Профилактика жестокого обращения с детьми в семье
Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogam_o_zhestkom_obrashchenii_s_detmi_v_seme.docx | 66.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для педагогов и
специалистов образовательных учреждений
по профилактике жестокого обращения с детьми в семье
Н. В. Мануилова,
социальный педагог Центра «СемьЯ»
Информация подготовлена по материалам
методического пособия «Замещающая семья»
Дети и подростки являются наиболее уязвимой, незащищенной часть нашего общества. Жестокое обращение с ними, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред их здоровью, и физическому, и психическому, но также имеет тяжелые социальные последствия. Результаты криминологических и психологических исследований показывают, что несовершеннолетние обладают повышенной "предрасположенностью" стать при определенных обстоятельствах жертвой преступлений.
Дети крайне редко сами сообщают о том, что подвергаются жестокому обращению по ряду причин:
- ребенок не видел другого отношения и не понимает, что над ним совершают насилие;
- насильник запугивает ребенка;
- насильником является человек, которого ребенок любит и боится разрушения с ним отношений.
Выделяют 4 вида жестокого обращения с детьми:
1. физическое насилие;
2. сексуальное насилие;
3. психическое насилие;
4. пренебрежение к интересам и нуждами ребёнка.
1. Физическое насилие над детьми – нанесение ребенку родителями (лицами, их заменяющими), либо ответственными за воспитание и другими лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие или лишают жизни. Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом). В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используются различные виды физического наказания – от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие – это действительно физическое нападение (истязание), оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психологической травмой. Поэтому, если телесные наказания приводят к нарушению здоровья, развития, а также психологического благополучия ребенка, их следует расценивать как физическое насилие.
Влияние на ребенка (поведенческие и психологические индикаторы):
- при повреждении любых органов тела наблюдается расстройство эмоциональной сферы, задержка развития, малоподвижность;
- дети могут становиться агрессивными, тревожными, что проявляется в отношениях с другими людьми;
- могут быть необычайно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками;
- страх физического контакта, боязнь идти домой;
- тревога (когда плачут другие дети), тики, сосание пальцев, раскачивание.
Медицинские индикаторы физического насилия над ребенком:
1. Раны и синяки:
- разные по времени возникновения;
- в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно);
- непонятного происхождения;
- имеют особую форму предмета (например, имеет форму пряжки ремня, ладони, прута).
2. Отказ от медицинской помощи, противоречивые показания о происхождении повреждений.
3. Повторяющаяся госпитализация.
2. Сексуальное насилие над детьми – любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции. Это:
- ласка, эротизированная забота;
- демонстрация половых органов, использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослого;
- изнасилование с применением силы, орально-генитальный контакт;
- сексуальная эксплуатация (порнографические фотографии с детьми);
- проституция.
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой, находясь в зависимости от взрослого, и не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия.
Влияние на ребенка:
- расстройства эмоциональной сферы (повышенная тревожность, частые смены настроения, подавленность, склонность к слезам, вспышки агрессии, раздражительность, тревожность, депрессия, нарушение самооценки, злость, чувство вины и стыд);
- нарушения взаимоотношений (чувство одиночества, изолированность);
- заниженная самооценка, неуверенность в своих силах, чувство беспомощности (это чувство усиливается, если ребенок делает попытки прекратить насилие, сообщить о происходящем, но встречает непонимание и даже гнев со стороны взрослых, к которым он обращается за помощью);
- ребенок жалуется на зуд, воспаление, боль в области гениталий;
- девочка может забеременеть;
- ребенок может заболеть болезнями, передающимися половым путем;
- скрывает свой секрет (сексуальные отношения со взрослыми или со сверстником) из-за беспомощности и привыкания, а также угрозы со стороны обидчика.
Если имеет место хотя бы один из перечисленных признаков, то необходимо обратиться за помощью.
3. Психологическое (эмоциональное) насилие над детьми - постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относится также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.
Виды психологического (эмоционального насилия):
- обвинение в адрес ребенка (брань, крики);
- принижение его успехов, унижение его достоинства;
- отвержение ребенка;
- длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;
- принуждение к одиночеству;
- совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;
- похищение ребенка;
- причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.
Влияние на ребенка:
- задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);
- импульсивность, вспыльчивость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;
- попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков);
- уступчивость, податливость;
- склонность к уединению, неумение общаться;
- плохая успеваемость;
- агрессивность;
- ночные кошмары, нарушения сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;
- депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.
4. Пренебрежение к интересам и нуждам ребенка - отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц их заменяющих.
Влияние на ребенка (поведенческие и психологические индикаторы):
- не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес; постоянно голодает, попрошайничает или крадет пищу;
- брошенный, без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;
- нет прививок, нуждается в услугах зубного врача;
- санитарно-гигиеническая запущенность;
- отставание в физическом развитии;
- не ходит в школу, прогуливает школу, приходит в школу слишком рано и уходит из нее слишком поздно;
- устает, апатичен, отклонения в поведении, склонен к вандализму.
Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно - ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Отрицательными последствиями для здоровья являются: потеря или ухудшение функции какого-либо органа, развитие заболевания, нарушение физического или психического развития. Из 100 случаев физического насилия над детьми примерно 1-2 заканчиваются смертью жертвы насилия. Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и усилий требуется для того, чтобы залечить душевные раны, психику пострадавшего ребенка.
Факторы риска, способствующие жестокому обращению с детьми:
- неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;
- наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
- безработица, постоянные финансовые трудности;
- постоянные супружеские конфликты;
- статус беженцев, вынужденных переселенцев;
- низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;
- нежеланный ребенок;
- умственные, физические недостатки ребенка;
- ребенок с «трудным» поведением.
Ребенок может подвергаться жестокому обращению со стороны родителей и в благополучных семьях, не состоящих на различных профилактических учетах. Рост насилия в отношении детей обнаруживает связь с общим возрастанием количества насильственных преступлений в обществе. Разрешить эту проблему можно только при совместной работе педагогов, родителей, всех взрослых, ответственных за воспитание детей. Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего их развитие происходит с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.
Безусловно, педагог должен знать законы о защите прав ребенка. Социально-правовые аспекты регулирования жестокого обращения с детьми и подростками закреплены в Конвенции ООН о правах ребёнка, в Семейном и Уголовном Кодексах РФ.
Извлечения из Конвенции ООН о правах ребенка
Статья 6.
1 Государства - участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.
2. Государства - участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Статья 16.
1. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию.
2. Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства.
Статья 19.
Государства - участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежною обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.
Статья 24.
1. Государства - участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства - участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения.
2. Государства-участники добиваются полного осуществления данного права и в частности принимают необходимые меры для:
а) снижения уровней смертности младенцев и детской смертности;
b) обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи;
с) борьбы с болезнями и недоеданием, в том числе в рамках первичной медико-санитарной помощи, путем, среди прочего, применения легкодоступной технологии и предоставления достаточно питательного продовольствия и чистой питьевой воды, принимая во внимание опасность и риск загрязнения окружающей среды;
d) предоставления матерям надлежащих услуг по охране здоровья в дородовой и послеродовой периоды;
е) обеспечения осведомленности всех слоев общества, в частности родителей и детей, о здоровье и питании детей, преимуществах грудного кормления, гигиене, санитарии среды обитания ребенка и предупреждения несчастных случаев, а также их доступа к образованию и их поддержки в пользовании таких знаний;
f) развития просветительной работы и услуг в области профилактической медицинской помощи.
3. Государства - участники принимают любые эффективные и необходимые меры с целью упразднения традиционной практики, отрицательно влияющей на здоровье детей.
4. Государства - участники обязуются поощрять международное сотрудничество и развивать его с целью постепенного достижения полного осуществления права, признаваемого в настоящей статье. В этой связи особое внимание должно уделяться потребностям развивающихся стран.
Статья 27.
1. Государства - участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.
2. Родитель (и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка.
3. Государства - участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.
4. Государства - участники принимают все необходимые меры для обеспечения восстановления содержания ребенка родителями или другими лицами, несущими финансовую ответственность за ребенка, как внутри государства - участника, так и из-за рубежа. В частности, если лицо, несущее финансовую ответственность за ребенка, и ребенок проживают в разных государствах, государства - участники способствуют присоединению к международным соглашениям или заключению таких соглашений, а также достижению других соответствующих договоренностей.
Статья 34.
Государства - участники обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения. В этих целях государства - участники, в частности, принимают на национальном двустороннем и многостороннем уровнях все необходимые меры для предотвращения:
а) склонения или принуждения ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности;
b) использование в целях эксплуатации детей в проституции или в другой незаконной сексуальной практике;
c) использование в целях эксплуатации детей в порнографии и порнографических материалах.
Статья 35.
Государства - участники принимают на национальном двустороннем и многостороннем уровнях все необходимые меры для предотвращения похищения детей, торговли детьми или их контрабанды в любых целях и в любой форме.
Статья 36.
Государства – участники защищают ребенка от всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка.
Статья 37.
Государства - участники обеспечивают, чтобы:
а) ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания. Ни смертная казнь, ни пожизненное тюрем нос заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет;
b) ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом. Арест, задержание или тюремное заключение ребенка осуществляются согласно закону и используются лишь в качестве крайней меры и в течение как можно более короткого соответствующего периода времени;
с) каждый лишенный свободы ребенок пользовался гуманным обращением и уважением неотъемлемого достоинства его личности с учетом потребностей лиц его возраста, в частности, каждый лишенный свободы ребенок должен быть отделен от взрослых, если только не считается, что в наилучших интересах ребенка этого делать не следует, и иметь право поддерживать связь со своей семьей путем переписки и свиданий за исключением особых обстоятельств;
d) Каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи, а также право оспаривать законность лишения его свободы перед судом или другим компетентным, независимым и беспристрастным органом и право на безотлагательное принятие ими решения в отношении любого такого процессуального действия.
Статья 39.
Государства – участники принимают все необходимые меры для того, чтобы содействовать физическому или психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребёнка, являющегося жертвой: любых видов пренебрежения, эксплуатации и злоупотребления, пыток или любых других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооружённых конфликтов. Такое восстановление и реинтеграция должны осуществляться в условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и достоинство ребёнка.
Извлечения из Семейного кодекса РФ
Статья 56. Право ребенка на защиту.
1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.
Защита своих прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.
Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.
2. Ребенок имеет право на защиту со стороны родителей (лиц, их заменяющих).
При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.
Статья 65. Осуществление родительских прав.
1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительные, жестокие, грубые, уничтожающие человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.
Извлечения из уголовного кодекса РФ
Статья 105. Убийство.
Статья 106. Убийство матерью новорождённого ребёнка.
Статья 110. Доведение до самоубийства.
Статья 111. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью.
Статья 116. Побои.
Статья 117. Истязание.
Статья 121. Заражение венерической болезнью.
Статья 126. Похищение человека.
Статья 127.1 Торговля людьми.
Статья 127.2 Использование рабского труда.
Статья 130. Оскорбление.
Статья 131. Изнасилование.
Статья 132. Насильственные действия сексуального характера.
Статья 133. Понуждение к действиям сексуального характера.
Статья 134. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 14-летнего возраста.
Статья 135. Развратные действия.
Статья 150. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления.
Статья 230. Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ.
Педагог должен знать признаки, характерные для различных видов насилия, в том числе физические повреждения и поведенческие отклонения, особенности поведения родителей или законных представителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку, правила организации общения, установления контакта с ребенком, умение внимательно выслушать ребенка, независимо от того подтверждает или отрицает он жестокое обращение.
Памятка для педагогов
Что делать, если ребенок сообщает о насилии над ним
- Отнеситесь к ребенку серьезно.
- Попытайтесь оставаться спокойными.
- Успокойте и поддержите ребенка словами: «Хорошо, что ты мне сказала. Ты правильно сделала», «Ты в этом не виновата», «Не ты одна попала в такую ситуацию, это случается и с другими детьми».
- Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».
- Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего обидчика или сердится на него (он может оказаться членом семьи, родителем или опекуном).
- Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.
- Следите за тем, чтобы не давать обещаний, которые вы не можете исполнить (например, «Твоя мама не расстроится» или «С тем, кто тебя обидел, ничего не сделают»).
Если ребенок говорит об этом в классе:
- Покажите, что вы приняли это к сведению (например: «Это очень серьезно. Давай мы с тобой поговорим об этом позже»), и смените тему.
- Организуйте разговор с ребенком наедине и чем скорее, тем лучше (на ближайшей перемене).
После раскрытия:
- Поговорите с коллегой или с кем-нибудь, кому вы доверяете, о своих чувствах. Такие случаи всегда тяжело переживаются. Вам тоже нужна поддержка.
- Узнайте, сможете ли вы получить информацию о состоянии расследования, о принятых мерах и т.д., и если сможете, то как.
- Поддерживайте связь с ребенком, которому необходима постоянная поддержка (например, скажите ему: «Если захочешь поговорить, я в твоем распоряжении»).
- Уважайте право ребенка на уединение, не выдавая его другим школьным работникам и ученикам.
- Помните, если вы подозреваете, что ребенок подвергся любому насилию, вы ответственны перед законом и должны сообщить об этом.
Что должен знать и уметь педагог для оказания помощи ребенку,
пострадавшему от жестокости и насилия
- Законы о защите прав ребенка.
- Организации, куда можно обратиться для защиты ребенка (органы внутренних дел, здравоохранения, опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, общественные правозащитные организации).
- Учреждения, оказывающие психологическую помощь детям (ППМС-Центры), номера “Телефонов Доверия”.
- Последовательность своих действий в случае жестокости и насилия.
- Признаки, характерные для различных видов насилия, в том числе физические повреждения и поведенческие отклонения.
- Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку.
- Последствия жестокого обращения, насилия: психологические, эмоциональные, интеллектуальные, поведенческие и пр.
- Быть честным с семьей, стараться подробно разъяснить родителям причину разговора с ними
- Правила организации общения, установления контакта, уметь внимательно выслушать ребенка, независимо от того подтверждает или отрицает он жестокое обращение и общаться с детьми.
- Знать и уметь дать профессионально грамотные рекомендации родителям, дети которых подверглись жестокому обращению или насилию со стороны взрослых или сверстников.
Последовательность действий педагога образовательного учреждения
- Постараться разговорить ребенка, установить контакт, доверительные отношения с ним, оказать эмоциональную поддержку. Здесь необходимо учесть, что взрослый должен продемонстрировать по отношению к ребенку интерес, дружелюбие, искренность, теплоту и эмпатию. В таком случае ребенок почувствует, что данный человек действительно слышит и понимает его мысли и чувства.
- Осмотреть повреждения. Не отправлять домой, если он боится туда возвращаться.
- Если нет возможности устроить его на ночлег к родственникам или в другое безопасное место необходимо обратиться:
- в полицию или прокуратуру, если действия родителей являются преступными. Чаще всего имеет место сочетание ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию ребенка с жестоким обращением;
- в травмпункт или другое медицинское учреждение, чтобы зафиксировать травмы;
- в орган опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, если родители относятся к группе риска по алкоголизму, наркомании или психическим заболеваниям и невозможно их обучить родительским навыкам;
- на консультацию к психологу, социальному педагогу с целью:
проведения диагностического обследования ребенка и всей семьи (установление причин имеющихся у ребенка нарушений: домашнее насилие, алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение родителей, психические заболевания);
организации и проведения блока коррекционных занятий с ребенком и родителями по обучению навыкам адекватного взаимодействия в условиях семейного воспитания;
обучения родителей ненасильственным методам воспитания, приемам релаксации и способам снятия нервно-психического напряжения.
Если ребенок (подросток) сообщает, что подвергается насилию, то:
- поверьте ему. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если он рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию;
- не осуждайте его. Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ваш ребенок;
- внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания;
- не преуменьшайте его боли, говоря, что "не случилось ничего страшного, все пройдет...";
- не отвергайте его: если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то это может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.
Особенности поведения родителей или лиц их заменяющих, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку
- Противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее.
- Нежелание, либо позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица.
- Обвинение в травмах самого ребенка.
- Неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению.
- Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка.
- Невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком.
- Обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка.
- Рассказы о том, как их наказывали в детстве.
- Признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и пр.).
Схема выявления нарушений в поведении ребенка
(дошкольного и младшего школьного возраста), пострадавшего от насилия, в результате установления которых следует обратиться к психологу
Характер нарушений поведения | Проявления нарушений поведения |
Агрессивность | - ребенок ломает игрушки или постройки; ссорится со сверстниками |
Негативизм | - делает все наоборот; отказывается даже от интересной игры; - говорит часто слова "не хочу" или "не буду" |
Демонстративность | - отвлекается на занятиях, утрирует движения взрослых и сверстников, стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятий; - делая все наоборот, наблюдает за реакцией окружающих |
Эмоциональная отгороженность | - с трудом включается в коллективную игру; - избегает смотреть в лицо собеседнику; - когда все дети вместе, стремится уединиться; занят своим делом и не замечает окружающих |
«Псевдоглухота» | - не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает содержание требования |
Вспыльчивость | - бросает игрушки, может нагрубить взрослым, обидеть сверстников |
Обидчивость (эмоциональная неустойчивость) | - болезненно реагирует на замечания окружающих; - обижается при проигрыше в игре; - чаще наблюдается недовольное выражение лица |
Конфликтность | - сам провоцирует конфликт; - не учитывает желаний и интересов сверстников в совместной деятельности |
Нерешительность | - отказывается от ведущих ролей в играх; - избегает ситуации устного опроса на занятии; - не отвечает, хотя знает ответ |
«Дурашливость» | - реагирует смехом на замечания взрослых; - дурачится; передразнивает; - похвала или порицание не оказывают значительного изменения на поведение ребенка |
Страхи | - страх пылесоса; страх собаки; страх новых людей в новой ситуации; страх остаться одному; страх темноты; страх природных явлений (гроза, порывы ветра и др.) |
Тревога | - блуждающий, отстраненный взгляд; - ребенок не может объяснить причины избегающего поведения; - неожиданно вздрагивает, проявляет немотивированную боязливость, осторожность; - спит вместе с родителями |
Скованность | - двигательно скован, неловок в новой ситуации |
Заторможенность | - не знает чем заняться; бездеятельно смотрит по сторонам; - говорит слишком тихо; - темп действий замедлен; при выполнении заданий по сигналу запаздывает |
Эгоцентричность | - считает что все игрушки, все конфеты для него; - стремится навязать свою игру детям |
Избегание умственных усилий | - не смотрит мультфильмы; - быстро устает от доступного по возрасту умственного задания |
Дефицит внимания | - смотрит по сторонам на занятии; - приходится повторять задание по несколько раз; - переспрашивает условия выполнения задания |
Двигательная расторможенностъ (гиперактивность) | - поспешно планирует собственные действия; - может встать на первой половине занятия, когда другие дети еще сидят; - темп действий убыстрен; количество действий избыточно (много лишних движений и пр.); - быстро возбуждается и медленно успокаиваемся от шумной игры; действует раньше установленного сигнала |
Речевая расторможенность | - говорит слишком громко, темп речи убыстрен; - переговаривается на занятии, не смотря на замечания взрослого |
Непонимание сложных словесных инструкций | - путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции взрослого |
Непонимание простых словесных инструкций | - ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания |
Сниженная работоспособность (умственная) | - быстро устает от задания, требующего умственной активности |
Пониженная работоспособность (физическая) | - быстро устает на прогулке; - устает от физической нагрузки; - наблюдается снижение работоспособности в начале занятия |
Психолого-педагогические правила организации общения
между учителем и учениками
1. Будьте внимательны к своим ученикам, отмечайте малейшие изменения в их поведении, любые отклонения от нормы. Пристального внимания учителей и родителей требуют резкие (“вдруг” возникшие) изменения в поведении.
2. Обратите внимание на изменение работоспособности ученика (не может продолжительное время работать без отвлечений и ошибок из-за быстро нарастающего утомления).
3. В любой ситуации проявляйте терпение, доброжелательность по отношению к ученику.
4. Будьте объективны не только в оценке ученика, но и в сложившейся ситуации. Не поддавайтесь эмоциям, чувствам, которые мешают решению проблемы.
5. Всегда чувствуйте психологическую атмосферу в классе. Для этого необходимо:
- наблюдать за детьми и обращать внимание на их поведение;
- понимать выражение глаз ребят, их мимику, жесты;
- уметь сопоставлять психологическую атмосферу сегодняшнего дня со вчерашней.
6. Искренне интересуйтесь жизнью своих учеников. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям детей: не придирайтесь, не пытайтесь переделать, не критикуйте, чаще хвалите!
7. Будьте бдительны! Не оставляйте без внимания особенности поведения родителей и детей! Отнеситесь к детям, подвергшимся насилию или жестокому обращению, с любовью, лаской, добротой.
Анкета
по выявлению характера взаимоотношения в семье, склонности к домашнему насилию, представлений детей о видах и причинах насилия в семье и способах защиты (рекомендуется проводить анонимно, рассчитана на учащихся 4-11 классов).
№ п/п | Вопросы анкеты | Варианты ответов | Итоги |
1. | Как часто ты проводишь свободное время со своими родителями | Каждый день | |
1 раз в неделю | |||
1 раз в месяц | |||
Другое: | |||
- редко | |||
- как придется | |||
- когда есть время | |||
- в выходные | |||
2. | Кому из членов семьи ты мог бы доверить свои секреты | Маме | |
Папе | |||
Брату | |||
Сестре | |||
Бабушке | |||
Дедушке | |||
Никому | |||
Кому-то другому: | |||
- подруге (другу) | |||
- двоюродной сестре | |||
- тете | |||
- опекунам | |||
- домашнему животному (кошке) | |||
3. | За что наказывают тебя твои родители? | За плохие отметки в школе | |
За пропуски занятий | |||
За то, что не прибрал(а) в квартире | |||
За то, что не вовремя вернулся(ась) вечером с прогулки | |||
За плохое поведение | |||
Другое: - «за вранье» | |||
4. | Какой вид наказания чаще всего используют твои родители? | Ругают за поступок | |
Бьют | |||
Лишают карманных денег | |||
Не разрешают общаться с друзьями (подвергают домашнему аресту) | |||
Запрещают смотреть телевизор, играть на компьютере | |||
ставят в угол | |||
Никогда не наказывают | |||
Другое | |||
5. | Согласен ли ты с методами наказания своих родителей? | Да | |
Часто согласен | |||
Редко согласен | |||
Нет | |||
6. | Будешь ли ты наказывать своих детей, когда станешь взрослым? | Да | |
Нет | |||
За что? | За что? | ||
- за плохое поведение | |||
- за плохие отметки | |||
- за вредные привычки | |||
Другое | |||
7. | По твоему мнению насилие-это | Унижение одного человека другим | |
Причинение физического вреда другому человеку | |||
Подчинение себе другого человека | |||
Другое | |||
8 | Как ты относишься к насилию | Осуждаю насилие | |
Скорее осуждаю, чем нет | |||
Отношусь нейтрально | |||
Допускаю, что в некоторых случаях оно возможно | |||
Решительно отстаиваю права детей, мужчин, пожилых людей | |||
9. | Как ты думаешь, какие виды насилия встречаются в современной семье? | Физическое насилие | |
Психологическое насилие | |||
Сексуальное насилие | |||
Экономическое насилие | |||
10 | Кто из членов семьи чаще всего по твоему мнению, подвергается насилию? | Младшие братья и сестры | |
Старшие братья и сестры | |||
Мама | |||
Папа | |||
Дедушка, бабушка | |||
Домашние животные | |||
11. | Ты считаешь наказание детей в семье -это насилие? | Да | |
Скорее да, чем нет | |||
Нет | |||
Скорее нет, чем да | |||
12. | Какое наказание ты расцениваешь как насилие над ребенком | Оскорбление словами | |
Физическое воздействие | |||
Лишение удовольствия | |||
Запрет на деятельность, приносящую удовлетворение | |||
Другое: - сексуальное домогательство | |||
13. | Что, по твоему мнению, может быть причиной насилия в семье? | Жизненные проблемы | |
Неурядицы на работе | |||
Демонстрация насилия печатных и телевизионных СМИ | |||
Склонность личности к насилию | |||
Неуравновешенность эмоциональной сферы (эмоциональные срывы) | |||
Ситуация безысходности и отчаяния | |||
Алкоголизм родителей | |||
Другое | |||
14. | Считаешь ли ты себя жертвой насилия? | Да | |
Скорее да, чем нет | |||
Нет | |||
Скорее нет, чем да | |||
15 | Какому виду насилия ты подвергался? | Физическое насилие | |
Психологическое насилие | |||
Экономическое насилие | |||
Сексуальное насилие | |||
16. | Что, по твоему мнению нужно сделать, чтобы избежать насилия? | Не знаю | |
17 | Ощущаешь ли ты себя защищенным и любимым в своей семье? | Да Нет | |
Не всегда | |||
18 | В какие учреждения можно обратиться, если человек стал жертвой семейного насилия? | Милиция | |
Социальные службы | |||
Центр помощи семье и детям | |||
Суд | |||
Телефон доверия | |||
Медицинские учреждения | |||
19 | Какие правовые документы по защите семьи от насилия существуют в нашем законодательстве? | Конституция | |
Семейный кодекс | |||
Уголовный кодекс | |||
Гражданский кодекс | |||
Декларация прав человека | |||
Конвенция о правах ребенка | |||
20. | Нужны ли психологические тренинги и беседы по проблеме домашнего насилия. Если да. То для кого именно? | Для жертв насилия | |
Для членов семьи. Выступающих в качестве насильников | |||
Для тех и для других | |||
Для людей, еще не столкнувшихся с этой проблемой |
Памятка для родителей
Что вы должны сделать, чтобы защитить ребенка
- Всегда знать, где ваш ребенок и с кем. С осторожностью относиться к тому, чтобы ребенок ночевал вне дома.
- Пусть дети ходят парами или группами, когда это возможно. Дети должны всегда идти домой одним и тем же путем.
- Познакомьтесь с взрослыми, которые работают с вашим ребенком в школе и в свободное время.
- Не пускайте ребенка одного в общественный туалет.
- Прислушивайтесь к вашему ребенку. Простые слова типа: "Мне больше не нравится этот учитель музыки" или "Я не хочу, чтобы дедушка приезжал к нам в гости" могут нести в себе важное сообщение. Спросите ребенка: "Почему же?"
- Проверьте, понял ли ребенок то, чему вы его научили, играя с ним в игру типа "А что, если...?":
- обсудите с ребенком специфические ситуации и любую другую информацию по его личной безопасности, например, что он будет делать, если потеряется в магазине, пропустит автобус и т.д.;
- пусть ребенок участвует в выборе правильного решения;
- концентрируйте внимание на ситуации, а не на человеке;
- начните с «незнакомого человека», потом перейдите к «людям, которых ты вроде знаешь», например, лифтер, сантехник, сосед, а затем - к тем, кого ребенок любит;
- будьте конкретными: «Что бы ты сделал(а), если бы такой-то пригласил тебя покататься на машине, прогуляться по парку?».Не имеет значения, кто. Реакция ребенка должна быть одинаковой. Если ребенок ответит неправильно, поработайте над этим. Помогите ребенку говорить о том, как он должен поступить;
- нельзя быть уверенным, что ребенок все понял как надо, если не говорить с ним о потенциально опасных ситуациях очень конкретно.
- Время от времени говорите о личной безопасности всей семьей. Напоминайте вашим детям, что они всегда должны рассказывать, если с ними что-нибудь случится. Если первый, кому они расскажут, не поверит им, они должны рассказать еще кому-нибудь, и еще, и еще - пока кто-нибудь не примет меры.
- Если ребенок скажет вам, что с ним такое произошло, не паникуйте. Если вы проявите гнев, ребенок может ощутить чувство вины и взять назад свои слова. Отвечайте ребенку спокойно, уверьте его в том, что он ничего плохого не сделал и что это не его вина. Поддержите ребенка, попытайтесь понять его чувства - испытывает ли ребенок гнев, страх, печаль или тревогу; успокойте его, сказав, что вы его защитите.
Рекомендации для родителей, чьи дети подверглись насилию
- Старайтесь вызвать на доверительный разговор о случившемся, своим поведением вселить веру в свои силы, будущее.
- Уверьте в конфиденциальности разговора, и в том, что ребенок потом сам решит, что, когда и кому он расскажет о случившемся.
- Скажите ребенку о необходимости выражать свои чувства, и что это естественно. Каждый имеет право на любые чувства, которые у него возникают.
- Помогите определить основную трудность, проблему.
- Уменьшите чувство вины, убедите, что ребенок не виноват в случившемся.
- Способствуйте повышению самооценки. Найдите в ситуации как можно больше положительных моментов (например, осталась жива).
- Помогите ребенку осознать наличие у него резервных возможностей, вместе с ним найдите выход их создавшегося положения.
- Убедите ребенка, что он обязательно преодолеет свои переживания, а состояние, в котором он находится, пройдет, но для этого нужно время.
- Подскажите ребенку “Как” и “Что” он должен делать, “Как реагировать”, пока не сможет мобилизовать свои собственные силы.
- Приветствуйте позитивное общение со сверстниками и значимыми взрослыми, поощряйте посещение секций, кружков и не позволяйте полностью изолироваться от своего постоянного окружения, близких людей.
- Предложите ребенку различные материалы для творчества, что позволит выразить чувства, снять напряжение.
Список литературы
1. Альтшулер Б.Л., Кушнир Л.П. Правозащитные инициативы по защите детей от насилия // из сборника: Дети России: насилие и защита – М.: Новый отсчет,1997.
2. Асанова Н.К. Жертвы сексуального злоупотребления: Психопатологические проблемы, возникающие у детей и подростков, переживших и совершивших сексуальное насилие // Прикладная психология и психоанализ, №3, 1997.
3. Антонов А.И., Сорокин Н.А. – М.: Речь, 2000.
4. Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни – М.: ИНФРА-М, 1995.
5. Антонян Ю.М., Горшкова И.В., Зулкарнеева Р.М. Проблемы внутрисемейной агрессии – М.: НИИ МВД, 1999.
6. Берковиц Л. Агрессия: причины, следствия, контроль – СПб.: Прайм, 2001.
- Мне нравится (1)