«Психолого-педагогические и социальные аспекты адаптации участников образовательного процесса»
18 мая 2016 года на базе ГАУДПО Липецкой области «Институт развития образования» состоялась межрегиональная научно-практическая конференция с международным участием «Психолого-педагогические и социальные аспекты адаптации участников образовательного процесса», которая проходила в очном формате и транслировалась через видеоконференцсвязь.
В конференции приняли очное участие ученые, педагогические работники образовательных организаций всех типов, преподаватели и аспиранты ВУЗов, практикующие психологи, специалисты Центров в сфере образования и социальной защиты населения – всего 116 человек. География заочных участников простирается от г. Липецка до Республики Молдова, включая города и районы Липецкой, Воронежской, Белгородской, Вологодской областей, а также г. Москва, г. Санкт-Петербург, г.Челябинск, г. Стерлитамак Республика Башкортостан, Республика Крым и др.
Открытие конференции началось с приветственного слова ректора Института развития образования Черных Любови Алексеевны, которая обозначила актуальность темы конференции и ознакомила всех с регламентом работы.
Модератором конференции выступила проректор по инновационной деятельности и профессиональному образованию Ротобыльская Людмила Алексеевна. В пленарном заседании прозвучали доклады, охватившие все направления конференции и разные ступени образования, начиная с дошкольного и заканчивая высшей школой.
Проблема адаптации участников образовательного процесса не может быть решена без создания условий на региональном уровне при поддержке управления образованием. Об этом было сказано в докладе Яблоновской Ольги Викторовны, консультанта отдела дошкольного и общего образования Управления образования и науки Липецкой области, кандидата педагогических наук;
Тема адаптации бинарна по своей сути: с одной стороны речь идёт об адаптации, с другой – о дезадаптации; с одной стороны – это дети-дошкольники, с другой стороны – сами педагоги; с одной стороны – это вопросы научных разработок, с другой стороны - практические методы и формы. Эта тема была раскрыта в бинарном докладе «Адаптация и дезадаптация: интеграция теории и практики» Драгановой Оксаны Александровны, зав. кафедрой психологии и педагогики ГАУДПО ЛО «ИРО», к.психол.н. и Климовой Ирины Викторовны, зав. лабораторией психолого-педагогического сопровождения ФГОС ИРО ЛО, к.психол.н., доцента.
Телемост с Санкт-Петербургом раскрыл для участников конференции новые исследования, представленные в докладе Каменской Валентины Георгиевны, д.психол.н., профессора, член-корреспондента РАН; профессора ЕГУ им. И.А. Бунина, г.Елец; РГПУ им.А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург «Разная степень ювенильности дошкольников как условие социальной адаптации».
Особое внимание в системе образование уделяется сегодня детям с ограниченными возможностями здоровья. Этой теме был посвящён доклад «Реализация современных подходов в адаптации к социуму детей с ограниченными возможностями здоровья» Меремьяниной Александре Ивановне, дефектологу-логопеду МБОУ №32 г.Липецка, преподавателю Липецкого государственного педагогического университета, к.п.н.
Опыт инклюзивного образования таких детей имеется не только в нашем регионе, а по всей России. О том, как адаптируются школьники Крыма, мы услышали через видеоконференцсвязь в докладе «Адаптация школьников с ОВЗ в инклюзивном классе (начальная школа)» Акуленко Валентины Ивановна, начальника отдела образования администрации Советского района Республики Крым; Хмелевской Валентины Алексеевны, педагога-психолога МБОУ Советская СШ №2, Республика Крым.
О конструировании социальной реальности как одного из аспектов адаптации в образовательном процессе и специфики адаптации студентов в ВУЗе нам поведала доцент кафедры социологии факультета гуманитарных наук и права Липецкого государственного технического университета, к.соц.н. Большунова Татьяна Валерьевна.
В завершении пленарного заседания прозвучал итоговый обобщающий доклад «Социальная ситуация развития как условие адаптации» заслуженного деятеля науки РФ, д.п.н., профессора кафедры психологии и педагогики Института развития образования Липецкой области, Воронежского государственного педагогического университета Белозерцева Евгения Петровича.
http://www.iro48.ru/index.php?id=713