Исследовательская работа
Оглавление
I. Введение………………………………………………………………………………...…..2
II. Основная часть:
1.Живая связь времен………………………………………………………………………4
2. Кружево моего поселка:
2.1.У окошка с резным наличником………………………………………………..….….5
2.2.Изготовление модели наличника…………………………………………………..…8
III. Выводы и результаты исследования………………………………………………..…9
IV. Список используемых источников и литературы………………………………..…10
V. Приложение……………………………………………………………………………......11
I. Введение.
Я живу в рабочем поселке Коченёво на улице Аргунова. Это одна из первых улиц нашего поселка, раньше она называлась Большая. Здесь до сих пор остались деревянные избы, печки, протапливаемые дровами и деревянные кружева на окошках. Это те теплые искорки, лучики деревянного зодчества, которые хранят в себе ту национальную самобытность, мастерство нашего трудолюбивого народа, которое нуждается сегодня в сохранении. Ведь с ним связаны судьбы наших предков, давших нам жизнь, научивших любить землю, передавших богатейший житейский опыт. Идёшь по улице, видишь современные, одетые в сайдинг дома. Ощущение такое, будто у них нет лица. И вдруг ласково, открыто посмотрит на тебя дом постройки начала 20 века. Да, немолодой, но какое лицо имеет: добрый взгляд окон в резной оправе наличников! С какой любовью украшены эти окна - «глаза»! Взгляд выразительный, яркий! Такой трудно не заметить. И наш дом является таким, он был построен в 1979 году моим дедушкой. Из рассказов моей мамы я узнала, что любовь к украшениям не случайна – узор скрашивал жизнь в суровых зимних условиях Сибири. Выглянуло солнышко, и оживился узор, заиграл ажурными тенями, которыми мы с родителями любуемся до сих пор и стараемся сохранить то уникальное, рукотворное, деревянное мастерство, переданное нам в наследство. И в каком бы состоянии дом не находился, часто видишь - за наличниками его хозяин следит в первую очередь. Смотришь, избенка покосилась, но наличники-то свежевыкрашенные! Наличники на окне - словно лицо дома, его визитная карточка. Они делают каждый дом не похожим на своих соседей, хранящим историю нескольких поколений. Такие дома излучают особую теплоту, радуют глаз не только хозяина, но и прохожих. Наличники на окнах, вот что остановило наш взгляд. Резные, разных цветов, с простыми или замысловатыми узорами. Нас они интересовали давно, и нам стало очень любопытно узнать: разве наличники бывают только такие? Для чего они нужны? Нам захотелось раскрыть эту загадку, изучить традиции и тайны деревянного кружева наличников нашего поселка, привлечь внимание к сохранению этой красоты для будущих поколений. Изучение и сохранение истоков традиционной русской культуры является одной из актуальнейших проблем современного российского общества.
Объект исследования: сибирское деревянное зодчество.
Предмет исследования: деревянные наличники домов нашего поселка.
Цель: выявить особенности декоративного оформления оконного наличника и создать его модель.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.Познакомиться с историей и теориями появления и росписи наличников в архитектуре деревянного зодчества Сибири.
2.Рассмотреть особенности деревянных наличников нашего поселка;
3.Найти в районном краеведческом музее и архиве сведения о заинтересовавших нас домах и их хозяевах.
4.Смоделировать объемно-пространственные формы. Изготовить макет – модель наличника.
В ходе исследования применялись следующие методы: эмпирические (наблюдение, описание), теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение), социологические, моделирование.
Для того чтобы иметь более полное представление о деревянном зодчестве обращались к исследованиям: С.Н. Баландина; А.В. Ополовникова, Г.Островского; Б.А. Рыбакова, интернет – ресурсам. Мы изучили научную, справочную, художественную литературу, из которой узнали, что теорий происхождения резных наличников известно несколько. В нашем исследовании мы обращались к четырем теориям: языческой, европейской, корабельной, церковной. Языческой теории посвящены труды советского историка Бориса Александровича Рыбакова. Его книги «Язычество древних славян» и «Язычество древней Руси» дают следующую трактовку: домовая резьба использовалась для привлечения могучих светлых сил, чтобы защитить дом человека и его хозяйство от вторжения злых и темных сил. Существовала целая система символов и знаков, защищающих пространство крестьянского дома.
Европейская теория утверждает, что деревянная резьба есть повторение увиденного в камне. Русский умелец, не имея под рукой камня, стал украшать дом деревянными резными наличниками, накладными балясинами, волютами и другими элементами каменной архитектуры. Подтверждение этому мы находим в книге Н. Н. Соболева «Русская народная резьба по дереву». Корабельная теория пришла из Поволжья, где мастера украшали своей резьбой корабли. Символика корабельной резьбы выполняла те же обереговые функции, что и языческая. Здесь сохраняются образцы древней глухой резьбы, сказочные и фантастические образы. Церковная теория нашла свое отражение в книге Александра Игнатьевича Скворцова «Русская народная пропильная резьба». Домовая резьба и наличники в том числе – это лишь слабые отголоски церковной резьбы, которая достигла невероятных высот еще задолго до появления домовой. Да и сами наличники – разве не похожи на оклады для иконостаса? С основными видами и техниками деревянной резьбы мы познакомились в исследованиях Александра Викторовича Ополовникова и Сергея Николаевича Баландина. Мы составили словарь архитектурных терминов, используемых в исследовании.
Данной исследовательской работой мы начали заниматься с мая 2014 года. Сведения приходилось собирать буквально по крупицам. Сначала рассматривали разнообразие узоров на наличниках окон, затем мы их фотографировали и сравнивали. Собирая теоретический материал, фотографируя интересные виды наличников, мы узнавали истоки появления художественных, украшающих оконные наличники, символов, сохранившихся в сильно завуалированной форме в декоре. Нам захотелось сохранить удивительную красоту деревянного кружева домов нашего поселка, как живое напоминание об истории поселка. Возникла идея создания архитектурного макета наличника: таким образом, мы изучили основы черчения при разработке эскиза, узнали о макетировании, приобрели практические навыки по моделированию элементов наличника, обогатили наши знания - что очень ценно и полезно.
Своими знаниями, полученными в ходе работы, мы поделились на занятиях объединения, в школе на классных часах. Ребята интересовались, как мы изготавливали макет, расспрашивали о традициях деревянного зодчества нашего поселка. Все это способствовало тому, что мы более кропотливо и вдумчиво стали работать с источниками и литературой, готовясь к районному фестивалю исследовательских работ. Наше исследование привлекло всеобщее внимание, и мы стали победителями.
II. Основная часть. Глава 1. Живая связь времён.
Деревянная архитектура – особый русский стиль. Когда-то давным-давно, крестьянин, приспосабливая к местным условиям устройство своей деревенской избы, конечно вовсе не думал о том, что создает особый национальный тип постройки. Изучая теоретический материал, мы узнали, что деревянное строительство находилось в сильной зависимости от местных условий, например, климата, рельефа, растительности, наличных строительных материалов, привычек и потребностей населения. Подтверждение этому мы нашли, совершая обследования домов на улицах нашего поселка. Сибирские переселенцы XVII века несли с собой традиции домовой резьбы Русского Севера и средней части России. «Изба русского крестьянина — это не просто его жилище, это его мир, в котором отражена вся вселенная и определено свое место в ней. Дом служил защитой, оберегал. Эти орнаменты и детали — это просьбы и пожелания, обращенные к силам природы и символизирующие единение с ней человека» . На Руси наличник как декоративный элемент стал использоваться лишь в 18 веке. В Сибири лишь со второй половины XIX века получила широкое распространение художественная обработка наличников. Если рассказывать об узорах, которыми мастера украшали поверхность наличников, то волей неволей приходится обращаться к технике резьбы по дереву, просто потому, что самые существенные различия кроются именно в ней. В нашем исследовании в декоре наличников присутствовали следующие виды и техники резьбы: глухая, геометрическая, прорезная или пропильная. Геометрическая резьба представляет собой всевозможные орнаменты и композиции, составленные из несложных геометрических фигур в разнообразных комбинациях. Относительная простата геометрической резьбы ее декоративность, небольшой набор инструментов, необходимый для ее выполнения, сделали этот вид резьбы очень популярным у коченевских мастеров. Преобладающими мотивами были солярные розетки (полукруги), ромбы, круги, заимствованные из языческой теории. Особенно часто встречаются в городах и селах Сибири наличники в стиле барокко . С целью изучения и сравнения домовой резьбы мы посетили город Томск и Новосибирск. В своем путешествии мы фотографировали заинтересовавшие нас наличники и затем сравнивали орнаменты наличников на окнах нашего поселка. Сибирские деревенские наличники отличаются от городских наличников тем, что чаще всего между волютами вместо вазона и балясины в середине композиции помещены сложные геометрические, зооморфные, антропоморфные элементы или солярная розетка. Зная основные элементы домовой славянской резьбы, вносились свои мотивы орнамента, заимствованные из городской архитектуры. И хотя древний магический смысл орнамента домовой резьбы был практически забыт, главные его мотивы, и способы размещения элементов орнамента остались почти неизменными и передавались из поколения в поколение. Эту мысль подчеркивает в своем исследовании С. Н. Баландин: «Многие символические образы утеряли свой смысл и постепенно превратились в устойчивый орнаментальный узор чисто декоративного назначения».
Глава 2. Кружево моего поселка. 2.1. У окошка с резным наличником.
Из найденных нами литературных источников мы узнали, что издавна в русском доме особое место занимала домовая резьба. Деревянной резьбой украшали карнизы , фронтоны , слуховые окна , фризовые доски , наличники и ставни окон, крыльцо, ворота, калитки. Она стала неизменной спутницей архитектуры крестьянского и городского жилища. И сейчас отчетливо видно пристрастия наших предков в нашем поселке к украшению своего дома деревянным кружевом. Что же представляют собой наличники и какое значение они имели в те времена? Наличник – наружное декоративное оформление оконного или дверного проема в виде накладных фигурных профилированных планок, выполненный из дерева и обильно украшенный резьбой, изначально имел функциональное значение, была необходимость закрыть щели между оконным блоком и бревенчатой стеной. Вверху оставлялся усадочный паз, с боков так же были зазоры, именно их должен был прикрывать наличник. Кроме того, к нему крепились ставни. Мы узнали, что сначала наличник украшался довольно скромно, был наделен особым смыслом - охранять, оберегать сакральное пространство избы. Именно поэтому всегда наносились оберегающие, защищающие знаки. Оказывается, узоры нанесенные мастером, это не просто его фантазия, каждый символ нес определённый смысл. Для нас было новым узнать, что наличники имеют определенную структуру (Приложение 1), состоят из отдельных частей и что весь наличник в целом является моделью окружающего нас мира, и делится на три части:
Верхняя часть. Мир небесный — Божий. Часто был двухуровневым. Верхнее небо (навершение наличника) называлось «небесной твердью» и часто изображалось в виде двускатной и полукруглой крыши. На верхней доске, но чуть ниже, нижнее небо — «небесная хлябь».
Центральная часть — срединный мир (реальный). К этой части относятся боковые стороны наличника, они называются «полотенцами». Полотенце у наших предков - особый символ, знак принадлежности к определенному семейно-родовому коллективу, полотенцами-рушниками украшали иконы и полки для икон, рушники часто жертвовали в церкви и храмы.
Нижняя часть — твердь земная. Карниз - завершение наличника. Если верхняя часть символизирует день Божий, то нижняя – это ночь или подземный мир. Здесь изображаются корни, подземные воды, ночные светила. «В народной фантазии издревле сложились своего рода модели познаваемого мира, вселенной. И в области искусства отражались некоторые моменты познания вселенной…» , отмечает Сергей Николаевич Баландин. Четыре компонента наличника - боковые, верхний и нижний символизировали четыре времени года и четыре стороны света. Поэтому, каждый узор, вплетенный в орнамент наличника, имел строго определенное место.
Изучая литературу о наличниках, в трудах академика Б.А. Рыбакова нами была найдена очень подробная группировка декора наличников. В своих исследованиях наличников он предположил, что традиция украшать свое жилище резьбой по дереву и наличниками восходит к самым древним языческим временам, когда любой оставленный человеческой рукой знак — обладал магической силой и нёс огромное смысловое значение. Люди вырезали из дерева простейшие знаки, как обереги для охраны жилища от злых духов, а также в символы, служащие для достижения благополучия, прославления и привлечения жизненных сил природы: земного плодородия, солнца и осадков. Эти символы называются солярными знаками — стилизованные символические изображения божества. Наши исследования показали, что на наличниках домов нашего поселка встречаются изображения солярных знаков (Приложение 2). Мы хотели бы начать с нашего дома на улице Аргунова. На наличниках нашего дома изображены солярные знаки – треугольные «грядки», выпуклые ромбы, которые символизируют восходящее утреннее (с одной стороны окна) и закатное, вечернее солнце (с другой). Знак ромба расположен и в нижней части наличника, его можно отнести и к обозначению земли, к вспаханному или засеянному полю. Символ земли, часто встречающийся в орнаменте, особенно виден на наличниках самых первых домов улиц поселка. Эти улицы, расположены на плодородных черноземах, которые привлекали первых переселенцев, занимающихся в основном земледелием. Фотографируя дома по улицам Аргунова и Чапаева, нас привлекли окна с необычными изображениями, расположенными в верхней части наличника. Некоторые исследователи предположили, что данный образ похож на вид женского головного убора – кокошник. Наличники имеют многоярусное двускатное навершение в виде резного фронтона. Мы обратили внимание на то, что каждый наличник окна имеет разную форму навершения от простой до более сложной. Двускатное навершение наличника имеет глухую рельефную резьбу в виде волюты. Сравнивая декоративные элементы стиля нашего поселка и города Новосибирска, мы сделали вывод, что наши резчики упрощали некоторые заимствованные формы из городской архитектуры и вносили свои мотивы орнамента. Мы предположили, что на «небесной хляби» изображен громовой знак и сопровождают его образы солнца. Солнечные знаки символизируют богатство, радость и хорошую судьбу. Мы узнали, что громовой знак - это шестиугольная или, реже, восьмиугольная звезда, в большинстве случаев вписанная в круг. В давние времена этот символ называли Перуновым или Громовым знаком, и чаще всего он помещался на причелинах, декоративных досках. Это символ, оберегал жилище от попадания в него молнии. Необычайной резной, ажурной красотой привлекли наше внимание окна на улице Сибирская и Чехова (Приложение 3). Богато украшенные, двускатные навершения наличников с накладной резьбой. Таких наличников встречается мало в нашем поселке. Резьба очень тонкая прорезная, еще ее называют пропильная, а чаще – ажурная: за ее внешнее сходство с кружевами. Ее элементы не имеют фона и внутренних площадей фигур - все это выпиливается (прорезается) лобзиком или пилой. В наличнике по улице Сибирской в верхней части расположен животный узор, в виде стилизованных змеек. По прочитанной нами версии Рыбакова, когда-то давно-давно, змеи-ужи были спутниками и друзьями человека. Ужей держали в домах, поили молоком и почитали как покровителей дома, огорода и полей, а все потому, их боятся грызуны. В верхней и нижней части наличника расположен красивый ажурный узор пропильной резьбы и очень похож на растительный орнамент (Приложение 4). Растительный, или лиственный орнамент представляет собой отдельное самостоятельное украшение в виде деревьев, веток с листьями, цветами, плодами и травами или орнаментальную полосу, состоящую из повторяющихся элементов, как в декоре нашего окна. В навершении наличника, в мире небесном изображен знак, который похож на символ звезды. Шестилучевая звезда — знак Творения и Печать Соломона. На улице Чехова наличник выполнен так же в технике пропильной резьбы. В центре волюты расположен символ звезды. Во фронтоне дома находится большой резной символ Солнца. Мы думаем, что этот знак солнца воспринимался жителями как выражение мощной силы, энергии и сияния, несущего тепло. Вот это красота! Сколько же лет этому дому? Хозяева дома берегут его и стараются сохранить те черты декоративного оформления, которые когда-то были очень значимы. В поселке есть дом похожий на теремок, он интересен тем, что все декоративные элементы этого дома выполнены в одном стиле. На наличниках, подзорах, карнизе фронтона, фризовых досках изображены символы воды. В виде дождя вода несёт оплодотворяющую силу Бога, что символизирует плодородие. Бегущая вода означает жизнь и её источник, символом которого является волнистая линия, спираль или меандр, капли-кружочки, чередующиеся ступеньки. Именно этим он отличается от декора других домов и этим интересен. Орнаментика резьбы очень консервативна и традиционна. Все-таки как же много разных символов и толкований к ним, и порой очень трудно разобраться в них, но в целом они несут лишь только добрую энергию и считаются обереговыми знаками. Следует отметить, что в поселке не обнаружены образцы наличников зооморфных и антропоморфных орнаментов. Помимо символики отдельных элементов, своё символическое значение имеют и цвета, в которые окрашен наличник. В поселке чаще всего встречаются наличники двух цветов соединённых вместе: синего и белого, что характерно для районов Новосибирской области это подчеркивает в своих исследованиях А.Ю. Майничева: «Для покраски наличников применяются следующие сочетания цветов - голубого с белым, зеленого с белым…». Мы изучили, что же означает цветовая гамма в оконном декоре. Синий и голубой — цвета небесной истины, бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Белый — символ святости, чистоты и духовности. Даже самый простой наличник придает окну более красивый и изящный вид.
2.2. Изготовление модели наличника. Мы взяли за эскиз, понравившийся нам наличник дома на улице Трудовой (Приложение 5). Для того чтобы изготовить макет наличника нам необходимо разобрать структуру его декоративных элементов:
• Наличник имеет двускатное навершение. Форма навершения похожа на вид женского головного убора – кокошник.
• В «небесной тверди» расположены ромб и треугольные грядки. В нижней части «небесной хляби» изображены знаки воды.
• Ставни наличника состоят из обвязок и филёнок.
• Подоконная доска или «фартук» имеет поясок. На нем расположены ромб и треугольные грядки – это знаки земли, вспаханного или засеянного поля. Свесы «фартука» имеют ромбообразную форму. Раскрой деталей.
• Вычертили раму окна из белого картона по размерам 21х30 см.
• Выполнили эскиз наличника на бумаге.
• Следующим шагом было заготовление деталей ставень. Ставни состоят из обвязок и филёнок.
• Следующим шагом стало выполнение декоративных накладных деталей в верхней и в нижней части наличника. Сборка макета.
• Сначала мы склеили все элементы ставень.
• Дальше мы стали работать с основой наличника, приложили все декоративные элементы, убедились, что все детали подходят, и только потом начали процесс наклеивания.
• Последними элементами мы приложили раму и ставни, затем наклеили их на основу наличника. Макет готов. Мы узнали о структуре наличника, выяснили, как правильно называются его элементы.
III.Выводы и результаты исследования.
Проведя свое исследование, изучив теории происхождения русского деревянного декора, виды и техники резьбы мы отметили:
1. Именно благодаря стойкости культурных традиций умельцев нашего поселка, мы получили возможность видеть древние символы, элементы, украшавшие жилища наших предков;
2. Постепенно с течением времени, символический смысл знаков был утрачен, и они превратились в различные орнаменты. Мы собрали фото наиболее интересных орнаментов декора наличников домов нашего поселка, использующиеся на занятиях .
3. Чаще всего на улицах нашего поселка встречаются наличники с украшениями солярных, громовых знаков, растительные орнаменты, змейки, символы – звезды, геометрические узоры. Это доказательство того, что резчики по дереву в нашем поселке больше использовали символы, описанные в языческой теории происхождения домовой резьбы. Объяснение этому мы находим в рассказах старожилов нашего поселка и архивах районного краеведческого музея, которые показывают связь основ деревянного зодчества с основными занятиями земледелием и скотоводством первых поселенцев и особенностями деревянного зодчества географической родины переселенцев конца 19 века.
4. Применение ажурной резьбы внесло свои коррективы в формирование традиций, передававшихся из поколения в поколение. К сожалению, пропильная резьба на окошках домов нашего поселка, встречается очень редко, в основном это небольшие накладные украшения пропильной и глухой рельефной резьбы.
Конечный результат работы – макет наличника. Эта модель для нас очень значима потому, что мы смогли полностью передать вид выбранного нами наличника окна, а также сделать его в объеме, тем самым сохранив для потомков особенность и наглядность деревянного зодчества (Приложение 5). Изготовленный нами макет используется для проведения экскурсий в районном краеведческом музее при знакомстве с деревянным зодчеством нашего поселка.
В наличниках отражена картина окружающего нас мира, а символичность достигается при гармоничном сочетании красоты и символов, следовании единому стилю и традиции, высокой декоративности узоров и орнаментов. Если смотреть на деревянные дома нашего поселка, то, скорей всего, взгляд бросится на самые украшенные окна с «деревянным кружевом». Но уходят, незаметно уходят эти следы былого великолепия. Одни разрушило время, другие разрушает человек, заменяя радостные наличники скукой пластиковых окон. Редко увидишь и деревянное кружево. Деревянным кружевом, мы назвали декор наличников нашего поселка, вырезанный умелыми руками мастеров. Тонкое, изящное кружево играет в лучах солнца, отображаясь в стекле окон, радуя хозяев дома и случайных прохожих своей красотой и теплотой. И хочется еще раз оглянуться и позавидовать умению наших предков создавать такую красоту.
Приложение 2