Качественные реакции в химии
Качественные реакции -урок -исследование.Данный урок был проведен на районном семинаре 15 декабря 2015 года в МКОУ "Ситцевская СОШ" .Это урок-практикум.Основные технологии-исследовательская деятельность учащихся и постановка проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект урока | 44.83 КБ |
Технологическая карта урока | 62.5 КБ |
Презентация к уроку | 1.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Качественные реакции в химии» -8, 9 класс
Урок проведён по технологии исследовательской деятельности учащихся и постановки проблемы по программе и учебнику О.С. Габриелян «Химия» 9 класс.
Макарова Наталья Михайловна, учитель химии
«Трудись и станешь гением..!»
Цель урока: сформировать у учащихся понятие о качественных реакциях (8 класс)
закрепить знания учащихся о качественных реакциях неорганических соединений; отработать навыки экспериментального определения качественного состава неорганических веществ.(9 класс)
Задачи урока:
Образовательные:
Продолжить формирование знаний о химических реакциях, правилах их составления, законе сохранения массы веществ, признаков химических реакций, об индикаторах
Развивающие:
Продолжить развитие познавательного интереса к предмету, умения применять знания, полученные на уроках на практике, формировать умения делать логические выводы, анализировать, сравнивать и обобщать.
Воспитательные:
Создать комфортные условия с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, темпа их работы, способствовать формированию и развитию учебных универсальных действий, метапредметных результатов.
Тип урока: урок -практикум
Формы работы с учащимися: фронтальная, групповая, беседа, эксперимент.
Технологии обучения: исследовательская деятельность учащихся и постановка проблемы
Методы обучения: проблемно-поисковый, исследовательский.
Организационный момент: организовать работу, направленную на формирование исследовательских умений учащихся.
Вступительное слово учителя
Приветствие обучающихся, создание эмоционального настроя и мотивации на изучение нового материала. Неделю назад по телевидению показали фильм «Алиса в стране чудес» Я хочу зачитать вам отрывок из произведения Л. Керролла «За несколько шагов от нее сидел на ветви Чеширский кот. «Скажите пожалуйста, куда мне отсюда идти?»- «А куда ты хочешь попасть?»- Спросил в ответ кот. «Мне все равно …»- сказала Алиса.- «Тогда все равно куда идти»,- заметил кот(слайд 1)
Вопрос к классу: Что хочет сказать этим кот Алисе и почему я прочитала вам эти слова? (Ответы учащихся)Правильно, нужно знать цель своей работы. И сегодня на уроке мы будем учиться решать проблемы. И первая проблема –это зашифрованная тема нашего урока.
Объявление темы и задач урока (слайд 2-3)
Тема нашего урока записана на доске, прочитайте ее пожалуйста
к | и | ч | к | с | е | в | е | н | ||
н | ||||||||||
и | а | ц | е | а | т | р | е | ы |
Девиз урока – любимая поговорка Д.И. Менделеева (Весь урок нам будет помогать великий гений. Слайд 4 )
Актуализация знаний(слайд 5)
Какие реакции мы называем качественными?
Что такое индикаторы?
Для чего используют качественные реакции?
Я тоже вам сегодня предлагаю побыть исследователями
Постановка проблемы(Слайд6)
К старому аптекарю обратилась женщина, больная анемией. Врач посоветовал ей употреблять больше мясной пищи, красных фруктов. Но улучшения здоровья не произошло «Говорят , что у вас есть лекарство»- «Да»- и аптекарь открыл свой сейф. И, о, УЖАС! В сейфе со всех склянок отклеились этикетки .Одному ему не под силу разобраться, необходима наша помощь.
Объект исследования: химические реакции
Предмет исследования: качественные реакции на определение кислотности, реакции на ионы железа, и качественные реакции на содержание хлоридов и сульфатов
Организационный момент: формирование групп, выбор координатора, распределение обязанностей между членами группы:
- Работа над проектом.
- Представление результатов работы.
- Подведение итогов.
Сегодня на уроке вы работаете в группах. Каждая группа выполняет собственное исследование, согласно инструкциям, которые находятся на столах .Обязательно воспользуйтесь учебником, если возникнут затруднения(стр.100-8 класс; стр.80- 9 класс)
Слайд №7
Главный секрет жизни такой: один человек – нуль, вместе – только люди.
(Д.И.Менделеев)
Слайд №7
«Теория, не проверяемая опытом,
при всей красоте концепции теряет вес»
(Д.И.Менделеев)
Исследование.(слайд 8)
Задание для группы1
Проверка качества мяса и натурального меда
Задание для группы 2
Определение кислот, оснований и солей с помощью индикаторов. Качественные реакции на хлориды и сульфаты
Задание для группы 3
Определение качественного состава лекарственного препарата
Слайд №9
Подведение итогов
От каждой группы докладывает учащийся, другие задают вопросы.
Слайд №10
«Учение –себе, плод учения – другим. Сами трудитесь, вы сделайте все для близких и для себя. И если успеха не будет, будет неудача, не беда. Попробуйте еще раз!»
Д.И.. Менделеев
Слайд №-11
Сообщения учащихся о научных проектах
1.Определение лакмуса в лишайниках
2.Качественны анализ почвы. Определение сульфатов и хлоридов в почвенных вытяжках
3.Определение перманганатной окисляемости воды из природных источников
4.Определение кислотности почвы
Рефлексия Слайд №12
- Какие открытия для себя вы сделали?
- Самым интересным на уроке для меня было …
- Вызвало затруднения
Химические знания полезны всем независимо от специальности, нужны они и в повседневной жизни, в быту, Сегодня в этом вы убедитесь сами.
Определение и разъяснение домашнего задания. Сообщение домашнего задания и комментарий к нему. (Слайд-13 )
Домашнее задание. §14, стр. 86(практическая работа № 3)
Приложение 1
Определение качественного состава лекарственного препарата
Каждый эксперимент – это творческий путь познания истины
Реактивы и оборудование: медицинский препарат ферроплекс или любой витаминный комплекс, содержащий ионы железа (например, фенюльс), гидроксид натрия, хлорид бария, нитрат серебра, вода; ступка с пестиком, стеклянная палочка, воронка, фильтр, стакан, пробирки.
Введение. Медицинский препарат фенюльс применяют для лечения больных с пониженным содержанием гемоглобина в крови. Он состоит из растворимой средней соли, образованной нерастворимым основанием и сильной кислотой. Для лучшего усвоения основного компонента организмом в состав лекарства введена аскорбиновая кислота (витамин С). Применение препарата рассчитано на длительный срок.
Задание: определите качественный состав соли, входящей в состав редложенного вам препарата.
Вопросы-подсказки
- Проанализируйте предложенную информацию. Какие частицы могут входить в состав данной соли?
- Какой способ качественного определения состава фенюльса следует выбрать ? (Используйте данные таблицы «Растворимость кислот, солей и оснований в воде», обратите внимание на название препарата.)
Ход работы
- Измельчите таблетку лекарства в ступке и растворите в воде (5-10 мл).
- Профильтруйте раствор.
- Проведите качественные реакции. (соблюдайте технику безопасности!)
- Оформите работу, заполнив таблицу, в которой есть следующие графы: гипотеза (предлагаемые катионы и анионы); реактив; наблюдения; уравнение реакции; выводы.
- Сделайте вывод о качественном составе препарата «фенюльс»
Гипотеза | Реактивы | Наблюдения | Уравнение реакции | выводы |
Приложение 2
Определение качества мяса и натурального меда
Химические знания полезны всем независимо от специальности, нужны они и в повседневно жизни, в быту, Убедитесь сами. Наверняка вам захочется выполнить предлагаемые задания, проверить их на практике, использовать по мере надобности в жизни.
Задание вам необходимо проверить качества натурального мёда и мяса.
Информация для размышления
В состав мёда входит глюкоза и фруктоза в виде 80-85%-ного раствора. В мёде содержися также незначительное количество муравьиной кислоты, белков и воска. Прозрачность мёда зависит от содержания в нём воска: чем воска меньше, тем мёд прозрачнее. В загустевшем прозрачном мёде образуются мелкие кристаллы, в первую очередь фруктозы. Если при растворении мёда в воде раствор получается мутным, это означает, что а мёде много воска.
Мёд примерно в 1.5 раза тяжелее воды (плотность 1,40-1,44 г/см3). Чистый натуральный мёд не содержит сульфатов и хлоридов, органических красителей и крахмала Не содержит красителей и крахмала натуральное мясо.
Реактивы и оборудование: мед, колбаса, хлорид бария, нитрат серебра, иодная спиртовая настойка вода; ступка с пестиком, стеклянная палочка, воронка, фильтр, стакан, пробирки.
Вопросы-подсказки
- Проанализируйте предложенную информацию. Какие частицы не должны содержаться в натуральном меде и мясе
- Какой способ качественного определения содержания примесей следует выбрать ? (Используйте данные таблицы «Растворимость кислот, солей и оснований в воде»,
Ход работы
- Растворите 5 г. меда в 30 мл. воды , а мясо или колбасу разотрите в чашке.
- Профильтруйте раствор.
- Проведите качественные реакции. (соблюдайте технику безопасности!)\
- Оформите работу, заполнив таблицу, в которой есть следующие графы: гипотеза (предлагаемые катионы и анионы); реактив; наблюдения; уравнение реакции; выводы.
- Сделайте вывод о качестве исследуемых продуктов
Гипотеза | Реактивы | Наблюдения | Уравнение реакции | выводы |
Приложение №
Качественные реакции на хлориды, сульфаты, определение кислот и оснований.
Реактивы и оборудование: 3 химических склянки без надписей (серная кислота, гидроксид натрия и хлорид кальция; индикаторы-лакмус и метиловый-оранжевый, нитрат серебра, вода;, стеклянная палочка, воронка, фильтр, стакан, пробирки.
Введение. Индикаторы химические- это вещества, изменяющие окраску, в зависимости от относительной концентрации того или иного вещества в растворе. Наиболее известными химическими индикаторами являются лакмус, фенолфталеин и метиловый оранжевый. Во многих цветах и плодах содержатся вещества, способные менять свой цвет, в зависимости от среды, т. е. могут служить индикаторами.
Задание: С помощью индикаторов определите содержимое склянок старого аптекаря, а также определите состав неизвестной соли
Вопросы-подсказки
- Проанализируйте предложенную информацию. Какие частицы могут входить в состав выданных вам веществ
- Какой способ качественного определения кислот, оснований и солей следует выбрать ? (Используйте данные таблицы «Растворимость кислот, солей и оснований в воде»,
Ход работы
Проведите качественные реакции. (соблюдайте технику безопасности!)\
Оформите работу, заполнив таблицу, в которой есть следующие графы: гипотеза (предлагаемые катионы и анионы); реактив; наблюдения; уравнение реакции; выводы.
Сделайте вывод о качественном составе веществ, находящихся в химических склянках
Гипотеза | Реактивы | Наблюдения | Уравнение реакции | выводы |
Предварительный просмотр:
Предмет: химия
Класс: 9
Тип урока: урок- практикум
УМК: учебник О.С. Габриелян «Химия» 9 класс.
Технологическая карта
Тема | Качественные реакции | ||
Цель | Сформировать у учащихся понятие о качественных реакциях в неорганической химии | ||
Задачи | Образовательные: Продолжить формирование знаний о химических реакциях, правилах составления уравнений в молекулярном и ионном видах; отработать навыки экспериментального определения качественного состава неорганических веществ. Развивающие: Продолжить развитие познавательного интереса к предмету, умения применять знания, полученные на уроках на практике, формировать умения делать логические выводы, анализировать, сравнивать и обобщать. Воспитательные: Создать комфортные условия с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, темпа их работы, способствовать формированию коммуникативных компетенций, закрепить умения и навыки химического эксперимента | ||
Формируемые УУД | Личностные: Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирования мотивов достижения и социального признания, границ собственного знания и «незнания» Регулятивные: Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения и учета характера сделанных ошибок, выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет. Познавательные: Использование моделей и схем для решения поставленных задач, структурирование знания, умение осуществлять сравнение, и классификацию по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи. | ||
Предметные | В познавательной сфере: продолжить формирование у учащихся понятие качественных реакций: изучить признаки химических реакций, условия образования и протекания и значение их в жизни. В ценностно-ориентационной сфере: умение прогнозировать признаки и условия протекания химических реакций с применением межпредметных знаний- формирование метапредметности | ||
Ресурсы: - основные - дополнительные | Компьютер, необходимые реактивы и оборудование, инструкции, тесты для самопроверки, таблицы для защиты проектов. | ||
Технология | Технология исследовательской деятельности учащихся и постановка проблемы | ||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
I. Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок, демонстрирует фото на слайде | Приветствуют учителя, рассаживаются по группам, готовность к уроку | |
II. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Выявление опорных знаний для дальнейшего изучения темы «типы химических реакций» - реакции разложения, обобщение реакции соединения в виде магнитной схемы. | Отвечают на поставленный учителем вопрос, называют, что они знают о химической реакции. Работа в группах с текстами пословиц и поговорок, выбирают из текста химические реакции. Обмениваются мнениями по правильности определения химических и физических явлений. Записывают уравнения реакций, определяют тип, комментируют свои ответы. | Работа со материалами слайда, прослушивания стихотворения, просмотр газеты |
III. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока. | Выдвигает проблему. Демонстрация опыта Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. | Формулируют тему и цель урока. | Посмотрите опыт. Какой продукт реакции мы получили? Предположите к какому типу относится данная реакция. Сформулируйте тему урока. |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель. Познакомить с типом реакции разложения | Обращает внимание на схему реакции, подводит к раскрытию темы урока. Формулирует задание… Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Нацеливает на проведение эксперимента, организует и контролирует его | Выполняют лабораторную работу по инструкционным карточкам, ведут запись уравнения реакций и определяют их тип Обсуждают результаты опытов и корректировка при необходимости. Работают по инструктивным картам | Выполнение инструкции |
V. Первичное закрепление Цель. Закрепить знания в определении типа реакций | Проверка выполнения задания, беседа Проводит параллель с ранее изученным материалом Организует работу с кластером и дописывает под руководством ребят новую информацию | Докладывают о результатах своей работы Выполняют работу по заполнению кластера. Работа с кластером | Слушают ответы учащихся и отвечают на вопросы Работа со слайдом по определению понятия скорость реакции и влияния катализатора Заполните кластер |
Самостоятельная работа с самопроверкой Цель. Проверить умения в определении самоконтроль усвоения знаний. | Организует проверку правильности составления уравнений Показывает слайд Демонстрация опыта вулкана закрепляет умения вести наблюдения за ходом эксперимента и делать выводы на его основе. Посмотрите рисунки в учебнике: разложение воды и перманганата калия | Наблюдают опыт и определяют признаки реакции Работа с учебником Рассматривают схемы и отвечают на вопросы Работа с раздаточным материалом Расставляют коэффициенты и определяют тип реакций | Посмотрите опыт и укажите признаки реакции Посмотрите рисунки в учебнике и ответьте на вопросы Расставьте коэффициенты и определите тип реакции в предложенных вам примерах |
Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Проверка способности самооценки, как личностный результат. Создание ситуации успеха | Указывает на сильные и слабые стороны своей деятельности Оценка собственного продвижения Дописывают предложения | Допишите предложения |
Д/З | Записывает на доске и комментирует дифференцированное домашнее задание § 29 стр. 155 упр. №1 | Ведут запись домашнего задания. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
к и ч к с е в е н н и а ц е а т р е ы
Качественные реакции в химии
«Век живи-век учись!»
-Какие реакции мы называем качественными? -Что такое индикаторы? -Для чего используют качественные реакции?
? ? ?
Главный секрет жизни такой: один человек-нуль, вместе-только люди .( Д.И.Менделеев )
Исследование Задание для группы1 Проверка качества мяса и натурального меда Задание для группы 2 Определение кислот , оснований и солей с помощью индикаторов. Качественные реакции на хлориды и сульфаты Задание для группы 3 Определение качественного состава лекарственного препарата
Подведение итогов «Учение –себе, плод учения – другим. Сами трудитесь, вы сделайте все для близких и для себя. И если успеха не будет, будет неудача, не беда. Попробуйте еще раз !» Д.И.Менделеев
Сообщения учащихся
Рефлексия 1.Какие открытия для себя вы сделали? 2.Самым интересным на уроке для меня было … 3.Вызвало затруднения
Домашнее задание . § 14, стр. 86(практическая работа № 3)