ИКТ
Предварительный просмотр:
В век компьютерных технологий цифровые и электронные образовательные ресурсы всё чаще появляются на уроках в школе. Применение ИКТ обладает неоспоримыми преимуществами:
- появление компьютера в школе намного облегчило работу учителя (изготовление наглядного и раздаточного материала);
- урок проводится на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
- появляется возможность усилить мотивацию учения;
- в процесс урока включаются все дети, даже самые пассивные и застенчивые;
- чаще возникают и ярче проявляются положительные эмоции, вследствие чего увеличивается объём выполняемой работы и запоминаемого материала.
Наряду с плюсами ИКТ - технологии, используемые непродуманно во время урока, вносят много минусов в структуру урока, отрицательно сказываются на здоровье младших школьников. Представителями школьной администрации, медиками и психологами поднимаются вопросы:
- насколько ИКТ вредят детской психике;
- презентации на уроке усугубляют учебную перегрузку или нет;
- выполняются ли во время применения ЭОР на уроках новые нормы СанПиНа.
Собственный опыт показывает: если урок превращается в «лекцию со слайдами», учеников начинает не только утомлять, но и усыплять размеренный голос учителя. Особенно часто это наблюдается у младших школьников при условии, что презентация занимает более 15 минут урока и проводится в условиях приглушенного света. Дети - не пассивные слушатели, а активные участники обсуждения представленного материала. Слайды презентации – инструмент, который помогает по-новому осветить тему урока.
Вывод первый: Всё зависит от творческого подхода учителя. Хороший урок презентация украсит, плохому – всё равно не поможет.
Второе, о чём надо задуматься перед составлением урока: является ли использование ЭОР столь необходимым на этом конкретном уроке? Использование ИКТ - технологий на уроке не всегда оправдано. Урок должен быть привычным, удобным для учащихся и учителя. Размещение аппаратуры должно быть стационарное. В нашем классе экран находится слева от доски, не закрывая её. Проектор прикреплён к потолку. Провода убраны в кабель-канал. Такое размещение не только удобно, но и соответствует требованиям безопасности.
Важно определить место и время работы с ЦОР в структуре урока.
Отбор материала должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности. На школьном уроке целью презентации может быть:
- актуализация знаний;
- сопровождение объяснения учителем нового материала;
- первичное закрепление знаний;
- обобщение и систематизация знаний.
Рассмотрим каждый вариант подробнее.
Актуализация знаний чаще приходит в виде беседы с учащимся. Вопросы такой беседы можно представить на слайдах, но не в виде простого текста, а как небольшой видеоряд. На некоторых слайдах могут быть помещены подсказки к ответам, но не сами ответы, т.к. теряется эффект значимости ответов самих учащихся, их непредсказуемость, а беседа пойдет в русле «угадай следующий слайд-ответ».
При объяснении нового материала слайды желательно не перегружать текстом. Лучше разместить короткие тезисы, даты, имена, термины, которые часто переспрашиваются учащимися. При длительном объяснении, особенно в классе с ослабленным вниманием, можно для релаксации включить видеофрагмент (не более 1 минуты), сопровождающийся музыкой. Он может и не нести очень важной информации, но обязательно должен быть связан с темой урока.
Первичное закрепление можно представить в виде нескольких слайдов, на которых представлены 1-2 задания, и ещё пары слайдов, где показывается правильное решение.
Если презентация задумана на всех этапах урока, то части её лучше отделить различными фонами, однако стиль оформления должен восприниматься как единое целое.
Здесь очень важно не перегрузить урок слишком большим числом слайдов, не превратить его в монотонный и однообразный.
Обобщение и систематизация знаний часто занимает целый урок. Если при изучении темы ни разу не использовалась компьютерная наглядность, а потом вдруг появилась на уроке-закреплении, то учащиеся больше будут обращать внимание на форму, а не на содержание урока.
Обобщая некоторый опыт составления и применения презентаций на уроках, можно выделить ещё некоторые рекомендации, которые могут предостеречь от ряда неудач.
- Анимация не должна быть слишком активной. Особенно нежелательны такие эффекты, как вылет, вращение, волна, побуквенное появление текста и т.д.
- Стихи лучше декламировать, чем записать на слайде презентации, зато небольшой эпиграф или изречение на слайде очень хорошо воспринимается учащимися.
- Звуковое сопровождение совершенно излишне, даже если идет тихая фоновая музыка, она создает излишний шум и мешает объяснению учителя. Музыкальный фон хорошо действует на учащихся во время выполнения ими рисунка или поделки.
Второй вывод: грамотная, продуманная, вписанная в структуру урока презентация или ЦОР учебному процессу приносит пользу.
Основным инструментом учителя всё же остаются классная доска и мел. А на использование новых компьютерных средств обучения отводить максимально 10 минут урока.
Вывод третий: при использовании ИКТ - технологий строго соблюдай новые требования СанПиНа.
Использование даже этих трёх рекомендаций поможет повысить эффективность процесса обучения, не перегрузить детскую психику и сохранить здоровье подрастающего поколения.