Роль семьи в обеспечении медиабезопасности детей в сети Интернет.
Число пользователей мобильных телефонов и Интернета с каждым днём неуклонно растет. Большую их часть составляют подростки и молодежь. В связи с этим возникает потребность в обеспечении безопасности активных пользователей медиа ресурсов.
Существуют риски использования информационных технологий.
Особой опасности в незащищённом информационном пространстве подвергаются дети. Они, как наиболее активная и любопытная аудитория, часто первыми знакомятся с информационными технологиями, опережая в технической грамотности родителей и педагогов. В этом есть как плюсы: повышение уровня эрудированности, навыки общения с разными людьми, так и минусы: отсутствие жизненного опыта, позволяющего определить обман и манипуляцию, нередко повышает риск стать жертвой онлайн-угроз, таких как: онлайн-насилие, мошенничество, порнография, получение личной информации с целью ее преступного использования в реальной жизни.
При этом Интернет анонимен и трудно контролируем.. Очевидно, что без контроля со стороны взрослых, дети могут попасть в руки к онлайн-мошенникам и киберпреступникам.
Многие родители не знают, какие сайты посещает их ребенок. К тому же некоторые родители недостаточно разбираются и не владеют информацией о многих возможностях и опасностях сети. Поэтому не всегда могут предусмотреть те угрозы, с которыми может столкнуться ребенок в Интернете. Да и насколько сам ребёнок готов к тому, чтобы правильно ориентироваться в пространстве Интернета?
Один из распространенных запросов родителей, что их дети слишком много времени проводят за компьютером, в соц сетях, в Интернете в ущерб другому проведению досуга (почти не бывают на свежем воздухе, мало двигаются, не успевают в школе). Отсутствие живого общения со сверстниками и недостаточное внимание со стороны родителей делают реальный мир ребенка узким, а виртуальный - интересным и ярким.
Предпочтение виртуального мира способно оказать негативное влияние на психику и здоровье ребёнка и вызвать не только ухудшение зрения, повышенную тревожность, раздражительность, социальную дезадаптацию, но и развитие зависимого поведения. И об этом ежедневно говорится и пишется.
Информационная среда оказывает огромное влияние на мировоззрение, и ценности детей и подростков. Но они не всегда понимают истинный смысл сообщений, мотивы и механизмы их создания. В то время, когда информация, направлена на манипулирование их поведением и сознанием.
На законодательном уровне в нашей стране введен запрет на определённые категории информации:
К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится:
Однако, запрещённая информация часто обнаруживается в свободном доступе.
Сегодня учителей, родителей и психологов всё больше волнует появление социальных групп, направленных на побуждение детей к экстремальным видам развлечений:
- «24 часа – Челендж» (исчезновение из дома и прятки в общественном месте на 24 часа);
- Игровые КВЕСТЫ с экстремальными заданиями с риском для жизни участников игры;
- Многоуровневые игры, оканчивающиеся суицидом участников игры.
Информация из оперативных источников призывает родителей обращать внимание на социальные сети и сайты:
- с картинками «летающих китов» (китов в небе, любых китов или бабочек, единорогов – символ суицида);
- с использованием заголовка популярного бестселлера «50 дней до моего самоубийства», «Киты плывут вверх» и тд;
- обращать внимание, если в хештегах или статусах, в лентах социальных страниц ребёнка ведётся обратный отсчёт чисел от 50 в сторону уменьшения;
- социальная группа «Разбуди меня в 4:20», в которую выходят подростки в то время, когда родители спят и даже не догадываются, что их ребёнок втянут в опасную игру.
Рекомендация родителям - повысить бдительность и вести строгий контроль пользования подростками интернет ресурсов.
Необходимо помнить, что отношение ребёнка к компьютеру и Интернету формируют взрослые.
Родители должны, прежде всего, решить, для чего нужен семье компьютер: для работы, учебы, общения или только для игр. Именно на родителей ложится ответственность правильного выбора учебных программ, контроля общения в сети, выбора компьютерных игр.
Какими внутрисемейными правилами следует руководствоваться при использовании Интернета?
Выработайте вместе с детьми соглашение по использованию Интернета. В нем должны быть описаны права и обязанности для каждого члена семьи, четко сформулированы следующие пункты:
Распечатайте соглашение и держите рядом с компьютером для напоминания всем членам семьи, регулярно просматривайте, вносите изменения по мере того, как дети взрослеют.
Чтобы уметь контролировать детей в сфере деятельности с интернет ресурсами родителям необходимо повышать собственную компьютерную и информационную грамотность.
Добра и счастья Вашим семьям!