Роль ТРКМ в формировании и развитии у обучающихся личностных УУД.
Главная цель ТРКМ - развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роль ТРКМ в формировании и развитии у обучающихся личностных УУД. | 26.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Отразова-Визулайнен Н.И.
ГБОУ СОШ №579 Приморского района
Санкт-Петербурга
Роль ТРКМ в формировании и развитии у обучающихся личностных УУД.
Сейчас, когда время требует от нас и наших детей все чаще интересных и нестандартных решений, чтобы не потеряться в этом мире, но найти своё место в жизни, критическое мышление помогает как никакое другое, критическое мышление, не в смысле критиковать, а в смысле среди множества решений выбрать наиболее оптимальные.
Что же такое «критическое мышление»?
Критическое мышление - это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать ее, способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику.
Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно.
В основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление - есть результат внутреннего спора так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим», а также идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу.
Достоинства технологии развития критического мышления по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям: ориентирование на развитие ученика; использование современных методических приемов, развивающих интеллектуальные, коммуникативные и познавательные умения учащихся
Технология помогает ученику овладеть способами работы с информацией, вдумчивого чтения, структурирования материала, умением задавать вопросы, постановки и решения проблем, рефлексивного письма, помогает овладеть методами групповой работы, умением аргументировано вести дискуссию.
Ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передает другим.
Технология развития критического мышления позволяет добиваться таких образовательных результатов, как:
умение работать с информацией в разных областях знаний;
умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
умение решать проблемы;
способность самостоятельно заниматься своим обучением;
умение сотрудничать и работать в группе;
способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Формирование критического мышления в период адаптации ФГОС приобретает особую актуальность.
В качестве целей при изучении выступает не обучение как таковое, при котором содержанием будут лишь практические знания, навыки и умения, а образование личности. При этом важно сформировать у учащихся комплекс познавательных умений, включающих:
- находить требующуюся информацию в различных источниках;
- критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования;
- систематизировать информацию по заданным признакам;
- переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и обратно;
- видоизменять объем, форму, знаковую систему информации;
- находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы;
- устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;
- уметь длительное время собирать и систематизировать тематическую информацию.
Критическое мышление - это комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности. Поэтому, работая в русле критического мышления, уделяем большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения
Технология развития критического мышления обеспечивает: формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, “отсеивать” второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения; стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.
Применение технологии развития критического мышления способствует формированию увлеченного и целеустремленного отношения к процессу получения знаний, навыков познавательной творческой деятельности, наблюдательности, воображения, умений логически мыслить, анализировать, сравнивать и обобщать, навыков публичных выступлений, иными словами способствует формированию как личностных, так и предметных универсальных учебных действий.