Программа "Мир без сиротства"
«Мир без сиротства»
О.М.Летавина, воспитатель высшей
квалификационной категории,
Е.М. Страт, воспитатель
высшей квалификационной категории,
КГ БУСО «Уссурийский СРЦН»
Дети - это наша старость. Правильное воспитание-это наша счастливая старость, плохое воспитание - это будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
А, С, Макаренко
Как сделать, чтобы дети не огорчали родителей и окружающих людей, чтобы у них было как можно больше положительных качеств? В большей мере это зависит от семьи.
Для ребенка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
В семье ребенок с первых лет своей жизни усваивает нормы общения, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро и зло, все, чем характерна его семья.
Семейные ценности - это то, что нельзя купить ни за какие деньги, получить по наследству или украсть. Семейные ценности можно обрести в семье и пронести их через всю свою жизнь.
75% несовершеннолетних, помещенных в КБ БУСО «Уссурийский СРЦН», имеют слабые представления о культурных, социальных и моральных нормах поведения, нравственных ценностях общества. У них узкий кругозор, высокий уровень агрессии и тревожности, что выражается в их девиантном поведении.
Анализируя и исследуя семьи наших воспитанников, специалисты учреждения сделали выводы, что основными факторами, порождающими девиантное поведение ребенка, являются: низкий образовательный уровень взрослых, не полные семьи, разводы, алкоголизм, неудовлетворенность собственной жизнью.
Наиболее высокий показатель – 45% составляют педагогически не состоятельные, конфликтные семьи. Эти семьи характеризуются нежеланием понять и изменить методы и формы воспитания ребенка, затяжными конфликтами между взрослыми членами семьи, унижением и подавлением ребенка как личности.
30% -составляют аморальные семьи, которые характеризуются потерей человеческих и этических норм. Воспитанием детей в таких семьях родители не занимаются, а дети предоставлены самим себе. Они подвержены страхом, неподчинению взрослым.
20%- асоциальные семьи, в которых забывают о наличии детей в семье. Родители пренебрегают социальными, моральными нормами поведения. Их главный воспитательный метод - физическая расправа. Дети из этих семей имеют задержки психического развития, агрессивны, имеют проблемы с учебой, часто уходят из дома.
5%-условно благополучные, в которых несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям ребенка, его неприятие, приводит к неспособности исполнения родительских обязанностей в отношении ребенка.
Родители обязаны знать, что волнует ребенка, с какими проблемами он сталкивается, в каких ситуациях он нуждается в родительской помощи и поддержке.
Дети взрослеют, и именно в подростковом возрасте чаще всего возникают конфликты между подростками и родителями. Потребность подростков заключается в том , чтобы взрослые ,особенно родители , признали их равноправными в общении . Но именно эта потребность часто оказывается не удовлетворенной. Между подростками и родителями возникают многочисленные и разнообразные конфликты. Чаще всего у детей отмечается грубость, упрямство, негативизм, противопоставление себя взрослым. Они хотят, чтобы считались с их мнением, не переносят насмешек , пренебрежительного тона, особенно в присутствии друзей . Грубость с их стороны является своеобразной формой борьбы за свою самостоятельность , именно поэтому подростки часто уходят из дома , проявляют девиантное поведение , совершают правонарушения и, как правило, попадают в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних .
Задача педагогов центра - показать родителям и детям, что одним из самых главных общечеловеческих ценностей является семья; помочь родителям осознать ответственность за воспитание своих детей. В этом смысле все большее значение приобретает организация психолого-педагогической просветительской работы с родителями, а так же их детьми.
Поэтому нами была разработана программа «Мир без сиротства», которая реализуется опираясь на работу клуба «Школа эффективного родительства» .
Целью программы является восстановление детско-родительских отношений; оказание содействия семье по воспитанию ребенка , социально адаптированного к самостоятельной жизни в обществе.
В процессе реализации программы решаются задачи по обеспечению психолого-педагогической просветительской работы с родителями; формированию у них навыков социально-поддерживающего поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми , а также формированию у несовершеннолетних правильного представления о семейных ценностях , роли семьи в обществе , личной ответственности ; вовлечению воспитанников и родителей в совместную организацию досуговой деятельности, выявлению особенностей взаимоотношений между родителями и детьми .
Решая эти задачи, каждый педагог строит свою работу в зависимости от особенностей взаимоотношений между родителями и детьми, в соответствии с психологическими особенностями несовершеннолетних, учитывая следующие принципы :
-Принцип личностно - ориентированного общения (партнерство, соучастие и взаимодействие) - приоритетные формы общения педагога с родителями и детьми;
-Принцип гумманизма основывается на доброжелательном эмоциональном настрое, предполагает дифференцированный подход к организации реабилитационно-профилактических мероприятий;
-Принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, слайды, медиа пособия и т. д
На начальном этапе проводится знакомство с планом работы клуба «Школа эффективного родительства», разрабатывается план совместной деятельности педагогов , родителей , психологов и др. социальных партнеров , назначаются ответственные за мероприятия .
На втором этапе, диагностическом , проводится диагностика по основным направлениям деятельности социально-педагогической службы .
Следующий этап-практический, включающий в себя подготовку и проведение мероприятий (выпуск информационных листов, тестирование, психокоррекционные занятия , консультации, беседы , круглые столы ,игротерапия , ролевые игры , тренинги , конкурсы и т.д. ).
На заключительном этапе проводятся итоги, закрепляются полученные знания и умения у родителей и несовершеннолетних , проводится круглый стол по итогам реализации программы и выпускной вечер в клубе «Школа эффективного родительства» .
Исходя из результатов социально-педагогической диагностики, были выбраны основные направления деятельности социально-педагогической работы :
1)работа с родителями.
2)работа с несовершеннолетними.
3)работа с педагогами.
Эти направления взаимосвязаны между собой.
В процессе реализации программы используются индивидуальные и групповые формы и методы работы, которые включают в себя традиционные и инновационные технологии.
Формированию у родителей навыков социально - поддерживающего поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми, а так же созданию комфортных условий в семье, для развития личности ребенка, способствует просветительская работа (выпуск информационных листков: «Стили родительского общения», «Школьная дезадаптация», «Конфликты отцов и детей», «Побег из дома: что толкает ребенка за порог?»; беседы: «Рекомендации родителям в воспитании детей», «Проблемы переходного возраста», «Нравственные законы жизни»; консультации «Как стать другом своему ребенку?», «Синдром жестокого обращения», «Подростковый и детский алкоголизм», « Насилие в семье» и др.; психо-коррекционные занятия клуба «Школа эффективного родительства»; игротерапия, а так же профилактическая работа ( приглашение специалистов: врач- нарколог, мед. психолог, инструктор ПДН).
Все эти мероприятия способствуют осознанию родителями ответственности за воспитание своих детей, роли семьи в формировании у детей семейных и нравственных ценностей, правильному отношению к здоровому образу жизни, созданию комфортных условий в семье для развития личности ребенка.
Формированию у воспитанников правильного представления о семейных ценностях, роли семьи в обществе, личной ответственности за свое поведение способствует совместная организация досуговой деятельности несовершеннолетних и их родителей, вовлечение воспитанников в позитивную деятельность, адекватную их интересам , способностям и психическому состоянию.
Эффективными формами работы с несовершеннолетними, способствующими формированию правильного представления о семейных ценностях, роли семьи в обществе, личной ответственности за свое поведение, являются коррекционные занятия: «Я и моя семья», «Компания и Я» ,«Общение и уважение» и т.д. ;тренинги «Мир глазами агрессивного человека» , «Подросток и конфликты» ; ролевая игра «Разрешение конфликтных ситуаций» ; диспуты : «Вредные привычки и как с ними бороться», «Прощать, значит любить» ; конкурс «Папа , мама , я –дружная семья» ; викторина : «Традиции русской семьи».
В результате реализации программы у несовершеннолетних сформировались правильные представления о семейных ценностях, о здоровом образе жизни , о правилах поведения принятых в социуме , о значении семьи в жизни человека .
Для успешной деятельности педагогов возникла необходимость обучения педагогического коллектива наиболее эффективным формам и методам работы . С этой целью предусмотрена организация и проведение заседаний методического совета , круглых столов , тренингов. Показателями успешной воспитательной деятельности педагогов является : повышение уровня профессиональной подготовленности по вопросам психолога-педагогической помощи семье; способность формировать доверительные отношения с воспитанниками и их родителями .
Показателем социальной эффективности программы является то, что от общего количества детей, поступающих в Уссурийский СРЦН , за последние 3 года , в результате совместной работы педагогического коллектива, у 70-ти% семей восстановились детско-родительские отношения .
Мы научили родителей правильно общаться со своими детьми, помогли осознать ответственность за воспитание своего ребенка, понять, что ребенок – равноправный с ними человек, имеющий свое достоинство, право на собственное мнение и поступки. Его права, как и права, любого человека, должны уважать и не нарушать.
Ведь как сказал К.Д. Ушинский, что дело воспитания – важное и святое , так как «именно здесь сеются семена благоденствия и несчастья миллионов соотечественников , здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины» . И здесь начинается МИР без СИРОТСТВА.
ПРОГРАММА « МИР БЕЗ СИРОТСТВА»
( Коррекционно - профилактическая работа по восстановлению детско- родительских отношений в семье).
Актуальность программы
Детство - это время, когда мы не только воспитываем наших детей, но и выстраиваем свои отношения с ними. И если мы не смогли в детском и отроческом возрасте стать душевно и духовно близки с ними, потом сделать это будет очень трудно.
Общение в семье всех ее членов - это прекрасная традиция. Это надо передавать по наследству, это надо развивать, этому надо учить, особенно молодых родителей. Ребенок должен жить в счастливой семье и чувствовать любовь родных. От воспитания в семье зависит то, кем и каким будет ребенок, став взрослым, какой будет его семья. Через общение и традиции можно прививать ребенку хорошие манеры, выработать привычки, навыки поведения, принятые в обществе, научить правильно вести себя в разных ситуациях.
Многие родители не готовы к воспитанию собственных детей, проявляют неадекватное отношение к ним, которое выражается в отсутствии эмоциональной близости с ребенком, насильственных действиях по отношению к нему.
Педагогическая и психологическая безграмотность родителей, их низкий образовательный уровень - основные факторы, влияющие на отсутствие у несовершеннолетних представлений об общечеловеческих ценностях.
У 75% детей поступающих в реабилитационный центр, по результатам диагностики , отсутствуют элементарные знания о культурных, социальных и моральных нормах поведения, семейных ценностях и нравственных ценностях общества , нарушены семейные связи.
Основным направлением решения данной проблемы является система коррекционно-профилактических мероприятий, направленных как на оздоровление условий семейного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности ребенка, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Поэтому нами была разработана программа «Мир без сиротства», направленная на восстановление детско-родительских отношений, социальную реабилитацию семьи в целом.
Программа реализуется психологами, социальными работниками, воспитателями, педагогами дополнительного образования.
Цель программы: восстановление детско-родительских отношений; оказание содействия семье по воспитанию ребенка, социально - адаптированного к самостоятельной жизни в обществе.
Задачи:
*Обеспечить психолого-педагогическую просветительскую работу с родителями;
*Формировать у родителей навыки социально-поддерживающего поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми;
*Способствовать созданию комфортных условий в семье для развития личности ребенка;
*Содействовать в создании положительной мотивации у родителей, направленной на социальную реабилитацию семьи;
*Формировать у воспитанников правильное представление о семейных ценностях, роли семьи в обществе, личную ответственность за свое поведение;
*Вовлекать воспитанников в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию;
*Привлекать родителей для совместной организации досуговой деятельности несовершеннолетних.
Срок реализации программы-- 3 месяца.
Целевая группа: родители несовершеннолетних; несовершеннолетние в возрасте от 7 до18 лет.
Кадровое обеспечение:
1.Педагог-психолог
2.Социальный педагог
3.Воспитатели
4.Инструкор по труду
5.Музыкальный руководитель
6.Психотерапевт
Этапы реализации:
*Информационный;
*Диагностический;
*Организационный;
*Реабилитационный;
*Завершающий.
Социальные партнеры:
1.Врач-нарколог
2.Инспектор ПДН
3.Специалист по ЗОЖ из Центра профилактики.
Принципы реализации программы:
-Принцип личностно - ориентированного общения. Партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с родителями и детьми;
-Принцип гумманизма основывается на доброжелательном эмоциональном настрое, предполагает дифференцированный подход к организации реабилитационно-профилактических мероприятий;
-Принцип наглядности -широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, слайды, медиа пособия и т. д
Основные направления деятельности социально-педагогической службы
1.Работа с родителями
*Просветительская работа (выпуск информационных листов: «Стили родительского общения», «Школьная дезадаптация», «Конфликты отцов и детей», «Побег из дома: что толкает ребенка за порог»; беседы: «Рекомендации родителям в воспитании детей», «Проблемы переходного возраста», « Нравственные законы жизни»; консультации: «Как стать другом своему ребенку», «Синдром жестокого обращения», «Подростковый и детский алкоголизм», «Насилие в семье», «Индивидуальный подход к ребенку»; ролевые игры « Конфликты в семье», « Отцы и дети» );
*Психокоррекционная работа (семейное консультирование « Оказание помощи в конфликтных ситуациях», психокоррекционные занятия « Школа эффективного родительства», тестирование, арттерапия, сказкотерапия, игротерапия);
*Профилактическая* (приглашение специалистов,: врач-нарколог, мед. психолог , инструктор ПДН).
2.Работа с несовершеннолетними(коррекционные занятия «Я и моя семья», «Общение и уважение», « Помощь твоей семьи, преодоление жизненных трудностей», «Компания и я», «Одиночество одна из причин жизненных затруднений», тренинги «Мир глазами агрессивного человека», « Подросток и конфликты», ролевые игры «Разрешение конфликтных ситуаций», «Родители и я»; диспут «Вредные привычки и как с ними бороться», «Прощать, значит любить»; КВН, конкурсы «Папа, мама, я – дружная семья», викторина «Традиции русской семьи»);
3.Работа с педагогами ( беседа-консультация «Что такое здоровьесберегающие технологии» открытые занятия «Трудности взаимопониманий», семинар-практикум «Психологическая поддержка», лекция «Роль семьи в становлении психологически здоровой личности»);круглый стол «Инновационные подходы в реабилитационно-профилактической работе с семьей».
Ожидаемые результаты, их социальная эффективность .
Работа с родителями:
Знания ( о возрастных особенностях воспитанников ;об индивидуальном подходе к воспитанию ребенка; о проблемах детско- родительских отношений; об ошибках семейного воспитания).
Умения( восстанавливать внутри- семейные связи; формировать здоровый образ жизни; создавать положительный микроклимат в семье; формировать чувства ответственности за своих детей; решать проблемы в трудной жизненной ситуации).
Работа с несовершеннолетними:
Знания ( о правилах поведения принятых в социуме; о здоровом образе жизни; о семейных ценностях; о значении семьи в жизни человека).
Умения(правильно вести себя в обществе, показывая свои деловые и нравственные качества; вести здоровый образ жизни; позитивно относиться к своей семье; разрешать конфликтные ситуации; ставить жизненные цели и стремиться к их реализации).
Работа с педагогами:
Знания (о возрастных особенностях воспитанников; о психолого-педагогической помощи в разрешении конфликтных ситуаций; о принципах индивидуального подхода к ребенку).
Умения (оказывать психолого-педагогическую помощь семье; формировать доверительные отношения с детьми и их родителями; подготавливать и проводить занятия с воспитанниками и их родителями ; разрешать конфликты).
Мониторинг эффективности программы по работе c родителями
Ф, И О, родителя | Осознание ответственности за воспитание своих детей | Отношение к здоровому образу жизни | Осознание роли семьи в формировании у детей семейных и нравственных ценностей | Создание комфортных условий в семье для развития личности ребенка | ||||
1. 2. 3. | до | после | до | после | до | после | до | после |
Мониторинг эффективности работы с несовершеннолетними
Ф.И.О. ребенка | Знания правил поведения принятых в социуме | Сформированность представлений о семейных ценностях | Отношение к здоровому образу жизни | Навыки саморегуляции | ||||
1. 2. 3. | до | после | до | после | до | после | до | после |
Мониторинг эффективности работы с педагогами
Ф.И.О. педагога | Уровень профессиональной подготовленности по вопросам психолого-педагогической помощи в семье | Способность формировать доверительные отношения с воспитанниками и их родителями | Отношение к здоровьесберегающей деятельности и ее роли в процессе воспитания | |||
1. 2. 3. | до | после | до | после | до | после |
Тематическое планирование
П/N | Работа с родителями | Работа с несовершеннолетними | Работа с педагогами |
1месяц
| *Диагностика детско-родительских отношений *Выпуск информационных листов:«Стили родительского общения», «Правила общения с ребенком». *Консультация «Как стать другом своему ребенку». *Ролевая игра « Конфликты в семье». *Клуб «Школа эффективного родительства» *Психо-коррекционые занятия: «Зачем мы здесь сегодня собрались?», «Все начинается с семьи». *Индивидуальная беседа «Мой ребенок: какой он?» | *Диагностика «Социальная адаптация ребенка в обществе».
*Коррекционные занятия: «Я и моя семья», «Прощать, значит-любить». | *Лекция «Роль семьи в становлении личности». |
2месяц | *Выпуск информационных листов: «Конфликты отцов и детей», «Побег из родительского дома: что толкает ребенка за порог? » *Консультация: «Насилие в семье», «Подростковый и детский алкоголизм». *Ролевая игра «Отцы и дети» *Клуб «Школа эффективного родительства» Психо-коррекционные занятия: «Способы эффективного взаимодействия с окружающими людьми и со своими детьми», «Родители меня не понимают или как услышать ребенка?». *Индивидуальная беседа «Непременные условия воспитания». | *Коррекционные занятия: «Одиночество - одна из причин жизненных затруднений», «Разрешение конфликтных ситуаций в семье». | *Беседа –консультация «Что такое здоровьесберегающие технологии?» |
3месяц | *Выпуск информационных листов: «Рекомендации родителям в воспитании детей», «Проблемы переходного возраста». *Консультация: «Оказание помощи в конфликтных ситуациях», «Семья и семейные ценности». *Клуб «Школа эффективного родительства» Психокоррекционные занятие «Я родитель. А это значит…», «Жить -это здорово», «Выпускной вечер в клубе «Школа эффективного родительства»
| Коррекционные занятия «Вредные привычки - как с ними бороться?», «Мир глазами агрессивного человека» | Круглый стол «Инновационные подходы в реабилитационно- профилактической работе с семьей» |
Приложение
Цикл психокорреционных занятий клуба «Школа эффективного родительства».
Список используемой литературы
1.Шваб Е .Д., Пудикова Н.П. , Психологическая поддержка учащихся, Издательство «Учитель», 2009.
2.Программы для социально-психологического сопровождения детей с отклоняющимся поведением. Ростов н/Д, 1997год.
3. Фалькович Т.А.. Подростки 21 века психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. Издательство «ВАКО».
4. Грецов А.Г.,ООО «Питер Пресс», 2009год.
5.Практикум по групповой психокоррекции: тренинги, упражнения, ролевые игры. Т.В. Эксакусто- Ростов на Дону: Феникс 2007.
6.Использование интернет ресурсов при подготовке занятий.
7.Дереклеева Н.И., Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся, Москва «ВАКО», 2004.
8.Крючкова О.В. Нравственность в современном мире.-Мн: Изд.ООО «Красико-Принт», 2003г.
9. Устюгова И.А. Работа с подростками девиантного поведения. Изд. «Учитель», 2014г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programm_a_mire_bez_sirot.docx | 41.16 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мир без сиротства»
О.М.Летавина, воспитатель высшей
квалификационной категории,
Е.М. Страт, воспитатель
высшей квалификационной категории,
КГ БУСО «Уссурийский СРЦН»
Дети - это наша старость. Правильное воспитание-это наша счастливая старость, плохое воспитание - это будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
А, С, Макаренко
Как сделать, чтобы дети не огорчали родителей и окружающих людей, чтобы у них было как можно больше положительных качеств? В большей мере это зависит от семьи.
Для ребенка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
В семье ребенок с первых лет своей жизни усваивает нормы общения, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро и зло, все, чем характерна его семья.
Семейные ценности - это то, что нельзя купить ни за какие деньги, получить по наследству или украсть. Семейные ценности можно обрести в семье и пронести их через всю свою жизнь.
75% несовершеннолетних, помещенных в КБ БУСО «Уссурийский СРЦН», имеют слабые представления о культурных, социальных и моральных нормах поведения, нравственных ценностях общества. У них узкий кругозор, высокий уровень агрессии и тревожности, что выражается в их девиантном поведении.
Анализируя и исследуя семьи наших воспитанников, специалисты учреждения сделали выводы, что основными факторами, порождающими девиантное поведение ребенка, являются: низкий образовательный уровень взрослых, не полные семьи, разводы, алкоголизм, неудовлетворенность собственной жизнью.
Наиболее высокий показатель – 45% составляют педагогически не состоятельные, конфликтные семьи. Эти семьи характеризуются нежеланием понять и изменить методы и формы воспитания ребенка, затяжными конфликтами между взрослыми членами семьи, унижением и подавлением ребенка как личности.
30% -составляют аморальные семьи, которые характеризуются потерей человеческих и этических норм. Воспитанием детей в таких семьях родители не занимаются, а дети предоставлены самим себе. Они подвержены страхом, неподчинению взрослым.
20%- асоциальные семьи, в которых забывают о наличии детей в семье. Родители пренебрегают социальными, моральными нормами поведения. Их главный воспитательный метод - физическая расправа. Дети из этих семей имеют задержки психического развития, агрессивны, имеют проблемы с учебой, часто уходят из дома.
5%-условно благополучные, в которых несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям ребенка, его неприятие, приводит к неспособности исполнения родительских обязанностей в отношении ребенка.
Родители обязаны знать, что волнует ребенка, с какими проблемами он сталкивается, в каких ситуациях он нуждается в родительской помощи и поддержке.
Дети взрослеют, и именно в подростковом возрасте чаще всего возникают конфликты между подростками и родителями. Потребность подростков заключается в том , чтобы взрослые ,особенно родители , признали их равноправными в общении . Но именно эта потребность часто оказывается не удовлетворенной. Между подростками и родителями возникают многочисленные и разнообразные конфликты. Чаще всего у детей отмечается грубость, упрямство, негативизм, противопоставление себя взрослым. Они хотят, чтобы считались с их мнением, не переносят насмешек , пренебрежительного тона, особенно в присутствии друзей . Грубость с их стороны является своеобразной формой борьбы за свою самостоятельность , именно поэтому подростки часто уходят из дома , проявляют девиантное поведение , совершают правонарушения и, как правило, попадают в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних .
Задача педагогов центра - показать родителям и детям, что одним из самых главных общечеловеческих ценностей является семья; помочь родителям осознать ответственность за воспитание своих детей. В этом смысле все большее значение приобретает организация психолого-педагогической просветительской работы с родителями, а так же их детьми.
Поэтому нами была разработана программа «Мир без сиротства», которая реализуется опираясь на работу клуба «Школа эффективного родительства» .
Целью программы является восстановление детско-родительских отношений; оказание содействия семье по воспитанию ребенка , социально адаптированного к самостоятельной жизни в обществе.
В процессе реализации программы решаются задачи по обеспечению психолого-педагогической просветительской работы с родителями; формированию у них навыков социально-поддерживающего поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми , а также формированию у несовершеннолетних правильного представления о семейных ценностях , роли семьи в обществе , личной ответственности ; вовлечению воспитанников и родителей в совместную организацию досуговой деятельности, выявлению особенностей взаимоотношений между родителями и детьми .
Решая эти задачи, каждый педагог строит свою работу в зависимости от особенностей взаимоотношений между родителями и детьми, в соответствии с психологическими особенностями несовершеннолетних, учитывая следующие принципы :
-Принцип личностно - ориентированного общения (партнерство, соучастие и взаимодействие) - приоритетные формы общения педагога с родителями и детьми;
-Принцип гумманизма основывается на доброжелательном эмоциональном настрое, предполагает дифференцированный подход к организации реабилитационно-профилактических мероприятий;
-Принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, слайды, медиа пособия и т. д
На начальном этапе проводится знакомство с планом работы клуба «Школа эффективного родительства», разрабатывается план совместной деятельности педагогов , родителей , психологов и др. социальных партнеров , назначаются ответственные за мероприятия .
На втором этапе, диагностическом , проводится диагностика по основным направлениям деятельности социально-педагогической службы .
Следующий этап-практический, включающий в себя подготовку и проведение мероприятий (выпуск информационных листов, тестирование, психокоррекционные занятия , консультации, беседы , круглые столы ,игротерапия , ролевые игры , тренинги , конкурсы и т.д. ).
На заключительном этапе проводятся итоги, закрепляются полученные знания и умения у родителей и несовершеннолетних , проводится круглый стол по итогам реализации программы и выпускной вечер в клубе «Школа эффективного родительства» .
Исходя из результатов социально-педагогической диагностики, были выбраны основные направления деятельности социально-педагогической работы :
1)работа с родителями.
2)работа с несовершеннолетними.
3)работа с педагогами.
Эти направления взаимосвязаны между собой.
В процессе реализации программы используются индивидуальные и групповые формы и методы работы, которые включают в себя традиционные и инновационные технологии.
Формированию у родителей навыков социально - поддерживающего поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми, а так же созданию комфортных условий в семье, для развития личности ребенка, способствует просветительская работа (выпуск информационных листков: «Стили родительского общения», «Школьная дезадаптация», «Конфликты отцов и детей», «Побег из дома: что толкает ребенка за порог?»; беседы: «Рекомендации родителям в воспитании детей», «Проблемы переходного возраста», «Нравственные законы жизни»; консультации «Как стать другом своему ребенку?», «Синдром жестокого обращения», «Подростковый и детский алкоголизм», « Насилие в семье» и др.; психо-коррекционные занятия клуба «Школа эффективного родительства»; игротерапия, а так же профилактическая работа ( приглашение специалистов: врач- нарколог, мед. психолог, инструктор ПДН).
Все эти мероприятия способствуют осознанию родителями ответственности за воспитание своих детей, роли семьи в формировании у детей семейных и нравственных ценностей, правильному отношению к здоровому образу жизни, созданию комфортных условий в семье для развития личности ребенка.
Формированию у воспитанников правильного представления о семейных ценностях, роли семьи в обществе, личной ответственности за свое поведение способствует совместная организация досуговой деятельности несовершеннолетних и их родителей, вовлечение воспитанников в позитивную деятельность, адекватную их интересам , способностям и психическому состоянию.
Эффективными формами работы с несовершеннолетними, способствующими формированию правильного представления о семейных ценностях, роли семьи в обществе, личной ответственности за свое поведение, являются коррекционные занятия: «Я и моя семья», «Компания и Я» ,«Общение и уважение» и т.д. ;тренинги «Мир глазами агрессивного человека» , «Подросток и конфликты» ; ролевая игра «Разрешение конфликтных ситуаций» ; диспуты : «Вредные привычки и как с ними бороться», «Прощать, значит любить» ; конкурс «Папа , мама , я –дружная семья» ; викторина : «Традиции русской семьи».
В результате реализации программы у несовершеннолетних сформировались правильные представления о семейных ценностях, о здоровом образе жизни , о правилах поведения принятых в социуме , о значении семьи в жизни человека .
Для успешной деятельности педагогов возникла необходимость обучения педагогического коллектива наиболее эффективным формам и методам работы . С этой целью предусмотрена организация и проведение заседаний методического совета , круглых столов , тренингов. Показателями успешной воспитательной деятельности педагогов является : повышение уровня профессиональной подготовленности по вопросам психолога-педагогической помощи семье; способность формировать доверительные отношения с воспитанниками и их родителями .
Показателем социальной эффективности программы является то, что от общего количества детей, поступающих в Уссурийский СРЦН , за последние 3 года , в результате совместной работы педагогического коллектива, у 70-ти% семей восстановились детско-родительские отношения .
Мы научили родителей правильно общаться со своими детьми, помогли осознать ответственность за воспитание своего ребенка, понять, что ребенок – равноправный с ними человек, имеющий свое достоинство, право на собственное мнение и поступки. Его права, как и права, любого человека, должны уважать и не нарушать.
Ведь как сказал К.Д. Ушинский, что дело воспитания – важное и святое , так как «именно здесь сеются семена благоденствия и несчастья миллионов соотечественников , здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины» . И здесь начинается МИР без СИРОТСТВА.
ПРОГРАММА « МИР БЕЗ СИРОТСТВА»
( Коррекционно - профилактическая работа по восстановлению детско- родительских отношений в семье).
Актуальность программы
Детство - это время, когда мы не только воспитываем наших детей, но и выстраиваем свои отношения с ними. И если мы не смогли в детском и отроческом возрасте стать душевно и духовно близки с ними, потом сделать это будет очень трудно.
Общение в семье всех ее членов - это прекрасная традиция. Это надо передавать по наследству, это надо развивать, этому надо учить, особенно молодых родителей. Ребенок должен жить в счастливой семье и чувствовать любовь родных. От воспитания в семье зависит то, кем и каким будет ребенок, став взрослым, какой будет его семья. Через общение и традиции можно прививать ребенку хорошие манеры, выработать привычки, навыки поведения, принятые в обществе, научить правильно вести себя в разных ситуациях.
Многие родители не готовы к воспитанию собственных детей, проявляют неадекватное отношение к ним, которое выражается в отсутствии эмоциональной близости с ребенком, насильственных действиях по отношению к нему.
Педагогическая и психологическая безграмотность родителей, их низкий образовательный уровень - основные факторы, влияющие на отсутствие у несовершеннолетних представлений об общечеловеческих ценностях.
У 75% детей поступающих в реабилитационный центр, по результатам диагностики , отсутствуют элементарные знания о культурных, социальных и моральных нормах поведения, семейных ценностях и нравственных ценностях общества , нарушены семейные связи.
Основным направлением решения данной проблемы является система коррекционно-профилактических мероприятий, направленных как на оздоровление условий семейного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности ребенка, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Поэтому нами была разработана программа «Мир без сиротства», направленная на восстановление детско-родительских отношений, социальную реабилитацию семьи в целом.
Программа реализуется психологами, социальными работниками, воспитателями, педагогами дополнительного образования.
Цель программы: восстановление детско-родительских отношений; оказание содействия семье по воспитанию ребенка, социально - адаптированного к самостоятельной жизни в обществе.
Задачи:
*Обеспечить психолого-педагогическую просветительскую работу с родителями;
*Формировать у родителей навыки социально-поддерживающего поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми;
*Способствовать созданию комфортных условий в семье для развития личности ребенка;
*Содействовать в создании положительной мотивации у родителей, направленной на социальную реабилитацию семьи;
*Формировать у воспитанников правильное представление о семейных ценностях, роли семьи в обществе, личную ответственность за свое поведение;
*Вовлекать воспитанников в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию;
*Привлекать родителей для совместной организации досуговой деятельности несовершеннолетних.
Срок реализации программы-- 3 месяца.
Целевая группа: родители несовершеннолетних; несовершеннолетние в возрасте от 7 до18 лет.
Кадровое обеспечение:
1.Педагог-психолог
2.Социальный педагог
3.Воспитатели
4.Инструкор по труду
5.Музыкальный руководитель
6.Психотерапевт
Этапы реализации:
*Информационный;
*Диагностический;
*Организационный;
*Реабилитационный;
*Завершающий.
Социальные партнеры:
1.Врач-нарколог
2.Инспектор ПДН
3.Специалист по ЗОЖ из Центра профилактики.
Принципы реализации программы:
-Принцип личностно - ориентированного общения. Партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с родителями и детьми;
-Принцип гумманизма основывается на доброжелательном эмоциональном настрое, предполагает дифференцированный подход к организации реабилитационно-профилактических мероприятий;
-Принцип наглядности -широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, слайды, медиа пособия и т. д
Основные направления деятельности социально-педагогической службы
1.Работа с родителями
*Просветительская работа (выпуск информационных листов: «Стили родительского общения», «Школьная дезадаптация», «Конфликты отцов и детей», «Побег из дома: что толкает ребенка за порог»; беседы: «Рекомендации родителям в воспитании детей», «Проблемы переходного возраста», « Нравственные законы жизни»; консультации: «Как стать другом своему ребенку», «Синдром жестокого обращения», «Подростковый и детский алкоголизм», «Насилие в семье», «Индивидуальный подход к ребенку»; ролевые игры « Конфликты в семье», « Отцы и дети» );
*Психокоррекционная работа (семейное консультирование « Оказание помощи в конфликтных ситуациях», психокоррекционные занятия « Школа эффективного родительства», тестирование, арттерапия, сказкотерапия, игротерапия);
*Профилактическая* (приглашение специалистов,: врач-нарколог, мед. психолог , инструктор ПДН).
2.Работа с несовершеннолетними(коррекционные занятия «Я и моя семья», «Общение и уважение», « Помощь твоей семьи, преодоление жизненных трудностей», «Компания и я», «Одиночество одна из причин жизненных затруднений», тренинги «Мир глазами агрессивного человека», « Подросток и конфликты», ролевые игры «Разрешение конфликтных ситуаций», «Родители и я»; диспут «Вредные привычки и как с ними бороться», «Прощать, значит любить»; КВН, конкурсы «Папа, мама, я – дружная семья», викторина «Традиции русской семьи»);
3.Работа с педагогами ( беседа-консультация «Что такое здоровьесберегающие технологии» открытые занятия «Трудности взаимопониманий», семинар-практикум «Психологическая поддержка», лекция «Роль семьи в становлении психологически здоровой личности»);круглый стол «Инновационные подходы в реабилитационно-профилактической работе с семьей».
Ожидаемые результаты, их социальная эффективность .
Работа с родителями:
Знания ( о возрастных особенностях воспитанников ;об индивидуальном подходе к воспитанию ребенка; о проблемах детско- родительских отношений; об ошибках семейного воспитания).
Умения( восстанавливать внутри- семейные связи; формировать здоровый образ жизни; создавать положительный микроклимат в семье; формировать чувства ответственности за своих детей; решать проблемы в трудной жизненной ситуации).
Работа с несовершеннолетними:
Знания ( о правилах поведения принятых в социуме; о здоровом образе жизни; о семейных ценностях; о значении семьи в жизни человека).
Умения(правильно вести себя в обществе, показывая свои деловые и нравственные качества; вести здоровый образ жизни; позитивно относиться к своей семье; разрешать конфликтные ситуации; ставить жизненные цели и стремиться к их реализации).
Работа с педагогами:
Знания (о возрастных особенностях воспитанников; о психолого-педагогической помощи в разрешении конфликтных ситуаций; о принципах индивидуального подхода к ребенку).
Умения (оказывать психолого-педагогическую помощь семье; формировать доверительные отношения с детьми и их родителями; подготавливать и проводить занятия с воспитанниками и их родителями ; разрешать конфликты).
Мониторинг эффективности программы по работе c родителями
Ф, И О, родителя | Осознание ответственности за воспитание своих детей | Отношение к здоровому образу жизни | Осознание роли семьи в формировании у детей семейных и нравственных ценностей | Создание комфортных условий в семье для развития личности ребенка | ||||
1. 2. 3. | до | после | до | после | до | после | до | после |
Мониторинг эффективности работы с несовершеннолетними
Ф.И.О. ребенка | Знания правил поведения принятых в социуме | Сформированность представлений о семейных ценностях | Отношение к здоровому образу жизни | Навыки саморегуляции | ||||
1. 2. 3. | до | после | до | после | до | после | до | после |
Мониторинг эффективности работы с педагогами
Ф.И.О. педагога | Уровень профессиональной подготовленности по вопросам психолого-педагогической помощи в семье | Способность формировать доверительные отношения с воспитанниками и их родителями | Отношение к здоровьесберегающей деятельности и ее роли в процессе воспитания | |||
1. 2. 3. | до | после | до | после | до | после |
Тематическое планирование
П/N | Работа с родителями | Работа с несовершеннолетними | Работа с педагогами |
1месяц | *Диагностика детско-родительских отношений *Выпуск информационных листов:«Стили родительского общения», «Правила общения с ребенком». *Консультация «Как стать другом своему ребенку». *Ролевая игра « Конфликты в семье». *Клуб «Школа эффективного родительства» *Психо-коррекционые занятия: «Зачем мы здесь сегодня собрались?», «Все начинается с семьи». *Индивидуальная беседа «Мой ребенок: какой он?» | *Диагностика «Социальная адаптация ребенка в обществе». *Коррекционные занятия: «Я и моя семья», «Прощать, значит-любить». | *Лекция «Роль семьи в становлении личности». |
2месяц | *Выпуск информационных листов: «Конфликты отцов и детей», «Побег из родительского дома: что толкает ребенка за порог? » *Консультация: «Насилие в семье», «Подростковый и детский алкоголизм». *Ролевая игра «Отцы и дети» *Клуб «Школа эффективного родительства» Психо-коррекционные занятия: «Способы эффективного взаимодействия с окружающими людьми и со своими детьми», «Родители меня не понимают или как услышать ребенка?». *Индивидуальная беседа «Непременные условия воспитания». | *Коррекционные занятия: «Одиночество - одна из причин жизненных затруднений», «Разрешение конфликтных ситуаций в семье». | *Беседа –консультация «Что такое здоровьесберегающие технологии?» |
3месяц | *Выпуск информационных листов: «Рекомендации родителям в воспитании детей», «Проблемы переходного возраста». *Консультация: «Оказание помощи в конфликтных ситуациях», «Семья и семейные ценности». *Клуб «Школа эффективного родительства» Психокоррекционные занятие «Я родитель. А это значит…», «Жить -это здорово», «Выпускной вечер в клубе «Школа эффективного родительства» | Коррекционные занятия «Вредные привычки - как с ними бороться?», «Мир глазами агрессивного человека» | Круглый стол «Инновационные подходы в реабилитационно- профилактической работе с семьей» |
Приложение
Цикл психокорреционных занятий клуба «Школа эффективного родительства».
Список используемой литературы
1.Шваб Е .Д., Пудикова Н.П. , Психологическая поддержка учащихся, Издательство «Учитель», 2009.
2.Программы для социально-психологического сопровождения детей с отклоняющимся поведением. Ростов н/Д, 1997год.
3. Фалькович Т.А.. Подростки 21 века психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. Издательство «ВАКО».
4. Грецов А.Г.,ООО «Питер Пресс», 2009год.
5.Практикум по групповой психокоррекции: тренинги, упражнения, ролевые игры. Т.В. Эксакусто- Ростов на Дону: Феникс 2007.
6.Использование интернет ресурсов при подготовке занятий.
7.Дереклеева Н.И., Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся, Москва «ВАКО», 2004.
8.Крючкова О.В. Нравственность в современном мире.-Мн: Изд.ООО «Красико-Принт», 2003г.
9. Устюгова И.А. Работа с подростками девиантного поведения. Изд. «Учитель», 2014г.