ипатьевская летопись

ипатьевская летопись

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ипатьевская летопись56.5 КБ
Microsoft Office document icon proekt_kraevedenie-gotovo.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Константин Воротной

ЗАГАДКИ  ИПАТЬЕВСКОЙ  ЛЕТОПИСИ

Знаменитая  летопись получила свое название как по месту пребывания, так и по надписях на ней, скорописью конца XVI - начала XVII в. в., - на внутренней стороне переплетной доски книги и на белом листе: “Сия книга Ипатцкого монастыря слуги Тихона Ондреева сына Мижуева”,  “Книга Ипатцкого старца Тарасия”  и  “Книга Ипатцкого монастыря летописец о княжении”. Традиционно считается, что  Тихон Мижуев и  Тарасий - один и тот же человек, мол, слуга Тихон принял монашеский сан, переменил имя и стал Тарасием. Думается, это не так - тогда бы надпись была иного содержания. Скорее всего, это были разные люди, и  первый передал второму на хранение этот документ.  

 “Ипатьевская летопись” одна из самых загадочных древнерусских летописей. Кто был её настоящим автором? Когда и откуда она попала в Кострому? Сколько времени находилась в Ипатьевском монастыре? Каким образом оказалась в Петербурге?

Об авторстве собственно летописи, так называемой “Повести временных лет”, ученые вроде бы договорились уже не спорить,  мол, и так все ясно, -  это летописец Нестор. Однако ни один средневековый западноевропейский хронист, писавший об истории Руси  и изучавший  древнерусские  летописи, ни самого Нестора, ни его “Временник” (“Повесть временных лет”) не упоминают, будь то итальянец Мавро Орбини или знаменитый польский историк Матфей Стрыйковский. Зато первый  часто и помногу цитирует другого русского летописца, “доброго московского историка Иеремию”, который в 1227 г. составил “анналы Московии”. Причем, судя по цитатам Орбини, его летопись в значительно большей степени основана на древнейших русских сводах, а не греческих хрониках, как  ПВЛ.

Что касается самого Нестора, которому впоследствии и приписали авторство  “Повести временных лет”, о нем неизвестно практически ничего. А те «биографии» его, сочиненные уже в XIX – XX в.в., ничего общего с действительностью не имеют. Неслучайно ведь обнаруживший  аж десять “списков  Нестора”  историк В.Н.Татищев написал, что “Нестор летописец в князьях русских старобытных не добре сведом бе”. Поэтому однозначно утверждать, что автором  “Повести временных лет”  является живший в XI в.  “летописец Нестор”, не приходится...

Еще одна загадка - как и когда попала эта летопись в Кострому? Некоторые  исследователи, в частности, академик Б.А.Рыбаков, считают, что скорее всего, во время Смуты, после оккупации Новгорода и Пскова шведскими войсками в 1610 г., древние свитки был вывезены в Кострому  из Пскова беженцами, среди которых могли быть и иноки одного из местных монастырей, которые хранили летописи. Думается,  рукописи попали в Кострому  значительно раньше и при других обстоятельствах - в годы Ливонской войны (1558-1583). Известно, что в 1571 г. царь Иван Грозный учинил разгром Новгорода и частично Пскова, но отнюдь не потому, что намеревался ликвидировать там республиканское управление. Суть в ином - новгородские бояре вели сепаратные переговоры с Литвой о переходе под протекторат этого княжества, вот Иван Васильевич и решил проучить предателей. При этом из Новгорода и Пскова были вывезены не только казна, драгоценности, иконы, но и много книг и летописных свитков, поскольку хорошо известно, что царь был страстным собирателем древних документов (вспомним о его легендарной библиотеке). Именно так попала в Москву и  летопись, получившая впоследствии наименование «Ипатьевской». Вполне возможно, список её хранился в одной из царских библиотек, а ставший после смерти царя Ивана Грозного фактическим правителем Руси, Б.Ф.Годунов передал в дар Ипатьевскому монастырю,  коему он покровительствовал, эту уникальную рукопись.  

Не менее сложно ответить, как  попали в северные земли южные русские летописи. Согласно традиционной версии,  “Ипатьевская летопись” была создана на рубеже XIV-XV в. в., хотя тщательный графологический и лингвистический анализ показывает, что на самом деле она намного  древнее, и потому за несколько веков после написания рукопись могла побывать у десятка  владельцев, и кто-то привез её во Псков. Откуда? Традиционно считается  -  из Киева. Однако в тексте летописи есть целый ряд моментов, которые  позволяют сделать иной вывод - один из древнейших вариантов первоначального списка  был создан в Чернигове. Этот город в домонгольские времена был не менее могущественным (само его название об этом свидетельствует – «Чернград – Царьград»), чем Киев, они постоянно соперничали, и потому включить в летопись текст “Слова о полку Игореве”, пусть и очень сокращенный, киевский переписчик не мог никак. Скорее всего, после взятия Чернигова татаро-монголами  летопись  была вывезена во Псков беженцами. Здесь её снова переписали (псковский диалект просматривается четко, Б.А.Рыбаков это доказал вполне убедительно) по причине ветхости, именно  этот вариант и попал в Кострому...  

Возникает закономерный вопрос: “Если у рукописи было несколько владельцев, почему запись оставили только иноки Ипатьевского монастыря?” Думается, в Кострому привезены были только разрозненные списки древних рукописей. Видимо, некоторое время они содержались по отдельности, но потом, вследствие ветхости, их заново переписали, поскольку  требовалось обновление, и объединили в один свод. Собственно,  надпись, не просто владельческая, но и авторская, об этом и свидетельствует: “Книга Ипатцкого монастыря летописец о княжении”. Иначе зачем было удостоверять её принадлежность? Ведь никто из предыдущих владельцев, если они были, не стал этого делать. Тихон Мижуев и старец Тарасий, удостоверившие свое авторство, как раз и составляли  “книгу”. Тем более, что текст летописи действительно написан  двумя разными почерками. Ипатьевские переписчики оказались очень добросовестными, поскольку сохранили не только весь оригинал текста рукописей, но и особенности их языка (об этом ниже). Когда была  переписана летопись? Сложно сказать, но некоторые особенности текста указывают на  последнюю треть  XVI в.

Именно костромской “Летописец о княжении” является самым древним литературным  сочинением, созданным на Руси во времена княжения Рюриковичей. Еще в середине XIX в. было высказано мнение, что Лаврентьевская летопись, считающаяся классической, есть сокращенное изложение Ипатьевской (хотя немало  исследователей отдают предпочтение Лаврентьевской либо Радзивилловской летописям). Свод  состоит из трех разнородных, не связанных между собой, рукописей: “Повесть временных лет” ( до 1118 г.), Киевская летопись (до 1200 г.) и Галицко-Волынская летопись (1201- 1292 г.г.). Необходимо отметить, что последняя, где описываются деяния западно-русских князей, в основном, знаменитого Даниила Галицкого (1201-1264), имеется только в Ипатьевском летописном своде. Мало того, в тексте только этого свода сохранился образец чистого  черниговского диалекта южно-русского языка, преобладавшего до XIV в. и уцелевшего только в “Слове о полку Игореве”, язык которого невозможно смешать ни с  одним из русских наречий:  язык этого великого произведения уникален – именно на нем говорили жители Тмуторокани  и отчасти Черниговского княжества,  поскольку первая являлась составной частью второго. Этот язык представляет собой симбиоз древнерусского, болгарского и староболгарского языков…

Ипатьевская летопись - самая сложная среди всех древнерусских сочинений, текст её  труден для анализа, имеет очень мало аналогий с другими летописными памятниками, и это не только подчеркивает её уникальность, но и доказывает, что именно она является первичной по отношению ко всем другим летописным сводам.  

Еще одна особенность “Летописца о княжении” - летосчисление. Известно, что хронология  “Повести временных лет” и  Киевской летописи, входящих в этот свод, отличается от хронологии  списков этих же сочинений в других сводах, при этом  считается, что переписчики  перепутали мартовское и сентябрьское летосчисление, еще и потому,  что,  мол, были испорченными оригиналы. Н.М.Карамзин утверждал, что годы, особенно во второй части, указаны неправильно и отмечены переписчиком гадательно. А Галичско-Волынская летопись первоначально вообще не имела разбивки по годам, это сделали, видимо, составители Ипатьевского свода, включившие в него это сочинение рубежа XIII-XIV в.в. Предполагается, что была допущена ошибка: Киевская летопись заканчивается 1200-м годом, а Галичско-Волынская начинается  с 1201 г., тогда как по другим источникам это должен быть 1205 г.

На самом деле ошибаются историки, в том числе, и Н.М.Карамзин. Путаница возникла из-за того, что  в Ипатьевском своде в первых двух частях используется  не сентябрьское (южное, заимствованное из Византии), как принято в других летописях, а более древнее мартовское (северное, исконно славянское) новолетие. При переходе же от Киевской летописи к Галичско-Волынской  составители свода употребили какую-то иную дату от сотворения мира, а  не считающийся каноническим 5508 год. Дело в том, что в средние века на Руси одновременно применялось несколько исчислений, а потому  в различных летописях одни и те же события оказываются под разным годом, а одни и те же годы от сотворения мира оказываются  разновременными от Рождества Христова. Еще знаменитый А.А.Шахматов в своей статье “Общерусские летописные своды XIV и XV в.в” (ЖМНП. Ч. СССХХХI (сентябрь). 1900. С.138-139) отмечал, что в нескольких поздних списках ПВЛ, в статьях   6635-6647 (1124-1136), применялась необычная эра летосчисления в 5511 лет от С.М. А это означает, что и в южнорусском протографе XII в. Лаврентьевской, Радзивилловской и Ипатьевской летописей  существовало такое счисление.

Есть и еще одна веская причина, объясняющая  такую путаницу в хронологии, на которую указывал еще выдающийся  русский лингвист И.И.Срезневский, но исследователи летописей её почему-то проигнорировали: хронологические ошибки возникали в летописях при переписывании с глаголического письма на кириллицу, при этом переписчики точно повторяли буквы-цифры, но не учитывали, что в глаголице буквы  означали одни цифры, а в кириллице такие же буквы - совсем другие. Ошибку мог заметить только переписчик-историк, но не простой копиист, не знавший глаголицы, а именно таковых и было большинство.  

До сего времени существует убеждение, что глаголица была вытеснена кириллицей уже чуть не во времена  князя Владимира Святославича (943-1015). На самом деле это не так. Эта древнейшая азбука использовалась на Руси вплоть до конца XVI в. и лишь при царе Б.Годунове была окончательно заменена “кириллицей”, о чем еще в 1582 г. писал выдающийся  польский хронист М.Стрыйковский: “Князь Владимир Святославич отдал своих сыновей и детей бояр учиться греческому (кириллице) и славянскому глаголическому письму, которое Русь и сегодня употребляет, поставив над ними дьяков и обученную молодежь”.  Судя по всему, и  “Изначальный свод”,  который лег в основу “Ипатьевской летописи”, мог быть   написан не кириллицей, а глаголическим письмом, и потому, вполне возможно, эта летопись была первым документом, переведенным на кириллицу, а значит, он наиболее близок к оригиналу. Все остальные летописи, в том числе, Лаврентьевская,  - это уже краткое упрощенное изложение Ипатьевской.  

Помимо всего прочего, в древнерусской письменности довольно часто встречались и технические ошибки переписи цифр, поскольку даты ставились буквами, а почерк переписчика отнюдь не всегда был разборчивым: и тогда  А (1) превращалось в Л (30),  I (10)  в  Г (3), иногда вместо одного титла ставили два и дата смещалась сразу на пять лет, а то и более, и т.д. Из-за таких ошибок возникают не только проблема датировок тех или событий в летописи, но датировка и самого летописного свода. Так что еще вопрос, когда на самом деле появились на свет те или иные летописи, в том числе, и “Ипатьевская”. Впрочем, останавливаться на этом не станем, поскольку еще Л.В.Черепнин в книге “Русская хронология” (М.1944)  собрал наиболее полный перечень таких ошибок, но на эти замечания почему-то не обратили внимания. Вот и кочуют по разным летописям, в основе которых  был один протограф,  а то и по различным спискам одного и того же  хронографа,  отличные друг от друга даты одного и того же события, что, несомненно, ясности в нашу древнюю историю отнюдь не вносит.  В частности, в той же Ипатьевской летописи сказано, например, что “в лето 6750 не бысть ничтоже”,  а ведь если отнять от этой даты 5508 лет,  получится 1242 г., когда состоялось знаменитое Ледовое побоище на Чудском озере, в котором  великий князь Александр Ярославич Невский  разгромил тевтонских рыцарей. Попросту говоря, 6750 от  С.М. – это не 1242 от Р.Х. Но тогда о каком  годе идет речь? И какое летосчисление здесь применил летописец – 5500, 5504, 5512 г.г.?

Почему-то принято считать, что в основе всех  древнерусских летописей  Киевской Руси был какой-то один начальный свод,  на самом деле их было несколько, о чем как раз и свидетельствуют отличия в текстах  Ипатьевской, Радзивилловской  летописей, хроники Иеремии, дошедшей до нас в изложении М.Орбини.  Суть в том, что Русь была не так едина, как мы привыкли считать, каждое крупное княжество считало своим долгом иметь собственную летописную традицию, к тому же, на севере – в Новгороде, Ростове – летосчисление отличалось от южно-русского.

Ипатьевская летопись, в отличие от многих других русских летописей, особенно  Лаврентьевской и Радзивилловской, менее всего подверглась академической обработке и  дошла до нашего времени, если не в первоначальном, то в  более всего приближенном к оригиналу варианте, что подтверждается наличием здесь указанных выше особенностей, а также таких исторических фактов, каких нет ни в одной другой летописи. И потому странно, что не Ипатьевская летопись, а Лаврентьевская и Радзивилловская, стали каноническими...

Нет ответа и на вопрос, как летопись попала в Петербург. Дело в том, что изъятие древних документов из церковных и монастырских архивов и отправка их в Москву и Петербург продолжалась более века (середина XVII в. - конец XVIII в.) - якобы с целью снятия с них копий и дальнейшей публикации. Вполне возможно, что так  оказалась в Петербурге и Ипатьевская летопись. Правда, есть версия, и она вполне правдоподобна, что  свод был подарен  монастырскими властями императрице Екатерине II во время посещения ею Костромы в мае 1767 года. Как бы то ни было,  Ипатьевская летопись оказалась в библиотеке Петербургской академии наук и лишь в 1807 г. была  здесь случайно обнаружена  историком А.И.Тургеневым. И за последующие почти два века она до сих пор не изучена, вразумительных ответов на поставленные вопросы  нет, а те заученные фразы, повторяющиеся уже не первое столетие, ничего общего с истинными фактами не имеют. Необходимо комплексное исследование этого величайшего памятника древнерусской культуры, причем, начинать надо, как говорится,  “с нуля”, не оборачиваясь на авторитеты и  каноны. Как показывает практика, они зачастую ошибочные и не  соответствуют реальному положению вещей...

Любопытно, что   со знаменитой летописью был знаком и известнейший политический деятель императорской России, идеолог теории официальной народности «Православие. Самодержавие. Народность», президент Императорской Академии Наук в 1818 – 1821 г.г., Министр народного просвещения С.С.Уваров (1786 – 1855),  именно  его резолюция стоит на рукописной  книге со списком Ипатьевского свода: «Книга сия именуемая Летописец Киевский, книга Ипацкого монастыря слуги Тихана Мижуева, принадлежит библиотеке Императорской Академии Наук, и в каталоге, вновь сделанном … и в 1818 году напечатанном записаны под № 6 а. Президент Сергий Уваров»…

Ипатьевская летопись – уникальный исторический и литературный памятник не только русской, но и мировой культуры, она стала источником вдохновения для  многих знаменитых людей России,    сообщения Ипатьевской летописи  послужили основой для таких произведений, как  «Песнь о вещем Олеге»  А.С.Пушкина,  целого ряда «Дум» К.Ф.Рылеева,  стихотворения «Мстислав Мстиславич» П.А.Катенина,  оперы «Аскольдова могила»  А.Н.Верстовского и отчасти оперы «Князь Игорь» А.П.Бородина.

В предисловии к первому полному изданию текста Ипатьевской летописи (оно осуществлено типографией Э.Праца в Санкт-Петербурге и опубликовано во втором томе ПСРЛ в 1843 году) сказано: «Замечательно, что Лаврентьевский список, кроме временника Нестора, помещенного  в первых его тетрадях, есть та же сокращенная Ипатьевская летопись, из чего явствует, что именно Ипатьевская летопись, несмотря на новость списка, есть древнейший и единственный памятник, сохранивший от забвения деяния наших предков, в период самобытности Руси, до покорения её монголами и литвою. Предположив происхождение из сего источника Лаврентьевской летописи, ясно, что при недостатке или утрате Ипатьевской, бытописание Южной Руси, с XII по XIV  в.в. навсегда утратилось бы для потомства, потому что отрывочные о ней сказания, вошедшие в летописи XV – XVI в.в., почерпнуты отсюда же».



Предварительный просмотр:

КОСТРОМСКОЙ КОЛЛЕДЖ БЫТОВОГО СЕРВИСА

Методическая разработка  по дисциплине:

История

«Краеведение на уроках истории»

Автор разработки:

Воротной Константин Викторович,  преподаватель  дисциплин «История», «Право», «Обществознание»

Использование краеведческого материала на уроках истории

1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

В наши дни, когда на государственном уровне происходит поворот к духовности, тема патриотического воспитания заново приобретает  актуальность и важный социально-культурный смысл. Одной из основных задач современной государственной политики является воспитание чувств патриотизма, который должен пониматься как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества государства.

В молодежной среде часто заметна неуверенность в завтрашнем дне, утрата интереса к учению, труду, агрессивность, антипатриотические настроения. Изменение в мотивации поведения, выборе ценностных ориентаций – показатель ухудшения нравственного, психического и физического здоровья российского общества.

Сегодня воспитание вновь становится органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Одним из факторов патриотического воспитания в образовательных учреждениях является изучение истории. Преподаватель-историк на основе мощного воспитательного потенциала истории России имеет уникальную возможность активно воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма и преданности Родине.

История, как никакой другой предмет, содержит большие возможности для патриотического и гражданского воспитания школьников. В ее учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения Отчизне. История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому привлечение краеведческого материала на уроках истории необходимо и оправдано.

Школьными программами по истории России в VI – XI классах предусмотрено изучение истории края с древнейших времен и до наших дней. Местный материал стал неотъемлемой и обязательной частью изучения отечественной истории. Краеведческая работа проводится на уроках, занятиях кружка, во внеклассной и внешкольной работе.

И не случайно, что в настоящее время заметно возрос интерес к истории России как одному из важнейших факторов духовно-нравственной консолидации российского общества. Одна из причин этого явления – желание найти ответы на вопросы современности в прошлом: как шло складывание российского государства, какие устанавливались взаимоотношения между народами, какова роль духовных ценностей в истории народа. Сегодня происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни российского общества и, прежде всего, в духовной. Разрушение прежней системы ценностей создает духовный вакуум.    

В настоящее время на первом месте стоит возрождение в российском обществе чувства истинного патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности.

Чтобы учение было интересным, обучение должно быть мотивационным,  т.е. основано на творчестве, которое способно увлечь, заинтересовать, пробудить желание познавать новое. Уроков истории это касается особенно, поскольку знание прошлого своей страны, своего края, поселка, несомненно, является одним из приоритетов любого образованного человека.

Изучение истории страны позволяет привить молодому поколению любовь к Родине, чувство долга, желание видеть ее цветущей и сильной, формирует бережное отношение к истории Отечества, к его культурному наследию. История малой Родины, история семьи помогают еще глубже осознать свою причастность к событиям, происходящим в стране, прививают чувство гордости за свою землю.

Главная цель этой работы - является воспитание гражданина и патриота России, своей малой родины, знающего и любящего свой край.

На достижение этой цели направлена реализация следующих  задач:

- формирование компетентностного подхода в обучении;

- расширение и углубление общеисторических знаний учащихся через  изучение краеведческого материала;

- развитие умений и навыков работы с разнообразными источниками знаний;

- на доступном для учащихся материале воспитать любовь к своему краю, малой родине, интерес к истории.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

В процессе своей педагогической деятельности приходилось нераз  убеждаться, что учащимся довольно сложно запомнить исторический материал, который связан с чем-то далеким и незнакомым, даже если это – история Руси. А вот рассказы о событиях прошлого на своей территории вызывают намного больший  интерес. Практика преподавания истории убедительно доказывает, что использование  краеведческого материала в учебных целях обостряет внимание учащихся  к фактам и явлениям окружающей действительности, помогает выработке   у них самостоятельного творческого мышления, умений и навыков, практического применения полученных знаний в   жизни.  

Суть в том, что краеведческий материал обладает притягательностью, сочетая в себе обучающие, воспитывающие и развивающие функции. Краеведение помогает учащимся осмыслить идею исторического развития, понять взаимосвязь местного и общего, а в итоге понять современность, выработать активную жизненную позицию, зрелое мировоззрение.  

Историческое и культурное прошлое страны неразрывно связано с подрастающим поколением, непосредственно влияет на его жизнь, помогает ему формировать собственную жизненную позицию. Уроки истории, организованные целенаправленно, с учетом вышеперечисленных подходов, играют важнейшую роль в формировании патриотического сознания школьников, переходящее в убеждения и становящееся качеством личности.

История, как никакая другая наука, призвана содействовать формированию всесторонне развитой личности, обладающей независимостью суждений и взглядов, активной жизненной позицией. А без краеведческой работы нельзя поставить по-настоящему преподавание истории. Историческое краеведение – это не самостоятельный предмет школьного курса, а принцип обучения и воспитания на местном материале. Краеведческая работа проводится на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе. Краеведение становится важным средством повышения качества знаний.

Показ исторических событий через призму местных материалов позволяет наглядно и убедительно рассказать о многих фактах, облегчить восприятие учащимися исторического процесса. И причем, очень важно, чем ближе «объект» изучения, тем понятнее и привлекательнее он для ребят. Поэтому, в своей работе я стараюсь изучать материал по следующей вертикали: события всемирной истории, события в нашей стране, в нашем крае в их взаимосвязи. И в обратном порядке – влияние вроде бы незначительных событий на уровне отдельного села или города на события государственного и даже мирового порядка.

Поскольку автор сам является профессиональным историком, имеет множество публикаций в СМИ Костромы, Москвы, Ярославля исторических материалов, можно с уверенностью сказать - краеведческий материал нашего края очень огромен. Начиная с появления на территории Костромского края первых людей, а впоследствии – первых славян и русов и по настоящее время накоплены  тысячи краеведческих исследований.

При этом основными критериями отбора и включения в урок являются - их научная достоверность, типичность для данной местности, соответствие программе и основному содержанию темы урока, доступность, выразительность и убедительность материала. Материал является или конкретизацией основных вопросов урока, или дополнением к основному вопросу.

При изучении истории России и использовании местного материала на уроке истории необходимо исходить  принципа о том, что отдельное существует только в той связи, которая ведет к общему, а общее существует лишь через отдельное. Этот принцип взят за основу, исходя из того, что любой край – это неотъемлемая часть нашей страны и его история должна раскрываться в диалектическом единстве с историей России.

Местный материал, с одной стороны, - средство активизации познавательной деятельности учащихся и конкретизации общеисторических событий, а с другой – часть системы знаний по отечественной истории. Моя практика показывает, что использование краеведческого материала на уроках не только не вызывает перегрузки учащихся, а наоборот, значительно облегчает усвоение курса истории России, делает знания учащихся более прочными и глубокими.

Так с целью конкретизации исторического материала при изучении истории Руси VI-XII в.в. раскрываются исторические сведения о жизни местного населения в ту далекую эпоху на территории Костромского края.  Всё это помогает создать у учащихся исторические представления, в силу занимательности предлагаемого материала развиваются любознательность и познавательные способности, повышается качество знаний.

Привлечение краеведческого материала имеет под собой вполне конкретную основу -  приблизить историческое прошлое к сознанию учащихся. Одно дело – далекая Киевская или Новгородская русь, другое – родные Кострома, Галич или Боговарово. Далёкая эпоха  становится близкой и понятной, когда на уроке звучат названия знакомых рек и озер, населенных пунктов, при этом вольно или невольно у учащихся начинает проявлять интерес к истории своего родного села или небольшого города. Значение такой работы в том, что учащиеся становятся как бы соучастниками событий и привлекаются к осознанию роли родного края в жизни страны того периода.

При изучении темы «Смута на Руси в начале XVII века» в целях воспитания патриотических чувств уделяется  большое внимание героическим страницам этого времени, особенно, подвигам костромских ополченцев или «героя земли Русской» Ивана Сусанина. Материал о славных сынах родного края автор постоянно вписывает в содержание уроков для конкретизации излагаемого материала, убедительности анализа тех или иных событий.

Особая тема - изучение Великой Отечественной войны. Здесь привлечение краеведческого материала обязательно, поскольку практически у всех учащихся родственники принимали участие в событиях этой войны. А это  уже – конкретное восприятие событий, которые происходили, вроде бы, и недавно, но уже прошло 70 лет и более со времен тех событий. Тем более, что в  городах области многие улицы названы в честь героев Великой Отечественной войны.

Краеведческая работа устанавливает и поддерживает живую связь времен, поколений, их преемственность. Благодаря этому хранится память историческая, формируется основа духовности и этом заключается ее особая, непреходящая сила и ценность. Краеведение в современной школе – это связь истории с современной жизнью, с окружающей реальной действительностью. Осознание молодежью неразрывной связи, единства и общности Родины, города, семьи в историческом, экономическом, культурном и общественно-политическом плане – важнейшая задача практического выполнения краеведческого подхода в изучении отечественной истории. Использование при этом таких активных методов обучения, как исследовательский, экскурсионный и др. способствует осуществлению духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.

Объем краеведческого материала в учебном процессе зависит от значимости местных исторических памятников и событий в истории страны, от исторически сложившихся условий развития края, его изученности. Прежде чем использовать краеведческий материал в учебном процессе, я определяю его место, связь и соотношение с общеисторическим материалом. В зависимости от содержания краеведческого материала, его значения для истории страны и края я рассчитываю время его изучения.

Например, во время изучения тем, посвященных Великой Отечественной войне, целесообразно применять краеведческий материал в ходе изучения нового материала. Отметим, что изучение периода Великой Отечественной войны является одним из главных в процессе патриотического воспитания, здесь не может быть схематичного, упрощенного подхода. Подвиг советского народа в этой войне еще не раскрыт, не оценен до конца. Великая Отечественная война уже генетически заложена в нашей памяти. Подрастающее поколение, несмотря на особенности современной жизни, не должно быть равнодушно к подвигам своих дедов и прадедов и хорошо понимает, что земля предков священна.

Благодаря этому историческое прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью и, когда на уроке истории они сталкиваются с материалом и событиями им уже знакомыми, усвоение знаний происходит значительно лучше потому, что исторический материал ложится на уже подготовленную базу знаний.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ШКОЛЬНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ

Краеведческий материал, с одной  стороны, является средством конкретизации общеисторического, а с другой – он входит в систему знаний по истории края. Как наиболее близкий, наглядный и конкретный, он способствует более глубокому пониманию общих закономерностей развития общества. И наоборот, знания, полученные на уроках истории России, поднимают научный уровень местного материала. Местный материал, с одной стороны, - средство активизации познавательной деятельности учащихся и конкретизации общеисторических событий, а с другой – часть системы знаний по отечественной истории. Использование местного материала  на уроках как средства конкретизации не только не вызывает перегрузки учащихся, а, наоборот, значительно облегчает усвоение систематического курса истории,  делает их знания более прочными и глубокими. Местный материал может составить содержание целого краеведческого урока или же являться его элементом. В первом случае урок полностью посвящается изучению истории края. Во втором - лишь частично. Причем на уроках с элементами краеведения местный материал используется в виде отдельных вопросов или фактов, эпизодов, его рассмотрение может иметь место на любом этапе урока. Объем краеведческого материала в учебном процессе зависит от значимости местных исторических памятников и событий в истории страны, от исторически сложившихся условий развития края, его изученности. Прежде чем использовать краеведческий материал в учебном процессе, я определяю его место, связь и соотношение с общеисторическим материалом. В зависимости от содержания краеведческого материала, его значения для истории страны и края  рассчитывается  время его изучения. Краеведческий материал может излагаться как учителем, так и учащимися.

Формы и методы преподавания определяются возрастом учащихся и включают в себя лекции, учебные дискуссии, работы с историческим источником, проведение краеведческих викторин и компьютерных презентаций.

Практика показывает, что такие уроки очень результативны. Они вносят в  историческое представление учащихся образность, конкретизируют их  значения, помогают установить связь между содержанием учебника и окружающей действительностью, развивают зрительную память.

Одним из факторов развития познавательного интереса школьников в изучении предмета является эмоциональное воздействие, наглядность.

Краеведческий материал придает изучению предмета личностно­значимый характер, приближает историю к учащемуся. Особенно актуально это звучит при изучении истории конца XIX - XX века, когда речь идет не просто о земляках, а родственниках, соседях, односельчанах. В этом случае наиболее приемлемой является методика лабораторной работы, когда обучение строится на знакомстве с первоисточниками, с «сырым документальным материалом». Двигаясь тем же путем, что и ученые, подросток вводится в лабораторию исследования. Лабораторный метод позволяет индивидуализировать преподавания с учетом возраста, и степени подготовленности учащихся; повысить интенсивность труда; научить их анализировать материал и делать самостоятельные выводы; формировать историческое сознание.

А такие уроки, как, например, «Коллективизация», «Развитие сельского хозяйства в послевоенный период» или «История России на рубеже ХХ – ХХI веков» можно целиком  построить на краеведческом материале - все реформы последних десятилетий проходили на наших глазах, родители, дедушки и бабушки наших учащихся сами принимали участие в этих событиях.

Их использование  помогает наглядно представить  некоторые общие процессы, тенденции, особенности развития сельского хозяйства центральной России, Костромского края. В конце урока учащиеся делают выводы о тенденциях и проблемах развития сельского хозяйства.

В результате отработаны все этапы исследовательского метода: постановка проблемы, работа с литературой и источниками, обработка материала и его представление одноклассникам.

Краеведческий материал с успехом используется в воспитательной работе. В этой работе находят решение такие важные принципы воспитания молодежи, как осуществление связи обучения с жизнью, воспитание гражданственности, любви к родному краю. Особенно на уроках, посвященных изучению истории Великой Отечественной войны, Афганской войны, восстановления конституционного порядка на территории Чеченской республики. Тем более, что многие наши земляки героически защищали нашу Родину на полях сражений, исполняли интернациональный долг, боролись с террористами и боевиками за целостность России.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

1. Воспитание патриотизма, любви к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему. Объяснить детям, почему они должны быть патриотами своей Родины — сложно. В современных экономических и политических условиях практически невозможно. Ведь в реальной жизни их окружает непривлекательная действительность:

фильмы, переполненные сценами насилия, где рассказывается о беспредельной власти криминальных структур, газеты, пестрящие материалами похожего содержания, правосудие, способное наказать только слабых мира сего.  безработица, пьянство, наркомания.  бездомные и нищие.  никому не нужное в мире денежных отношений подрастающее поколение.  компьютерные игры, в которых победитель тот, кто более жесток и изворотлив.

А ведь верно подмечено, что патриотизм — это ответ гражданина на заботу государства о нем. Именно поэтому столь трудно сегодня воспитывать патриота — человека любящего свою страну и способного жертвовать ради неё самым дорогим. Первым шагом к воспитанию такого человека может стать историческое краеведение.

Возможности данного курса позволяют объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны:

беречь природу и окружающую среду в целом, сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, беречь памятники истории и культуры.

относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.

2. Человек — звено в цепи жизни.

Мы обязаны помнить, что история — это история людей. История родного края не безлика, она близкая и родная именно потому, что она рассказывает о людях живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты их историческое продолжение, значит ты частица истории края, частица истории страны.

3. Формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, а также гражданской активности и социально значимых качеств.

Выполнение заданий по краеведению позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, или узнавать ранее неизвестное о, казалось бы, знакомых людях.  Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание — эти люди причастны к историческим событиям, описанным в моем учебнике. Возникает желание помочь, понять, защитить.

Очень важно объяснить студентам — вы придете на смену этим людям и история ваша, история вашей страны будет такой, какой вы её сделаете. Важно осознать — от меня, от моей позиции, от позиции моего поколения, зависит будущее моей Родины. Я — достойное продолжение, делами моими и моего поколения будут гордиться мои дети и внуки.

Кроме того, учащиеся должны иметь представление о событиях современности, их специфике, основанной на особом прошлом нашей области и индивидуальности её развития, поэтому ещё одной задачей краеведения является:

4. Научить учащихся осознавать проблемы окружающего его микромира.

Наглядно раскрыть  роль человека во взаимодействии с окружающей средой, дать конкретные примеры её изменений, показать связь человека его деятельности и природы, к каким результатам может привести этот союз, т. е формировать у ребят понятие о единстве «природы-человека-общества».

5. Воспитание у учащихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.

Они должны твёрдо знать, то, что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство сделать его лучше, справедливее, сильнее.  Поэтому именно они нуждаются в нашей поддержке и понимании.

6. Изучение истории родного края способствует формированию познавательного интереса к процессу обучения.

Ведь местный материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие или узнать что-то новое, т. е. почувствовать себя причастным к творению истории. Краеведение воспитывает творческую инициативу учащихся, их самостоятельность в выполнении различных заданий.

7. Развивать умение самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства.

Именно в процессе изучения местной истории, возможно, научить ребят быстро и правильно находить нужную информацию, связанную с нашей областью в музеях, архивах, библиотеках; работать со статистикой и изучив её делать выводы о развитии нашего края в определённый период времени.

8. Сбор информации о настоящем времени, грамотно оформленной, яркой, как можно более полной и интересной такой, которая станет нашей историей.

Ребятам нужно объяснить, что именно они ответственны за те материалы, которые будут изучать следующее поколение. Поэтому, собирая информацию, они должны подходить к современной истории критически высказывать различные точки зрения, показывать разные стороны проблемы, т. е быть исследователями и нести ответственность за научность и правильность информации.

Приведенные выше цели и задачи краеведения соответствуют задачам всего современного образования: «помочь человеку овладеть тремя кругами ценностей: этнокультурных, общенациональных и общечеловеческих.

При отборе учебного содержания краеведения нужно руководствоваться определёнными принципами, их в своей работе «Курс национально- региональной истории в основной школе» выделяет Е. Ю. Петряева:

1. Принцип диалектической взаимосвязи с курсами отечественной и всеобщей истории. Материал отражает исторические и культурные тенденции характерные для всех регионов России и возможно, для всего мира.

2. Принцип интегративности. Краеведение дает учащимся целостное представление о человеке, живущем на определенной территории.  Для уроков берутся сведения  археологии,  географии,  этнографии,  экономики,  литературы,  истории.

3. Принцип поликультурной толерантности. Сведения из местной истории ещё раз подчеркивают, что мы живём в обществе, где очень много различных наций, что каждый народ имеет свой язык, веру, обычаи, менталитет, но при этом необходимо помнить: все люди равны и интересны и мы должны уметь жить в мире с окружающими.

4. Антропологический принцип. Человек является центром изучения краеведения, история его духовно-практического опыта, а политическая и экономическая история рассматриваются лишь как условия развития человека.

Прежде чем использовать местный исторический материал в учебном процессе, необходимо определить его место, связи и соотношение с общеисторическим материалом. В зависимости от содержания краеведческого материала, его значения для истории страны и края, исходя из цели урока, местный материал может быть изучен до прохождения темы, в начале, в ходе и в конце её изучения.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Краеведческий материал может излагаться на уроке, как учителем, так и учащимися. Самое главное, чтобы преподаватель стремился к тому, чтобы в результате систематического включения краеведческого материала в учебный процесс у учащихся сформировалась определенная система знаний о родном крае: о главных этапах его развития, отличительных особенностях, месте и значении в историческом развитии страны.

Изучение истории страны должно всегда осуществляться с привлечением краеведческого материала, а история края изучается, базируясь на знаниях истории всей страны. Связь истории страны и края устанавливается, прежде всего, через события, имеющие общегосударственное значение, но территориально локализированные. Поэтому можно выделить несколько приемов установления данной связи:

Формирование целостных знаний по вопросам, общим для истории России и края. В качестве практической работы учащимся можно поручить составить сложный план или таблицу с привлечением не только материалов основного учебника, но и сведений по краеведению.

Сопоставление общеисторических и местных событий, явлений с целью установления общего, отличительного и особенного. Например, рассматривая Смутное время начала 17 в.,  ребята вместе с учителем на уроке или в виде домашнего задания, после изучения темы, могут выделить события, характерные для общероссийской истории и особенные для нашего края.  Синхронизация событий по истории России, мировой и края. Для выполнения данного приёма необходимо составить таблицу колонки, которой бы были обозначены: история России, история края, история США (или Западной Европы, Азии, Африки, в зависимости от изучаемой темы), дата.  Выполнение учащимися заданий на анализ и сравнение социально-экономических и политических условий в стране и крае.  Решение познавательных задач, содержание которых одновременно базируется на материале истории страны и края. Например, изучая историю русско-японской войны, можно поставить следующую задачу: «Опираясь на известные факты из истории страны и новый материал по истории края, определить, какой урон был нанесен стране в целом и какой именно Дальнему Востоку?».

Выбор какого-либо из перечисленных приёмов установления связи между общероссийским и местным материалом зависит от содержания учебного занятия, образовательных и воспитательных целей урока, опыта учителя, умений и навыков учащихся.

Из взаимосвязи местного и общего следует исходить еще и для того, чтобы они всегда чувствовали себя гражданами всей нашей страны. При этом, решая проблему патриотического воспитания как преподаватель  истории ставлю перед собой вполне конкретные цели:

1. Воспитывать интерес к прошлому через изучение культуры, быта, знакомство с судьбами людей разных эпох;

2. Дать детям возможность увидеть Россию: красоту ее природы, памятники культуры, достопримечательности;

3. Организовывать участие детей в решении общественных проблем;

4. Формировать гражданскую позицию как понимание связи с людьми, живущими в обществе.

5. Формировать умение противостоять нетерпимости и ксенофобии.

Во все времена, начиная с Древней Руси, основой духовного единства государства был и остается патриотизм.  Об этом на протяжении всего периода своего правления постоянного говорит Президент России В.В.Путин, именно эта наша сплоченность и патриотизм позволили россиянам спокойно пережить введенные Западом санкции и не поддаться давлению со стороны реакционных сил американского и европейского империализма.

          Краеведческий материал, как наиболее близкий, наглядный и конкретный, способствует более глубокому пониманию общих закономерностей развития общества. И наоборот, знания, полученные на уроках истории России, поднимают научный уровень местного материала.

Сущность обучения – в деятельности, направленной на активное познание окружающей действительности. Источником такой деятельности, по моему мнению, являются путешествия по родному краю, экскурсии, встречи с замечательными людьми, наблюдения за явлениями окружающего мира. Все это обостряет восприятие и пробуждает творческую мысль учащихся.

Для эффективности использования краеведческого материала на уроке истории необходимы следующие условия:

• соответствие краеведческого материала общим методологическим задачам курса отечественной истории;

• научной достоверности;

•взаимосвязи местного и общеисторического материала;

• учета исторически сложившихся условий развития края, его специфики;

• систематичности и планомерности в использовании;

• наглядности;

• непосредственного участия школьников под руководством учителя в сборе и изучении краеведческого материала;

• связи учебной и внеклассной историко-краеведческой работы;

• применять разнообразные, наиболее оптимальные приемы и методы использования местного материала на уроках истории.

           Краеведческий материал в учебно-воспитательном процессе эффективен тогда, когда он:

а) является не только средством иллюстрации и конкретизации общеисторических событий и явлений, но и источником получения новых знаний, расширения кругозора учащихся;

б) удобен для сравнения и сопоставления – в этом случае учащиеся учатся мыслить и делать выводы; в) тесно связан с общеисторическими событиями и раскрывает специфические особенности развития родного  Костромского края – дает положительный результат в патриотическом и духовно-нравственном воспитании личности.

В ходе работы решаются следующие задачи:

1.Специальные:

- познавательные: вооружение учащихся основами знаний о родном крае;

- практические: формирование навыков исследовательской работы.

2. Общепредметные:

- развитие логического мышления;

- обучение школьников самостоятельно выполнять задания по краеведению;

- формирование навыков работы с документом, книгой, справочной литературой;

- развитие связной монологической речи, как устной, так и письменной.

          Такие огромные возможности дает краеведение для патриотического воспитания, воспитания любви к своей земле, своему дому, своей семье, своему народу.

  Эффективность обучения повышается, если использовать на уроках истории не только учебники истории, но и краеведческие материалы местных (в данном случае – костромских) авторов, тем более, что, как выяснилось, некоторые из них живут (или жили) в тех населенных пунктах, где проживают и сами учащиеся.

Эти книги развивают мотивацию к изучению истории, поскольку непосредственно касаются судьбы этих учащихся, их родителей и более отдаленных родственников во времени пространстве.

В результате такого подхода к изучению истории нашей страны  у учащихся  происходит переосмысление всего нашего исторического прошлого, поскольку к нему оказываются причастными и их предки, как ближайшие, так и далекие.

В результате работы по данной методике были выявлены следующие положительные моменты:

1)        повысилось качество изучаемого материала, возросла скорость его усвоения за счёт активизации деятельности учащихся. Повысилось качество выполняемых контрольных и самостоятельных работ. Слабые ученики активизировали свою деятельность;

2)        ребята стали более активно работать на уроках;

3)        во время работы на уроках с краеведческим материалом снижается состояние тревожности, незнание не наказывается, стимулируется процесс познания. Учащиеся достигают лучших результатов;

4)        система моей работы позволяет оценить не только уровень и качество знаний и умений, но и инициативу, трудолюбие, сообразительность, и таким образом, я получаю возможность управлять не только процессом обучения, но и воспитания.

И, как результат такой   историко-краеведческой работы – у студентов формируется устойчивый интерес к предмету. А это – главное в работе любого педагога.

Приложение

История Костромы и Костромской области является неотъемлемой составной частью истории России с самых древних времен. При этом жители нашего края принимали самое активное участие в формировании того геополитического пространства, которые сначала называлось Русь, а теперь – Россия, Российская Федерация.

Тема урока «Первобытно-общинный строй». 

Первые поселения людей на территории Костромской  области появились в девятом тысячелетии до нашей эры.

IX – VII тыс. до н.э. - эпоха мезолита (среднего каменного века). Стоянки этого времени обнаружены на территории  Федоровского поселения в Чухломском районе. На протяжении восьми тысяч лет, с IX тысячелетия до н.э. и до I тысячелетия до н.э., здесь жили люди. Всего в нашей области известно четыре подобных ареала обитания людей: Костромская низина, на берегах Чухломского и Галичского озер, в Галичском районе, в так называемом Унженском кусте (в районе деревни Горчуха), рр. Унжа и Ветлуга. 

Следующая эпоха VI – III тыс. до н.э. – неолит (новый каменный век). На территории нашей области памятники данной эпохи имеются в Костромской низине, в районе Игодовского, Галичского и Чухломского озера, а так же на берегу р. Унжи. Орудия труда были разнообразными - наконечники листовидной формы, скребки, ножи, дротики, тёсла, долота. Различные комбинированные орудия: нож–скребок, скребок–резец и пр.

Эпоха бронзы конец III – начало II тыс. до н.э., принадлежит представителям фатьяновской культуры. Памятники фатьяновской культуры расположены в Костромской низине, у Галичского и Чухломского озера.

Железный век. В Верхнем Поволжье данная эпоха связана с дьяковской культурой и датируется I тыс. до н.э. - I тыс. н.э. Памятники расположены преимущественно в Костромской низине, на берегу Галичского озера.  

В районе Ипатьевского монастыря  были обнаружены осколки глиняной посуды, возраст которых насчитывает шесть тысяч лет.

На территории города Костромы одним из самых древних поселений было городище железного века на улице Дачной рядом с Ильинской церковью. Первые люди на этом месте поселились еще в VIII веке до н.э. Археологи находят здесь каменные наконечники стрел, скребки, остатки керамической посуды, украшения.

Еще одной интересной находкой стало украшение в виде витого височного кольца. Его хозяйка жила в V веке до н.э. Самой ценной находкой считается захоронение женщины, датируемое I веком до н.э. При раскопках археологам удалось зафиксировать оборонительные ров и вал, которые служили укреплением при осаде. Рядом располагался тын с пристроенными к нему жилищами.

Одоевское городище (на берегу Ветлуги в Шарьинском районе) - первые поселения здесь появились примерно три тысячи лет назад. Постепенно стоянки превращались в хорошо укрепленные сооружения. Высота оборонительных валов достигала пятидесяти метров.

Самые древние настоящие поселения на территории Костромской области  –  городища около деревни Гомониха и села Некрасовское, здесь люди обосновались уже в  X – IV веках до н.э. В начале I тыс. н.э. возникло Минское городище.  На территории села Унорож (Галичский район) еще в 8 в.  до н.э. располагалось древнее городище.

Тема урока «Восточные славяне в VIII-X вв.  Образование древнерусского государства. Принятие христианства».

Галич. Здесь ученые обнаружили захоронение взрослого мужчины и восьмилетнего мальчика. Дата захоронения - приблизительно XI век. В Галиче в XIX веке был обнаружен настоящий археологический клад - медные статуэтки мужчин (солнечное и лунное божества), фигурки ящериц, топор, кинжал, ножи, браслеты. Все вещи оказались ровесниками египетского фараона Рамзеса II. Имеющиеся археологические находки свидетельствуют о существовании в XI—XII веках крепости и торгово-ремесленного посада на левом берегу Волги при впадении реки Сулы.

Тема урока «Русь в XIII – XV в.в.»

Правление великого князя владимирского и костромского Василия Ярославича (1272- 1277). Икона Феодоровской Божией Матери. В XIII веке Кострома была вторым после Владимира по величине городом на северо-востоке Руси. Во время раскопок в районе улицы Свердлова были найдены черепки глиняной посуды, датируемые именно этим веком.

В этом разделе необходимо рассказать об основании в 1275 году Ипатьевского монастыря костромским боярином Захарием Зерно. Здесь же рассказ о том, что монастырь одновременно является и крепостью, можно упомянуть и версию о существовании под Костромой подземелий, наподобие московских.

Тема урока «Древняя Русь в эпоху политической раздробленности. Правление великого князя Ивана Калиты»

Участие костромских бояр  Дмитрия и Ивана Зерно в создании Московского великого княжества.

Тема урока «Борьба Руси с иноземными завоевателями. Куликовская битва». Именно костромичи «Федор Сабур и Григорий Холопищев нашли великого князя Дмитрия Ивановича Донского, всего израненного, после этой битвы и таки образом спасли Русь от дальнейших междоусобиц в борьбе за власть между удельными князьями».

Тема урока «Русь на пути к возрождению»

Междоусобная война на Руси в первой половине XV в. В Ипатьевском монастыре заключен мир между противоборствующими сторонами  - великим князем Василием II Темным и Дмитрием Шемякой, который возглавлял Галичско-Звенигородское княжество.

Тема урока «Россия в царствование Ивана Грозного»

«Избранная Рада» во главе с костромским дворянином Алексеем Адашевым. Военно-морской поход по Черному морю против Крымского ханства Даниила Адашева.

Рассказать о том, что существует версия, согласно которой великий царь Иван Грозный оставил в Костроме часть своей знаменитой библиотеки-либереи.

Тема урока «Царствование Бориса Годунова»

Борис Годунов – потомок костромского боярина Захария Зерно, основателя Ипатьевского монастыря.

Тема урока  «Смута в России в начале  XVII века». Рассказ об уроженце костромской земли Григории Отрепьеве, который, по одной из версий, в настоящее время все менее популярной, считается царем Лжедмитрием Первым. Поход польского воеводы Александра Лисовского по территории Костромского края – Кострома, Галич, Селище. Осада Ипатьевского монастыря, в котором засели часть захватчиков,  галичскими, костромскими, вологодскими ополченцами. Участие костромичей во Втором народном ополчении Минина и Пожарского.  

Тема урока « Первые Романовы».  Рассказ о подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина, пребывание Романовых в костромском Ипатьевском монастыре и призвание здесь на царство Михаила Романова. В то же время необходимо сказать о том, что юный Михаил давал клятву на иконе Феодоровской Божией Матери, святыне Костромской земли.

Тема урока «Россия в первой половине XVII в. Правление Петра Первого»

Уроженец костромской земли Григорий Капустин открыл месторождения каменного угля в Донецком каменноугольном бассейне.

Тема урока «Россия во второй половине XVIII в. Правление императрицы Екатерины Второй». Рассказать о том, что в заговоре против ее мужа императора Петра III Федоровича, принимал участие уроженец  Костромы, основатель русского театра Федор Григорьевич Волков. Посещение императрицей нашего города и непосредственное участие ее в обустройстве Костромы. Именно Екатерина Вторая помогла костромичам профинансировать проект обустройства центральной части Костромы, который был заказан в Санкт-Петербурге.  

Тема урока «Отечественная война 1812 года»

Участие костромичей в этой войне: А.Фигнер, генерал Корнилов и другие.

Тема урока «Интеллектуальная и  художественная жизнь России XIX в.»

А.Н.Островский. А.Ф.Писемский. Н.А.Некрасов.

Тема урока «Россия в начале XX в.»

Участие костромичей в революции 1905 г. Костромской погром 19 октября 1905 г., в котором местные и приезжие торговцы расправились со студентами костромских училищ, которые решили отпраздновать издание «Манифеста о даровании свобод Российскому народу» императором Николаем Романовым.

Тема урока «Россия в Первой мировой войне»

Костромское ополчение. Костромичи-участники войны.

Тема урока «Приход большевиков к власти в России»

Антисоветские восстания в Костромской губернии: Шунгенское, Красносельское, Уренское.

Тема урока «Развитие экономики СССР в конце 20–30-х годов. Форсированная модернизация.»

Ликвидация Костромской губернии, ее вхождение в состав Ивановского промышленного округа, Ярославской области.

Тема урока «СССР в годы Великой Отечественной войны. Первый период войны»

Кострома – фронту.

Тема урока «Окончание Великой Отечественной войны и второй мировой войны. Итоги и значение войны».

Костромичи – герои Великой Отечественной войны.

Тема урока «СССР в конце 1960-х — начале 1980-х годов»

Костромская порода КРС. Штейнман. Малинина. Малков.

Тема урока «Российская Федерация на современном этапе»

Роль Костромского края в становлении Российского государства.