Эссе на тему: "Дополнительное образование: настоящее и будущее"
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего общего образования» село Самбург Пуровского района
Эссе педагога дополнительного образования Вора Екатерины Васильевны на тему «Дополнительное образование: настоящее и будущее».
Вора Екатерина Васильевна родилась в самбургской тундре на берегу реки Пур, в семье рыбаков. Общий стаж 39 лет, из них 20 лет в самбургской школе-интернат педагогом дополнительного образования. 1994 году закончила заочный народный университет искусств, III курса факультета графики и станковой живописи. 1996 году мне предложили работу в дополнительном образовании. У всех разные дороги, которые когда-то привели каждого из нас к тем увлечениям, с которых началось постижение самого себя.
Когда личность выходит в мир, у нее обязательно должна быть моральная поддержка, сначала это родители, бабушка, дедушка которые прививают любовь к родному краю, природе, которая сопровождает всю жизнь. Затем педагоги, воспитатели в интернате, с которыми ходили часто на природу, рассказывали удивительные сказки о ней. Удивление человечества перед природой неотделимо и вечно. Они желали нам не обронить, не потерять безвозвратно на суровых дорогах это удивление, пронести через всю жизнь. Я очень благодарна родителям, учителям, воспитателям: Суановой Н.И., Сметаниной Л.Ф., Икалюк Г.В., Желудковой В.И., Мельниковой Л.И., Терещенко Е.В. – учителю трудов, которая индивидуально занималась со мной технологией шитья – они открыли во мне талант художника. Поэтому я искренне радуюсь, но еще больше я знаю горды те, кто не обманулся в своих чаяниях и трудах: родители, педагоги, воспитатели. Творческий путь начала с 80-х г., это были оформительские работы в школе, интернате, в сельском доме культуры, с шитья одежды братьям, а затем и собственных пятерых детей. С 1999 г. мои работы стали появляться в различных районных, окружных, всероссийских и международных конкурсах – фестивалях, выставках. На всем пути – детство – юность – зрелость продолжаю творить. Обладаю разносторонними интересами, это всегда поиск, всегда эксперимент, попытки подчас соединить несоединимые материалы. Границ нет для фантазии, идеи рождаются спонтанно.
Один из видов творчества настольная декоративная скульптура – глиняная игрушка. Работаю с самбургской голубой глиной. Оказалось, что этот податливый живой кусочек глины способен ожить, рассказать, как удивительны сказки, мифы, легенды моего северного народа. За каждым образом стоит большой мир, частью которого воспринимаю и себя.
Занимаюсь национальным шитьем, это создание коллекции ненецкой демисезонной одежды – ягушки, стилизованная современная одежда, предметы быта. Большой гордостью является коллекция семьи кукол из клювов птиц, их жилища, предметов быта. Есть и коллекция стилизованных платков «Семь цветов радуги», коллекция сумок для рукоделия традиционных и стилизованных более двадцати штук, которая называется «В краю родном». Каждая коллекция совпадает с каким-то очень существенным жизненным и творческим этапом жизни. Жизнь ставит перед нами множество проблем: как прожить достойно, как сделать жизнь достойной, счастливой для себя и окружающих, кем стать? Решить эти проблемы всегда помогали люди старшего поколения. Работа занимает большую часть жизни. Человек, которому удалось правильно выбрать профессию, может считать себя счастливым. Людей, увлеченных работой, любящих свою профессию великое множество и считаю, я попала в их число.
Отношение учеников к предмету зависит в первую очередь от того, кто его преподает. Личность педагога всегда стоит на первом месте. Если ты сам компетентен в преподавании предмета, любишь его и пытаешься донести эту любовь до детей, то успех гарантирован. Сама профессия педагога предполагает сочетание в себе многих специальностей: актера, психолога, искусствоведа, режиссера-постановщика, дизайнера. Школа – своего рода театр, и чем больше игры, чем больше активного творческого действия, тем лучше. Именно в сфере свободного времени можно в значительной степени нейтрализовать отрицательное влияние стихийных факторов воспитания на основе интенсивной деятельности детей по интересам, развития их творческой деятельности.
Система ДО детей представляет собой сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитания, обучения и творческое развитие личности ребенка.
В первые годы работы занималась с детьми живописью, графикой, ДПТ. Мною была составлена и апробирована в течении пяти лет компилятивная образовательная программа, которая рассчитана на формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной.
Весь арсенал средств работал на то, чтобы увлечь, душевно разбудить ребят. Обучаясь в объединении, дети узнали о том, до какой степени удивительный человек художник, как тонко чувствует красоту буквально во всем, потому что сам он творец красоты. Разнообразные формы организации занятий активизируют детское творчество.
Урок-беседа, вопросно-ответная беседа, игры, которые намного раздвигают границы нашего общения, важнейший метод развития воображений, познавательной способности детей. Большое воспитательное значение имеют занятия на природе, события увиденных на яву и пережитые во время прогулок, находят самое непосредственное отражение в детском творчестве. Интересно проходят занятия, для которых сама изготавливаю зрительный ряд. Показывая и используя на занятиях собственные работы графические, живописные произведения, скульптуры, вещи декоративно-прикладного характера, делюсь с детьми непосредственными ощущениями, теми чувствами, которые испытываю при изготовлении предмета быта, лепки фигур, во время зарисовок. Собравшийся фонд работ детей использую в качестве зрительного ряда на занятиях. Дети с большим удовольствием и вниманием рассматривают работы сверстников. Они прицениваются к ним, взвешивая свои возможности. Эти размышления становятся важным стимулом для их деятельности. Не обязательно, что каждый ученик станет художником-профессионалом или мастером - прикладником. Моя задача- развитие творческих способностей формирования самостоятельности, работоспособности. Бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом основные слагаемые успеха.
Учащиеся активные участники районных окружных, региональных всероссийских, международных выставок, конкурсов детского творчества. Участие в выставках, конкурсах укрепляют веру детей в собственные силы, желание дальше совершенствоваться в художественном творчестве. Результатом работы ДО «Палитра» считаю своих учеников, ставших учителями ИЗО и МХК Обухова Т.А., Вора А.С., Сметанина Е.С. По защите этой программы стала дипломантом второго окружного конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» в городе Салехард, где заняла 2 место.
Разработана и апробирована в течении пяти лет авторская программа по национальному шитью, которая рассчитана на решение одной из важнейших задач, связанных с эстетическим и патриотическим воспитанием школьников-северян. Лучший воспитатель народ, его добрые дела и его великое наследие, этим руководствовалась при создании программы по народному творчеству. Интерес к искусству родного края – неотъемлемая часть человеческого сознания, позволяющая понять окружающий мир и место человека в нем.
Данная программа для разновозрастных групп учащихся. Здесь я использовала коллективную деятельность, это актуально в разновозрастных группах с различным уровнем подготовки Коллективная работа дает возможность получить выполнение более сложных заданий сильным учащимся, в то время как более слабые будут выполнять подготовительную или техническую работу, не требующую большего мастерства. Национальное шитье имеет богатые многовековые традиции. Создавая различные узоры, орнаменты, ребенок должен выдержать ритм в композиции, знакомиться с основными геометрическими понятиями. Способствует развитию любознательности, воспитывает чувство ответственности, приучает к самостоятельности. Очень важно создать на занятиях различные воспитательные ситуации. Одна из важнейших ситуаций – ситуация успеха, то есть таких условий, при которых ребенок обязательно справился бы с поставленной задачей. Может быть, для кого-то она покажется проще, чем для другого. Важно иногда оказать доверие авансом и обязательно поощрить, выделить, заметить любое достижение. Необходимо отметить каждую законченную работу ребенка, показать ее всем детям, похвалить, одновременно сказать о возникших трудностях, указать на допущенные ошибки. Когда дети видят, что их товарищ достиг успеха – это вселяет веру в собственные силы. Это способствует созданию атмосферы взаимоуважения, гордости друг за друга, воспитанию коллективизма.
Народное творчество – неотъемлемая часть нашей жизни. Занятия творческого объединения построены на основе традиций ненецкого народа. Дети знакомятся с традиционными видами шитья одежды: женской, мужской, детской, изготовлением кукол из клювов птиц, предметами быта. Знакомимся с легендами, сказаниями, в которых отражены уклад народа, его нравы, обычаи. Учащиеся вместе с педагогом посещали музей, мастеров на дому, выставки творческих работ. Одним из приоритетных направлений и составных частей образовательного процесса в нашем объединении было этнокраеведческое воспитание. Вели исследовательскую работу, участвовали в научно – практических конференциях школьников в районе, где заняли призовые места. Изучение культуры северных народов на фоне многонациональных традиций способствует глубокому взаимопроникновению, обогащению духовного наследия разных народов, и в результате – интеграции личности в систему мировых культур. Результат занятий в объединении — это наши выпускники: Васильева Н.А. – дизайнер руководитель ДО в МЦ «Север», Хэно В.В. – дизайнер, воспитатель школы-интернат,
Авторская программа «Глиняная игрушка и керамика» в течении пяти лет апробировала. Керамика древнее искусство. На протяжении всей истории она неразрывно была связана с бытом человека, выражала его эстетические вкусы, его мировоззрение. Религиозная, ритуальная, бытовая скульптура малых форм, мелкая пластика скифов, славянских племен и затем Древней Руси – все это примеры реальной необходимости такого вида искусства. Современное искусство керамики стремится не только к декоративной красочности, но и как всякое искусство, опираясь на богатейшие реалистические традиции изучения человека и всевозможных форм жизни, отражает противоречивую сложность времени, дух человека его сознание и мышление, искусство керамики становится порой иносказательным, напряжено интеллектуальным, заставляющим думать. В работе над лепкой и росписью игрушек заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся, а также общего развития и расширения кругозора. Скульптура малых форм, как вид искусства, является эффективным средством познания объемно-пространственных свойств деятельности – важного фактора в общем развитии детей. Трехмерное изображение объемных предметов помогает учащимся познать предметы в реальной полноте форм. Работа с глиной в сочетании с обязательной росписью игрушек, изготовление налепных украшений теснение, гравировкой расширяет круг знаний детей не только о пластике материала, о гибкой изменчивой форме, но и позволяет овладеть полезными технологическими навыками, чувством пропорций.
Занятия в объединении определяют будущее устремление детей в выборе профессий и тесной связи с изобразительным искусством в дальнейшей жизни. Двое из воспитанников стали мастерами прикладниками – Е.Б. Салиндер – педагог ДО «Снежинка» - резьба по кости, Д.О. Вануйто – мастер-прикладник.
В 2012 – 2013 учебном году взяла новое направление открылось объединение театра мод «Мелко». Открылась моя новая страница, новые идеи. Задачи. А новое всегда интересно. Это возможно благодаря определенной свободе педагога, у которого есть возможность самому разработать программу с учетом базовых требований, личного опыта, наработок.
Воспитание детей на основе гармонизации национальных и этнокультурных отношений позволяет решать важнейшие задачи педагогики, обозначенные в национальной доктрине образования в РФ:
· Сохранение и поддержка этнической и национально культурной самобытности народов России.
· Народное творчество
· Исторические образы родной земли, края, отечества.
Цель работы педагога - выявление и развитие творческого потенциала подростка, помощь в реализации своих возможностей подростка к будущей профессии, трудовое и эстетическое воспитание. В программу заложены изучение истории костюма, работа бисером, изучение основ традиционного ненецкого ремесла. Здесь осуществляется практическая подготовка к труду и выбору профессии, развиваются интеллект и художественно – эстетический вкус, фантазия и образное мышление. Дети приобщаются к миру моды, сохранению и развитию национальных и культурных традиций. Учатся видеть в красоте одежды духовное благородство, доброту и нравственную чистоту, а также учатся искусству одеваться. Эти цели успешно притворяются в жизнь. Формы и методы работы, основанные на новых технологиях, позволяют привлечь подростков в театр моды, где они получают возможность приобщиться к миру прекрасного, к исторической памяти и культурному наследию нашего народа. При создании коллекции используем метод проектов. Проектная деятельность активно способствует технологическому образованию – подготовка к реальным условиям жизнедеятельности, рациональному и творческому использованию природных и человеческих ресурсов.
Цель наших проектов – формирование системы интеллектуальных, обще трудовых и специальных знаний, умений, навыков, воплощенных в конечный продукт – изделие. Создание изделий воспитывает коммуникабельность, инициативность, самостоятельность, предприимчивость. Количество участников при выполнении проекта был разным, зависит все от сложности, индивидуальными и небольшими группами. Работы, которые требовали больших затрат времени, выполнялись совместно с родителями, тем самым закладывалась возможность для более близкого сотрудничества детей и родителей на качественно новом уровне общения. Создание коллективного проекта развивает интеллектуальные способности учащихся, инициативу, самостоятельность, толерантность, способствует формированию технологической культуры учащихся.
Реализуя проект, учащиеся могут не только значительно пополнить знания, но и применить их на практике в повседневной жизни. Учатся работать самостоятельно или в группе, докладывать результаты своей работы, обсуждать их, отбирать необходимый материал, приобретать опыт межличностного общения и взаимодействия. Создание ученических проектов важная методическая форма в деятельности педагога, объединяющая всех участников образовательного сообщества.
Ненецкая культура, как и любая другая, испытывает потребность в инновациях (не только изучать традиционную культуру, но и развивать ее дальше) благодаря которым она повышает эффективность своей основной среде. Немаловажным фактором введения инноваций остается естественная тяга к новому - в замене традиционных материалов новыми. Для ненецкого народа вообще характерна динамичность, постоянная готовность к переменам. Для стимулирования трансформации ненецкой культуры более значимым фактором выступают межэтнические контакты. Первой категорией этноса испытывающей эти контакты в наиболее значительной степени – дети воспитанники школы-интернат. В них формируется, социальный интеллектуальный слой общества, она и будет призвана создавать, развивать культуру и сохранить ее.
Миссия педагога.
Проводимая в России модернизация системы образования кардинально поменяла «портрет» современного педагога дополнительного образования. Непрерывно меняющаяся действительность обуславливает потребность в специалистах, ориентированных на предприимчивость и творчество, обладающих развитым профессиональным самосознанием, а также организационно - управленческими навыками, определяющими в сложных противоречивых условиях. Жизнеспособность личности и результативность ее деятельности. Руководитель художественно – творческого коллектива – это организатор-управленец. Помимо специальных и творческих задач ему приходится решать все вопросы, связанные с жизнью коллектива: набором участников, и проведением регулярной репетиционной работы, пошив костюмов, изготовлением декораций, подготовкой концертных выступлений и самой организацией гастрольно – концертной деятельности общением и взаимодействием с родителями детей. От его организационно-управленческих навыков зависит содержание и продолжительность творческого пути коллектива, его успех и востребованность, в современных реалиях, социально – культурная и творческая активность. «Труд – творчество – талант» - три важных понятия, неразрывно связанных с профессией педагога – мастера. Педагог – профессия особая, поскольку рядом с ним всегда находится коллектив людей: обучающиеся, родители, администрация — это люди, которые всегда на виду, поэтому безупречное владение своим ремеслом – это только первая ступень профессионализма. На втором месте – современный имидж. Наши знания о себе поверхностны. Педагог ДО, на мой взгляд, должен обладать следующими личными качествами: чуткость, доброжелательность, понимание потребностей и интересов детей, проводить активную работу с родителями; иметь высокий уровень интеллектуального развития, обладать широким кругом интересов и умений; быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием детей, быть активным; располагать творческим потенциалом, постоянно совершенствоваться.
Важный фактор – профессионализма педагога: Только рядом с мастером может вырасти другой мастер, воспитать личность может только другая личность, лишь у мастера можно научиться мастерству. Профессионализм педагога является основой для формирования и развития личности ребенка. Важно наличие у специалиста позитивной оценки себя со стороны коллег через публичные благодарности, грамоты, признание руководителей и т.д.
Основные пути развития профессиональной компетентности педагога: работа в методических объединениях, творческих группах; исследовательская деятельность; освоение новых педагогических технологий; различные формы педагогический поддержки; активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах, фестивалях; обобщение собственного педагогического опыта; использование ИКТ.
Успех – это 99% работы над собой, занятия своим самообразованием, саморазвитием, поиском новых форм работы, стремление дать детям больше. Ни когда не останавливаться на достигнутом. Я люблю свою работу ради самой работы, это счастье обретенное в начале пути.