Исследовательская и проектная деятельность учащихся
Хочу поделиться одной интересной презентацией, которая раскрывает основные подходы к пониманию того, что такое исследовательская работа и в чем ее отличие от проектной работы.Сразу скажу, что презентация не моя.Я получила ее на курсах повышения квалификации.Но может быть очень полезна для каждого учителя и даже учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektirovanie_i_issledovanie.ppt | 1.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проектная и исследовательская мыследеятельность Исследование и проектирование — основные типы мыследеятельности в современном обществе , которые выделяют наряду с ОРУ (организацией, руководством, управлением), конструированием, разведкой, критикой, программированием и т. д.
Что дает ИД и ПД ? расширить кругозор приобрести опыт публичного выступления Развить самостоятельное мышление Подготовится в ВУЗ сделать учебу интересной повысить культурный уровень Познакомиться с интересными людьми быть успешным в современном обществе
Что такое исследование ? Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Савенков А.И. исследование всегда предполагает наличие некой проблемы, некоего противоречия, белого пятна, которые нуждаются в изучении и объяснении. Белых С.Л.
Что такое проект ? Проект – это разработанный план для создания чего-либо. Проект – это предварительный текст какого-либо документа. Проект – реалистичный замысел о желаемом будущем…
Сравнительная характеристика проектирования и исследования Параметры : Исследование Проектирование время Не имеет жестких временных рамок нацелено в будущее имеет четкие временные рамки продукт знания Продукт (практический результат?) результативность и отличие по критериям критерий истинности критерий реализуемости направленность направлено обязательно на идеальный объект На организационную форму схема постановка вопроса, выдвижение гипотезы относительно устройства объекта, проверка гипотезы на материале (создание источниковой базы, конструирование и проведение эксперимента и т. д.), моделирование объекта, сопоставление своего способа работы с культурным образцом являются замысел, реализация замысла, рефлексия реализации, переосмысление замысла .
Типы творческих работ учащихся Исследовательские – Проблемно- реферативные Проблемно-поисковые (Основанные на сборе архивного материала ) Описательные (Натуралистические, информационно-описательные) - Сравнительные Экспериментальные Проектно-исследовательские Проектные работы Творческие Реферативные (компилятивные)
Исследовательский, творческий, информационный, практико- ориентированный, игровой и т.д. Непосредственный(жесткий, гибкий); скрытый (имитирующий участника проекта) Среди участников одного учреждения, класса, города, региона, страны, разных стран мира Метод доминирующий в проекте Характер контактов Характер координации проекта Продол- жительность проекта Число участников проекта Типы классификаций Типология проектов
Типы исследовательских работ Проблемно- реферативная Проблема Поиск источников Обработка и сопоставление информации Анализ Собственное умозаключение « реферат» от латинского « referre », означающего «докладывать», «сообщать» Цель такой работы – систематизация имеющегося материала по теме,
Типы исследовательских работ Проблемно- поисковая Проблема Поиск Опрос Интервью Сбор мнений Изучение архивных документов СМИ Участие в экспедиции Анализ Блинова Наталья «Влияние Ижевска на состояние д. Ярушки с момента ее возникновения до сегодняшних дней»
Типы исследовательских работ Натуралистическая - описательная Наблюдение Описание Составление таблиц Построение графиков Анализ Например; «Ценопопуляционные исследования орхидеи пальчатокоренника Фукса на территории заказника…» Например; «Рефлексы у меченосцев Геллера»
Типы исследовательских работ Информационно- описательная Идея Работа с источниками Сопоставление Вывод «Пейзаж и цвет в лирике Иосифа Бродского» Например:
Типы исследовательских работ Сравнительные Идея Работа с источниками Сравнение Вывод Например: «Сравнение трёх переводов 65-го сонета В. Шекспира».
Типы исследовательских работ Опытно - экспериментальная Проблема Подбор научной методики Опыт, эксперимент Анализ Выводы по собственному экспериментальному материалу Например: «Влияние катионов тяжелых металлов на ферментную активность каталазы » или « Влияние разных способов Приготовления пищи на содержание нитратов в продуктах »
Типы исследовательских работ Проектно-исследовательские Проблема Идея Экспертиза Реализация Реальный проект Например: «Автобус для слабовидящих детей»
Оформление результатов Защита Технологическая цепочка выполнения ИР Выбор темы Календарное планирование Выбор методики Постановка целей, задач Обзор литературы Сбор и обработка материала Выбрать тему несложно если знаешь, что тебя интересует в данный момент. Тема – краткая, конкретная, узкая
Область исследования Проблема – тема От греческого - краткая Problem емкая Задача конкретная Преграда узкая трудность Цель: Доказать Обосновать Разработать Объяснить Создать Определить Задачи (3-5) Провести анализ Выявить Определить Установить Гипотеза (предположение) Предположим Допустим Возможно Если…, то… Вывод: На основании результатов данного исследования Доказано Обосновано Разработано Результаты: В ходе данного исследования Проведен анализ Выявлено Определено Установлено Методы Эмпирические (опыт) Теоретические (теория) - изучение и анализ лит-ры - историко - генетические - наблюдение - моделирование - опрос - сравнение - тестирование - классификация - рейтинг - обобщение - опыт - абстрагирование - эксперимент - систематизация - мониторинг - синтез - исследование - аналогия - изучение и обобщение чужого опыта - интегрирование - анкетирование - ранжирование - интервью Объект Предмет Процесс, явление, Часть объекта, которое исслед-ся которую можно преобразовать так, чтобы объект изменился Алгоритм и логическая взаимосвязь выполнения ИР
Проблема – « problema »- «задача», «преграда», «трудность» - осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами имеющегося знания и опыта. Словарь по психологии под ред. А.В. Петровского. Проблема - это противоречие между двумя блоками информации С.Л. Белых Постановка проблемы
Цель – определяет результаты которые вы хотите получить, формулируется на основании выбранной темы. Реализация цели (общей задачи) распадается на выполнение ряда исследовательских задач. Цель
формулировка целей Формулировка целей Цель исследовательской работы: Выявить … определить… Изучить... Доказать… Обосновать… Объяснить… Определить… Разработать … Создать… Выполнить.. Цель проектной работы:
Задачи вычленяются не по хронологическому принципу, а по структурному, как компоненты общей проблемы. Формулировка задач исследования- постановка тех конкретных вопросов на которые требуется получить ответ. Типы задач : количественные -отвечают на вопрос «Сколько?», качественные -«Есть ли?», функциональные -«зачем?», задачи на выявление механизма -«Как?», задачи на выявление причин- «Почему?». Задачи
Объект- то что изучается (например деревня Ярушки) Предмет - часть объекта, которая исследуется (например -изменение численности населения дер. Ярушки) Объект и предмет исследования
Гипотеза – предположение, догадка, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом должна быть прогностической и предсказывать научный или практический вклад. Ключевые слова: Допустим Возможно Если…, то… «Гипотеза исследования основана на предположении о том, что…» «К сожалению, вопрос, который я взяла – мало изучен» «…внедрение…даст положительный эффект, если будут выполнены следующие условия: 1)…2)…3)…» Гипотеза
Метод- (греч. Metodos- путь к чему либо) способ достижения или определенным образом упорядоченная деятельность
Методы К эмпирическим (опытным) методам исследования относятся: наблюдение (связано с описанием) описание измерение эксперимент Методики: Опрос Анкетирование Интервьюирование Методика пробных площадок Проведения опытов и т.д.
Методы К общелогическим (теоретическим) методам относятся: Анализ Синтез Обобщение Аналогия Сравнение Моделирование
Результаты: В ходе данного исследования Проведен анализ Выявлено Определено Установлено
Формулировка выводов Вывод: На основании результатов данного исследования Доказано Обосновано Разработано
Оформление текста исследовательской работы Первая страница: название темы, ФИО автора, город, номер школы, класс, руководитель. Нумеруется, но номер на ней не ставится. Оглавление. Введение. Обзор литературы. Методика работы. Результаты и их обсуждения. Выводы. (Соответствуют поставленным в работе задачам.) Благодарности. Использованная литература. Приложения.
ВВЕДЕНИЕ В этой части автор вводит читателя в круг проблем, аргументирует актуальность и характеризует общее состояние проблемы к моменту исследования. ставит цель и основные задачи работы, предмет и объект исследования, выдвигает гипотезу.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ «Теоретические основы данной работы…» «Анализ литературы по вопросам…» «Наиболее полно содержание данного вопроса раскрыто в работах…(фамилии)»
Основная (исследовательская, экспериментальная часть) Методика сбора и обработки данных Результаты и их обсуждение
Результаты и их обсуждение «Результаты измерений моллюсков приведены в таблице IV » или «По результатам измерений моллюсков (табл. IV ) видно, что…» «Как видно из данных, приведенных в таблице IV …»
Оформление рисунков Рис.(номер). Название. Условные обозначения: 1…, 2… и т.д. Ключевые слова при упоминание рисунков: «С увеличением длины моллюска возрастает и его вес (рис.8)» «На рисунке 3 показано расположение пробных площадок» «На диаграмме (рис.6) хорошо видно, что…»
ВЫВОДЫ «На основе полученных данных можно сделать следующие выводы: 1… 2… 3… и т.д.»
Для составления презентации использованы материалы Рукописные материалы Белых. С. Л..Управление исследовательской активностью ученика. Рукописные материалы. Блиновой Т.В.. Организация научно-исследовательской деятельности с учащимися. Рукописные материалы Тувина Л.П., Кадолова Н.В.. Организация работы НОУ шк. №36 г. Агарска. Кастальева. Т.Б Как написать реферат на примере реферата по биологии. Биология. Приложение к газете первое сентября/ 2000.Август. №31. Фотоматериалы проекта «Исследователь нового века» Мальков С.С.
researcher . ru - портал исследовательской деятельности учащихся. Публикуются статьи по методологии, методике и практике исследовательской деятельности учащихся, исследовательские работы школьников, организованы сетевые проекты, даются ссылки на другие Интернет-ресурсы. vernadsky . info - сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Организована система on - line представления работ на конкурс, каждый посетитель сайта может стать участником проекта. www . issl . dnttm . ru - сайт журнала «Исследовательская работа школьника». www . konkurs . dnttm . ru - сайт-обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано on - line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих. www . news . redu . ru - сайт подписки на рассылку новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям в рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся. Интернет -ресурсы