«ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧНОГО ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»

«ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧНОГО ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»

 

Дрямов А.П, учитель, классный руководитель, Ковалева А.А, заместитель директора по правовым вопросам

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 586 Василеостровского района Санкт-Петербурга

 

 

Куда отправляются современные дети после школы?.. Большинство отправляются в Интернет! В России, по данным статистики, интернетом пользуются более 70% детей. При этом каждый второй несовершеннолетний имеет личный компьютер, а 40% выходят в интернет со смартфонов. 

В связи с этим неоспоримым фактом 2016 году был проведен опрос среди учащихся 5-9 классов гимназии 586. Было опрошено 209 учеников, выбор ответа предполагался множественный. Из опрошенных учеников 167 человек называют интернет главным источником информации. На вопрос: «Для каких целей ты используешь интернет?», - 205 человек ответило, что общение, а 192 - поиск информации.

Становится очевидно, что школа не обеспечивает учащимся достаточную коммуникацию, не дает возможности выразить себя. Оценка ребенка исходит только от взрослого в социальной роли учителя. И это проблема классно-урочной системы 21 века, в то время как умами владеет «всемирная сеть».

Действительно, современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют уникальные возможности для детско-юношеского обучения, творчества и, конечно, общения. В тоже время сеть «Интернет» может быть опасна!.. Спам, кибермошенничество, коммуникационные риски, незаконный контакт, киберпреследование, блокирование доступа к собственным данным - только некоторые из опасностей, подстерегающих детей в сети Интернет. Взрослым (и родителям, и педагогам) следует помнить, что общение детей по сети Интернет не должно быть бесконтрольным, иначе, это может привести к киберзависимости; нарушению нормального развития ребенка; неправильному формированию нравственных ценностей; знакомству с человеком с недобрыми намерениями; заражению компьютера или мобильного устройства вредоносными программами при скачивании файлов.

Таким образом, тема Интернет-безопасности становится сферой забот педагогов, потому что компьютерные и мобильные технологии занимают все больше места в учебе и быту каждого человека. Безопасность детей в этом мире - одна из главных задач цивилизованного общества, поэтому обеспечивать безопасность детей в Интернете должны все, кто причастен к этому обществу.

Возникает очевидная проблема: дети приобретают коммуникативные умения в опасном контенте. Почему же дети, часто осознавая опасность Интернета, все равно ежедневно возвращаются к нему?.. В опросе, проведенном среди учащихся гимназии 586, дети ответили, что Интернет позволяет им заглянуть в будущее, примерить на себя разные роли, разные возможности.

Таким образом, возникла необходимость создания проекта на базе гимназии, который бы позволил в безопасном контенте общаться детям, презентовать себя различным образом, а получившиеся презентации (мемы, демотиваторы, эссе и т.п.) могла бы рассматривать редакционная комиссия какого-либо детского издания. Эту идею поддержало самое старое детское издание Санкт-Петербурга «Пять углов». Так появился проект «Пять углов» на Васильевском» - создание экологичного интернет пространства.

Цель данного проекта - создать условия для развития коммуникативных умений учащихся и выстраивания маршрута их будущего в рамках работы с электронным ресурсом «Пять углов» на Васильевском». По своей сути этот электронный ресурс представляет собой новую закрытую социальную сеть с тщательно отобранным контентом, в которой учащиеся могут заводить личные странички и наполнять их интересным содержанием, включая свои статьи, публикации, фотопроекты. Как и в любой другой социальной сети дети могут добавлять себе на страничку друзей, просматривать и оценивать их материалы. Наиболее интересные публикации потом размещается на официальном сайте издания «Пять углов», а материалы-победители будут опубликованы в печатной версии издания.

Благодаря совместной работе гимназии 586 и «Пять углов», экологичный интернет ресурс позволяет:

·           расширить возможности образовательной организации, давая детям шанс моделировать сценарии будущего;

·           скорректировать ценностные ориентиры детей;

·           создать и реализовать партнерские отношения между участниками проекта;

·           использовать средства Интернет для решения воспитательных задач, что делает школьную систему более современной.

Ценным является и то, что проект через сетевое партнерство может разрастись до масштабов всей системы образования Василеостровского района, что позволит всем учащимся района выстроить полезную коммуникацию. В перспективе сферу реализации подобного проекта можно расширить и до рамок города.

Но очевидно, что создание новой безопасной социальной сети не решит всех проблем взаимодействия детей с интернетом. И так как учащиеся посещают всемирную сеть и дома, видится явная необходимость научить их и их родителей основам безопасного пребывания в интернете. Взрослые смогут защитить детей, если будут в курсе того, чем они занимаются в сети Интернет. Для этих целей мы разработали технологию проведения совместного собрания родителей и детей на тему «Интернет-безопасность» с использованием метода кейса.

Использование данной технологии помогает классному руководителю провести совместное родительское собрание детей и родителей и вместе выяснить, что можно и нужно делать, чтобы всемирная «паутина» не становилась врагом юных пользователей. Именно совместное собрание родителей и детей в полной мере отвечает современным требованиям к организации воспитательной работы в школе. Основная цель совместного собрания родителей и детей - сплочение детей и родителей, направленное на решение вопросов, актуальных как для детей, так и для родителей. Одним из плюсов проведения родительского собрания с детьми является то, что дети и родители получают одновременно от классного руководителя одну и ту же информацию; дети понимают, что родителям тоже известно о детской активности в сети «Интернет».

Но важно понимать, что при проведении совместного собрания родителей и детей, классный руководитель должен быть предельно внимателен к своим высказываниям и корректен в отношении той информации, которая предоставляется на собрании. Стоит позаботиться о том, чтобы все этические нормы взаимодействия с детьми и родителями были соблюдены.

В результате реализации проекта по созданию экологичного интернет-пространства и проведения совместных собраний детей и их родителей на конец учебного года:

·           улучшилось взаимопонимание между детьми и родителями в вопросе Интернет-безопасности;

·           повысился уровень интереса детей и родителей к проблемному вопросу;

·           большее число детей стали осознаннее при использовании социальных сетей и интернета в целом;

·           снизилось время ежедневного пребывания детей в виртуальном пространстве;

·           снизилось количество обращений к классным руководителям в связи с интернет-троллингом и кибербуллингом.

 

Литература:

1.     Коваль Т.В. Личностная сфера подростков, склонных к развитию компьютерной зависимости 19.00.13 - психология развития, акмеология. АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук Москва – 2013. Источник: http://psychlib.ru/mgppu/disers/KovalVT_2013/KLs-a-024.htm

2.     Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. -  М.: «Просвещение», 2009;

3.     Федеральный закон Российской Федерации от 28 июля 2012 г. № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

4.     Указ Президента РФ от 01 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;

5.     Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».