Памятка "Как задавать вопросы?"

Гурьева Наталья Александровна
Памятка "   Как задавать вопросы"
Любой исследователь должен уметь задавать вопросы. Какими могут быть вопросы?
Их можно разделить на две большие группы:
1. Уточняющие, например «Верно ли, что… Надо ли создавать… Должен ли…». Они могут быть простыми и сложными. Последние состоят из нескольких простых («будешь ли ты играть в компьютерные игры с ребятами или тебе больше нравиться играть в них одному?»). простые вопросы можно поделить на условные («Верно ли, что если щенок отказывается от еды и не играет, то он болен?») и безусловные («Правда ли, что у тебя дома живёт котёнок?»).
2. Восполняющие (неопределённые, непрямые). Они обычно включают слова «где, когда, кто, что, почему, какие» и др. Эти вопросы также могут быть простыми («Где можно построить нарисованный тобой дом?») и сложными («Кто, когда и где может построить этот дом?»).
В процессе познания вопросы должны предварять ответы. Следовательно, очень важно развивать умение задавать вопросы.
Для этого используются разные упражнения.
Например, известный американский психолог Э.П. Торранс показывал детям картинки с изображением людей, животных и предлагал задавать вопросы тому, кто на них изображён, либо предположить, какие вопросы мог бы задать тот, кто изображён на рисунке.
Другое задание – «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?» (Игрушечный автомобиль, кукла и т.п.)
Ребёнку старшего дошкольного возраста предлагается такая ситуация: «Представь, что к тебе подошёл незнакомый человек. Какие три вопроса он задал бы тебе?». Дошкольники учатся задавать вопросы от имени другого.
Умение задавать вопросы развивается и в задании «Найди загаданное слово». Его можно проводить в разных вариантах. Вот наиболее простой. Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем». Возможен и более сложный вариант. Ребёнок загадывает слово. Сообщает всем только первый звук (букву), допустим «м». Кто-то задаёт вопрос, например6 «Это не животное?» или «Это не мебель?». Ребёнок, загадавший слово, отвечает «да» или «нет». После этого вопросы продолжаются. Ограничение одно: нельзя задавать вопросы, рассчитанные на прямое угадывание, например: «Это мост?».
Какие вопросы наиболее продуктивны на различных этапах исследовательского поиска ребёнка? Какова иерархия уровней постановки вопросов?
Желательно, чтобы на первых этапах столкновения начинающего исследователя с проблемой ставились описательные вопросы: «Кто? Как? Что? Где? Когда?». Они более связаны с настоящим и описывают ситуацию «Здесь и сейчас», что позволяет её осмыслить. Задавая такие вопросы, ребёнок учится наблюдать, описывать и вырабатывает уверенность в понимании настоящего.
И только после того как проблемная ситуация по возможности точно описана, мы можем подняться на следующий уровень – задавать каузальные вопросы (напомним: кауза в переводе с древнегреческого – причина) «Почему? Отчего?». Этот уровень требует понимания и установления связей (ассоциаций).
Последовательно проходя через эти два уровня, ребёнок учится наблюдать, описывать , устанавливать ассоциации, усваивать новые задания. Это создаёт базис для следующего уровня – субъективных вопросов: «Что я об этом знаю? Что я при этом чувствую?». Как мы видим, на этом этапе дети опираются на аналогии и ассоциации. Это не только помогает пониманию проблемы, но и развивает мышление, содействует вовлечению в проблему.
Следующий виток спирали – воображаемый вопрос. Он обычно звучит так: «Что было бы, если? Что случилось бы, если?»
Оценочные вопросы следуют за воображаемыми «Что лучше? Что правильнее?». Только когда дети прошли все предыдущие уровни, должна последовать оценка. При этом важно понимать: если оценочные вопросы появятся раньше, мы будем существенно ограничены в развитии детского мышления.
Кажется, что оценочный уровень должен венчать иерархию, но решение одной задачи для творческого человека не окончание работы, а лишь начало новой. Мы должны готовить детей к тому. Что настоящее всегда продолжается в будущем, а потому необходимо приучать их к дальнейшим вопросам: «Что ещё тебя может интересовать в этой проблеме? Что ты ещё можешь предложить или сделать?» Они пробуждают любопытство, бросают вызов воображению ребёнка, заставляют проверить, как далеко простираются границы его креативности.
Научите ребенка задавать вопросы и обязательно старайтесь отвечат на заданные вопросы!
(Источник: Яндекс)
 

Комментарии