Ассистивные технологии в пелагогике

Светлана Ринадовна Слаутина

 Ассистивные технологии в педогогике

В статье рассматривается вопрос о необходимости создания условий для получения  образования лицами с ОВЗ. Раскрывается значение ассистивных технологий для реабилитации и поддержки лиц с ОВЗ, включения их в инклюзивное образовательное пространство, интеграции в современное общество. Рассмотрена классификация ассистивных средств по их функциональному назначению. Ключевые слова: инклюзивное образование, ассистивные технологии, лица с ограниченными возможностями здоровья. В современных условиях термины "инклюзия", "инклюзивное образование" приобретают особое значение, являясь одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования. Инклюзивное образование предполагает создание необходимой адаптированной образовательной среды и оказание поддерживающих услуг, а не просто предоставление права посещать образовательные учреждения. Проблемы профессионального становления лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях современной России очень актуальны. Это объясняется в первую очередь тем, что численность людей с различными отклонениями в развитии возрастает. Учитывая направленность государственной политики на обеспечение качественного образования лиц с ОВЗ, остро встает вопрос о необходимости организации инклюзивного образования . Именно это позволит создать наиболее благоприятные условия для успешной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день получение высшего образования лицами с ОВЗ и их обучение в вузах России является редкостью и сопряжено с большими трудностями. В первую очередь, отметим, что инклюзия в образовании предъявляет повышенные требования ко всем участникам образовательного процесса . Следовательно, необходимо искать оптимальные организационные, правовые, технологические решения.

  •  Ассистивные технологии - необходимое условие успешного обучения лиц с ОВЗ. К ассистивным технологиям относятся устройства, программные и иные средства, использование которых позволяет расширить возможности лиц с особыми образовательными потребностями в процессе приема информации, их адаптации к условиям жизни и социальной интеграции . Таким образом, включение детей с ОВЗ в образовательное пространство  требует особой организации учебного процесса, в частности речь идет о: - наличии в помещениях, зданиях инфраструктуры, обеспечивающей условия для пребывания лиц с ограниченными возможностями; - информационном обеспечении доступности профессионального образования и обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ; - техническом обеспечении образования. С учетом особенностей и образовательных потребностей конкретных обучающихся, возникает необходимость широкого использования вспомогательных средств и технологий в процессе обучения. Термин «ассистивная технология» тесно связан с термином «технология обеспечения возможностей», т.е. такой технологией, которая обеспечивает доступ к информации, общению или среде. Ассистивные технологии призваны удовлетворить как можно более широкий спектр потребностей - от физических недостатков, таких, как неспособность эффективно работать с мышью или клавиатурой, до сенсорных проблем, когда при потере зрения и слуха экран или звуковые устройства становятся менее полезными. В настоящее время в процессе обучения большую роль играют информационно-коммуникативные средства. Однако следует учитывать, что современные устройства коммуникации и обработки информации предполагают, что пользователь обладает способностью видеть, слышать, говорить и осязать. В результате люди с физическими, сенсорными и когнитивными недостатками не могут получить доступ к компьютерам и использовать их. Поэтому основное внимание в мировой практике при развитии технологий для людей с инвалидностью сфокусировано на тех аспектах, которые обеспечивали бы конструктивные решения, позволяющие осуществить альтернативное представление данных и возможность работать с устройствами ввода и вывода информации. Для решения данной проблемы развиваются, так называемые, «ассистивные технологии» (англ. «assistive technology», от англ.«assist» - помогать, содействовать, ассистировать) или помогающие/вспомогательные технологии, обеспечивающие адаптацию управления компьютерным оборудованием, вводом данных и представлением мультимедийных информационных потоков, для людей с особыми потребностями, учитывая их индивидуальные требования. Термин «ассистивные технологии» используется в «Конвенции ООН о правах инвалидов», документах российской государственной программы «Доступная среда», а также иных государственных административных документах и регламентах. Согласно определению ЮНЕСКО, ассистивные/вспомогательные технологии - это устройства, продукты, оборудование, программное обеспечение или услуги, направленные на усиление, поддержку или улучшение функциональных возможностей людей с ограниченными возможностями здоровья. Ассистивные средства и технологии могут быть самого разного характера (программные, электронные, механические, оптические и т.д.) и предназначения. Это и инвалидные кресла-коляски, протезы, слуховые аппараты, оптические очки, телевизионные субтитры, роботы-помощники и роботы телеприсутствия, лифты-подъемники для колясок, звуковые сигналы светофоров, собаки-поводыри с соответствующим снаряжением, а также пандусы и направляющие на дорогах, и многое другое.
  •  Ассистивные технологии могут быть классифицированы по функциональному назначению в зависимости от категории нарушений у потенциальных пользователей: 1) технологии для людей с сенсорными нарушениями, включая: а) ассистивные средства для лиц с нарушениями слуха (сурдоинформационные средства); б) ассистивные средства для лиц с нарушениями зрения (тифлоинформационные средства); в) ассистивные средства для лиц с нарушениями речи (голосообразующие средства); 2) технологии для людей с физическими нарушениями в работе опорно- двигательного аппарата (моторными нарушениями); 3) технологии для людей с когнитивными нарушениями (умственными, психическими, нарушениями развития). 4) технологии для людей с ограничениями по общемедицинским показаниям (например, для пожилых или людей с серьезными заболеваниями). К примеру, для лиц с нарушениями зрения предлагаются следующие средства: сканирование текста с речевым выводом, экранные лупы (увеличители), программы чтения информации с экрана, голосовые калькуляторы, синтезатор речи по тексту, брайлевские дисплеи и принтеры, тифлокомпьютеры для незрячих и др. Для студентов с нарушениями слуха имеется возможность использования таких средств и устройств, как слуховые аппараты, кохлеарные импланты; для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата - отслеживание головы, направления глаз, ножные манипуляторы-мыши, устройства перелистывания книг, виртуальные клавиатуры. Использование перечисленных средств в процессе профессионального образования лиц с ОВЗ значительно повысит уровень получаемых знаний и облегчит работу по передаче и восприятию необходимой информации. Таким образом, создание материально-технических ресурсов и применение ассистивных технологий в соответствии с особенностями и возможностями студентов с ОВЗ - необходимые условия их успешного обучения. Ассистивные технологии особенно важны для людей с ограниченными возможностями здоровья. Новые технологии помогают лучше видеть, слышать и использовать компьютер. Они помогают компенсировать функциональные ограничения человека и становятся инструментом, который закладывает основу для развития личности и облегчает процесс профессионального становления