Описание собственной системы работы и основных достижений в духовном развитии учащихся

Учайкин Сергей Викторович

Система моей работы в области духовного развития учащихся проста. Возможно, она покажется инновационной, но ничего  нового в ней нет. Часто бывает, что хорошее забывается,  а потом возрождается, и мы воспринимаем это как нечто совершенно другое. Та система, по которой учили меня, которую  нас учили применять , придумывая неожиданные комбинации, добавляя формы, не меняя самой сути, - остается для меня маяком в мире педагогики. Истина одна, и второй не будет.

Одной из причин конфликтов, ссор, разногласий на Земле, как считали представители «лингвистической философии», популярной в 60-е года 20 века, является то, что люди по-разному понимают смысл одних и тех же слов. По-моему, для воспитания и образования это очень актуально. Мы невнимательны к собственным словам, потому и сами порождаем себе проблемы. А когда увлекаемся, можем сделать ошибку ценою в жизнь.

Какие формулировки мне запомнились после лекций по педагогике? «Гуманизация отношений… демократизация…личностно-ориентированный подход…». Понять эти фразы можно по-своему, дойдя до термина «непедагогично». Мое первое убеждение, да не покажется оно жутким, - ребенок никогда не должен быть центром системы воспитания. Сердце системы, но мой взгляд, - учитель и душа ребёнка». Мы порой живем, словно не замечаем ни своей, ни чужой души, как будто ее и нет. Только потом, когда тяжко становится, вспоминаем ее (если получится). Вот это и ставлю я в центр своей системы работы.

Как я передаю духовные ценности в процессе обучения? Во-первых, передача осуществляется не только на уроке. Это должен быть твой образ жизни. На перемене, пока идешь в школу, возвращаешься домой – учитель должен быть всегда образцом. Первый урок – твой внешний вид, походка, взгляд, речь. Второй урок – «от простого к сложному, от легкого к тяжелому, от понятного к непонятному». Не все привыкают смотреться в  зеркало, особенно мальчики. Аккуратный вид – это первое, что должны запомнить дети. Походка, положение   тела    говорит о многом. На это тоже следует обращать внимание. Как мы сидим, стоим у доски (часто с рукой в кармане) приучает детей к  собранности, внимательности. Взгляд детей нам также подскажет об их душевном настрое. Но настрой учителя должен  быть позитивным несмотря ни на что. Более пристальное внимание я обращаю на речь. Возможно, что речь – вершина моего инструментария . Необходимо учить детей правильно говорить. Многие жалобы на современное поколение связаны, на мой взгляд, с этим. Джордж Оруэлл  в своем романе «1984»  знакомит нас с уникальной формулой – «Кто контролирует язык человека, тот контролирует его сознание». Большое место на своих уроках я отвожу умению правильно говорить.

Мы имеет такое последующее поколение, которое сами ненароком и делаем: грубым, жестоким, безразличным и т.д. Много причин   этому, и одну из них я указал. К сожалению, часто возникает мысль, что кому-то и выгодно, чтобы  положение дел  оставалось неизменным. Наши дети видят, как мы бегаем по школе и думаем о них в последнюю очередь.

Все признают, что наши дети слабы. Но мало кто из педагогов МОЖЕТ в современных условиях заниматься СВОИМ делом. Вот свою систему работы и стараюсь реализовать в непростых условиях. Грамоты, дипломы, которые получают дети, - это звездочки, которыми можно полюбоваться. Но я знаю, что не только есть они, но и множество других, свет от которых делает теплее твоей душе и всему миру.