Инструментарий педагогической деятельности педагога по воспитанию и обучению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Сиваева Светлана Васильевна

Семейное воспитание детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей - это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного и обучаемого  процесса. Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности.  Таким образом, для адекватного вхождения ребенка  в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая  работа по воспитанию и обучению.

Необходим поиск таких педагогических средств, которые не компенсировали бы отсутствие семьи, а создали бы те условия, в которых ребенок смог бы  адекватно социально развиваться, несмотря на отсутствие семьи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл instrumentariy_pedagogicheskoy_deyatelnosti_pedagoga.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

Инструментарий педагогической деятельности педагога по воспитанию и обучению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Семейное воспитание детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей - это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного и обучаемого  процесса. Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности.  Таким образом, для адекватного вхождения ребенка  в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая  работа по воспитанию и обучению.

Необходим поиск таких педагогических средств, которые не компенсировали бы отсутствие семьи, а создали бы те условия, в которых ребенок смог бы  адекватно социально развиваться, несмотря на отсутствие семьи. Целевые ориентации педагогической деятельности по социальной адаптации и семейному воспитанию:

-  Развитие субъективности ребенка.

- Педагогическая  поддержка творческих устремлений и действий учащихся.

- Воспитание уважительного и ответственного отношения к труду.

- Создание условий для общения и совместной деятельности разновозрастных детей.

- Содействие становлению и проявлению творческой индивидуальности воспитанников.

- Сплочение  коллектива семейной группы.

Данные целевые ориентиры успешно реализуются в условиях деятельностного подхода в воспитании и обучении. Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребёнка. Воспитание при этом понимается как «восходждение» к субъектности. Таким образом, в качестве общей цели видится ребенок, способный превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельности, контролировать её ход и результаты. Непременным условием эффективности воспитания и обучения  в контексте деятельностного подхода является опора на собственные силы ребёнка в труде, общении, познании, самопреобразовании своего внутреннего мира.  Суть воспитания и обучения с точки зрения деятельностного подхода  заключается в также в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность педагога и воспитанника по реализации выработанных целей и задач.

Дети младшего школьного возраста ещё не потеряли интереса к игре, хотя она и перестала быть ведущим видом  деятельности данного сензитивного периода. Тем не менее, игровую деятельность  можно назвать опорным пунктом детского развития. Можно выделить несколько видов игровой деятельности: свободная игра — ничем не ограниченная игра в игрушки, прятки и т.д. В такой игре ребенок проявляет и развивает свою индивидуальность и навыки общения с другими детьми. Другой вид игры — подвижные игры, которые сочетают в себе как свободу, так и руководство со стороны педагогов (различные подвижные игры). Чем больше игры в работе,  тем ближе она ребенку дошкольного и младшего школьного возраста, тем более она сливается с его жизнью. Поэтому на игру как важнейший элемент рассматриваемой технологии необходимо обратить особое внимание при работе с детьми младшего школьного возраста по реализации целей социальной адаптации и семейному воспитанию.

Еще одним элементом технологии была общественная деятельность, которая включала активное участие детей  во всех мероприятиях. Таким образом, все дети были поставлены в условия активной деятельностной позиции общего дела. При этом на лицо факт позитивных изменений в ценностно-смысловой сфере взаимодействующих субъектов нашей семейной группы. Речь идёт о взаимодействии детей как между собой, так и с воспитателями, о чём свидетельствует факт снижения конфликтности среди детей,  а также установление более доброго взаимоотношения между детьми и воспитателем.  Отношение детей к педагогу – важнейший фактор по семейному воспитанию и социальной адаптации детей: именно через него выстраиваются отношения между детьми в семье, организуется их совместная деятельность и общение. Поэтому на первый план выступают методы организации детского коллектива.

Методы организации деятельности и формирования опыта  поведения

         Нет сомнения, что положительный опыт поведения создается путем педагогически правильно организованной деятельности воспитуемых и обучаемых. Воспитание в деятельности имеет ряд закономерностей, на основе которых формируются требования к ее организации. Следует обратить внимание на то, что деятельность воспитывает лишь тогда, когда она личностно значима и имеет «личностный смысл». Позиция таковых должна быть активной. Руководство деятельностью детей должно быть гибким, соответствующим педагогической ситуации. Иключительно, актуальными для младших школьников выступают методы повседневного общения, доверительного взаимодействия: метод уважения детской личности, педагогическое требование, коллективное мнение, приучение, упражнение, убеждение, доверие, побуждение, сочувствие и др.

Педагогическое требование понимается как предъявление к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе и семейной группе. Требование может выражаться как совокупность норм общественного поведения, как реальная задача или как конкретное указание о выполнении какого-либо действия. По средствам требования бывают прямые и косвенные. Первые имеют вид непосредственного указания или инструкции. Косвенные требования предъявляются в виде просьбы, совета, намека, они апеллируют к переживаниям, мотивам, интересам детей. В развитом коллективе предпочтительно применяются косвенные требования.

Коллективное мнение, как метод воспитания и обучения, представляет собой выражение группового требования к деятельности или поведению человека. Средствами его реализации являются коллективное обсуждение и высказывание мнения коллектива семьи отдельными  членам. Однако здесь очень важно, чтобы педагог мог сформировать здоровое коллективное мнение, стимулируя выступления воспитуемых и обучаемых с оценкой их деятельности.

Приучение - это организация регулярного выполнения детьми определенных действий с целью их превращения в привычные формы поведения. Оно содействует формированию устойчивых привычек. Его средствами выступает соблюдение установленных этических и нравственных норм, а также выполнение существующих правил (личной гигиены, общения и др.). Приучение эффективно на ранних этапах развития человека. Методика требует объяснять детям, что, как и зачем нужно делать. В то же время приучение предполагает и проверку выполнения действий.

Упражнение представляет собой многократное повторение способов действий с целью формирования привычки правильного поведения,  оптимального алгоритма деятельности в конкретной ситуации. К  числу средств метода упражнения относится соблюдение установленного порядка в семье. В широком смысле это такая организация жизни и деятельности людей, которая создает условия для поступков в соответствии с общественными нормами. Упражнение опирается на приучение, тесно с ним связано и реализуется через поручение, выполнение отведенной роли в общей деятельности. Педагогу необходимо учитывать, что приучение и упражнение эффективны лишь тогда, когда опираются на положительные мотивы деятельности и в свою очередь формируют их.

Воспитывающие ситуации - это обстоятельства затруднения, формирующие навыки правильного поведения на основе самостоятельно сделанного выбора. Они могут быть специально организованы воспитателем. Для этого используются средства моделирования ситуаций, использования конфликтов в группе, выбора решения и пр.

Методы стимулирования поведения и деятельности

         Сущность действия этой группы методов состоит в побуждении к социально одобряемому поведению. Их психологической основой является переживание, самооценка ребенка, осмысление поступка, вызванные оценкой педагога и членов семейной группы. Ребенку в семье свойственно ориентироваться на признание, одобрение и поддержку своего поведения. На этом основана коррекция поведения ребенка с помощью его оценки. Поощрение  - совокупность приемов и средств морального  и  материального  стимулирования  воспитуемых с целью побуждения их к личностному совершенствованию. Этот метод также может рассматриваться как выражение положительной оценки, одобрения и признания качеств, поступков и поведения ребенка или группы. Оно вызывает чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, положительную самооценку, стимулирует человека к улучшению его поведения. К числу средств поощрения относятся похвала, благодарность, награждение книгами или другие материальные награды. При этом эффективным также считается применение в виде средств поощрения соответствующих жестов, мимики и оценочных суждений воспитателя,  его поощрительных обращений; выделение поступка или действий ребенка, как примера для подражания. Методика поощрения рекомендует одобрять не только результат, но также мотив и способ деятельности, приучать воспитуемых ценить сам факт одобрения, а не его материальный вес. Поощрение чаще требуется младшим школьникам и не уверенным в себе подросткам. Критика рассматривается как анализ отрицательных личностных качеств воспитуемого или результатов его деятельности. При этом, в зависимости от целей, к числу ее средств педагогика относит критику-похвалу, стимулирующую критику, критику-надежду, критику-сожаление, критику-сопереживание,  критику-удивление и критику-упрек. В то же время в практике опытных педагогов достаточно эффективным является применение методов воспитания другой видовой группы - психологической. Как уже отмечалось, их действие направлено на подсознание ребенка. Как показывает педагогический опыт, наиболее эффективными из них являются:

  • метод невербального воздействия (средства: мимика,  жесты, поза, движения, выражение глаз, интонация голоса);
  •  метод эмоционального воздействия (средства: сопереживание, возмущение,  поучение);
  •  метод рационального воздействия (основное средство - внушение).

Вместе с тем необходимо учитывать, что психологические методы реализуются одновременно с педагогическими и являются как бы их фоном, усиливая или ослабляя (при неумелом использовании) воздействие педагога на рациональную сферу личности человека. Рассмотренные методы, используемые в воспитательных технологиях, реализуются во всех формах воспитания и обучения, создавая условия для наиболее полного решения его задач.

Выбор методов воспитания и техника их применения

Абсолютно «правильных» методов на все педагогические ситуации не существует. Педагог пользуется для достижения целей обычно комплексом методов, создавая стратегию педагогического взаимодействия, рассчитанную на определенное время. Педагог-мастер владеет разными методами и находит оптимальные их сочетания для конкретной ситуации. Шаблон здесь противопоказан.

Под техникой применения методов понимаются речевые умения, жесты, мимика, приемы внешней выразительности педагога в моменты педагогического общения. А.С. Макаренко еще в 20-е годы прошедшего века говорил, что учащиеся воспринимают воздействие педагога через его внешний вид, интонацию голоса, выражение лица. Наряду с педагогической техникой педагог должен владеть педагогической технологией:

  • знать алгоритмы действий, формы воспитания;
  • уметь осуществлять все операции по реализации любого метода воспитания и обучения.

Как показывает практика, наиболее доступным является метод наблюдения. Он предполагает систематическое целенаправленное накопление фактов, характеризующих поступки, поведение, суждения, личностные проявления ребенка, позволяющее сделать выводы об уровне его воспитанности. Другим, наиболее часто используемым методом диагностики воспитанности, является индивидуальная диагностическая беседа. Следующим методом общей группы выступает, метод анализа результатов деятельности. Этот метод предусматривает учет  действий и поступков детей, достижений и недостатков, что позволяет сделать вывод об уровне сформированности жизненной позиции и др.

Таким образом, знание теоретических положений технологии воспитания и обучения позволяет существенно повысить эффективность педагогической деятельности, направить воспитание и обучение на более результативное решение задач по формированию личностной сферы ребенка.

МОСКВА 2017 ГОД