Методические рекомендации педагогу в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями
Рождение ребенка – главное событие семейной жизни. В детях родители видят продолжение собственной жизни, связывают с ними свои надежды, свои мечты.
Совсем по-другому обстоит дело, когда в семье рождается ребенок с отклонениями в развитии. Родители чувствуют себя подавленными, выбитыми из обычной жизненной колеи. Не так просто, не так легко принять создавшуюся ситуацию. Педагогам, работающим с семьями детей с ограниченными возможностями необходимо помнить о ...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_pedagogu_v_rabote_s_semey.docx | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации педагогу в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями.
Рождение ребенка – главное событие семейной жизни. В детях родители видят продолжение собственной жизни, связывают с ними свои надежды, свои мечты.
Совсем по-другому обстоит дело, когда в семье рождается ребенок с отклонениями в развитии. Родители чувствуют себя подавленными, выбитыми из обычной жизненной колеи. Не так просто, не так легко принять создавшуюся ситуацию.
В каждой семье по – своему оценивают возможности ребенка и его успехи: одни – не замечают регресса в развитии малыша, другие – завышают его способности. В подобных случаях педагогам приходится нелегко, так как они вынуждены показывать, какие трудности возникают у ребенка и как их преодолевать.
Педагогам, работающим с семьями детей с ограниченными возможностями необходимо помнить:
- о постоянных стрессовых ситуациях и трудностях, которые испытывают такие семьи (бюджет семьи, нарушение социальных и общественных связей, отсутствие разного вида помощи и т.д.)
- необходимо, чтобы после бесед или личных встреч с педагогом или специалистом родители не уходили подавленными, видели возможности в продвижении развития ребенка. Как говорил нейрофизиолог В.М. Бехтерев: «Необучаемых детей нет!».
- относится к таким семьям в высшей степени деликатно и бережно, стараясь, упрочить согласие в семье (статистика свидетельствует, что не менее половины таких семей распадается из-за тягот по воспитанию ребенка)
- в откровенных беседах родителей с педагогом, специалистом, консультантом и друг с другом, помочь иначе воспринимать трудности, родители начинают лучше понимать особенности собственного ребенка, т.к. перед ними открываются более широкие возможности его воспитания.
- при организации педагогами групповых занятий, в ходе которых обсуждаются проблемы воспитания и обучения детей, возможности проведения семейного отдыха, возникают социальные и общественные связи, которые так необходимы семье
- не стоит педагогам акцентировать внимание родителей на неудачах и неадекватных поступках ребенка, потому что в этом нет конструктивного начала
- не оскорблять родительских чувств, иначе следствием такого подхода будет чувство отчаяние и недоверие к педагогам, и тем более встречаться с ним
- положительных результатов легче добиться в том случае, если начать разговор с родителями с того, чего ребенок уже достиг в своем развитии и какие задачи предстоит решить в дальнейшем
- что касается объективных трудностей, особенностей поведения и эмоциональной сферы такого ребенка, педагог их непременно коснется, но в ходе доброжелательной и доверительной беседы
- при построении занятий, педагог учитывает условия жизни каждой семьи (состав, количество детей) и ее культурный уровень
- должен соблюдать определенные границы в использовании той информации о больном ребенке, которой он располагает
- недопустим менторский тон педагогов с родителями (искушение поучать, занять место непререкаемого авторитета)
- при установлении правильных взаимоотношений специалистов с родителями требует большого такта, выдержки, душевного тепла и умения сострадать.
В настоящее время значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с отклонениями в развитии и их родителям. Разрабатываются новые организационные формы работы с ними, выявляются потенциальные способности этих детей к учебной деятельности, исследуются возможности их интеграции в общество.
Используемая литература
- Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 1995
- Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. – М., 1996
- Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии – М., 2002
- Специальная педагогика/ под ред. Н.М. Назаровой – М., 2000