НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Зайцева Людмила Николаевна

Нравственным сознанием называется осознание норм своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах, представлениях, чувствах и привычках. Общественное сознание даёт обобщённое теоретическое и идеологическое обоснование морали как общественного явления; в индивидуальном нравственном сознании отражается ещё и специфика той среды, с которой человек постоянно взаимодействует.

Термины «мораль» и «нравственность» обычно используют в качестве синонимов. Однако само наличие двух терминов, обозначающих одно явление, указывает на существование двух смысловых оттенков в понятии морали. С одной стороны, мораль — это регулятор человеческих отношений, это нравы, «естественные» стремления человека, массовые привычки, получившие общественное одобрение. С другой стороны, мораль — это противостояние природе активного волевого субъекта, осознающего свою автономность, это личностное измерение общества.

         Гегель эти два аспекта морали превратил в две ступени ее развития. Нравственность для него — это обычаи, бессознательно усвоенные индивидом. В нравственности совпадают должное (предписания) и сущее — фактическое поведение людей. Мораль, по Гегелю, это как бы критическая оценка нравственности (обычаев, нравов).

         Педагогическая мораль представляет собой систему общих  и  частных  норм, правил и обычаев, находящихся между собой в  сложных  взаимоотношениях.  Для того, чтобы эффективно регулировать поведение  учителя,  система  требований педагогической морали должна обладать внутренней согласованностью,  то  есть общие и частные нормы, правила и обычаи должны составлять единое целое. 

         Педагогическая   мораль   –   это   система   нравственных    требований,

предъявляемых к учителю в его отношении к самому себе, к своей профессии,  к обществу, к детям и остальным  участникам  учебно-воспитательного  процесса. Она выступает  одним  из  регуляторов  поведения  учителя  в  педагогическом труде.  Система  требований  педагогической   морали   является   выражением профессионального  долга  учителя,  его  нравственных   обязанностей   перед обществом, педагогическим коллективом и перед своим призванием.

         Нравственным  сознанием  называется  осознание  норм  своего   поведения, характера  взаимоотношений  в  обществе  и  ценности  качеств   человеческой личности,  что  закрепляется  во  взглядах,   представлениях,   чувствах   и привычках.   Общественное   сознание   даёт   обобщённое   теоретическое   и идеологическое   обоснование   морали   как   общественного    явления;    в индивидуальном нравственном сознании отражается ещё и специфика  той  среды, с которой человек постоянно взаимодействует.

         Нравственные взгляды учителя характеризуются  полнотой  и  устойчивостью. Одним из элементов нравственного  сознания  учителя  является  осознание  им нравственных ценностей и  осмысление  того,  как  осуществляется  восприятие этих  ценностей  его  воспитанниками.  Основой   формирования   нравственных взглядов учителя является знание принципов, требований и норм  морали  и  их специфического отражения в педагогической деятельности.

Педагогическая этика рассматривает нравственные убеждения как моральные знания, ставшие нормой поведения учителя, его собственной позицией в системе отношений к обществу, своей профессии, труду, коллегам, учащимся и их родителям. Учитель не может ограничиваться знанием нравственных норм и принципов, хотя они и являются условием правильной ориентации в действительности – он должен иметь твёрдые идейно-нравственные убеждения, являющиеся предпосылкой для активной сознательной деятельности по целенаправленному формированию личности воспитанника.

Этические знания и нравственные взгляды становятся убеждениями личности в процессе социальной практики и под воздействием объективных условий трудовой деятельности. Требованиям профессиональной педагогической этики отвечает убеждённость, органически сочетающаяся с подлинной сознательностью, принципиальностью и требовательностью к себе.

В профессиональной педагогической этике нравственные чувства учителя рассматриваются как эмоциональная сторона его духовной деятельности, характеризующая наряду с убеждениями субъективную моральную позицию по отношению к профессиональной деятельности и участникам воспитательного процесса. Нравственные чувства выступают как средство формирования личности и как одна из задач нравственного воспитания. Нравственные чувства учителя можно условно разделить на несколько групп в соответствии с отражаемым объектом. В группе чувств, регулирующих отношение педагога к свое профессии, выделяются чувства профессионального долга, ответственности; самокритичность, гордость, честь и др. определяют отношение учителя к себе как представителю педагогической профессии; наконец, особую группу составляют чувства, отражающие отношение к участникам педагогического процесса.

В структуру нравственного сознания педагога включаются:

•нравственные (этические) взгляды,

•убеждения (идеалы),

• нравственные чувства, которые отражают моральные отношения, возникающие в процессе обучения и воспитания ребенка.

Данные компоненты структуры взаимосвязаны. Их формирование происходит в контексте развития нравственной культуры личности педагога.

Нравственные(этические) взгляды учителя - это комплекс этических знаний, требований, норм и правил взаимодействия педагога с учащимися в воспитательно-образовательном процессе учебного заведения. Динамика развития нравственных взглядов связана с процессом расширения профессиональной информированности педагога о личности ребенка. Этические взгляды педагога включают в себя понимание ряда этических категорий:

•идеалы детства, отрочества, юности,

•принципы диалогового взаимодействия преподавателя с обучающимися,

•осознание своего профессионального долга,

•осмысление для себя понятий чести, достоинства, профессиональной совести педагога,

•понимание основных моральных категорий (добра и зла) применительно к педагогической деятельности.

Убеждения (идеалы) педагога. Убеждения являются центральным элементом сознания и самосознания личности. Они характеризуются уверенностью личности в том, что приобретенные им знания, взгляды, принципы, идеалы являются истинными и соответствуют его жизненным целям и стремлениям. Убеждение по своей сути имеет трехкомпонентную структуру:

•познавательный компонент (глубокое знание предмета (темы) разговора),

•эмоционально-мотивационный компонент (отношение к этому знанию),

•волевой компонент (готовность действовать в соответствии со знанием и желанием).

Таким образом, убеждения представляют собой идеи, которыми педагог овладел настолько, что они уже сами владеют личностью и управляют ее практическими действиями и поведением. Без твердых педагогических убеждений не может быть веры в возможность совершенствования личности ребенка. Д.И. Писарев писал об убеждениях: «Готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно в вашей голове».

Ядром нравственных убеждений личности является нравственный идеал, который представляет собой зафиксированную в сознании общества модель. Данная модель ориентирует педагога в его практической деятельности. Педагогическая этика рассматривает нравственный идеал педагога как систему высоких нравственных качеств личности преподавателя.

Нравственные чувства педагога. Нравственные чувства -

это переживания по поводу того или иного поведения людей или своего собственного поведения с позиций нравственных категорий, таких как «справедливо - несправедливо», «человечно - бесчеловечно».

К нравственным чувствам относятся: симпатия – антипатия; привязанность – отчужденность; уважение – презрение; любовь – ненависть; справедливость - несправедливость и др. Нравственные чувства являются частью нравственного сознания учителя. По своему содержанию они представляют собой субъективное, личностное отношение к объектам и субъектам педагогического процесса. В.А. Сухомлинский о взаимообусловленности убеждений и чувств писал: «Нравственные убеждения, взгляды, привычки - все это тесно связано с чувствами. Чувства - это, образно говоря, живительная почва для высоконравственных поступков. Там, где нет чуткости, тонкости восприятия окружающего мира, вырастают бездушные, бессердечные люди».

Ведущими нравственными чувствами педагога являются:

•любовь к детям,

•профессиональная ответственность за жизнь, здоровье и развитие ребенка,

•терпимость,

•доброжелательность,

•доверие и уважение к учащимся.

Моральное (нравственное) сознание носит ценностный характер, то есть любая моральная норма и действие, совершенное на ее основе, соотносятся с некоей абсолютной системой координат — благом, добром, всеобщей справедливостью — и оцениваются в зависимости от того, насколько он близок к совершенству. Свобода воли носителя нравственного сознания, его автономность по отношению к природе и социальному окружению концентрированно выражает всю специфику нравственности. Свобода воли есть как бы итог перечисленных выше особенностей нравственности. Нравственные принципы и позволяют осознать нравственность как бы в рамках самой нравственности, не сковывая поведенческой активности человека, они дают основу для наполнения моральных норм конкретным содержанием.

Список литературы:

1. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. – М.,2000.

2. Виноградова Н. Д. Привычка - основа нравственного воспитания //

Педагогика. - 1997. - № 5. - С. 91-96.

3. Данилова В. А. Нравственное воспитание учащихся  / В.А. Данилова // Педагогический процесс: проблемы и перспективы. : сб. науч. тр. – М.; Чебоксары: АН ЧР, 2007. – С.7–10.

4. Елканов С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: Учеб. пособ. для студ. пед.ин-тов.- М.: Просвещение, 1989. - 189 с.

5. Педагогический такт / Под ред. И. Зязюна // Народное образование. - 1990. - №8. - С. 80-83.