Влияние семьи на развитие личности ребёнка

Гасанова Ильхама Таптыговна
Влияние семьи на развитие личности ребёнка. Семья является наиболее значимым институтом по степени влияния на подрастающее поколение. К сожалению, данные социологических исследований, проведённых за последнее время, показывают, что в современных семьях происходят негативные изменения: увеличивается число так называемых гражданских браков, увеличивается количество разводов. Искажаются семейные ценности. Родители больше заняты решением материальных проблем, нежели нравственных. Времени на детей не остаётся. А дети, в свою очередь, усваивают модели поведения, подражают значимым для них взрослым. Все это происходит как на осознаваемом, так и неосознаваемом уровне. Благополучие т гармоничное развитие детей зависят от характера взаимоотношений с родителями. Российские учёные имеют тенденцию рассматривать зависимое поведение как форму нравственного кризиса, недостаток личностных ресурсов для противостояния жизненным невзгодам. Душевное состояние ребёнка выступает индикатором благополучия или не благополучия семьи. Неблагополучные семьи с учётом различных факторов делятся условно на две группы. Первая группа - это семьи с явной, открытой формой не благополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, семьи с недостатком воспитательных ресурсов, асоциальные, криминальные семьи. Для таких семей привычно деструктивные поведение родителей, игнорирование истинных потребностей детей. В таких семьях прослеживается прямая зависимость между внутрисемейной дисгармонией и девиантным поведением детей. Вторую группу составляют внешне благополучные семьи (семьи, имеющие высокий социальный статус и т.д.). Ценностные установки и поведение родителей в таких семьях расходятся с общечеловеческими моральными ценностями. Ребёнок в таких семьях находится в ситуации двойных стандартов. Наблюдается эмоциональная отгороженность по отношению к детям. Отвержение вызывает у ребёнка тревогу, не удовлетворяется его потребность в любви, ласуе. Дети, привлекая внимание родителей, могут проявлять оппозиционное поведение. Появляется замкнутый круг: дети, не чувствующие родительской любви и заботы, привлекают внимание родителей вызывающим поведением, а родители, видя как " плохо ведёт себя ребёнок", ужесточают санкции по отношению к нему. Ребёнок, испытывающий жажду в любви, боится потерять объект привязанности. Жертвенно отказываясь от собственных интересов и потребностей, ребёнок растворяется в своем родителе. Такой симбиоз подавляет активность ребёнка, его главной целью становится сохранить контакт любой ценой, даже в ущерб собственной личности. Для помощи таким семьям особое значение имеет пропаганда психолого-педагогических знаний со стороны специалистов в области возрастной психологии и педагогики, проведение ими различных тренингов и консультаций для родителей.