КОНЦЕПЦИЯ НОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Шамаева Галина Ивановна

Аннотация: в данной статье описывается технология применения пассивных интерактивных досок или проекторов в обучении физической культуры, призванная бороться с гиподинамией, повысить интерес к занятиям физической культуры и наконец просто оторвать школьников от их гаджетов. Идея достаточно проста: надо заинтересовать детей бОльшим экраном и вместо нажатия кнопок для управления дать им мяч для того же самого. Данный подход можно также адаптировать для использования в тренерской работе (по крайней мере по такому распространенному виду спорта как футбол).

Замечание: стоит сказать о слове «новая». Мы не можем утвердительно приписать себе авторство, описанной ниже, педагогической технологии, хотя и не нашли о ней нигде упоминания. Но мы точно можем утверждать, что данная технология не получила широкого применения в настоящий момент и мало кто с ней знаком. Таким образом, если мы и не являемся первооткрывателями данной технологии на основе применения новых информационных средств, то хотя бы будем ее популяризаторами.

Ключевые слова: новая педагогическая технология, обучение детей, физическая культура, пассивная интерактивная доска, проектор, футбол, тренировка, гиподинамия, активность, школа, образование, интерес.

Update: ничего не ново под солнцем: совсем недавно идею интерактивной стены реализовали в Канаде https://www.youtube.com/watch?v=dMExZl5jfAg SAGA. Вероятно, саму идею предложил кто-то еще раньше. НО идея обучения футболу и развития реакции через адаптацию такой технологии (а также использование фитнес-трекеров для проверки выполнения домашних заданий по физической культуре) пока остается уникальной.

Результаты медицинского исследования образа жизни детей школьного возраста дают основания говорить о возникновении новой угрожающей общемировой тенденции – недостаточной физической активности и малоподвижном образе жизни: в школе больше не встретишь бегущих и орущих школьников, все сидят и смотрят в свои телефоны/планшеты. Мы не будем раскрывать подробнее проблему гиподинамии, хотя бы потому, что про это немало где написано. Но можно сказать все с той же уверенностью, что машины, пароварки и пульты для телевизора, планшеты, мобильные телефоны и компьютеры – все это и есть причины возникновения гиподинамии. Конечно, нет необходимости отказываться от благ цивилизации и возвращаться к ручной обработке полей. Мы в статье полагаем и показываем, что спасение от гиподинамии находится там же: в современных высоких технологиях.

К сожалению, в современной школе до сих пор не выработался системный подход применения современных технологий в обучении. Хотя данная проблема поднималась еще и в советское время, например, если говорить о физической культуре, В.К. Бальсевичем, чья идея заключается в адаптации высоких спортивных технологий, хорошо зарекомендовавших себя в большом спорте, к повышению эффективности школьного физического воспитания. Конечно, сейчас трудно представить себе школу (по крайней мере московскую) без компьютерных классов и интерактивных досок. Но их использование остается на уровне показа презентаций и учебных фильмов. Что, к слову, лишь усугубляет проблему гиподинамии.

Для применения нашей педагогической технологии, что является ее плюсом, по сути не надо ничего более сложного: или проектор, или пассивная интерактивная доска. Это может быть реализовано и так, и так. Но если в пассивной интерактивной доске уже все готово к использованию, то к проектору нужна видеокамера: она будет отлавливать яркие предметы — мячики, а компьютер должен рассчитывать положение и считать попадания.

Как, наверное, Вы могли догадаться, наша идея — это компьютерная игра. Но ее экраном служит не монитор, а стена. А играть в нее надо не сидя, а бегая, ловя мяч и кидая его. Смотрите нашу первую иллюстрацию, в которой мы описываем только одну возможную игру.

В этой игре хаотично перемещаются монстрики, количество которых одновременно на доске 2-3. При попадании мяча по монстрику — он исчезает через вспышку и через секунду появляется новый, какой-то другой.

Здесь сразу видны метапредметные связи: старшеклассники могли бы и могут на уроках информатики придумывать и реализовывать такие игры. Для этого требуются знания не только в программировании и алгоритмах, но и в психологии: на улучшения каких качеств направлена реализованная игра, ведь это могут быть групповые, индивидуальные игры, с одним и более мячом, какие угодно. Кроме того, игру надо «нарисовать», что требует художественного видения и умения.

Это творческое мышление, это игровое мышление. Это проектная деятельность. Это то, о чем все говорят. И это то, что нужно. По сути мы получаем безграничные возможности реализации чего угодно.

А Вы когда-нибудь видели школьника, играющего в компьютерные игры? Если видели, то знаете, что его просто не оторвать: он поесть забывает. А с нашей концепцией мы имеем ту же игру, но игру, которую поощряют родители и общество в целом.

По данным НИИ физиологии детей и подростков в РФ, если в первом классе количество здоровых детей — до 70%, то к окончанию школы этот показатель — лишь 10-15%. А нашу технологию можно использовать и как здоровьесберегающую. Для этого достаточно поставить такие пассивные интерактивные доски по школе и разрешить детям ими пользоваться на перемене.

Мы переходим к обучению футболу, одному из самых популярных видов спорта в нашей стране, с помощью адаптации описанной технологии.

Предлагается следующая концепция, смотрите вторую иллюстрацию. У нас все также есть экран, реализованный через проектор или пассивную интерактивную доску, в виде футбольных ворот. На каком-то расстоянии от «ворот» есть лазерный луч, прямо как в фильме «Миссия невыполнима». Ученик бежит с мячом, и, как только он пересекает луч, случайным образом на экране внутри «ворот» появляется черный квадрат. Ученик незамедлительно должен ударить по мячу и попасть в этот квадрат. Таким образом будет тренироваться реакция и различные удары.

А вместе с применением электронного мяча, описанного в статье М.Н. Оробея и А.Ю. Тарасова «Электронный мяч как средство контроля на занятиях физической культурой» (Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 12 (142)), мы получаем все шансы воспитать будущих чемпионов, которая наша страна так ждет.

Таким образом, мы можем видеть, что описанная педагогическая технология позволит не только сберечь здоровье обучающихся, но и повысить мотивацию к занятиям физической культуры, а также их общую физическую активность, что так не хватает нынешнему поколению.

 

Смотрите также Шамаева Г. И., Домашние задания по физической культуре?! Необходимость!, 2017. В этой работе показывается необходимость введения неноминальных домашних заданий по физической культуре на основе того, что уроки физической культуры могут покрыть только 11% необходимой активности школьников. С помощью периодического мониторинга физического развития детей и контроля через фитнес-трекеры выполнения упражнений предлагается отслеживать выполнение домашних заданий.  Хочется заметить здесь, что в физическом воспитании известно, что динамика физического развития всегда положительна, если заниматься.

Информацию об авторе и его другие статьи можно найти на его личном сайте: http://gishamaeva.wix.com/portfolio

Спасибо Оле ~Leonifa~ Шеломаевой за иллюстрации!