Досуг дошкольников как значимый элемент образования
Дошкольное образовательное учреждение- важнейший институт социализации в период дошкольного возраста. Для ребенка досуговое пространство - это сфера свободного от занятий времени, где он может раскрыть свои творческие потребности, уровень развития. Участвуя в досуговых мероприятиях, ребенок находит новые контакты, удовлетворяет потребность в общении. Предполагается, что педагоги организуют досуг своих подопечных для игры, отдыха, развлечений и развития, но реальный анализ практики учреждений дошкольного образования свидетельствует о том, что досуг детей развивается в очень узком направлении, зачастую исключительно как отдых или развлечение. Образовательные программы отнимают огромную часть деятельности дошкольного учреждения, на досуг обращается меньше внимания, средства разнообразия досуга стоят на месте, в то время как именно досуг в большей степени демонстрирует разнообразные возможности ребенка. К.Д. Ушинский, Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина, А. Д. Жарков как и многие другие педагоги и психологи интересовались проблемой организации досуга.
Игровая деятельность значительно эффективнее, чем познавательная, так как именно посредством игры педагог эффективнее вовлекает детей в познание окружающего мира. Ведущий вид деятельности детей - игра, это необходимо учитывать при планировании и организации педагогического процесса и досуга. Это основная форма работы с детьми дошкольного возраста. Белая К.Ю. отмечает, что задачи осуществляются в совместной деятельности взрослых и детей, особый акцент делается на самостоятельность последних. Исходя из этого можно говорить о том, что дошкольному образовательному учреждению необходимо разнообразить досуг детей, вовлекая их в процесс приобщения к культуре. Однообразные мероприятия, которые существуют на данный момент на базе образовательных программ, являются малоэффективными для полноценного воспитания детей. Однако, со времени введения ФГОС многое меняется в лучшую сторону, включая и увеличение места досуга в образовательном процессе. Современные тенденции позволяют педагогам экспериментировать, интегрировать досуг и образование. Образование и досуг неразрывны между собой. Обеспечить досуг в учреждениях дошкольного образования можно путем создания дополнительных досуговых программ, основанных на педагогическом опыте и индивидуальном подходе к психологическим особенностям детей дошкольного возраста. Это важно для того, чтобы дети могли отдохнуть от обычных занятий в различных областях. Для реализации дополнительных досуговых программ можно создавать кружки или клубы используя метод интеграции. Такие формы досуга позволяют создавать эффект новизны, отвлекают детей от рутины. К результатам создания клубов можно отнести положительные изменения в поведении детей, наполнение их знаниями о нормах поведения и т.д.
Для реализации досуга в ДОУ необходимо помнить о планировании. Еще Белая К.Ю. упоминала в своей работе о том, что “Выбор формы планирования крайне важен не только для удобства воспитателя, но и эффективной организации образовательного процесса”. Так же этот автор обосновал важность планирования в деятельности ДОУ. Действительно, педагоги в обязательном порядке должны вводить в свою образовательную или досуговую деятельность календарные и перспективно-тематические планы. Это необходимо для обеспечения качественного образовательного процесса, для комплексного подхода к организации жизнедеятельности детей, ориентируясь на зоны вариативного развития (А.Г. Асмолов) и зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский). Разные модели интеграции помогают педагогам работать в зоне ближайшего развития детей, не давая им потерять интерес к деятельности, поддерживают активность.
Еще одной особенностью досуга является неразрывность взаимодействия семьи и ДОУ. Образование происходит вне детского сада, культура досуга складывается под влиянием семьи. Благодаря досуговой деятельности ребенок становится в позицию субъекта разнообразных видов деятельности, именно занятия по интересам и участие родителей в деятельности помогает ребенку занять эту позицию.
Необходимо помнить о том, что ребенка нужно учить использовать свое свободное время. Досуг является частью образовательного процесса. Досуг должен стать постоянной деятельностью в стенах ДОУ, помогая детям восстанавливать духовные и физические силы, наладить атмосферу эмоционального благополучия. Досуговая деятельность как часть образовательного процесса вне занятий должна удовлетворять различные интересы ребенка, происходить это должно не только в ДОУ, но и дома, в семье. Досуговая деятельность важна, так как направлена на изучение и развитие творческих способностей детей и направлена на сотворчество с родителями и педагогами.
1). Асмолов А.Г. Практическая психология проектирования вариативного образования в России: от парадигмы конфликта – к парадигме толерантности. Вопросы психологии/А.Г. Асмолов. - Изд. – 4., 2003. С. 3-13
2). Белая К. Ю. Программы и планы ДОО Технологии разработки в соответствии с ФГОС ДО/К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128 c.
3). Выготский Л.С. Психологический очерк: Книга для учителя. Воображение и творчество в детском возрасте/Л.С. Выготский.- Изд. – 3.-М.: Просвещение, 1991. – 93 c.
4). Гимазетдинова О. В. Психолого-педагогические проблемы культурно - воспитательной работы с детьми и подростками: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности " Социально-культурная деятельность"/ О.В. Гимазетдинова О.В. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, - 2007. – 221 c.
5). Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности. Учебник для студентов вузов культуры и искусств / А.Д. Жарков. - М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. – 480 c.
6). Киселева ТГ. Основы социально-культурной деятельности: Уч. пособие/Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М.: МГУК, 1995.
7). Ковшарова Я. А. Методика организации досуговой деятельности детей «Праздник Детства» / Я.А. Ковшарова, И.Н. Филиппова, А.А. Филоненко. - Молодой ученый. Изд. – 8.— 2014. – 793 c.
8). Комарова Т.С. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Т.С. Комарова. - М.: Мозаика Синтез, 2010. – 141 c.