Опыт работы педагога дополнительного образования по теме: "Нетрадиционные формы занятий с детьми дошкольного возраста"

Нетрадиционные формы обучения дошкольников

Какими бы опытными педагогами мы не были, нам  всегда приходится искать и думать как сделать свои занятия интересными.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей дошкольников,  я применяю в своей практике и широко использую различные формы нетрадиционного обучения. Нестандартное занятие необычно по замыслу, организации и методике проведения, т.е. это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Особенность нестандартных занятий заключаются в стремлении педагога разнообразить жизнь малышей: вызвать интерес к познавательному общению и к занятиям.

  При проведении таких занятий , несомненно, решаются общеучебные, развивающие и воспитательные задачи. Но занятия в нетрадиционной форме приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов занятий. И только проанализировав весь материал по теме, можно определить, какие занятия целесообразно провести в нетрадиционной форме.

   В своей практике я использую различные формы «занятий с увлечением», насыщенные  играми, а так же коллективными и самостоятельными творческими делами. Чаще всего при организации и проведения занятий использую интегрированные формы. Когда в занятии переплетаются игровые и сказочные сюжеты, с изучением окружающего мира, изучением звуков и букв нашего языка, Все это делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным.  Дети на таких занятиях всегда оживлены, увлечены, внутренне сосредоточены.

      фотографии

·         Одна из нетрадиционных форм, применяемых мною - это   театрализованные занятия

(Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию. Например, изучая число 6, инсценируем сказку «Теремок», в  которой  участвует 6 героев, изучая число 4 - обыгрываем  сказку «Колобок», изучая число 3, вспоминаем и рассказываем сказку «3 медведя»)           

Люблю проводить   Занятия, опирающиеся на фантазию: занятие-сказка, занятие – путешествие, занятие – экскурсия включают игровые и воображаемые ситуации, осмотр достопримечательностей, например, нашего города, путешествие в сказочный город Цифроград, или в страну Геометрию, где все предметы напоминают цифры и имеют формы геометрических фигур, если как следует пофантазировать.

А вот    Занятия поискового характера (поиск истины)  включают игры-сомнения, требующие исследовательской деятельности. Например, на основе занятия – сказки про Мягкий знак у нас разворачивается целое расследование, где дети рассуждают и узнают для чего в нашем языке нужна беззвучная буква и на основе своих же рассуждений сами делают вывод.  Обсуждаем  вместе почему Ь и Ъ  с буквой  Ы не бывают большими, заглавными; исследуя звуки е ё ю я рассуждаем почему их можно назвать двух звучными, а ь и ъ – беззвучными.  А вот, к примеру как объяснить ошибки в букваре, изучая ъ. Дети уже к тому времени  четко знают, что гласные  живут в красных окошках, а согласные – в синих. Мы начинаем рассуждать в чем заключается ошибка и кто тут виноват. Это хорошо, что в «Малышке» живет Незнайка, на которого можно списать ошибки, допущенные взрослыми тетями и дядями, который забрался в букварь и неправильно расскрасил домик для буквы, потому что не внимателен на занятиях. В общем и целом любой звуковой анализ требует исследовательской формы занятия.

Занятия  в форме соревнования и игр:  конкурс, эстафета, викторина.

(Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д.)

 Провожу викторины с ответами на вопросы: Что? Где? Когда? Такие занятия включают загадки, ребусы, шарады.   

Соперничество участников является одним из главных видов речевого взаимодействия, т.к. дети часто соревнуются в том, кто что лучше знает, кто как отвечает и участвует.

Нестандартную форму  занятия  по взаимообучению  Чаще всего использую на уроках письма, когда дети взаимодействуют в паре, меняясь прописями, проверяют друг друга, анализируют выполненное задание, исполняя роль учителя. Парное  взаимообучение  позволяет учащимся выступать в качестве помощников педагога при проверке знаний и умений своих товарищей. В этом учебном году я в качестве эксперимента попробовала использовать на занятиях довольно сложные прописи по математике и письму и не пожалела об этом хотя сомнений было много. По этим тетрадям готовят детей в школах. Заниматься правописанием в дошкольном возрасте сложнее всего. Требуется от детей большая сосредоточенность и  усидчивость.  В 5-6-летнем возрасте ее так не хватает.  А взаимопроверки дают возможность переключиться, оживляют, вносят разнообразие в урок и в то же время дают познавательный эффект.  

Занятие - ПРАЗДНИК всегда требует подготовки. Заранее учащиеся учат стихи, песни, готовятся инсценировки, конкурсы, шутки, загадки и т.д. На таком занятии  возможно использование и внепрограммного материала

  В основном праздник обобщает какую либо большую тему. Например «Праздник Первого десятка», «Праздник Букваря»(завершает изучение букв), праздник для мам, выпускной праздник.

 

Нестандартные занятия – одно из важных средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, открывают простор для творчества, способствуют лучшему усвоению программного материала, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Очень важным условием для проведения таких уроков является благоприятный психологический  климат, доброжелательное отношение педагога к своим ученикам. Тогда у них появляется уверенность в своих силах, удовлетворение от работы, исчезает боязнь неправильных ответов.

Я считаю, что занятия в нетрадиционной форме помогают мне повысить активность детей на занятии, привлечь их внимание, расширить словарный запас, осуществлять коррекцию нежелательного поведения, формировать нравственные  ценности и необходимые компетенции. А главное,  ребята с удовольствием ждут таких занятий.