Центр содействия семье и детям
Сопровождение приемных семей
"Сопровождать - значит проходить с кем-либо часть
его в пути в качестве спутника или провожатого"
Н. Осухова
Цель службы сопровождения замещающих семей:
комплексное социально - психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей, способствующее полноценному развитию личности ребенка и повышению психолого-педагогической компетентности замещающих родителей.
Основные направления деятельности Службы сопровождения замещающих семей:
· В рамках Школы приемных родителей – информирование, подбор, подготовка граждан, желающих взять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
· В рамках сопровождения - оказание комплексной социально-психолого-педагогической помощи замещающим семьям: опекунским, приемным, семьям усыновителей.
· Индивидуальное и групповое консультирование замещающих родителей, направленное на повышение родительской компетентности, на поддержку стабильности замещающей семьи, благополучия всех её членов.
· Подготовка детей к интеграции в замещающие семьи.
· Коррекционно-развивающие занятия с приёмными детьми.
· Проведение информационно-просветительской работы с населением по вопросам семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
· Организация деятельности Клуба для замещающих родителей.
Школа приемных родителей
Несомненное условие счастья — есть СЕМЬЯ
Л.Н. Толстой
Нормативно-правовое обеспечение:
1. Договор №65 от 11.03.2013 г «О передаче полномочия органа опеки и попечительства», на основании которого учреждению переданы полномочия по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных законодательством РФ формах.
2. Порядок об организации и осуществлению деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (06.12.2012 г.)
3. Приказ об открытии Школы приемных родителей (20.03.2013 год).
4. Положение о Службе сопровождения замещающих семей (14.03.2013 год).
5. Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения.
Цели Школы приемных родителей:
· Помочь кандидатам принять осознанное решение по поводу приема ребенка в семью.
· Способствовать успешному прохождению адаптационного периода приема ребенка в семью.
· Повысить уровень «родительских компетенций».
Задачи Школы приемных родителей:
· Помочь кандидату разобраться в своих чувствах и намерениях, оценить свою психологическую готовность.
· Сформировать представление о депривационных нарушениях ребенка, оставшегося без попечения родителей; синдроме социального сиротства; потребностях ребенка.
· Раскрыть возможности разных стилей воспитания.
· Развить толерантные установки, эмпатийные и экспрессивные умения замещающих родителей.
· Настроить будущего замещающего родителя на дальнейшее сотрудничество со специалистами службы сопровождения замещающих семей.
В Школе приемных родителей подготовка кандидатов проводится по двум формам обучения:
· Очная (обязательное посещение не менее 80% аудиторных занятий (лекций, семинаров, тренингов), индивидуальное интервью, психологическая диагностика, консультирование).
· Очно - заочная (посещение обязательных аудиторных занятий, выполнение не менее 80% заданий, индивидуальное интервью, психологическая диагностика, консультирование).
Программа обучения «Школы приемных родителей» включает следующие основные блоки:
1. Психолого-педагогический блок
· Психологические/психические особенности детей, оставшихся без попечения родителей (депривация, формирование привязанности, психотравма, прошлый опыт ребенка).
· Возрастная психология (общие вопросы психологии развития ребенка; особенности развития ребенка на разных возрастных этапах: дошкольный, младший школьный, подростковый периоды, возрастные кризисы).
· Установление контакта с ребенком. Адаптационный период.
· Девиантное поведение детей и подростков/вредные привычки, подходы к профилактике.
· Воспитательный потенциал семьи. Принципы, формы и методы воспитания детей в семье.
· Особенности общения и взаимодействия в принимающей семье (дети – родители, приемные – кровные дети, приемные дети – другие родственники).
· Развитие личности ребенка (в т.ч. духовно-нравственное).
· Взаимодействие с социальным окружением ребенка (в т.ч. с кровными родственниками). Вопросы конфликтологии.
2. Медицинский блок
· Наиболее часто встречающиеся формулировки диагнозов детей, их комментарий.
· Влияние генетической наследственности на здоровье и поведение ребенка.
· Эмоциональные/поведенческие расстройства (типы, проявления, работа с ними).
· Детские заболевания (в т.ч. неврологические). Профилактика заболеваний.
· Основы гигиены и санитарии, здоровый образ жизни. Оказание первой доврачебной помощи.
3. Юридический блок
· Дети, подлежащие усыновлению, опеке, помещению в приемную семью.
· Отличие форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
· Организационно-правовые основы создания и функционирования принимающих семей.
· Материальные и нематериальные права и обязанности принимающих родителей.
· Подготовка требуемых документов на ребенка при семейных формах устройства.
· Процедура семейного устройства ребенка и сопровождение принимающей семьи.
4. Социально-экономический блок
· Бюджет семьи.
· Финансовая отчетность для приемных семей.
· Создание «реабилитационного пространства».
Подготовка ребёнка к устройству в замещающую семью
Цель: подготовить детей к жизни в замещающей семье, обеспечить психологический комфорт ребенку при помещении в новую семью.
Задачи:
· формирование у ребенка представлений о семейной системе, внутрисемейных взаимоотношениях, семейных ролях, обязанностях;
· компенсация последствий травматического опыта (опыт проживания в кровной семье, опыт проживания в замещающей семье) и создание позитивного образа семьи;
· компенсация депривационных нарушений в развитии ребенка;
· формирование эмоционально – волевой сферы;
· формирование навыков решения межличностных проблем.
Программа подготовки ребенка к семейному устройству включает в себя следующие
Блоки мероприятий:
· общую подготовку (подготовка детей для различных форм семейного устройства с учетом их возрастной категории и особых потребностей);
· психологическую подготовку (игры, тематические сессии и другие технологии в рамках индивидуальной или групповой терапии);
· социально – педагогическую подготовку (мероприятия по социальной и бытовой адаптации, проводимые воспитателями и социальными педагогами);
· специальную подготовку (мероприятия по подготовке ребенка к устройству в конкретную семью, получившую документы для приема ребенка в семью: усыновителей, опекунов, приемную, патронатную семью и т. д.
Клуб для замещающих родителей
Цель: предоставление участникам психологической и информационной поддержки, способствующей успешной адаптации приемного ребенка в семье, и профилактика вторичного отказа от ребенка.
Задачи:
• Повышение родительской компетентности (через разные формы: лекции, семинары, практические занятия, обучающие психологические тренинги).
• Оказание индивидуальной консультативной помощи.
• Обеспечение необходимой литературой для самостоятельного изучения.
• Организация досуга замещающих семей.
• Распространение опыта приемных родителей.
• Снижение эмоционального напряжения и предупреждение эмоционального выгорания замещающих родителей.
Методы и формы работы с семьями, используемые в работе клуба :
1. Групповые и индивидуальные консультации по интересующей теме.
2. Психологические и образовательные тренинги.
3. Обмен опытом по вопросам семейного воспитания.
4. Разбор и анализ педагогических ситуаций.
5. Совместная деятельность психолога, социального педагога и группы родителей по выработке программы решения проблемы.
В нашем клубе Вы:
· Поделитесь опытом, трудностями в воспитании ребёнка и взаимодействия с ним.
· Найдёте пути решения возникших проблем, индивидуальный и эффективный стиль воспитания и общения с ребёнком.
· Узнаете больше о психофизиологических особенностях развития ребёнка, о том, как поддержать его в период адаптации в замещающей семье, в разные возрастной периоды и сохранить гармонию в семье.
де
· Интересно и с пользой проведёте время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
24500743a517e8a5c3851a28f94644b7_-_kopiya.pptx | 2.4 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Направление деятельности: Школа приёмных родителей Вид деятельности / форма работы МАРТ 2013-МАЙ 2015гг 1. Количество граждан (семейных пар/одиноких граждан), внесенных в журнал учета лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, обратившихся для прохождения подготовки. 33 /24 2. Количество заключенных договоров об оказании услуг по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. 58 3. Количество граждан (семейных пар/одиноких граждан), прошедших итоговую аттестацию после окончания курса подготовки. 33/18 4. Количество выданных свидетельств о прохождении подготовки. 79
C опровождение приёмных семей. Вид деятельности / форма работы МАРТ 2013-МАЙ 2015гг 1. Количество заключенных договоров на комплексное сопровождение приёмной семьи, принявших на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей. 41 2 . Количество детей в семьях(кровных / приёмных / усыновлённых) 36/61/5 Количество консультаций: Руководитель службы сопровождения Психолог Социальный педагог Администратор Службы сопровождения Невропатолог Врач-педиатр Дефектолог Юрист Воспитатель Учитель-логопед 25 15716 28 29 39 19 15 4 68 4. Из них выезды на дом 20
C опровождение кровных семей. Вид деятельности / форма работы МАРТ 2014-МАЙ 2015гг 1. Количество заключенных договоров на комплексное сопровождение кровной семьи, принявших на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей. 9 2. Количество детей, находящихся в кровных семьях 19 3. Количество детей, вернувшихся в кровные семьи 12 4. Количество консультаций: Юрист Социальный педагог 2 17 5. Выезды на дом 2
Постинтернатное сопровождение Вид деятельности / форма работы МАРТ 2014-МАЙ 2015гг 1. Количество детей на постинтернатном сопровождении 11 2. Количество договоров, заключенных с выпускниками 11 3. Количество консультаций 76
Клуб замещающих родителей Семинар по теме: «О взаимодействии органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в работе по раннему выявлению детей и семей, нуждающихся в социально-педагогической, психологической, медицинской и правовой помощи на территории Талдомского муниципального района»
День открытых дверей, посвященный Дню Матери
"Круглый стол" Принять на воспитание в свою семью ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей – это сложный, ответственный шаг. Кандидаты в замещающие родители испытывают множество сомнений, страхов даже придя к решению взять ребенка.
"День открытых дверей Детского дома г. Талдома"
Занятия в школе приёмных родителей
Вручение свидетельств об окончании школы приёмных родителей
Ребёнок не может вырасти счастливым вне семьи, а значит,больше всего на свете ему нужны новые,любящие родители…. 46 приёмных семей и 72 ребёнка (приёмные ,усыновленные) по Талдомскому району находятся на сопровождении