, но на все члены жюри получили исчерпывающие ответы.
Ирина Дмитриева, учитель начальных классов из Курска, представила памятку для детей, родителей и педагогов по подготовке к Всероссийской проверочной работе (ВПР). Фокус-группа делится на три подгруппы: четвероклассники, их родители и педагоги. Каждые разрабатывают статью для стенгазеты с советами от лица своей подгруппы. Ирина Алексеевна быстро отвечает на все возникшие вопросы и, улыбаясь, спускается со сцены.
Завтра состоится следующее испытание второго тура – «Педагогический совет». Темы педагогических советов уже объявлены и звучат следующим образом: «Инклюзивная культура в школе: личностные качества и профессиональные компетенции педагога» (ведущая педсовета – Алла Головенькина, абсолютный победитель конкурса 2014 года), «Современные образовательные технологии: как определить их эффективность и адекватность?» (ведущий – Сергей Кочережко, абсолютный победитель конкурса 2015 года) и «Интеграция основного и дополнительного образования: возможности и риски» (ведущая – Алла Волкова, победитель конкурса 2015 года).
- Мне нравится (2)