Переход на ФГОС. Цели. Задачи. Проблемы.
В статье говорится о целях, задачах, проблемах, встающих перед обществом и перед педагогом при введении ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_fgos_2.docx | 25.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Внедрение ФГОС
«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Поэтому введение новых образовательных стандартов - это веяние времени.
Процесс работы над внедрением новых стандартов ООО в школе начался еще в прошлом учебном году и осуществлялся через изучение нормативно - правовой базы федерального, регионального и муниципального уровней по внедрению ФГОС ООО, формирование рабочей группы по введению ФГОС, составление основной образовательной программы образовательного учреждения, создание плана методической работы по внедрению ФГОС ООО, внесение дополнений в должностные инструкции в соответствии с требованиями к кадровому обеспечению реализации ФГОС ООО, информирование родителей всех ступеней о подготовке к переходу на новые стандарты.
В план работы по внедрению ФГОС были включены следующие вопросы:
1. изучение методических материалов ФГОС второго поколения;
2. разработка основной образовательной программы основного общего образования;
3. разработка рабочих учебных программ по предметам учебного плана;
4. разработка рабочих программ внеурочной деятельности;
5. ознакомление и обсуждение ФГОС второго поколения с родителями;
6. изучение УМК, предлагаемых разработчиками ФГОС второго поколения для его реализации;
7. разработка системы мониторинга достижения основных планируемых результатов образования;
8. создание нормативно-правовой базы (локальных актов, регламентирующих деятельность педагогов, членов администрации) с целью сопровождения внедрения ФГОС четким инструментарием, локальными актами, регламентирующими деятельность учителей;
Таким образом, в результате подготовительной работы к внедрению ФГОС второго поколения на первом этапе были решены следующие задачи:
дополнена нормативно-правовая база школы локальными актами (Положение о рабочей учебной программе по предметам основного общего образования на основе требований ФГОС второго поколения; Об учебном кабинете в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения; внесены изменения в должностные инструкции классного руководителя, заместителя директора по УР в части организации деятельности по внедрению ФГОС второго поколения), на родительских собраниях будущих пятиклассников доведены до родителей цели и задачи ФГОС второго поколения; проведен опрос родителей с целью изучения запроса в дополнительном образовании детей во внеурочное время; скорректирован план методической работы, основная деятельность ее направлена на изучение методических материалов, сопровождающих внедрение ФГОС второго поколения, и разработку программ; включены в план методического совета школы мероприятия по методическому сопровождению деятельности учителей, разрабатывающих рабочие учебные программы;
Второй этап: изданы ряд приказов, регламентирующих деятельность педагогов в рамках внедрения ФГОС, разработана Программа внеурочной деятельности на ступени основного общего образования.
Новым для нас, учителей, стало понятие «универсальные учебные действия». Как развивать ученика нам знакомо, а вот как перестроить сформировавшиеся убеждения и поступки учителя – взрослого человека.
В условиях введения ФГОС ООО особенно актуальны вопросы методического сопровождения образовательной практики. В период перехода на новые образовательные стандарты необходима мотивационная и методическая готовность учителей школы. С этой целью в общей системе методической работы мы продумали блок мероприятий по сопровождению педагогов в условиях перехода на ФГОС нового поколения.
В период перехода на ФГОС основной целью методической работы является:
− создание модели методического сопровождения перехода школы на новые федеральные государственные образовательные стандарты, создание условий для реализации ФГОС нового поколения в школе, обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС ООО через создание системы непрерывного профессионального развития.
Приоритетные задачи:
- создать и актуализировать нормативную базу введения ФГОС основной школы,
- создать методическое обеспечение введения ФГОС основной школы,
- обеспечить преемственность методических и учебно-методических разработок федерального, регионального и муниципального уровней,
- разработать дополнительные образовательные модульные программы, ориентированные на повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам введения ФГОС ООО,
- обеспечить повышение профессиональной компетенции педагогических работников по вопросам ФГОС,
- разработать систему мониторинга
Методическое сопровождение ФГОС ООО предполагает то, что каждый педагог может объединиться с другими педагогами или включиться в работу специально организованных групп (творческие, рабочие, по интересам). При этом необходимо отметить, что особо обращается внимание на:
− изучение профессиональных проблем, потребностей педагогов;
− предоставление возможности каждому педагогу выбирать свои способы и формы повышения мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, на курсах и в других формах методической работы, возможность самому педагогу предложить индивидуальную форму повышения квалификации, в том числе и дистанционно.
Все формы методической работы в нашей школы можно условно разделить на организационные и дидактические формы; коллективные и индивидуальные. Традиционными формами работы в школе являются:
− тематические методические и педагогические советы;
− тематические заседания ШМО, микрогрупп;
− диагностика, педагогический мониторинг;
− индивидуальная работа;
− аттестация;
− самообразование педагогов;
− семинары - практикумы;
− педагогические лектории;
− открытые уроки;
− взаимопосещение уроков;
− предметные недели;
− творческие отчеты;
− групповые и индивидуальные консультации;
− практикумы по конструированию уроков;
− информирование и обсуждение методических новинок;
− презентация методических наработок.
Третий этап – реализация ООП ООО.
Организация внеучебной деятельности обучающихся с учётом пожеланий родителей и самих пятиклассников силами школы и во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования: спортивные секции, дом детского творчества, детская музыкальная школа, библиотеки.
Учитель – ключевая фигура современной школы, от его профессионализма зависит качество образования, поэтому современный педагог должен быть креативным: владеющим современными образовательными технологиями; эффективно взаимодействующим с семьями обучающихся; быть открытым новшествам, мотивированным на работу с учащимися, способным к личностному и профессиональному развитию.
Образовательные стандарты второго поколения предусматривают новые подходы к системе оценивания обучающихся.
Для организации мониторинга сформированности как предметных, так и универсальных учебных действий и учителям и администраторам необходимо иметь полное представление о содержании оценки, общих подходах к определению уровня освоения учебного материала, особенностях используемых заданий.
Анкетирование учителей выявило, что в выделении и анализе заданий, направленных на УУД затрудняются 40% респондентов, а в определении уровня сформированности УУД школьников испытывают затруднения все учителя. Это связано с тем, что единая диагностика предметных, тем более личностных и метапредметных результатов, долгое время была практически не разработана. Поэтому первоначально нам нужно было разобраться с тем, как устроена система оценки образовательных достижений, насколько она поддерживает и стимулирует учащихся, насколько точную обратную связь обеспечивает, насколько она информативна и включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность.
Новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, на что были ориентированы стандарты 1 поколения, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.
Разработка инструментария для итоговой оценки включает следующие этапы: планирование итоговой работы; разработка заданий; конструирование проверочной работы; разработка рекомендаций по оценке заданий и работы в целом; подготовка инструкций по проведению работы.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности.
При переходе на ФГОС возникают различные проблемы.
В части материально-технического обеспечения:
- в здании школы не хватает учебных кабинетов для организации внеурочной деятельности
В части информационно-методического обеспечения:
- требуется совершенствование ресурсного потенциала: кадрового, программно-методического;
Введение ФГОС основного общего образования выявило некоторые проблемы кадрового характера:
∙ сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока еще тормозит внедрение новых форм и технологий;
∙ реализация проектной деятельности требует от педагога владение в совершенстве приемами, технологиями метода проектов;
В части оценочной деятельности и диагностики:
- отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя;
- работа по ведению портфолио как форме оценивания учащихся должна совершенствоваться и развиваться в сотрудничестве с родителями
Проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.
«Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз»./(Александр Асмолов – один из главных разработчиков ФГОС)
Комментарии
Давайте заменим всего одно
Давайте заменим всего одно слово в известной песенке... )))
Лучший подарок, по-моему, ФГОС-мед.
Каждый осел это сразу поймет!
Даже немножечко -
Чайная ложечка! -
Это уже хорошо! -
Ну, а тем более - полный горшок!
Конец твоим мучениям,
А также огорчениям,
Конец твоим обидам
И вообще невзгодам,
Когда тебе (или ему),
Когда (ну, все равно кому!)
Подарят в День Рождения
Горшочек с ФГОСом!
2
Но ФГОС - это очень уж
странный
предмет...
Всякая вещь - или есть, или
нет, -
А ФГОС (я никак не пойму, в чем
секрет!)...
ФГОС - если есть, то его
сразу нет!
И нет конца страданиям
И разочарованиям,
А также огорчениям
И вообще невзгодам,
Когда тебе (или ему),
Когда (ну, все равно кому!)
Подарят в День Рождения
Горшочек с ФГОСом!
3
Вот горшок (пустой),
Он - предмет простой:
Он никуда не денется!
И потому горшок (пустой!)
Гораздо выше ценится!
Забыты все страдания
И разочарования,
И сразу наступает
Хорошая погода,
Когда тебе (или ему),
Когда (ну, все равно кому - только не мне!)
Подарят в День Рождения
Горшок без ФГОСа!
http://nsportal.ru/comment/178636#comment-178636
А ключевое слово к ФГОСу -
А ключевое слово к ФГОСу - двусмысленное "полный горшок"?
Юлия Юрьевна, а Вы не
Юлия Юрьевна, а Вы не находите, что, вообще, поиск смысла в данном вопросе бессмысленное занятие? Но Ваше замечание вполне так себе, верное. Ведь главное в этом вопросе, чтобы спустя время мы не заявили, что снова "обгоршочились"...
Лично я пока наблюдаю лишь
Лично я пока наблюдаю лишь принятие учительством внешней атрибутики ФГОСа, но никак не его сути. Что будет дальше, поживем-увидим.
У меня внуки маленькие, так
У меня внуки маленькие, так что проблема суперактуальна. Тут уж не до поисков смысла. За много лет в школе МИМО прошло столько "новаций" - не сосчитать. Не говоря о бабушкином борще, скажу о пещере Альтамира. Рисунки пещерных жителей - вполне пофессиональны. Академию художеств они приэтом не кончали. Конечно, хочется профессионализм поставить на поток, научить всех и каждогоучить других. Но так часто новации пытаются проводить безмозглые креслократы...
Очень смешно, это вы сами
Очень смешно, это вы сами придумали?
Если я чешу в затылке -
Если я чешу в затылке -
Не беда!
В голове моей опилки,
Да-да-да!
Но хотя там и опилки,
Но Шумелки и Вопилки
(А также Кричалки, Пыхтелки и даже
Сопелки и так далее)
Сочиняю я неплохо
И-
ног-
да!
Борис Владимирович Заходер, устами Вини Пуха. Правда, в книжке этих стихов нет, их придумали уже мультику. В детстве не смотрели? )))
Смотрела, конечно. Но это ж
Смотрела, конечно. Но это ж надо было додуматься- слово заменить.И часто вы так балуетесь?))
))) я далеко не новатор в
))) я далеко не новатор в данном вопросе...
Все равно спасибо! Повеселили
Все равно спасибо! Повеселили перед аттестацией.
ФГОС и т. д.
Сегодня прошла аттестацию. Пока ожидали своей очереди, обменивались мнениями о современном образовании и пришли к выводу, что и учителей и учеников упорно приучают не к получению полноценного образованию, а к собиранию бумажек, галочек и плюсиков, как будто это квест-игра, а не работа и учеба
Поздравляю! Правильные выводы
Поздравляю! Правильные выводы, стране нужны послушные исполнители, а не думающие люди.