Статья "Методическая поддержка молодого специалиста в образовательном пространстве"

Цацулина Светлана Федоровна

24 марта состоится областная конференция СОИРО по тематическим площадкам. Здесь представлена статья "Методическая поддержка молодого специалиста в образоватеьном пространстве" для выступления на конференции 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheska_podderzhka_molodogo_spetsialista.docx27.36 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая поддержка молодого специалиста

Цацулина Светлана Федоровна, учитель английского языка МОУ-СОШ с. Павловка Марксовского района Саратовской области

Я, Цацулина Светлана Федоровна, учитель английского языка. После окончания Саратовского Государственного университета им. Н.Г.Чернышевского начинала работать в средней школе №76 города Саратова, с 2010 года работаю в МОУ-СОШ с. Павловка Марксовского района.

Важнейший этап в профессиональном становлении молодых учителей – это 1 этап – адаптационный, где наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации. Первый  год работы должен укрепить веру в свои силы и сформировать чувство удовлетворения, без которого нет полноценного освоения профессии.

Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества, чему администрация моей школы уделила большое внимание. Это  поспособствовало оптимизировать процесс профессионального становления меня как молодого учителя, сформировать мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.

Наиболее сложными для меня были вопросы организации урока, дисциплины и порядка на уроке, методическая сторона урока, оформление школьной документации, организация работы с родителями обучающихся, осуществление классного руководства. Проблемы возникали в связи с тем, что в начале моей работы имелись достаточные знания, но недостаточные умения. Поэтому для меня было необходимостью иметь постоянную методическую помощь.

Администрация школы определила для меня наставника Каминскую Розу Семеновну, учителя высшей квалификационной категории с большим опытом работы, которая оказала помощь мне в разработке поурочных планов; планировании внеклассной работы в соответствии с планом воспитательной работы школы; организации внеклассной работы по предмету в форме фронтальной, групповой и индивидуальной работы с учащимися; использовании на уроке различных методов, методических приемов, форм и средств, активизирующих познавательную деятельность учащихся.

2 этап – основной пришелся на 2010-2014 гг. И здесь не менее значимой для меня была поддержка со стороны администрации школы, в которой я работаю в настоящее время.
Завучи школы помогли  в оформлении кабинета; участии в организации общешкольных мероприятий по моему предмету (неделя иностранного языка, Английское Рождество); включении в состав школьного МО и активном участии в его работе; выборе и разработке методической темы «Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка»; посещении уроков опытных учителей по своему предмету, участии в их анализе, изучении педагогического опыта высококвалифицированных учителей школы; разработке и представлении открытых уроков.

В первый год работы в этой школе меня подталкивали к участию в различных конкурсах разного уровня. Так я участвовала в конкурсе «Лучший урок» школьного уровня, «Молодость - золотая пора» муниципального уровня. Выступала на педагогических советах, районных семинарах и конференциях.

Сейчас я прохожу 3 этап – контрольно-оценочный, на котором устанавливается уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяется степень  готовности учителя  к выполнению своих функциональных обязанностей.

В этом году я приняла участие в конкурсе «Учитель года 2016» и стала победителем в районе, сейчас участвую в региональном этапе конкурса, где представляю Марксовский район. Победа на районном этапе конкурса «Учитель года-2016» стала возможностью почерпнуть опыт лучших учителей района и области, а такой опыт для молодого педагога заменяет сотни часов семинаров. Ведь основа самосовершенствования любого педагога – это обмен опытом, и где как не на конкурсах и форумах, происходит обмен ценнейшим опытом и наработками. Кроме этого меня вовлекают входить в состав жюри на муниципальных мероприятиях, участвовать в спартакиадах учителей, всероссийской олимпиаде, конкурсах муниципального и регионального уровней, где мы с учащимися достигаем хороших результатов.

В настоящее время я являюсь членом Педагогического общества России и председателем первичной Профсоюзной организации, в 2015 году избрана в состав молодых профсоюзных лидеров Саратовской области. Моя миссия - принимать участие в выработке, обсуждении и принятии решений, получать информацию о деятельности Профсоюза.

Сегодня, в эпоху модернизации образования вопрос о работе молодых специалистов поднимается на разных уровнях, в том числе и на уровне образовательного учреждения. Одним из главных критериев социально-психологической адаптации учителей является удовлетворение условиями труда. Я являюсь молодым специалистом нашей школы, имею полную ставку и классное руководство в 9 классе. Материально-техническая база школы развита на высоком уровне. Для проведения современного урока созданы все условия. У меня есть свой кабинет, который оборудован интерактивными средствами обучения. Имею  хорошее учебно-наглядное методическое и дидактическое обеспечение по своему предмету.

 Своими  ведущими педагогическими идеями считаю:

Развитие мировоззрения, профессионально-ценностных ориентаций и личностно-нравственных качеств, готовых к самообразованию и самосовершенствованию.

Повышение уровня профессиональной компетенции через дифференциацию и оптимальное сочетание видов и форм работы, стимулирование профессиональной творческой активности и стремления к профессиональному росту.

Развитие личности, способной успешно и на высоком профессиональном уровне решать педагогические задачи.

Хотелось бы отметить то, что мне как начинающему специалисту оказывалась необходимая помощь со стороны наставников и администрации школы, но часто случается так, что заниматься молодым специалистом некому и некогда. И тогда учителю приходится самому учиться на своих ошибках, либо обращаться за помощью к ресурсам интернет.

Известно, что наилучшим способом обучения является метод проб и ошибок, но, к сожалению, ошибки учителей не лучшим образом сказываются на качестве образования и взаимоотношениях между учеником и учителем. Поэтому, проработав некоторое время в школе, я для себя уяснила следующее: первое с чего следует начать, это с выбора определенного подхода к каждому классу. Для меня главное, чтобы после моего урока у детей сохранился положительный настрой и уважительное отношение ко мне. На своем личном опыте я убедилась, что эмоциональный контакт с классом порой важнее даже самого идеального, с методологической точки зрения построения урока. При организации урока важно так же помнить, что детям даже старшего возраста сложно удерживать произвольное внимание в течении всего урока. Так, на уроках английского языка я всегда ввожу беседу на повседневные темы, слушаем песни или даже позволяю просто пошутить (известно, что смех, как ни что другое сближает людей).

На уроках  заранее продумываю свои требования (например, вести словарь для записи иностранных слов, всегда выполнять домашнее задание и прочее) и не отступать от них. Этому аспекту стоит уделить достаточное количество времени.

Молодой специалист очень часто не может точно рассчитать время на выполнение планируемых им заданий, поэтому целесообразно будет выделить моменты урока обязательные и дополнительные, и, по мере прохождения обязательных переходить к дополнительным.

Я работаю во 2-11 классах, дети разного уровня интеллектуального и физического развития. Передо мной всегда встает задача тщательно продумать, как вести урок. Приходится много готовить дополнительного материала.

Для развития коммуникативной компетенции учащихся посредством обучения аудированию использую прием «Мини-пауза». На уроках в младших классах  стараюсь уделять немного дополнительного времени на прослушивание текстов, не входящих в учебную программу. Например, подбираю небольшой текст (8-10 предложений), который делю на абзацы, затем на предложения  и,  наконец, на части предложений. Когда ребята начинают прослушивать предложения в тексте,  в определенном месте делаю паузу для того, чтобы учащиеся сразу повторяли услышанные реплики. После прослушивания прошу ребят изобразить информацию в виде рисунка; ответить на вопросы. Подобные задания помогают учащимся приобрести опыт речевой деятельности уже на начальном этапе изучения английского языка.

С целью развития коммуникативной компетенции при обучении чтению эффективными являются задания из учебника «Форвард» под ред. М.В. Вербицкой во 2 классе. Если сравнивать этот учебник с теми, где  работала раньше, могу смело утверждать, что он соответствует полностью всем требованиям ФГОС. В данном курсе сделан акцент на интегративном характере иностранного языка как предмета, осуществлены межпредметные связи с родным языком, литературой, сочетаются языковые и иноязычные образования, образуются знакомства с образцами зарубежной детской литературы. На смену скучным текстам пришли веселые и интересные комиксы с красочными картинками и героями, которые дети читают с большим увлечением.

       В средних и старших классах работу с текстом осуществляю следующим образом: выразительно читаем, выделяем основную мысль текста, отвечаем на вопросы, пересказываем. Очень  часто практикую методику  взаимопроверки среди учащихся. Так как проверка выполнения заданий трудоемка для одного учителя, я даю каждому ученику табло для заполнения. Мои ученики очень успешно применяют такое задание. Но, хочу заметить, что при проведении диагностики возможны необъективные результаты, так как ученики по разным причинам не всегда могут адекватно оценить друг друга. Поэтому при оценивании  выставляю свою оценку, не отменяя предыдущую (райтинговая система).


  В 5-8 классах использую прием «Mind-map» (Карта памяти). Это  простая технология записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро,  ассоциативно. Тема - в центре. Сначала возникает идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются. Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления творческих способностей.

 Говорение - самый сложный вид речевой деятельности. На уроках и внеурочных занятиях предлагаю следующие упражнения: ролевые игры, участники которых исполняют обобщенные социальные роли (например, продавец-покупатель, официант-посетитель кафе, учитель-ученик и др.), не имеющие личностных характеристик и действующие в стандартных ситуациях. Например, в 3 классе по теме «Продукты» учащиеся с удовольствием и интересом исполняют роли официанта и посетителя кафе.

Очень эффективна игра «merry-go-round» (школьники образуют внешний и внутренний круг и, двигаясь по кругу, обмениваются репликами).

Результатами своей работы с опорой на развитие коммуникативных компетенций могу считать следующее:

  • Учащиеся освоили различные формы работы (индивидуальная, парная, групповая);
  • Учащиеся способны использовать языковой материал для выражения речевой деятельности;
  • Учащиеся умеют вступать в диалогическое общение;
  • Учащиеся умеют самостоятельно делать выводы и высказывать свое мнение на основе полученных сведений.
  • Складывается положительная динамика уровня обученности по английскому языку;
  • Повышается уровень учебной мотивации и интереса к изучению английского языка.
  • Учащиеся принимают участие в муниципальных олимпиадах, конкурсах, конференциях и занимают призовые места.

Литература

1. Новые государственные стандарты по иностранному языку : 2-11 классы : Образование в документах и комментариях.– М. : АСТ ; Астрель, 2013. - С.93

2. Изучение иностранного языка в школе: новые перспективы. // Педагогика, 2010. - № 1. – С. 46-48.