Программа "Мир без сиротства"

«Мир без сиротства»

О.М.Летавина, воспитатель высшей

квалификационной категории,

Е.М. Страт, воспитатель

высшей квалификационной категории,

 КГ  БУСО «Уссурийский СРЦН»

 

Дети -  это наша старость. Правильное воспитание-это наша счастливая старость, плохое воспитание - это будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

 А, С, Макаренко

Как сделать, чтобы дети не огорчали родителей и окружающих людей, чтобы у них было как можно больше положительных качеств? В большей мере это зависит от семьи.

Для ребенка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

В семье ребенок с первых лет своей жизни усваивает нормы общения, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро и зло,  все, чем характерна его семья.

Семейные ценности - это то, что нельзя купить ни за какие деньги, получить по наследству или украсть. Семейные ценности можно обрести в семье и пронести их через всю свою жизнь.

75% несовершеннолетних, помещенных в КБ БУСО «Уссурийский СРЦН», имеют слабые представления о культурных,  социальных и моральных нормах поведения, нравственных ценностях общества. У них узкий кругозор, высокий уровень агрессии и тревожности, что выражается в их девиантном поведении.

Анализируя и исследуя семьи наших воспитанников, специалисты учреждения сделали выводы, что основными факторами, порождающими девиантное поведение ребенка, являются: низкий образовательный уровень взрослых, не полные семьи, разводы, алкоголизм, неудовлетворенность собственной жизнью.

Наиболее высокий показатель – 45% составляют педагогически не состоятельные, конфликтные семьи. Эти семьи характеризуются нежеланием понять и изменить методы и формы воспитания ребенка, затяжными конфликтами между взрослыми членами семьи, унижением  и подавлением ребенка как личности.

30% -составляют аморальные семьи, которые характеризуются потерей человеческих и этических норм. Воспитанием детей в таких семьях родители не занимаются, а дети предоставлены самим себе. Они подвержены страхом, неподчинению взрослым.

20%- асоциальные семьи,  в которых забывают о наличии детей в семье. Родители пренебрегают социальными, моральными нормами поведения. Их главный воспитательный метод - физическая расправа. Дети из этих семей имеют задержки психического развития, агрессивны, имеют проблемы с учебой, часто уходят из дома.

5%-условно благополучные, в которых несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям ребенка, его неприятие, приводит к неспособности исполнения родительских обязанностей в отношении ребенка.

Родители обязаны знать, что волнует ребенка, с какими проблемами он сталкивается, в каких ситуациях он нуждается в родительской помощи и поддержке.

    Дети взрослеют, и именно в подростковом возрасте чаще всего возникают конфликты между подростками и родителями. Потребность подростков заключается в том , чтобы взрослые ,особенно родители , признали их равноправными в общении . Но именно эта потребность часто оказывается не удовлетворенной.  Между подростками и родителями возникают  многочисленные и разнообразные конфликты.  Чаще всего у детей  отмечается грубость, упрямство, негативизм,  противопоставление себя взрослым. Они хотят, чтобы считались с их мнением, не переносят насмешек , пренебрежительного тона, особенно в присутствии друзей . Грубость с их стороны является своеобразной формой борьбы за свою самостоятельность , именно поэтому подростки часто уходят из дома , проявляют девиантное поведение  , совершают правонарушения и, как правило, попадают в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних  .

    Задача педагогов центра - показать родителям и детям, что одним из самых главных общечеловеческих ценностей является семья;  помочь  родителям осознать ответственность за воспитание своих детей. В этом смысле все большее значение приобретает организация психолого-педагогической просветительской работы с родителями, а так же их детьми.

Поэтому нами была разработана программа «Мир без сиротства», которая реализуется опираясь на работу клуба «Школа эффективного родительства» .

Целью программы является восстановление детско-родительских отношений; оказание содействия семье по воспитанию ребенка , социально адаптированного к самостоятельной жизни в обществе.

В процессе реализации программы решаются задачи по обеспечению психолого-педагогической просветительской работы с родителями; формированию у них навыков социально-поддерживающего  поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми , а также формированию у несовершеннолетних правильного представления о семейных ценностях , роли семьи в обществе , личной ответственности ; вовлечению воспитанников и родителей в совместную организацию досуговой деятельности, выявлению особенностей взаимоотношений между родителями и детьми .

Решая эти задачи,  каждый педагог  строит свою работу в зависимости от особенностей взаимоотношений между родителями и детьми, в соответствии с психологическими особенностями несовершеннолетних, учитывая следующие принципы :

-Принцип личностно - ориентированного общения (партнерство, соучастие и взаимодействие) - приоритетные формы общения педагога с родителями и детьми;

-Принцип гумманизма основывается на доброжелательном эмоциональном настрое, предполагает дифференцированный подход к организации реабилитационно-профилактических мероприятий;

-Принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, слайды, медиа пособия и т. д

На начальном этапе проводится знакомство с планом работы клуба «Школа эффективного родительства», разрабатывается план совместной деятельности педагогов , родителей , психологов и др. социальных партнеров ,  назначаются ответственные за мероприятия .

На втором этапе, диагностическом , проводится диагностика по основным направлениям деятельности социально-педагогической службы .

Следующий этап-практический, включающий в себя подготовку и проведение мероприятий (выпуск информационных листов, тестирование,   психокоррекционные занятия , консультации, беседы , круглые столы ,игротерапия ,  ролевые игры , тренинги , конкурсы и т.д. ).

На заключительном этапе проводятся итоги, закрепляются полученные знания и умения у родителей и несовершеннолетних ,  проводится круглый стол по итогам реализации программы и выпускной вечер в клубе «Школа эффективного родительства» .

Исходя из результатов социально-педагогической диагностики, были выбраны основные направления деятельности социально-педагогической работы :

1)работа с родителями.

2)работа с несовершеннолетними.

3)работа с педагогами.

Эти направления взаимосвязаны между собой.

В процессе реализации программы используются индивидуальные и групповые формы и методы работы, которые включают в себя традиционные и инновационные технологии.

 Формированию у родителей навыков социально - поддерживающего поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми, а так же созданию комфортных условий в семье, для развития личности ребенка, способствует просветительская работа (выпуск информационных листков: «Стили родительского общения», «Школьная дезадаптация», «Конфликты отцов и детей», «Побег из дома: что толкает ребенка за порог?»; беседы: «Рекомендации родителям в воспитании детей», «Проблемы переходного возраста», «Нравственные законы жизни»; консультации «Как стать другом своему ребенку?»,  «Синдром жестокого обращения», «Подростковый и детский алкоголизм», « Насилие в семье» и др.;  психо-коррекционные занятия клуба «Школа эффективного родительства»; игротерапия, а так же профилактическая работа ( приглашение специалистов: врач- нарколог, мед. психолог,  инструктор ПДН).

Все эти мероприятия способствуют осознанию  родителями ответственности за воспитание своих детей, роли семьи в формировании у детей семейных и нравственных ценностей, правильному отношению к здоровому образу жизни, созданию комфортных условий в семье для развития личности ребенка.

Формированию у воспитанников правильного представления о семейных ценностях,  роли семьи в обществе,  личной ответственности за свое поведение способствует совместная организация досуговой деятельности несовершеннолетних и их родителей, вовлечение воспитанников в позитивную деятельность, адекватную их интересам , способностям и психическому состоянию.

Эффективными формами работы с несовершеннолетними, способствующими формированию правильного представления о семейных ценностях, роли семьи в обществе,  личной ответственности за свое поведение, являются коррекционные занятия: «Я и моя семья»,  «Компания и Я» ,«Общение и уважение» и т.д. ;тренинги  «Мир глазами агрессивного человека» , «Подросток и конфликты» ; ролевая игра «Разрешение конфликтных ситуаций» ; диспуты : «Вредные привычки и как с ними бороться», «Прощать,  значит любить» ; конкурс «Папа , мама , я –дружная семья» ; викторина : «Традиции русской семьи».

В результате реализации программы у несовершеннолетних сформировались правильные представления о семейных ценностях,  о здоровом образе жизни , о правилах поведения принятых в социуме , о значении семьи в жизни человека .

Для успешной деятельности педагогов возникла необходимость обучения педагогического коллектива наиболее эффективным формам и методам работы . С этой целью предусмотрена организация и проведение заседаний методического совета , круглых столов , тренингов. Показателями успешной воспитательной деятельности педагогов является : повышение уровня профессиональной подготовленности по вопросам психолога-педагогической помощи семье; способность формировать доверительные отношения с воспитанниками и их родителями .

Показателем социальной эффективности программы является то, что от общего количества детей, поступающих в Уссурийский СРЦН , за последние 3 года , в результате совместной работы педагогического коллектива, у 70-ти%  семей восстановились детско-родительские отношения .

Мы научили родителей правильно общаться со своими детьми, помогли  осознать ответственность за воспитание своего ребенка, понять, что ребенок – равноправный с ними человек, имеющий свое достоинство, право на собственное мнение и поступки. Его права, как и права, любого человека, должны уважать и не нарушать.

Ведь как сказал К.Д. Ушинский, что дело воспитания – важное и святое , так как «именно здесь сеются семена благоденствия и несчастья миллионов соотечественников , здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины» . И здесь начинается МИР без СИРОТСТВА.

 

ПРОГРАММА « МИР БЕЗ СИРОТСТВА»

 

( Коррекционно - профилактическая работа по восстановлению детско- родительских отношений в семье).

Актуальность программы

Детство - это время, когда мы не только воспитываем наших детей, но и выстраиваем свои отношения с ними. И если мы не смогли в детском и отроческом возрасте стать душевно и духовно близки с ними, потом сделать это будет  очень трудно.

            Общение в семье всех ее членов - это прекрасная традиция. Это надо передавать по наследству, это надо развивать, этому надо учить, особенно молодых родителей. Ребенок должен жить в счастливой семье и чувствовать любовь родных. От воспитания в семье зависит то, кем и каким будет ребенок, став  взрослым, какой будет его семья. Через общение и традиции можно прививать ребенку хорошие манеры, выработать привычки, навыки поведения, принятые в обществе, научить правильно вести себя в разных ситуациях.

            Многие родители не готовы к воспитанию собственных детей, проявляют неадекватное отношение к ним, которое выражается в отсутствии эмоциональной близости с ребенком, насильственных  действиях  по отношению к нему.

Педагогическая и психологическая безграмотность родителей,  их низкий образовательный уровень - основные факторы, влияющие на отсутствие у несовершеннолетних представлений об общечеловеческих ценностях.

У 75% детей поступающих в реабилитационный центр, по результатам диагностики , отсутствуют элементарные знания о культурных, социальных и моральных нормах поведения, семейных ценностях  и нравственных ценностях общества , нарушены семейные связи.

Основным направлением решения  данной проблемы  является система  коррекционно-профилактических мероприятий, направленных как на оздоровление условий семейного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности  ребенка, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Поэтому нами была разработана программа «Мир без сиротства», направленная  на восстановление детско-родительских отношений, социальную реабилитацию семьи в целом.

 Программа реализуется психологами, социальными работниками, воспитателями, педагогами дополнительного образования.

           

            Цель программы: восстановление детско-родительских отношений; оказание содействия семье по воспитанию ребенка, социально - адаптированного к самостоятельной жизни в обществе.

            Задачи:

*Обеспечить психолого-педагогическую просветительскую работу с родителями;

*Формировать у родителей навыки социально-поддерживающего поведения в семье  и во взаимоотношениях с детьми;

*Способствовать созданию комфортных условий в семье для развития личности ребенка;

*Содействовать в создании положительной мотивации у родителей, направленной на социальную реабилитацию семьи;

*Формировать  у воспитанников  правильное  представление о семейных ценностях, роли семьи в обществе, личную ответственность за свое поведение;

*Вовлекать  воспитанников в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию;

*Привлекать родителей для совместной организации досуговой деятельности несовершеннолетних.

            Срок реализации программы-- 3 месяца.

 

Целевая группа: родители несовершеннолетних;   несовершеннолетние в возрасте от 7 до18 лет.

 

Кадровое обеспечение:

1.Педагог-психолог

2.Социальный педагог

3.Воспитатели

4.Инструкор по труду

5.Музыкальный руководитель

6.Психотерапевт

 

Этапы реализации:

*Информационный;

*Диагностический;

*Организационный;

*Реабилитационный;

*Завершающий.

 

Социальные партнеры:

1.Врач-нарколог

2.Инспектор ПДН

3.Специалист по ЗОЖ из Центра профилактики.

 

Принципы реализации программы:

-Принцип личностно - ориентированного общения. Партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с родителями и детьми;

-Принцип гумманизма основывается на доброжелательном эмоциональном настрое, предполагает дифференцированный подход к организации реабилитационно-профилактических мероприятий;

-Принцип наглядности -широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, слайды, медиа пособия и т. д

 

Основные направления деятельности социально-педагогической службы

 

1.Работа с родителями

*Просветительская работа (выпуск информационных листов: «Стили родительского общения», «Школьная     дезадаптация»,  «Конфликты отцов и детей», «Побег из дома: что толкает ребенка за порог»; беседы: «Рекомендации родителям в воспитании детей», «Проблемы переходного возраста», « Нравственные законы жизни»; консультации: «Как стать другом своему ребенку», «Синдром жестокого  обращения», «Подростковый и детский алкоголизм», «Насилие в семье», «Индивидуальный подход к ребенку»;  ролевые игры « Конфликты в семье», « Отцы  и дети» );

*Психокоррекционная работа (семейное консультирование « Оказание помощи в конфликтных ситуациях», психокоррекционные занятия  « Школа эффективного родительства», тестирование, арттерапия, сказкотерапия,  игротерапия);

*Профилактическая*      (приглашение специалистов,: врач-нарколог, мед. психолог         , инструктор ПДН).

 

2.Работа с несовершеннолетними(коррекционные занятия «Я и моя семья», «Общение и уважение», « Помощь твоей семьи, преодоление жизненных трудностей», «Компания и я», «Одиночество одна из причин жизненных затруднений», тренинги «Мир глазами агрессивного человека», « Подросток и конфликты», ролевые игры «Разрешение конфликтных ситуаций», «Родители и я»;  диспут «Вредные привычки и как с ними бороться», «Прощать, значит любить»; КВН, конкурсы «Папа, мама, я – дружная семья»,  викторина «Традиции русской  семьи»);

 

3.Работа с педагогами  (  беседа-консультация «Что такое здоровьесберегающие  технологии»   открытые занятия «Трудности взаимопониманий», семинар-практикум «Психологическая поддержка»,  лекция «Роль семьи в становлении психологически здоровой личности»);круглый стол «Инновационные подходы в реабилитационно-профилактической  работе с семьей».

 

           

            Ожидаемые результаты, их социальная эффективность       .

Работа с родителями:

Знания ( о возрастных особенностях воспитанников ;об индивидуальном подходе к воспитанию ребенка; о проблемах детско- родительских отношений; об ошибках семейного воспитания).

Умения( восстанавливать внутри- семейные связи; формировать здоровый образ жизни; создавать положительный микроклимат в семье; формировать чувства ответственности за своих детей; решать проблемы в трудной жизненной ситуации).

Работа с несовершеннолетними:

Знания ( о правилах поведения принятых в социуме; о здоровом образе жизни; о семейных ценностях; о значении семьи в жизни человека).

Умения(правильно вести себя в обществе, показывая свои деловые и нравственные качества; вести здоровый образ жизни; позитивно относиться к своей семье; разрешать конфликтные ситуации;  ставить жизненные цели  и стремиться к их реализации).

Работа с педагогами:

Знания (о возрастных особенностях воспитанников; о психолого-педагогической помощи в разрешении конфликтных ситуаций; о принципах индивидуального подхода к ребенку).

Умения (оказывать психолого-педагогическую помощь семье; формировать доверительные отношения с детьми и их родителями; подготавливать и проводить занятия с воспитанниками и их родителями ; разрешать конфликты).

 

 

Мониторинг эффективности программы по работе  c родителями

Ф, И О,

 родителя

Осознание ответственности за воспитание своих детей

Отношение к здоровому образу жизни

Осознание роли семьи в формировании у детей семейных и нравственных ценностей

Создание комфортных условий в семье для развития личности ребенка

1.

2.

3.

до

после

до

после

до

после

до

после

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мониторинг эффективности работы с несовершеннолетними

Ф.И.О.

ребенка

Знания правил поведения принятых в социуме

Сформированность представлений о семейных ценностях

Отношение к здоровому образу жизни

 Навыки саморегуляции

1.

2.

3.

до

после

до

после

до

после

до

после

         

 

Мониторинг эффективности работы с педагогами

Ф.И.О.

педагога

Уровень профессиональной подготовленности по вопросам психолого-педагогической помощи в семье

Способность формировать  доверительные отношения с воспитанниками и их родителями

Отношение к здоровьесберегающей  деятельности и ее роли в процессе воспитания

1.

2.

3.

до

после

до

после

до

после

       

 

Тематическое планирование

П/N

Работа с родителями

Работа с несовершеннолетними

Работа с педагогами

1месяц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*Диагностика детско-родительских отношений

*Выпуск информационных листов:«Стили родительского общения»,

«Правила общения с ребенком».

*Консультация «Как стать другом своему ребенку».

*Ролевая игра « Конфликты в семье».

*Клуб «Школа эффективного родительства»

*Психо-коррекционые занятия: «Зачем мы здесь сегодня собрались?»,

«Все начинается с семьи».

*Индивидуальная беседа «Мой ребенок:  какой он?»

*Диагностика «Социальная адаптация ребенка в обществе».

 

*Коррекционные занятия: «Я и моя семья», «Прощать, значит-любить».

*Лекция «Роль семьи в становлении личности».

2месяц

*Выпуск информационных листов: «Конфликты отцов и детей», «Побег из родительского дома: что толкает ребенка за порог? »

*Консультация: «Насилие в семье», «Подростковый и детский алкоголизм».

*Ролевая игра «Отцы и дети» *Клуб «Школа эффективного родительства»

Психо-коррекционные занятия: «Способы эффективного взаимодействия с окружающими людьми и со своими детьми», «Родители меня не понимают или как услышать ребенка?».

*Индивидуальная беседа  «Непременные условия воспитания».

*Коррекционные занятия: «Одиночество - одна из причин жизненных затруднений», «Разрешение конфликтных ситуаций в семье».

*Беседа –консультация

«Что такое здоровьесберегающие технологии?»

3месяц

*Выпуск информационных листов: «Рекомендации родителям в воспитании детей»,

 «Проблемы переходного возраста».

*Консультация: «Оказание помощи в конфликтных ситуациях», «Семья и семейные ценности».

*Клуб «Школа эффективного родительства»

Психокоррекционные занятие «Я родитель.  А это значит…», «Жить -это здорово», «Выпускной вечер в клубе «Школа эффективного родительства»

 

Коррекционные занятия  «Вредные привычки - как с ними бороться?», «Мир глазами агрессивного человека»

Круглый стол «Инновационные подходы в реабилитационно- профилактической работе с семьей»

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Цикл психокорреционных занятий клуба «Школа эффективного родительства».

 

Список используемой литературы

1.Шваб Е .Д., Пудикова Н.П. , Психологическая поддержка учащихся, Издательство «Учитель», 2009.

2.Программы для социально-психологического сопровождения детей с отклоняющимся поведением. Ростов н/Д, 1997год.

3. Фалькович Т.А.. Подростки 21 века психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. Издательство «ВАКО».

4. Грецов А.Г.,ООО «Питер Пресс», 2009год.

5.Практикум по групповой психокоррекции: тренинги,  упражнения, ролевые игры. Т.В. Эксакусто- Ростов на Дону: Феникс 2007.

6.Использование интернет ресурсов при подготовке занятий.

7.Дереклеева Н.И., Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся, Москва «ВАКО», 2004.

8.Крючкова О.В. Нравственность в современном мире.-Мн: Изд.ООО «Красико-Принт», 2003г.

9. Устюгова И.А. Работа с подростками девиантного поведения. Изд. «Учитель», 2014г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programm_a_mire_bez_sirot.docx41.16 КБ

Предварительный просмотр:

«Мир без сиротства»

О.М.Летавина, воспитатель высшей

квалификационной категории,

Е.М. Страт, воспитатель

высшей квалификационной категории,

 КГ  БУСО «Уссурийский СРЦН»

Дети -  это наша старость. Правильное воспитание-это наша счастливая старость, плохое воспитание - это будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

 А, С, Макаренко

Как сделать, чтобы дети не огорчали родителей и окружающих людей, чтобы у них было как можно больше положительных качеств? В большей мере это зависит от семьи.

Для ребенка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

В семье ребенок с первых лет своей жизни усваивает нормы общения, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро и зло,  все, чем характерна его семья.

Семейные ценности - это то, что нельзя купить ни за какие деньги, получить по наследству или украсть. Семейные ценности можно обрести в семье и пронести их через всю свою жизнь.

75% несовершеннолетних, помещенных в КБ БУСО «Уссурийский СРЦН», имеют слабые представления о культурных,  социальных и моральных нормах поведения, нравственных ценностях общества. У них узкий кругозор, высокий уровень агрессии и тревожности, что выражается в их девиантном поведении.

Анализируя и исследуя семьи наших воспитанников, специалисты учреждения сделали выводы, что основными факторами, порождающими девиантное поведение ребенка, являются: низкий образовательный уровень взрослых, не полные семьи, разводы, алкоголизм, неудовлетворенность собственной жизнью.

Наиболее высокий показатель – 45% составляют педагогически не состоятельные, конфликтные семьи. Эти семьи характеризуются нежеланием понять и изменить методы и формы воспитания ребенка, затяжными конфликтами между взрослыми членами семьи, унижением  и подавлением ребенка как личности.

30% -составляют аморальные семьи, которые характеризуются потерей человеческих и этических норм. Воспитанием детей в таких семьях родители не занимаются, а дети предоставлены самим себе. Они подвержены страхом, неподчинению взрослым.

20%- асоциальные семьи,  в которых забывают о наличии детей в семье. Родители пренебрегают социальными, моральными нормами поведения. Их главный воспитательный метод - физическая расправа. Дети из этих семей имеют задержки психического развития, агрессивны, имеют проблемы с учебой, часто уходят из дома.

5%-условно благополучные, в которых несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям ребенка, его неприятие, приводит к неспособности исполнения родительских обязанностей в отношении ребенка.

Родители обязаны знать, что волнует ребенка, с какими проблемами он сталкивается, в каких ситуациях он нуждается в родительской помощи и поддержке.

    Дети взрослеют, и именно в подростковом возрасте чаще всего возникают конфликты между подростками и родителями. Потребность подростков заключается в том , чтобы взрослые ,особенно родители , признали их равноправными в общении . Но именно эта потребность часто оказывается не удовлетворенной.  Между подростками и родителями возникают  многочисленные и разнообразные конфликты.  Чаще всего у детей  отмечается грубость, упрямство, негативизм,  противопоставление себя взрослым. Они хотят, чтобы считались с их мнением, не переносят насмешек , пренебрежительного тона, особенно в присутствии друзей . Грубость с их стороны является своеобразной формой борьбы за свою самостоятельность , именно поэтому подростки часто уходят из дома , проявляют девиантное поведение  , совершают правонарушения и, как правило, попадают в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних  .

    Задача педагогов центра - показать родителям и детям, что одним из самых главных общечеловеческих ценностей является семья;  помочь  родителям осознать ответственность за воспитание своих детей. В этом смысле все большее значение приобретает организация психолого-педагогической просветительской работы с родителями, а так же их детьми.

Поэтому нами была разработана программа «Мир без сиротства», которая реализуется опираясь на работу клуба «Школа эффективного родительства» .

Целью программы является восстановление детско-родительских отношений; оказание содействия семье по воспитанию ребенка , социально адаптированного к самостоятельной жизни в обществе.

В процессе реализации программы решаются задачи по обеспечению психолого-педагогической просветительской работы с родителями; формированию у них навыков социально-поддерживающего  поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми , а также формированию у несовершеннолетних правильного представления о семейных ценностях , роли семьи в обществе , личной ответственности ; вовлечению воспитанников и родителей в совместную организацию досуговой деятельности, выявлению особенностей взаимоотношений между родителями и детьми .

Решая эти задачи,  каждый педагог  строит свою работу в зависимости от особенностей взаимоотношений между родителями и детьми, в соответствии с психологическими особенностями несовершеннолетних, учитывая следующие принципы :

-Принцип личностно - ориентированного общения (партнерство, соучастие и взаимодействие) - приоритетные формы общения педагога с родителями и детьми;

-Принцип гумманизма основывается на доброжелательном эмоциональном настрое, предполагает дифференцированный подход к организации реабилитационно-профилактических мероприятий;

-Принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, слайды, медиа пособия и т. д

На начальном этапе проводится знакомство с планом работы клуба «Школа эффективного родительства», разрабатывается план совместной деятельности педагогов , родителей , психологов и др. социальных партнеров ,  назначаются ответственные за мероприятия .

На втором этапе, диагностическом , проводится диагностика по основным направлениям деятельности социально-педагогической службы .

Следующий этап-практический, включающий в себя подготовку и проведение мероприятий (выпуск информационных листов, тестирование,   психокоррекционные занятия , консультации, беседы , круглые столы ,игротерапия ,  ролевые игры , тренинги , конкурсы и т.д. ).

На заключительном этапе проводятся итоги, закрепляются полученные знания и умения у родителей и несовершеннолетних ,  проводится круглый стол по итогам реализации программы и выпускной вечер в клубе «Школа эффективного родительства» .

Исходя из результатов социально-педагогической диагностики, были выбраны основные направления деятельности социально-педагогической работы :

1)работа с родителями.

2)работа с несовершеннолетними.

3)работа с педагогами.

Эти направления взаимосвязаны между собой.

В процессе реализации программы используются индивидуальные и групповые формы и методы работы, которые включают в себя традиционные и инновационные технологии.

 Формированию у родителей навыков социально - поддерживающего поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми, а так же созданию комфортных условий в семье, для развития личности ребенка, способствует просветительская работа (выпуск информационных листков: «Стили родительского общения», «Школьная дезадаптация», «Конфликты отцов и детей», «Побег из дома: что толкает ребенка за порог?»; беседы: «Рекомендации родителям в воспитании детей», «Проблемы переходного возраста», «Нравственные законы жизни»; консультации «Как стать другом своему ребенку?»,  «Синдром жестокого обращения», «Подростковый и детский алкоголизм», « Насилие в семье» и др.;  психо-коррекционные занятия клуба «Школа эффективного родительства»; игротерапия, а так же профилактическая работа ( приглашение специалистов: врач- нарколог, мед. психолог,  инструктор ПДН).

Все эти мероприятия способствуют осознанию  родителями ответственности за воспитание своих детей, роли семьи в формировании у детей семейных и нравственных ценностей, правильному отношению к здоровому образу жизни, созданию комфортных условий в семье для развития личности ребенка.

Формированию у воспитанников правильного представления о семейных ценностях,  роли семьи в обществе,  личной ответственности за свое поведение способствует совместная организация досуговой деятельности несовершеннолетних и их родителей, вовлечение воспитанников в позитивную деятельность, адекватную их интересам , способностям и психическому состоянию.

Эффективными формами работы с несовершеннолетними, способствующими формированию правильного представления о семейных ценностях, роли семьи в обществе,  личной ответственности за свое поведение, являются коррекционные занятия: «Я и моя семья»,  «Компания и Я» ,«Общение и уважение» и т.д. ;тренинги  «Мир глазами агрессивного человека» , «Подросток и конфликты» ; ролевая игра «Разрешение конфликтных ситуаций» ; диспуты : «Вредные привычки и как с ними бороться», «Прощать,  значит любить» ; конкурс «Папа , мама , я –дружная семья» ; викторина : «Традиции русской семьи».

В результате реализации программы у несовершеннолетних сформировались правильные представления о семейных ценностях,  о здоровом образе жизни , о правилах поведения принятых в социуме , о значении семьи в жизни человека .

Для успешной деятельности педагогов возникла необходимость обучения педагогического коллектива наиболее эффективным формам и методам работы . С этой целью предусмотрена организация и проведение заседаний методического совета , круглых столов , тренингов. Показателями успешной воспитательной деятельности педагогов является : повышение уровня профессиональной подготовленности по вопросам психолога-педагогической помощи семье; способность формировать доверительные отношения с воспитанниками и их родителями .

Показателем социальной эффективности программы является то, что от общего количества детей, поступающих в Уссурийский СРЦН , за последние 3 года , в результате совместной работы педагогического коллектива, у 70-ти%  семей восстановились детско-родительские отношения .

Мы научили родителей правильно общаться со своими детьми, помогли  осознать ответственность за воспитание своего ребенка, понять, что ребенок – равноправный с ними человек, имеющий свое достоинство, право на собственное мнение и поступки. Его права, как и права, любого человека, должны уважать и не нарушать.

Ведь как сказал К.Д. Ушинский, что дело воспитания – важное и святое , так как «именно здесь сеются семена благоденствия и несчастья миллионов соотечественников , здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины» . И здесь начинается МИР без СИРОТСТВА.

ПРОГРАММА « МИР БЕЗ СИРОТСТВА»

( Коррекционно - профилактическая работа по восстановлению детско- родительских отношений в семье).

Актуальность программы

Детство - это время, когда мы не только воспитываем наших детей, но и выстраиваем свои отношения с ними. И если мы не смогли в детском и отроческом возрасте стать душевно и духовно близки с ними, потом сделать это будет  очень трудно.

        Общение в семье всех ее членов - это прекрасная традиция. Это надо передавать по наследству, это надо развивать, этому надо учить, особенно молодых родителей. Ребенок должен жить в счастливой семье и чувствовать любовь родных. От воспитания в семье зависит то, кем и каким будет ребенок, став  взрослым, какой будет его семья. Через общение и традиции можно прививать ребенку хорошие манеры, выработать привычки, навыки поведения, принятые в обществе, научить правильно вести себя в разных ситуациях.

        Многие родители не готовы к воспитанию собственных детей, проявляют неадекватное отношение к ним, которое выражается в отсутствии эмоциональной близости с ребенком, насильственных  действиях  по отношению к нему.

Педагогическая и психологическая безграмотность родителей,  их низкий образовательный уровень - основные факторы, влияющие на отсутствие у несовершеннолетних представлений об общечеловеческих ценностях.

У 75% детей поступающих в реабилитационный центр, по результатам диагностики , отсутствуют элементарные знания о культурных, социальных и моральных нормах поведения, семейных ценностях  и нравственных ценностях общества , нарушены семейные связи.

Основным направлением решения  данной проблемы  является система  коррекционно-профилактических мероприятий, направленных как на оздоровление условий семейного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности  ребенка, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Поэтому нами была разработана программа «Мир без сиротства», направленная  на восстановление детско-родительских отношений, социальную реабилитацию семьи в целом.

 Программа реализуется психологами, социальными работниками, воспитателями, педагогами дополнительного образования.

        

        Цель программы: восстановление детско-родительских отношений; оказание содействия семье по воспитанию ребенка, социально - адаптированного к самостоятельной жизни в обществе.

        Задачи:

*Обеспечить психолого-педагогическую просветительскую работу с родителями;

*Формировать у родителей навыки социально-поддерживающего поведения в семье  и во взаимоотношениях с детьми;

*Способствовать созданию комфортных условий в семье для развития личности ребенка;

*Содействовать в создании положительной мотивации у родителей, направленной на социальную реабилитацию семьи;

*Формировать  у воспитанников  правильное  представление о семейных ценностях, роли семьи в обществе, личную ответственность за свое поведение;

*Вовлекать  воспитанников в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию;

*Привлекать родителей для совместной организации досуговой деятельности несовершеннолетних.

        Срок реализации программы-- 3 месяца.

Целевая группа: родители несовершеннолетних;   несовершеннолетние в возрасте от 7 до18 лет.

Кадровое обеспечение:

1.Педагог-психолог

2.Социальный педагог

3.Воспитатели

4.Инструкор по труду

5.Музыкальный руководитель

6.Психотерапевт

Этапы реализации:

*Информационный;

*Диагностический;

*Организационный;

*Реабилитационный;

*Завершающий.

Социальные партнеры:

1.Врач-нарколог

2.Инспектор ПДН

3.Специалист по ЗОЖ из Центра профилактики.

Принципы реализации программы:

-Принцип личностно - ориентированного общения. Партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с родителями и детьми;

-Принцип гумманизма основывается на доброжелательном эмоциональном настрое, предполагает дифференцированный подход к организации реабилитационно-профилактических мероприятий;

-Принцип наглядности -широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, слайды, медиа пособия и т. д

Основные направления деятельности социально-педагогической службы

1.Работа с родителями

*Просветительская работа (выпуск информационных листов: «Стили родительского общения», «Школьная     дезадаптация»,  «Конфликты отцов и детей», «Побег из дома: что толкает ребенка за порог»; беседы: «Рекомендации родителям в воспитании детей», «Проблемы переходного возраста», « Нравственные законы жизни»; консультации: «Как стать другом своему ребенку», «Синдром жестокого  обращения», «Подростковый и детский алкоголизм», «Насилие в семье», «Индивидуальный подход к ребенку»;  ролевые игры « Конфликты в семье», « Отцы  и дети» );

*Психокоррекционная работа (семейное консультирование « Оказание помощи в конфликтных ситуациях», психокоррекционные занятия  « Школа эффективного родительства», тестирование, арттерапия, сказкотерапия,  игротерапия);

*Профилактическая*        (приглашение специалистов,: врач-нарколог, мед. психолог        , инструктор ПДН).

2.Работа с несовершеннолетними(коррекционные занятия «Я и моя семья», «Общение и уважение», « Помощь твоей семьи, преодоление жизненных трудностей», «Компания и я», «Одиночество одна из причин жизненных затруднений», тренинги «Мир глазами агрессивного человека», « Подросток и конфликты», ролевые игры «Разрешение конфликтных ситуаций», «Родители и я»;  диспут «Вредные привычки и как с ними бороться», «Прощать, значит любить»; КВН, конкурсы «Папа, мама, я – дружная семья»,  викторина «Традиции русской  семьи»);

3.Работа с педагогами  (  беседа-консультация «Что такое здоровьесберегающие  технологии»   открытые занятия «Трудности взаимопониманий», семинар-практикум «Психологическая поддержка»,  лекция «Роль семьи в становлении психологически здоровой личности»);круглый стол «Инновационные подходы в реабилитационно-профилактической  работе с семьей».

        

        Ожидаемые результаты, их социальная эффективность        .

Работа с родителями:

Знания ( о возрастных особенностях воспитанников ;об индивидуальном подходе к воспитанию ребенка; о проблемах детско- родительских отношений; об ошибках семейного воспитания).

Умения( восстанавливать внутри- семейные связи; формировать здоровый образ жизни; создавать положительный микроклимат в семье; формировать чувства ответственности за своих детей; решать проблемы в трудной жизненной ситуации).

Работа с несовершеннолетними:

Знания ( о правилах поведения принятых в социуме; о здоровом образе жизни; о семейных ценностях; о значении семьи в жизни человека).

Умения(правильно вести себя в обществе, показывая свои деловые и нравственные качества; вести здоровый образ жизни; позитивно относиться к своей семье; разрешать конфликтные ситуации;  ставить жизненные цели  и стремиться к их реализации).

Работа с педагогами:

Знания (о возрастных особенностях воспитанников; о психолого-педагогической помощи в разрешении конфликтных ситуаций; о принципах индивидуального подхода к ребенку).

Умения (оказывать психолого-педагогическую помощь семье; формировать доверительные отношения с детьми и их родителями; подготавливать и проводить занятия с воспитанниками и их родителями ; разрешать конфликты).

Мониторинг эффективности программы по работе  c родителями

Ф, И О,

 родителя

Осознание ответственности за воспитание своих детей

Отношение к здоровому образу жизни

Осознание роли семьи в формировании у детей семейных и нравственных ценностей

Создание комфортных условий в семье для развития личности ребенка

1.

2.

3.

до

после

до

после

до

после

до

после

Мониторинг эффективности работы с несовершеннолетними

Ф.И.О.

ребенка

Знания правил поведения принятых в социуме

Сформированность представлений о семейных ценностях

Отношение к здоровому образу жизни

 Навыки саморегуляции

1.

2.

3.

до

после

до

после

до

после

до

после

Мониторинг эффективности работы с педагогами

Ф.И.О.

педагога

Уровень профессиональной подготовленности по вопросам психолого-педагогической помощи в семье

Способность формировать  доверительные отношения с воспитанниками и их родителями

Отношение к здоровьесберегающей  деятельности и ее роли в процессе воспитания

1.

2.

3.

до

после

до

после

до

после

Тематическое планирование

П/N

Работа с родителями

Работа с несовершеннолетними

Работа с педагогами

1месяц

*Диагностика детско-родительских отношений

*Выпуск информационных листов:«Стили родительского общения»,

«Правила общения с ребенком».

*Консультация «Как стать другом своему ребенку».

*Ролевая игра « Конфликты в семье».

*Клуб «Школа эффективного родительства»

*Психо-коррекционые занятия: «Зачем мы здесь сегодня собрались?»,

«Все начинается с семьи».

*Индивидуальная беседа «Мой ребенок:  какой он?»

*Диагностика «Социальная адаптация ребенка в обществе».

*Коррекционные занятия: «Я и моя семья», «Прощать, значит-любить».

*Лекция «Роль семьи в становлении личности».

2месяц

*Выпуск информационных листов: «Конфликты отцов и детей», «Побег из родительского дома: что толкает ребенка за порог? »

*Консультация: «Насилие в семье», «Подростковый и детский алкоголизм».

*Ролевая игра «Отцы и дети» *Клуб «Школа эффективного родительства»

Психо-коррекционные занятия: «Способы эффективного взаимодействия с окружающими людьми и со своими детьми», «Родители меня не понимают или как услышать ребенка?».

*Индивидуальная беседа  «Непременные условия воспитания».

*Коррекционные занятия: «Одиночество - одна из причин жизненных затруднений», «Разрешение конфликтных ситуаций в семье».

*Беседа –консультация

«Что такое здоровьесберегающие технологии?»

3месяц

*Выпуск информационных листов: «Рекомендации родителям в воспитании детей»,

 «Проблемы переходного возраста».

*Консультация: «Оказание помощи в конфликтных ситуациях», «Семья и семейные ценности».

*Клуб «Школа эффективного родительства»

Психокоррекционные занятие «Я родитель.  А это значит…», «Жить -это здорово», «Выпускной вечер в клубе «Школа эффективного родительства»

Коррекционные занятия  «Вредные привычки - как с ними бороться?», «Мир глазами агрессивного человека»

Круглый стол «Инновационные подходы в реабилитационно- профилактической работе с семьей»

Приложение

Цикл психокорреционных занятий клуба «Школа эффективного родительства».

Список используемой литературы

1.Шваб Е .Д., Пудикова Н.П. , Психологическая поддержка учащихся, Издательство «Учитель», 2009.

2.Программы для социально-психологического сопровождения детей с отклоняющимся поведением. Ростов н/Д, 1997год.

3. Фалькович Т.А.. Подростки 21 века психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. Издательство «ВАКО».

4. Грецов А.Г.,ООО «Питер Пресс», 2009год.

5.Практикум по групповой психокоррекции: тренинги,  упражнения, ролевые игры. Т.В. Эксакусто- Ростов на Дону: Феникс 2007.

6.Использование интернет ресурсов при подготовке занятий.

7.Дереклеева Н.И., Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся, Москва «ВАКО», 2004.

8.Крючкова О.В. Нравственность в современном мире.-Мн: Изд.ООО «Красико-Принт», 2003г.

9. Устюгова И.А. Работа с подростками девиантного поведения. Изд. «Учитель», 2014г.