Портрет одарённый ребёнок

Одаренный ребенок – обозначение любого ребенка, чьи интеллектуальные способности и достижения значительно превышают нормы, характерные для его возраста. Более широкое значение: ребенок, обладающий специальными способностями в любой области человеческой деятельности, представляющими ценность для общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл одарённый ребёнок38.54 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Портрет одаренного ребенка

Одаренность – умственный потенциал (интеллект); целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению.

Одаренный ребенок – обозначение любого ребенка, чьи интеллектуальные способности и достижения значительно превышают нормы, характерные для его возраста. Более широкое значение: ребенок, обладающий специальными способностями в любой области человеческой деятельности, представляющими ценность для общества.

Творческие возможности человека проявляются очень рано. Самый интенсивный период – 2-5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности, и она уже проявляет себя.

Психологические особенности одаренного ребёнка:

1. Часто «перескакивает» через последовательные этапы своего развития.

2. Отличная память, которая базируется на   ранней речи и абстрактном мышлении.

3. Рано начинает классифицировать поступающую информацию и собственный опыт, с удовольствием отдаётся коллекционированию.

4. Большой словарный запас, с удовольствием читает словари и энциклопедии.

5. Способен заниматься несколькими делами сразу.

6. Очень любопытен, активно исследует окружающий мир и не терпит ограничений своих исследований.

7. В раннем возрасте способен прослеживать причинно- следственные связи.

8. Легко справляется с познавательной неопределенностью, с удовольствием воспринимает сложные долгосрочные задания.

9. Способен длительное время концентрировать внимание на одном деле, погружается в своё занятие, если оно ему интересно.

10. Присущеярко развитое чувство справедливости, одинаково сильно реагирует на далёкие проблемы, увиденные по телевизору, и на испытанную лично    несправедливость со стороны окружающих.

11. Хорошо развито чувство юмора.

12. Чрезвычайно восприимчив к неречевым проявлениям чувств и эмоций окружающих.

13. Иногда испытывает трудности с двигательной координацией.

14. Одаренные дети часто раздражают сверстников и окружающих привычкой поправлять других и всегда считать себя правыми.

15.В виде защитной реакции на непонимание сверстниками одарённые дети часто используют издевку, высмеивание и подтрунивание даже над родителями и учителями.

16. Одарённым детям часто не хватает эмоционального баланса, в раннем возрасте они нетерпеливы и порывисты.

17. Если одарённый ребенок не имеет друзей среди сверстников он начинает дружить со взрослыми детьми.

Рекомендации родителям «Если Ваш ребенок одарен, то»:

  • Поддерживайте в нем интерес, творчество, оригинальность;
  • Никогда не ругайте его за то, что он делает что-то не так, как все;
  • Уважайте в ребенке право на собственный выбор занятий, игр и на собственное мнение;
  • Помните, что Вы должны приспосабливаться к ребенку, а не он к Вам;
  • Помогите справляться с проблемами в общении со сверстниками и взрослыми;
  • Найдите для него друзей, которые были бы столь же хорошо развиты, как он;
  • Не увлекайтесь соревновательными методами; если Ваш ребенок будет всегда победителем – другие дети могут его возненавидеть;
  • Не говорите об одаренности ребенка в его присутствии, не перехваливайте его;
  • Не требуйте от ребенка, чтобы он всегда и во всем был лучшим, а когда пойдет в школу – отличником (Доказано, что успехи в школе не всегда связаны с одаренностью).

  1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

В образовательных учреждениях существует проблема выявления уровня развития познавательных интересов школьников, мотивации, выявления одаренных детей. Тестируя интеллект как показатель одаренности, специалисты подменяют интеллект одаренностью. На наш взгляд, это главная опасность в подходе выявления «одаренности», потому что забывается, что в психике ребенка есть

 

 

 

телесная сфера, личностная, эмоциональная и духовная.

Поэтому в работе по выявлению одаренных детей необходимо использовать три основных фактора (концепция Дж. Рензулли): -мотивацию;

-выдающиеся способности;

-креативность.

  1. Социальное сопровождение одаренных детей, направленное на решение вопросов их медицинской и психологической поддержки

Данный блок социального сопровождения реализуется штатными работниками с профессиональной квалификацией, соответствующей требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании: психологами, медицинским персоналом (врач - педиатр, врач - невропатолог, врач - психиатр, средний медицинский персонал). Целью их деятельности является оказание комплексной специализированной помощи одаренному ребенку. Специалисты этого блока проводят мероприятия профилактического характера, диагностику состояния психического и физического здоровья ребенка, консультативную помощь детям, их родителям, законным представителям, и другим специалистам службы комплексной службы сопровождения одаренных детей по вопросам их медицинской и психологической поддержки.

Ведущими стратегиями работы психолога с одаренными детьми на этапе их подготовки к участию в интеллектуальных конкурсахможно обозначить следующие:

-          активизация – стратегия, ориентированная на создание условий, предоставляющих максимальную возможность для проявления и развития индивидуальных способностей каждого ребенка;

-          преодоление барьеров – стратегия, нацеленная на нивелирование препятствий, мешающих развитию детей;

-          поддержка и развитие высоких достижений, проявленных ребенком.

Ведущими стратегиями работы медицинских работников с одаренными детьми на этапе их подготовки к участию в интеллектуальных конкурсахможно обозначить следующие:

- поддержание и развитие психосоматических ресурсов ребенка  на этапе подготовки к участию в олимпиадах и др. конкурсах;

- организация коррекционной помощи одаренным детям и подросткам на основе интегративного воздействия  биологических и социо- психотерапевтических методов;

- воспитание у одаренных детей культуры здорового образа жизни и формирование соответствующих поведенческих стереотипов, особенно в период повышенной умственной и психо-физической нагрузки.

В.И. Панов специально подчеркивает, что для того, чтобы исследовательская активность учащегося обрела высшую форму своего развития – форму деятельности, необходимо, чтобы учащийся овладел способностью быть:

-          субъектом восприятия, т. е. уметь воспринимать и формировать образ (перцептивную модель) требуемого действия;

-          субъектом репродуктивного выполнения требуемого действия – образца посредством подражания, но без контроля за правильностью его выполнения;

-          субъектом произвольного выполнения действия – образца при внешнем (со стороны педагога) контроле за правильностью этого выполнения;

-          субъектом произвольного воспроизведения действия – образца при наличии субъективного, внутреннего контроля (интериоризованная функция контроля, т. е. произвольной регуляции);

-          субъектом внешнего контроля за осуществлением исследовательской активности другими, когда объектом этого контроля выступают исследовательские действия, выполняемые другими людьми (экстериоризованная функция произвольной регуляции) [1].

Становление указанных навыков и способностей является актуальной психолого-педагогической задачей и решается через проектирование развивающей образовательной среды, активизирующей становление и развитие субъектных свойств одаренных школьников.

Медицинская поддержка одаренных детей осуществляется по следующим направлениям:

- осуществление медико-психологического мониторинга одарённых детей в период обучения в Лицее и проживания в интернате, в период подготовки к участию интеллектуальных и творческих конкурсах, а также в процессе участия в них;

- проведение консультаций для одаренных детей и их родителей по использованию здоровьесберегающих технологий и соблюдение культуры здорового питания;

- создание системы медицинского сопровождения одарённых детей.

Применение социально-психологических технологий формирования здорового образа жизни у лицеистов в образовательном пространстве Лицей – университет» осуществляется на основе соблюдение ряда принципов, которые обеспечивают эффективность данной деятельности: принцип ненанесения вреда; принцип триединства здоровья; принцип непрерывности и преемственности;  принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися; принцип учета возрастных особенностей; принцип медико-психологической компетентности; приоритет позитивных воздействий; приоритет активных методов обучения; принцип сочетания охранительной и тренирующей направленности; принцип формирования ответственности; принцип контроля за результатами.

В целом, социальное сопровождение одаренных детей в Лицее СКФУ, направленное на решение вопросов их медицинской и психологической поддержки, представлено в видесоциально-психологической технологии «Здоровая среда», которая направлена на формирование здорового образа жизни у лицеистов, развития и формирования здоровья каждого учащегося.

Задачами реализации технологии «Здоровая среда» выступают следующие:

1) приобретение лицеистами  умений по профилактике переутомления вследствие учебных перегрузок;

2) повышение психологической готовности противостоять стрессогенным ситуациям;

3) организация физической активности лицеистов, профилактика гиподинамии;

4) организация питания лицеистов во время обучения в лицее, и особенно пребывания в интернате;

5) профилактика патологических нарушений, непосредственно связанных с образовательным процессом («школьных болезней»).

Включение университетского компонента в учебный план Лицея СКФУ детерминирует увеличение учебной нагрузки лицеистов по основным профилям обучения дополнительно к увеличенным часам по основным предметам. Снижение негативного воздействия фактора повышенной учебной нагрузки обеспечивается мероприятиями, направленными на создание в классах и в Лицее в целом адекватных гигиенических условий, обеспечивающих оптимальную работоспособность лицеистов и педагогов, поддержания состояния психофизиологического комфорта. Особое внимание уделяется составлению расписания, позволяющему распределить нагрузку в течение дня, недели, учебного года в соответствии с гигиеническими требованиями, а также подобрать образовательные технологии, оптимальные с точки зрения влияния на здоровье лицеистов.

Реализация технологии «Здоровая среда» предполагает формирование у лицеистов привычки и стремления трудиться так и в таких условиях, чтобы не наступало состояние переутомления. На занятиях учащиеся приобретают навыки рефлексии наступления состояний утомления и переутомления, по возможности предупреждая их возникновение, а также методы, которые позволяют выходить из этих состояний. Такая подготовка осуществляется на принципах индивидуального подхода к учащимся. Это детерминировано тем, что лицеистам часто приходится работать в несвойственном психофизиологическим  возможностям организма темпе (для выраженных флегматиков, меланхоликов), что приводит к выраженному переутомлению. Проблема предотвращения утомляемости лицеистов в данном аспекте решается наличием двух условий:

а) методической оснащенностью педагога-предметника и вузовского преподавателя, позволявшей им предлагать учащимся разные по сложности задания, дифференцировать время на их выполнение, гибко подходить к оценке результатов каждого учащегося, использовать методы и формы, не входящие в традиции классно-урочной системы (групповые методы работы учащихся, их ролевое взаимодействие и т.д.);

б) наполняемостью классов менее 20 человек.

Для предотвращения возникновения у лицеистов стрессовых состояний совместно с психологами на индивидуальных и групповых занятиях осуществляется формирование благоприятного психологического климата в Лицее в целом, в каждом отдельном классе, в педагогическом коллективе. С этой целью проводятся  разнообразные и доказавшие свою эффективность мероприятия: дискуссии для решения спорных проблем, социально-психологические тренинги, коллективные досуговые мероприятия и т.п. Положительную роль играет и наличие кабинета психологической разгрузки для лицеистов, где они находятся под контролем воспитателей и психологов лицея.

Решение этой проблемы осуществляется следующим образом:

- выявлением учащихся, составляющих группу повышенного риска психологических срывов, освобождение таких учащихся от выполнения наиболее трудных заданий;

- готовностью оказания необходимой медицинской (медикаментозной и психотерапевтической) помощи лицеистам в состоянии выраженного дистресса, купирование его последствий; в-третьих – разработкой и проведением профилактических мероприятий, направленных на психоэмоциональное закаливание учащихся, выработку у них психологической устойчивости к стрессогенным воздействиям; в-четвертых –  помощью психологам и педагогам в разработке и реализации коррекционных программ для учащихся группы риска в той их части, которая может быть обеспечена в стенах лицея. 

Таким образом, технология способствует решению следующих задач:

 1) формирования у лицеистов толерантности в коммуникативных ситуациях, установок на сотрудничество, взаимопомощь, готовность к разумным компромиссам;

2) воспитания у них привычки заботиться о своем психофизическом состоянии в процессе подготовки к участию в различных конкурсах;

3) формирования у лицеистов потребности находиться в оптимальном психоэмоциональном состоянии как во время отдыха, так и при выполнении любой работы.

Обеспечение индивидуального подхода к лицеистам определяется соблюдением щадящего режима и педагогического такта по отношению к ученикам с повышенным уровнем тревожности. У каждого педагога  есть полная информация о таких учащихся класса, в котором он проводит занятия, и выработана индивидуальная тактика взаимодействия с такими учениками. Для грамотных действий, направленных на оптимизацию психологического климата класса, организована социометрическая диагностика, проводимая психологом Лицея.

Разрешение проблемы поддержания и укрепления физического здоровья учащихся напрямую связано с их двигательной активностью. Учебные перегрузки лицеистов, процесс интенсификации обучения в период их подготовки к участию в конференциях, олимпиадах, фестивалях, форумах создает  недостаток в занятий физкультурой и спортом, что  приводит к снижению адаптационных возможностей организма лицеистов, общему ухудшению состояния здоровья личности.

В целях профилактики этих состояний в Лицее самое пристальное внимание обращено на следующее.

1. Увеличение количества уроков физической культуры сопровождается медицинскими консультациями и мониторингом психофизического здоровья учеников и выстраивается в соответствии с особенностями организации индивидуальной двигательной активности каждого ребенка.

2. Содержание и организация уроков физкультуры. Принципиальна разница во влиянии на физическое развитие и здоровье ребенка уроков, проводимых с целью «чем-то занять учащихся» и добиться, чтобы они сдали нормативы физической подготовки, и уроков, нацеленных на решение основной задачи – сформировать навыки регулярной физической подготовки, привить интерес к занятиям физкультурой, дать почувствовать ощущение «телесной радости», мотивировать их на заботу о своем здоровье средствами физической культуры, формирования готовности к ведению здорового образа жизни.

3. Используются возможности дополнительной физической нагрузки (разминки) лицеистов в рамках учебного дня путем проведения на уроках физкультминуток, физкультпауз между уроками, грамотной организаций перемен, позволяющей лицеистам компенсировать статическую нагрузку урока.

4. Создаются условия для занятия физкультурой и спортом во внеурочное время: посещение секций на базе СКФУ; предоставление возможностей самостоятельно заниматься в спортзале университета; обустройство спортплощадок; посещение бассейна; организация турпоходов и т. п.

5. Влияние педагогического процесса в лицее на образ жизни лицеистов, выбор ими форм проведения досуга, контакт в этой связи с родителями учащихся.

6. Рациональное использование разнообразных форм и методов физического воспитания для достижения оптимальной двигательной активности, соответствующих научно обоснованным физиологическим и гигиеническим нормативам.

Внешкольная сторонарешения проблемы двигательной активности связана как с позицией родителей, ситуацией в его семье, образом жизни, который в ней принят, материальными возможностями родителей, так и с предоставлением лицеистам возможностей посещать стадионы, городские спортзалы, бассейны и т.п. Проведение этой работы на всех уровнях (уроках, во внеурочное и внешкольное время) сопровождается диагностическими наблюдениями, которые осуществляется преподавателями физической культуры совместно с врачом.

Организация питания лицеистов во время их пребывания в лицее занимает особое место в структуре реализации технологии «Здоровая среда». Организационные аспектыэтой проблемы включают:

1) рациональную организацию работы буфета в лицее, в котором учащиеся и педагоги могут в комфортных условиях поесть с удовольствием и пользой для здоровья;

2) эстетическое оформление буфета, имеющее большое питательное значение. Задачу поддержания эстетической чистоты вменяется в обязанности специальным дежурным;

3) корректировку ассортимента товаров в школьном буфете;

4) организацию специального питания для учащихся с заболеваниями, требующими диеты;

5) предоставление возможности лицеистам, приносящим еду из дома, перекусить в подобающих гигиенических условиях.

Обеспечение лицеистов горячим обедом после занятий – один из факторов, который способствует поддержанию физических сил, затраченных в течение учебы. Медико-гигиенические аспектырешения этой проблемы включают вопросы контроля за гигиеническим состоянием буфета, ассортиментом и составом блюд, исходными продуктами (полуфабрикатами) – их качеством, свежестью.

С этой целью врач лицея информирует учащихся об основных требованиях к срокам и условиям хранения основных продуктов питания. Такая информация доводится до сведения всех лицеистов. Учащиеся с заболеваниями пищеварительной системы обеспечены условиями питания в соответствии с рекомендациями врача.

Учебно-информационные аспекты формирования основ рационального питаниясвязаны с усвоением лицеистами информации о правильном, рациональном питании, которую они получают в течение всего периода обучения в лицее как на занятиях элективного курса, так и в соответствующих разделах ОБЖ, биологии, химии. Это одна из тем, которая используется в качестве связующего звена между получаемыми на уроках знаниями и организацией питания дома.

С учетом индивидуальных особенностей учащихся врачом лицея разрабатываются рекомендации к питанию лицеистов, имеющих хронические заболевания и отнесенных к группе риска.

Для закрепления на внелицейском уровнетех знаний и привычек правильного питания, которые формируются в процессе реализации технологии, осуществляется контакт с родителями учащихся и консультации для некоторых лицеистов, самостоятельно организующих свое питание вне школы.

Анализдостигаемых результатов проводился по сравнительной численности детей, получающих в школе горячее питание, показателям заболеваемости пищеварительной системы и нарушения обмена веществ учащихся, данным анкетных опросов самих лицеистов и «экспертов» из числа преподавателей, специалистов лицея и родителей детей.

Проблема предупреждения патологических нарушений, непосредственно связанных с образовательным процессом («школьных болезней») также имеет место  в содержании технологии «Здоровая среда».

Решение данной проблемы включает обеспечение классов учебной мебелью, подходящей учащимся по росту; функциональную расстановку мебели; проведение зрительно-координатных тренажей. Каждый учитель должен знать, кто из его учеников входит в группу риска, нуждается в коррекции осанки и зрения.

Эти задачи вытекают из требований «Санитарно-эпидемиологических правил и норм» и смыкаются с медико-гигиеническими требованияминеобходимой освещенности рабочих мест учащихся, качества школьных учебников и другими, соблюдение которых позволяет снизить риск этих форм патологии. В задачи врача лицея входит:

- выделение учащихся с этими формами нарушений и тех, кто составляет группу риска,

- обеспечение для них особых условий (первые парты в классе для близоруких и последние для дальнозорких, места около окон),

- предоставление списков таких учащихся классному руководителю. На большой перемене или в специально выделенное время для детей с прогрессирующей близорукостью под контролем медиков организуются занятия, специальные формы гимнастики и другие известные методы. Для детей с нарушениями осанки и плоскостопием организуются занятия корригирующей гимнастикой, занятия ЛФК, оздоровительный массаж. В план мероприятий по профилактике нарушений осанки введены следующие пункты:

1) ранняя диагностика отклонений в осанке, своде стопы;

2) активное формирование правильной осанки за счет укрепления мышечного корсета (мышц спины, живота, плеч, шеи) средствами физической культуры (ЛФК);

3) обеспечение соответствия мебели в лицее и дома росту и пропорциям тела учащихся;

4) контроль педагога за правильной позой учащихся;

5) правильное расположение рабочего места (столов, парт), всего помещения, где идут занятия или приготовление уроков, и достаточное их освещение;

6) оптимальная организация режима учебных занятий;

7) ежедневное использование активного отдыха на уроках физкультуры, переменах (подвижные игры), во внеурочное время (плавание, специальные упражнения для домашних заданий);

8) полноценное питание, сбалансированное по солевому составу.

 План мероприятий по профилактике близорукости предусматривает:

1) рациональную организация режима учебных занятий, направленную на уменьшение зрительной нагрузки; чередование устной и письменной работы, отдых глаз в ходе работы (перевод взгляда с близких на удаленные предметы и специальные комплексы гимнастики для глаз), минуты тишины с закрытыми глазами;

2) питание с достаточным количеством минеральных солей и витаминов (главным образом А, Р и С);

3) правильное использование технических (видеоэкранных) средств обучения в лицее: расстояние при просмотре телевизионных передач в пределах 3-5 метров, длительность просмотра передач – 15-20 минут, подсветка, использование компьютеров, соответствующих гигиеническим нормам;

4) использование только допущенных Министерством образования и науки учебников;

5) рациональная организация освещения в учебных помещениях лицея и дома;

7) ежедневное пребывание на воздухе – не менее 2-3 часов;

8) при определении лицеиста в группу для занятий физкультурой учитывается состояние его зрения.

В целом, социально-психологическое сопровождение одаренного учащегося напрямую зависит от преемственности в работе психолога, врача, педагогических и научно-педагогических работников, родителей. Педагоги и родители должны быть не только хорошо осведомлены о лечебно-оздоровительных, гигиенических, психосоматических назначениях психолога и врача лицеистам, но и обеспечивать выполнение их каждодневно в лицее и дома.

Таким образом, содержание технологии «Здоровая среда» представляет собой комплекс информационных и процессуальных мероприятий, направленных на формирование здоровьесберегающего пространства лицея, которое средствами социально-психологических технологий решает совокупность проблем организационного характера, а также направлено на повышение уровня готовности лицеистов к сохранению здоровьесберегающего режима подготовки и участия в различных межрегиональных, всероссийских и международных конференциях, конкурсах, олимпиадах, форумах, фестивалях.

Проводимые мероприятия в рамках социально-психологической технологии нацеливают усилия всех субъектов данного процесса на достижение положительного результата:

 – здоровой гармонично развитой личности старшеклассника, готовой к ведению здорового образа жизни;

– благоприятных условий жизнедеятельности в лицее;

– возможности влиять на условия обучения в лицее со стороны учащихся и их семей;

– способности старшеклассников контролировать состояние своего здоровья и отвечать за его сохранение в периоды повышенных учебных нагрузок;

– включенности каждого лицеиста в те или иные конкретные формы интегрированной деятельности в том объеме, который соответствует потенциалу личного здоровья и поддерживается оздоровительной деятельностью самого лицеиста, его семьи и работников лицея.

– комплексного воздействия на все компоненты здоровья – физическое, социальное, психологическое.

  1. Академическая мобильность школьников как фактор развития современного школьного образования: модель социального сопровождения интеллектуально одаренных детей

Интеграционные процессы, происходящие в российском сообществе во всех сферах человеческой деятельности, затронули также систему школьного образования. В настоящий период происходит процесс формирования единых образовательных пространств, где создаются общие для образовательных институтов поля влияния на школьников, например: поле реализации сетевых проектов и программ самоорганизации ряда школ; поле реализации партнерства и взаимодействия школ и вузов; новое поле от формирующейся системы дополнительного образования с привлечением вузовской, научной и музейной инфраструктуры; поле действия инновационных центров образования и др.

Таким образом, происходит перераспределение и расширение роли и функций социальных институтов, формирующих среду формирования школьника. Осуществляется гармонизация современных подходов на региональном и межрегиональном уровнях по формированию образовательной среды школьника. В результате возникает открытое образовательное пространство, в котором академическая мобильность является неотъемлемой составляющей. Академическая мобильность учащихся выступает ключевым фактором развития современного школьного образования, логичным продолжением системы по выявлению и развитию детской одаренности.

В свою очередь, развитие академической мобильности школьников становится реальным признаком современного российского образования, предполагает распространение инновационных форм академической мобильности не только студентов, но и школьников.

В связи с этим возникает необходимость осмысления самого понятия «академическая мобильность» школьников и шагов, которые на основе академической мобильности школьников могут способствовать повышению качества общего образования. Существуют разные понимания академической мобильности. Так, в области международного образования под академической мобильностью понимают период обучения учащегося в стране, гражданином которой он не является. Этот период ограничен во времени. По завершении обучения за рубежом подразумевается возвращение учащегося в свою страну.

Однако академическая мобильность не означает только процесс миграции учащихся из одной страны в другую. Академическая мобильность — неотъемлемая форма существования интеллектуального потенциала, отражающая реализацию внутренней потребности этого потенциала в движении в пространстве социальных, экономических, культурных, политических взаимоотношений и взаимосвязей.

Академическая мобильность — это возможность самим учащимся формировать свою образовательную траекторию, возможность в рамках образовательных стандартов выбирать предметы, курсы, учебные заведения, наставников-педагогов в соответствии со своими склонностями и устремлениями. В нашем понимании очень важно, что академическая мобильность — это одно из важнейших условий образовательного процесса по интеграции школьников региона в межрегиональное социальное пространство страны и интеграции российских школьников в международное образовательное пространство.

При использовании академической мобильности каждый участник образовательного процесса сталкивается с необходимостью анализа жизненных ситуаций и одновременного решения проблем с позиции собственной и «чужой» культуры. Это автоматически и зачастую подсознательно развивает в нем определенные качества: умение выбирать пути взаимодействия с окружающим миром; способность мыслить в сравнительном аспекте; способность к культурной коммуникации; способность признавать недостаточность собственного знания; способность изменять восприятие мира и самого себя; способность рассматривать свою территорию в поликультурном аспекте.

Выезд школьников с целью пополнения образования не новый феномен. Такие формы мобильности, как обучение в летних профильных лагерях (естественно-научный, физико-математический, лингвистический и т. п.), обучение на курсах дополнительного образования, практикуются достаточно давно в системе школьного образования. Однако возможности академической мобильности до сих пор используются не в полной мере. В настоящее время, как и ранее, выезды одаренных учащихся в другие, в том числе удаленные регионы связаны, прежде всего, с мероприятиями по фиксации их высоких достижений. Школьники (уже проявившие себя одаренные дети) участвуют в олимпиадах, фестивалях, конкурсах и т. п. Существуют традиции организации такого рода итоговых мероприятий. Но в настоящее время необходим не столько данный узконаправленный подход, сколько системный подход к созданию и использованию академической мобильности как среды, способствующей не только оценке одаренности, но и проявлению и дальнейшему развитию одаренных детей. Необходим системный процесс организации академической мобильности школьников.

При организации системной академической мобильности необходимо учесть множество факторов и решить множество проблем. Прежде всего, следует отметить отсутствие разработанных механизмов материально-финансового обеспечения мобильности, недостаток специалистов в этой области, неразработанность методик академического обмена учащихся между