"Мои педагогические постулаты"
Размышления учителя о своих педагогических постулатах, проверенные опытом и жизнью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moi_pedagogicheskie_postulaty.docx | 16.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МОИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОСТУЛАТЫ
Много книг и фраз написано об учителе, учениках ,их взаимоотношениях. Для меня в моей работе в школе, с ребятами важны три постулата, которых стараюсь придерживаться, от которых отталкиваюсь вот уже многие годы. Они придуманы не мной, может кто-то сочтет их не столь важными, но для меня они- кредо.
Три постулата ,заключены в трех цитатах, которые стали для меня истинами.
Первая цитата из песни, которая была традиционной песней учителей в школе, где я начинала свою работу после окончания университета. Песня взволновала меня тогда, а слова ее куплета, несмотря на свою банальность, запомнились на всю жизнь и превратились в первый постулат:
"Учитель! сколько надо любви и добра,
Чтобы помнили дети тебя!..."
Итак: Любовь и Добро- вот чем я должна руководствоваться, идя каждый день на урок к детям . Любовь и Добро должны проходить красной нитью через мою работу. Если ученик видит со стороны учителя Любовь и Добро ,это уже первый шаг к успеху в работе.
Вторая и третья цитаты принадлежат Макаренко. Говоря о педагогике ,он пишет:"...Сколько тысяч лет она существует! Какие блестящие мысли, какие имена: Песталлоци, Руссо, Наторн, Блонский. Сколько книг, сколько славы! А в тоже время пустое место, ничего нет, с одним хулиганом нельзя управиться, нет ни метода, ни инструмента, просто ничего нет, какое-то шарлатанство...." Проанализировав эту цитату и опыт, накопленный моими коллегами, я пришла к выводу, что в нашем преподавательском деле не допустим шаблон. Зачастую мы имееем дело с детьми неординарными, порой даже трудными, а иногда ,и странными. К ним не подходит ни один из известных педагогических приемов. Нужно постараться найти " ключик" к сердцу такого ребенка.Главное воспринимать его таким, каков он есть, не пытаться " переделывать " его на свой лад, вопреки его психологической природе. Каждый ребенок индивидуален, уникален. Быть внимательным, доброжелательным к такому ребенку, не махать рукой в его сторону, дескать его не пределаешь. Не нужно его " переделывать". Нужно работать с ним искренне и честно.
Итак: воспринимай ученика таким , каков он есть, если даже тебе он кажется из рук вон плох, продлжай работать с ним.Это очень сложно, не всегда получается, но я стараюсь следовать этому принципу.
Третий постулат, как я уже говорила тоже заключен в словах Макаренко: " ...Я убедился давно, что наибольшее уважение и любовь со стороны ребят проявляются по отношению к другим типам людей: то , что мы называем квалификацией, уверенное и четкое знание, уменье, искусство, золотые руки, немногословие и полное отсутствие фразы, постоянная готовность к работе. Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их, если они торчат у вас под рукой, можете даже безразлично относиться к их симпатиии, но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно, не оглядывайтесь: все они на вашей стороне, они не выдадут. И наооборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, в быту , в отдыхе, если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете, если все у вас кончается браком или пшиком- никогда вы ничего не заслужите..." Можно в чем-то не согласится с Макаренко, но одно здесь вне всякого сомнения: профессионализм, четкое знание своего дела- вот третий постулат, которому я должна следовать.
Итак:
Любовь и Добро к ученикам;
Умение воспринимать ученика таким , каков он есть, не пытаясь загнать его в какие-то шаблоны, но честно работая с ним;
Профессионализм, четкое знание своего дела.
Если учитель сумеет в своей работе руководствоваться этими принципами, то на мой взгляд, это как раз то, что нужно нашей школе сегодня.