Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Прием "Верные-неверные утверждения"
Тема "Сложносочиненное предложение" | Верно, неверно, не знаю |
---|---|
Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения связаны сочинительной связью. | |
Части сложносочиненного предложения зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое. | |
Средствами связи частей сложносочиненного предложения являются сочинительные союзы. | |
В зависимости от вида сочинительного союза все сложносочиненные предложения делятся на три группы: ССП с соединительными, противительными и разделительными союзами. | |
В сложносочиненных предложениях с разделительными союзами одно явление противопоставляется другому. |
Метод углов
Учащиеся расходятся по углам в соответствии с определенной позицией. Аргумент одной группы – контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят в центре класса, в процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе.
Тема "Пьеса М. Горького "На дне"". Дискуссионный вопрос: "Что лучше - истина или сострадание?"
Прием "Синквейн"
Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу.
В первой строке записывается одно слово- существительное. Это и есть тема синквейна.
Во второй строке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
В третьей строке записываются три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме синквейна.
В четвертой строке размещается фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темой.
Пятая строка – это резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение к ней.
Тема "Образ Базарова в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"".
Базаров - умный, несчастный - отрицает, любит, страдает - человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, имеет свою точку зрения - нигилист
Развивая этот прием, можно предложить учащимся составить цепочку синквейнов, передавая их друг другу. Каждый дополняет мысли предыдущих авторов.