Развитие творческих способностей через применение проектного метода обучения.
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Предмет нашей гордости в прошлом – большой объем фактических знаний – в сегодняшнем изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становится не сами знания, а знание о том, как и где их применять. Но еще важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую.
Все это – результаты деятельности. Таким образом, меняя акцент в образовании с усвоения фактов ( где результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (где результат – умения), мы приходим осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Проектная деятельность значительно повышает мотивацию учащихся, что в свою очередь позволяет учителю развивать такие способности как творчество, самостоятельность, обоснованность принятия решений, ответственность, чувство собственного достоинства .
Метод проектов является основным средством творческого потенциала детей.
Здесь главное:
- учет интересов учащихся
- учение через обучение мысли и действию
- познание и знание – следствие преодоления трудностей
- свободная творческая работа и сотрудничество
Творчество – это деятельность, можно очевидно, сказать, что творчество это решение творческих задач. При этом творческую задачу мы определяем так. Это ситуация, возникающая в любом виде деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых (неизвестных для этого человека) методов, приемов, технологий. Создание проблемных ситуаций – это один из путей формирования творческих способностей.
«Каждый учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать для себя самый удобный способ преподавания. Но только тот образ преподавания верен, которым довольны и ученики и учитель»
Лев Толстой.
Личностно-ориентированный подход к обучению.
К технологиям личностно-ориентированного подхода в обучении относится метод проектов. Метод проектов- это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
Учебный проект определяется как не жесткое сформулированное задание для учащихся, нацеленное на достижение наглядно-представляемого результата, полученного путем их самостоятельной творческой деятельности, в которой ученик:
- Сам формулирует проблему
- Сам находит решения
- Сам решает
- Сам контролирует правильность своего решения.
Деятельностный подход в обучении.
- При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся будет решение задач, т.е. освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно-исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и т.д.
- В этом случае фактические знания станут следствием работы над задачами.
- Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности.
- Категория деятельности при таком подходе к обучению является фундаментальной и смыслообразующей всего процесса обучения.
- «Великая цель образования -это не знания, а действия» Геберт Спенсер.
Интеллектуально-познавательные задачи.
· Для организации учебной деятельности наибольший интерес представляют задачи интеллектуально-познавательного плана, которые осознаются самими учащимися как жажда знаний, необходимость в усвоении этих знаний, как стремление к расширению кругозора.
· Чем больше из нее берешь, тем больше она становиться?
· Как найти в стоге сена иголку? Ваш способ поиска.
· Если идти все время на северо-восток, то куда придешь?
· Емкость с жидкостью находиться ниже горловины куда ее надо перелить, а поднять емкость нет возможности. Найти наиболее простое решение проблемы.
· Крупные цеха с высоким уровнем шума и световыми бликами от электросварки. Предложите надежный способ сигнализации о пожаре.