Роль и место сольфеджио в музыкальном образовании: традиционная система обучения или путь инноваций

Статья предполагает рассуждение о роли сольфеджио в раскрытии ребенка как будущего музыканта. Это совместное творчество двух составляющих теории и практики. Многие поколения учеников прошли через традиционную систему обучения, основанную на определенных целях и задачах, форм и методов работы и ее конечный результат. 

От современного музыкального образования давно уже не получается тот результат, который требуется в реальной жизненной практике. Незаметно происходит формирование профессионального делитанизма с ограниченным кругом знаний, и это является большой проблемой, о которой хочется говорить. Теряется процесс личностного формирования учащегося, нарушена связь теорией и практикой сольфеджио (например, на уроках по специальным предметам).   

Между тем, именно сольфеджио является основой в творческом становлении музыканта. Модель построение учебного предмета сольфеджио оказывает влияние на развитие физических данных учащихся, плюс сенсорных, и эмоциональных.

Первый этап общение с учеником – это проверка его музыкальных способностей. Изначально музыкальный слух проверяется по трем базовым составляющим, которые фиксируются при поступлении в музыкальное учреждение. Это: слух, память, и ритм. Сделаем акцент на слове «фиксируется». В данном случае каждый из этих компонентов впоследствии развивается на всем протяжении обучения. Как показывает практика – эти три составляющих (музыкальный слух, память и ритм) – индивидуальны в развитии.

Идеальным является совпадение этих трех компонентов. Абсолютный слух – явление достаточно редкое, и по последним исследованиям его природа зависит от физиологических аспектов человека (здесь идет речь об особом строении головного мозга).

В нашем случае с педагогической точки зрения встает задача развития слуха, во всех его проявлениях через классические приемы. И, в первую очередь это уроки сольфеджио. Результат нашей работы на уроках сольфеджио – это развитие относительного музыкального слуха, то есть - это способность различать близкие по высоте тона в прямом сравнении.     

Поскольку музыка – является видом искусства неконкретным, то проблемой становится «замер» результатов в процессе обучения. В связи с этим многие годы преподаватели ищут свои методические пути освоения предмета сольфеджио (работа над интонацией, гармоническим слухом, используются всевозможные виды диктантов, многоголосное пение и другие виды работы на уроках). Задача ставится в кратчайший период времени научить ребенка слышать, и воспроизводить фрагменты музыкального материала.  

Работа по освоению материала не должна быть однообразной, и в тоже время для того, чтобы материал был усвоен нужно повторить в разных вариантах не менее трех-четырех раз. Обращаем внимание, что часто преподаватели сталкиваются с непониманием роли регулярной работы с нотным материалом  не только на уроках, но и в процессе домашней подготовки к занятиям. 

В настоящее время в помощь преподавателю имеются разнообразные инновационные материалы: интерактивная доска, музыкальные центры, многочисленные  мультимедийные приспособления.  Это может быть отдельной темой, пример организации самого урока, а мы говорим об общих аспектах значения роли сольфеджио в музыкальном воспитании. Не надо забывать, что сольфеджио это групповой предмет изучения, где в группе, как правило – от 10 до 14 человек, с разными музыкальными данными. Речь идёт об индивидуальном подходе к отдельно взятому ученику, в данном случае это уже мастерство педагога, найти способ услышать каждого. Написано множество музыкальных пособий, учебников, статей – главное найти для себя свой вариант – и, как правило, он классический. 

Таким образом, в данной статье автор пытался поднять ряд вопросов, с которыми сталкивается все преподаватели на уроках сольфеджио:

- Во-первых, при всем многообразии современных форм обучения предмету, теряется главная его составляющая – это классическая основа предмета. 

- Во-вторых, не достаточное внимание к предмету со стороны родителей. Обучение требует методического подхода к занятиям;

- В-третьих, проблема вовлеченности детей в образовательный процесс, всеми известными способами включая игровые. Задача педагога вызвать желание ребенка заниматься предметом, так как он является важной частью музыкальной культуры. Сольфеджио – это элемент музыки, это раскрытия всего музыкального материала, его прочтение.  Совместные действия педагога с детьми на занятиях, и игровые формы и т.д. Мы познаем музыку посредством изучения сольфеджио, воздействуя на духовный и эмоциональный мир ребенка.

В заключении, хочется подчеркнуть, что преподавание сольфеджио – это творческий процесс, где в универсальной форме достигается гармоничное соразвитие теории и практики. Содержание  музыкального произведения это не только его внешняя сторона, его характерный музыкальный образ, доминирующей частью которого, также является и сольфеджио. Обеспечение целостности процесса познания музыки – и есть главный смысл в изучении предмета сольфеджио.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Абдурахманова Н.А.. Забежинская Ю.М.

Роль и место сольфеджио в музыкальном образовании: традиционная система обучения или путь инноваций

Статья предполагает рассуждение о роли сольфеджио в раскрытии ребенка как будущего музыканта. Это совместное творчество двух составляющих теории и практики. Многие поколения учеников прошли через традиционную систему обучения, основанную на определенных целях и задачах, форм и методов работы и ее конечный результат.  

От современного музыкального образования давно уже не получается тот результат, который требуется в реальной жизненной практике. Незаметно происходит формирование профессионального делитанизма с ограниченным кругом знаний, и это является большой проблемой, о которой хочется говорить. Теряется процесс личностного формирования учащегося, нарушена связь теорией и практикой сольфеджио (например, на уроках по специальным предметам).    

Между тем, именно сольфеджио является основой в творческом становлении музыканта. Модель построение учебного предмета сольфеджио оказывает влияние на развитие физических данных учащихся, плюс сенсорных, и эмоциональных.

Первый этап общение с учеником – это проверка его музыкальных способностей. Изначально музыкальный слух проверяется по трем базовым составляющим, которые фиксируются при поступлении в музыкальное учреждение. Это: слух, память, и ритм. Сделаем акцент на слове «фиксируется». В данном случае каждый из этих компонентов впоследствии развивается на всем протяжении обучения. Как показывает практика – эти три составляющих (музыкальный слух, память и ритм) – индивидуальны в развитии.

Идеальным является совпадение этих трех компонентов. Абсолютный слух – явление достаточно редкое, и по последним исследованиям его природа зависит от физиологических аспектов человека (здесь идет речь об особом строении головного мозга).

В нашем случае с педагогической точки зрения встает задача развития слуха, во всех его проявлениях через классические приемы. И, в первую очередь это уроки сольфеджио. Результат нашей работы на уроках сольфеджио – это развитие относительного музыкального слуха, то есть - это способность различать близкие по высоте тона в прямом сравнении.    

Поскольку музыка – является видом искусства неконкретным, то проблемой становится «замер» результатов в процессе обучения. В связи с этим многие годы преподаватели ищут свои методические пути освоения предмета сольфеджио (работа над интонацией, гармоническим слухом, используются всевозможные виды диктантов, многоголосное пение и другие виды работы на уроках). Задача ставится в кратчайший период времени научить ребенка слышать, и воспроизводить фрагменты музыкального материала.  

Работа по освоению материала не должна быть однообразной, и в тоже время для того, чтобы материал был усвоен нужно повторить в разных вариантах не менее трех-четырех раз. Обращаем внимание, что часто преподаватели сталкиваются с непониманием роли регулярной работы с нотным материалом  не только на уроках, но и в процессе домашней подготовки к занятиям.  

В настоящее время в помощь преподавателю имеются разнообразные инновационные материалы: интерактивная доска, музыкальные центры, многочисленные  мультимедийные приспособления.  Это может быть отдельной темой, пример организации самого урока, а мы говорим об общих аспектах значения роли сольфеджио в музыкальном воспитании. Не надо забывать, что сольфеджио это групповой предмет изучения, где в группе, как правило – от 10 до 14 человек, с разными музыкальными данными. Речь идёт об индивидуальном подходе к отдельно взятому ученику, в данном случае это уже мастерство педагога, найти способ услышать каждого. Написано множество музыкальных пособий, учебников, статей – главное найти для себя свой вариант – и, как правило, он классический.  

Таким образом, в данной статье автор пытался поднять ряд вопросов, с которыми сталкивается все преподаватели на уроках сольфеджио:

- Во-первых, при всем многообразии современных форм обучения предмету, теряется главная его составляющая – это классическая основа предмета.  

- Во-вторых, не достаточное внимание к предмету со стороны родителей. Обучение требует методического подхода к занятиям;

- В-третьих, проблема вовлеченности детей в образовательный процесс, всеми известными способами включая игровые. Задача педагога вызвать желание ребенка заниматься предметом, так как он является важной частью музыкальной культуры. Сольфеджио – это элемент музыки, это раскрытия всего музыкального материала, его прочтение.  Совместные действия педагога с детьми на занятиях, и игровые формы и т.д. Мы познаем музыку посредством изучения сольфеджио, воздействуя на духовный и эмоциональный мир ребенка.

В заключении, хочется подчеркнуть, что преподавание сольфеджио – это творческий процесс, где в универсальной форме достигается гармоничное соразвитие теории и практики. Содержание  музыкального произведения это не только его внешняя сторона, его характерный музыкальный образ, доминирующей частью которого, также является и сольфеджио. Обеспечение целостности процесса познания музыки – и есть главный смысл в изучении предмета сольфеджио.