[3] п. 2.3 Образовательные программы
Образовательная программа по спортивной аэробике для группы этапа начальной подготовки 3 года обучения разработана в соответствии с современной нормативно-правовой базой в области дополнительного образования детей: закона «Об образовании» №122-ФЗ в последней редакции от 22.08.2004, СанПиН 2.4.4.1251-03, письма Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к дополнительным образовательным программам» и др. При составлении программы использовались также нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность спортивных школ, примерные программы по спортивной аэробике для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮСШОР) под редакцией Ю.С. Флипповой, Л.К. Матвеевой.
В учебно-тренировочный процесс внедряются элементы технологии спортивно- ориентированного физического воспитания школьников и здоровьеформирующей технологии, соблюдаются принципы здоровьесберегающей педагогики и триединый принцип валеологии: формирование, сохранение и укрепление здоровья индивида на основе использования всех позитивных факторов; подход к здоровью с помощью образования.
Особенностью содержания программы является системное использование физических упражнений, в основе которых лежат целенаправленные двигательные действия. Педагогическая целесообразность системного использования физических упражнений - в достижении высокого уровня развития двигательных способностей, приобретение навыков правильного выполнения движений, формирование физического, психического и нравственного здоровья.
Отличительной чертой образовательной программы является расширение возможностей использования детьми ценностей физической активности и спортивной культуры; практическое использование огромного креативного потенциала спорта для формирования физического и нравственного здоровья, роста уровня культуры жизнедеятельности, достижения социальной и межнациональной гармонии и толерантности всех участников образовательного процесса.
В данной программе предоставлены: Учебный план на 52 недели- 46 недель тренировочных занятий спортивной аэробикой непосредственно в условиях спортивной школы, дополнительно 6 недель учебно-тренировочных сборов и для самостоятельной работы. План – график построения тренировочного процесса, контрольные и переводные нормативы, определена последовательность изучения программного материала.
Основные формы занятий- групповые учебно-тренировочные занятия, теоретические занятия, беседа, индивидуальная и дифференцированная работа, соревнования, тестирование, учебно-тренировочные сборы, углубленное медицинское обследование. Учебно-тренировочные занятия проходят 4 раза в неделю, с недельной нагрузкой 8 часов.
Цель данного этапа обучения: 1. Укрепление здоровья;
2.Правельное развитие основных
физических специальных, технических качеств.
Задачи: 1.Развить специальные физические качества и повысить их
уровень(СФП);
2.Научить правильно выполнять ОРУ и специальные упражнения(ТП) ,
3.Приобрести всестороннее физическое развитие и повысить его
уровень(ОФП);
4. Воспитание высоких волевых и морально-этических качеств;
Планируемый результат на конец учебного года.
Воспитанники должны знать:
1. Основы музыкальной грамоты;
2. Строение и функции организма человека. Режим питания и гигиена.
3. Травмы, заболевания. Меры профилактики, первая помощь.
Уметь: 1.Выполнять изученные обязательные элементы;
2. Импровизировать под музыку с использованием базовых шагов
спортивной аэробики.
Обладать: 1. Навыками движений гимнастической школы и аэробного стиля, в выполнении базовых шагов спортивной аэробики, технике выполнения элементов спортивной аэробики.
2. Выполнять изученные обязательные элементы и комбинации.
3. Разбираться в средствах музыкальной выразительности.
Способ определения результативности учебно-тренировочного процесса – контрольно-переводные испытания.
Данная рабочая программа имеет следующие разделы:
1. Пояснительная записка.
2. Условия комплектования ГНП – 3.Учебно-тематический план.
3. Содержание программного материала по разделам подготовки.
3.1 Теоретическая подготовка
3.2 Общая физическая подготовка.
3.3 Специальная физическая подготовка.
3.4 Хореографическая подготовка.
4. Контрольно нормативные требования.
5. Воспитательная работа.
Условия комплектования ГНП – 3
Год обучения | Возраст обуч-ся | Кол-во обуч-ся в группе | Нагрузка часов в неделю | Кол-во соревнов. в год | Кол-во трениров. в неделю | Уровень спортивной подготовленности |
ГНП-3 | 10-11 | 12-14 | 8 | 1-2 | 4 | Выполнение норм по физической и технической подготовке |
Учебный план подготовки обучающихся ГНП - 3 (в часах)
№ | Разделы подготовки | часы |
1 | Теоретическая, психологическая подготовки | 6 |
2 | Общефизическая подготовка | 120 |
3 | Специальная физическая подготовка | 108 |
4 | Акробатика | 60 |
5 | Хореография | 60 |
6 | Техническая подготовка | 54 |
7 | Контрольные испытания | 8 |
8 | Часов в неделю | 8 |
9 | Общее количество часов | 416 |
10 | Участие в соревнованиях (количество) | 1-2 |
Содержание работы по этапам подготовки.
II этап- начальная подготовка ГНП-3 г. обучения (10-11 лет):
1 Укрепление здоровья и гармоническое развитие функций организма занимающихся.
2. Формирование правильной осанки и аэробного стиля (школы) выполнения упражнений.
3. Углубленная и соразмерная специальная физическая подготовка (благоприятный период для развития гибкости, быстроты, ловкости);
4. Совершенствование специально- двигательной подготовки (координации)
5. Функциональная начальная подготовка- освоение средних показателей объема тренировочных нагрузок;
6. Базовая хореографическая подготовка- освоение элементов различных танцевальных стилей в простейших соединениях;
7. Базовая техническая подготовка- освоение базовых элементов, освоение специфических элементов: динамическая сила (группа А), статическая сила (В), прыжки (С), гибкость (Д).
8. Формирование умения понимать музыку, разбираться в средствах музыкальной выразительности (характер, размер, ритм, темп, громкость, форма и фразировка) и согласовывать свои движения с музыкой;
9. Базовая психологическая подготовка;
10. Начальная теоретическая подготовка;
11. Участие в соревнованиях.
Учебно-методический комплекс
Теоретическая подготовка
1. Основы музыкальной грамоты.
Понятие о содержании и характер музыки. Метр, такт, размер. Ритм и мелодия музыки. Темп, музыкальная динамика. Значение музыки в спортивной аэробике.
2. Строение и функции организма человека. Режим питания и гигиена.
Краткие сведения об опорно-мышечном аппарате (кости, суставы, мышцы), строение и функции внутренних органов, органов дыхании и кровообращения, органов пищеварения и нервной системы.
3. Травмы, заболевания. Меры профилактики, первая помощь.
Понятие о травмах. Краткая характеристика травм: ушибы, растяжения, разрывы связок, мышц и сухожилий, вывихи, переломы, кровотечения. Причины травм и их профилактика. Оказание первой до врачебной помощи.
Понятие о здоровье и болезни. Наиболее общие причины заболеваний, меры профилактики заболеваний. Средства закаливания и методика их применения.
4. Режим, питание и гигиена.
Понятие о режиме, его значение в жизнедеятельности человека. Питание, его значение в сохранении и укреплении здоровья. Понятие об обмене веществ, калорийности и усвоении пищи, энергозатраты при физических нагрузках.
Понятие о гигиене труда, отдыха и занятий спортом. Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви. Гигиена жилища, места учебы и занятий спортом.
Психологическая подготовка
В основе психологической подготовки лежат, с одной стороны, психологические особенности вида спорта, с другой - психические особенности спортсмена. Чем больше соответствия между тем и другим, тем скорее можно ожидать от спортсмена высоких результатов. В психологической подготовке можно выделить:
• базовую психологическую подготовку;
• психологическую подготовку к тренировкам (тренировочную);
• психологическую подготовку к соревнованиям (соревновательную, которая, в свою очередь, подразделяется на предсоревновательную и пост-соревновательную).
Базовая психологическая подготовка включает:
• развитие важных психических функций и качеств - внимания, представлений, ощущений, мышления, памяти, воображения;
• развитие профессионально важных способностей - координации, музыкальности, эмоциональности, а также способности к самоанализу, самокритичности, требовательности к себе;
• формирование значимых морально-нравственных и волевых качеств (любви к виду спорта, целеустремленности, инициативности);
• психологическое образование (формирование системы специальных знаний о психике человека, психических состояниях, методах формирования нужного состояния и способах преодоления неблагоприятных состояний);
• формирование умения регулировать психологическое состояние, сосредоточиваться перед выступлением, мобилизовывать силы во время выступления, противостоять неблагоприятным воздействиям.
Успех соревновательной деятельности во многом зависит от качества предшествующего тренировочного процесса, который порой выражается в монотонной и продолжительной работе.
Психологическая подготовка к соревнованиям начинается задолго до соревнований, опирается на базовую подготовку и должна решать следующие задачи:
• формирование значимых мотивов соревновательной деятельности;
• овладение методикой формирования состояния ситуационной, актуальной готовности к соревнованиям, уверенности в себе, в своих силах;
• разработку индивидуального комплекса настраивающих и мобилизующих мероприятий;
• совершенствование методики саморегуляции психических состояний;
• формирование эмоциональной устойчивости к соревновательному стрессу;
• отработку индивидуальной системы психорегулирующих мероприятий;
• сохранение нервно-психической устойчивости, профилактику перенапряжений.
Ввиду объемности задач психологической подготовки целесообразно специально планировать их решение, опираясь на общепринятое деление годичного цикла на периоды, этапы и мезо-циклы. Ниже приводится примерный план-схема психологической подготовки в годичном цикле тренировки.
Общефизическая подготовка
ОФП - это педагогический процесс, направленный на воспитание основных физических качеств и развитие функциональных возможностей организма, создающих нормальные условия для совершенствования основных качеств человека. ОФП включает упражнения на развитие координационных способностей, гибкости, силы мышц рук, ног, спины и брюшного пресса.
Строевые упражнения.
Понятия "строй", "шеренга", "колонна", "ряд", '"направляющий", "замыкающий", "интервал", "дистанция".
Предварительная и исполнительная команды. Повороты направо, налево, кругом. Расчет.
Построение в одну шеренгу и перестроение в две шеренги; построение в колонну по одному и перестроение в колонну по два.
Движение строевым и походным шагом. Обозначение шага на месте и в движении. С движения вперед обозначение шага на месте. Остановка.
Движение бегом. Переходы с бега на шаг, с шага на бег.
Повороты в движении (налево, направо). Перемена направления, захождение плечом.
Границы площадки, углы, середина, центр. Движение в обход. Противоходом налево, направо. Движение по диагонали, змейкой.
Перестроение из колонны по одному в несколько колонн поворотом в движении. Размыкание шагами (приставные, шаги галопа), прыжками.
Общеразвивающие упражнения.
Упражнения без предмета.
Для рук: поднимание и опускание рук вперед, вверх, назад, в стороны; движения прямыми и согнутыми руками в различном темпе; круги руками в лицевой, боковой, горизонтальной плоскостях (одновременные, поочередные, последовательные); сгибание и выпрямление рук из различных положений, в разном темпе, с различными отягощениями, с преодолением сопротивления партнера, сгибание и разгибание рук в различных упорах (в упоре на стенке, на гимнастической скамейке, в упоре лежа; в упоре лежа, но с отведением ноги (поочередно правой и левой) назад при сгибании рук; то же, но с опорой носками о гимнастическую скамейку или рейку гимнастической стенки), и в висах (подтягивание в висе лежа, в различных хватах, в висе).
Круги руками из различных исходных положений в лицевой и боковой плоскостях (одновременные, поочередные, последовательные) без отягощений и с отягощениями.
Для шеи и туловища: наклоны, повороты, круговые движения головой и туловищем в основной стойке, в стойке ноги врозь, в стойке на коленях, сидя на полу (скамейке) с различными положениями рук и движениями руками с изменением темпа и амплитуды движений. Дополнительные (пружинящие) движения туловищем вперед, в сторону.
Наклоны с поворотами: наклоны вперед, назад, с поворотом туловища в различных стойках, в седе на полу, гимнастической скамейке.
Круговые движения туловищем: в стойке ноги врозь, в стойке на коленях ноги вместе, с набивными мячами (вес 1-3 кг) и другими отягощениями. Поднимание туловища из положения лежа на животе (спине) на полу (скамейке) без отягощений и с отягощениями, ноги закреплены на гимнастической стенке или удерживаются партнером. Поднимание туловища до прямого угла в седе и др. Удержание туловища в наклонах, в упорах, в седах с закрепленными ногами.
Для ног: сгибание и разгибание стоп и круговые движения стопой. Полуприседы и приседы в быстром и медленном темпе; то же на одной ноге с одновременным подниманием другой вперед или в сторону (с опорой и без опоры).
Выпады вперед, назад, в сторону, вперед наружу (и внутрь), назад-наружу (и внутрь). Пружинящие полуприседания в выпаде в сочетании с поворотом кругом. Прыжки на двух ногах, одной ноге, с одной ноги на другую, прыжки из приседа, прыжки через гимнастическую скамейку (сериями слитно, толчком обеими ногами или одной).
Махи ногами с опорой руками о гимнастическую стенку и без опоры руками.
Движения ногой в горизонтальной плоскости (из и.п. стойка на одной, другая вперед-книзу) в сторону, назад, в сторону, вперед (в различном темпе с увеличением амплитуды до 90 град, и более).
Поднимание ног в различных исходных положениях: стоя, сидя, лежа, в висах, упорах; то же с отягощениями, преодолевая сопротивление амортизатора или партнера. Удержание ног в различных положениях (вперед, в сторону и назад). Встряхивание расслабленными ногами. Различные сочетания движений ногами с движениями туловищем, руками (на месте и в движении).
Упражнения вдвоем: из различных исходных положений - сгибание и разгибание рук, наклоны и повороты туловища, перетягивания и др. (с сопротивлением, с помощью).
Упражнения с предметами.
С гантелями (вес 0,5-1кг): из различных исходных положений (руки вниз, вперед, в стороны) сгибание и разгибание одной руки; то же двумя руками; круговые движения руками в разных направлениях; различные движения туловищем (наклоны, пороты), приседания, подскоки и др. в сочетании различными движениями руками (гантели в обеих руках).
Упражнения на снарядах.
Гимнастическая скамейка: в упоре на скамейке - сгибание рук с поочередным подниманием ноги (правой, левой); сидя на скамейке - поднимание ног и наклоны туловища. Прыжки со скамейки вправо, влево, ноги врозь, ноги вместе.
Гимнастическая стенка: стоя лицом (боком, спиной) к стенке - поочередные взмахи ногами, стоя боком лицом к стенке, нога на 4-5 рейке - наклоны до касания руками пола, в висе спиной к стенке на верхней рейке - поднимание согнутых и прямых ног, круговые движения ногами, подтягивания и др., стоя боком или лицом к стенке - приседания на одной или обеих ногах
Из стойки на одной, другая на рейке - наклоны вперед, назад, в стороны с захватом за рейку или ногу с притягиванием туловища к ноге.
Из положения лежа, зацепившись носками за стенку - наклоны, повороты.
Из упора стоя лицом к стенке прыжки ноги врозь, вместе, согнув ноги назад и др.
Упражнения из других видов спорта.
Легкая атлетика: ходьба с изменением темпа. Ходьба на скорость (до 200м). Чередование ходьбы и бега. Семенящий бег. Бег по умеренно пересеченной местности в чередовании с ходьбой (10-20мин). Кроссы от 500 до 1500м. Бег с изменением скорости. Бег на короткие дистанции (30-60-100м.) с низкого и высокого старта. Прыжки в длину с места и с разбега. Прыжки в высоту с места и с разбега.
Плавание и прыжки в воду: плавание любым способом без учета времени. Плавание- дистанция на скорость и на выносливость (с учетом возраста).
Старт в воду с бортика и с тумбочки. Прыжки в воду с метрового трамплина со входом ногами, с поворотами, сгибая и разгибая ноги и др.
Подвижные и спортивные игры: эстафеты с бегом и прыжками, преодолением препятствий, с ведением и передачей мяча; волейбол, баскетбол, бадминтон и др.
Специальная физическая подготовка
СФП – это педагогический процесс, на развитие специальных физических качеств для данного вида спорта. СФП включает упражнения на развитие специальных физических качеств: прыгучести, гибкости, координации.
Упражнения для развития амплитуды и гибкости.
Наклоны вперед, назад, в стороны (вправо, влево) с максимальным напряжением (из различных исходных положений - сидя, стоя, без опоры и с опорой). Наклоном назад мост на обеих ногах, на одной ноге. Шпагат, шпагат с различными наклонами вперед, назад, в сторону и с различными движениями руками. Движения ногами (махи) в различных направлениях и с максимальной амплитудой; медленные движения ногами с фиксацией конечного положения в течение нескольких секунд. Упражнения вдвоем (с сопротивлением).
Сед с глубоким наклоном, голова опущена (держать 20-40с). Поднимание ноги, используя резиновый амортизатор.
Примечания:
1. Упражнения включаются в каждый урок.
2. Упражнения для увеличения подвижности в суставах для старших разрядов усложнять изменением исходных положений, применением захватов и самозахватов, отягощений, выполнением упражнений вдвоем, удержанием положений в растянутом состоянии, применением принудительного растягивания.
Упражнения на формирование осанки, совершенствование равновесия и ориентации в пространстве.
Различные виды ходьбы (с носка, на носках, с поворотом кругом, высоким, острым, перекатным, пружинными шагами) и бега в чередовании с остановками на носках; упражнения на рейке гимнастической скамейки; выполнение упражнений с выключенным зрительным анализатором; прыжки толчком двумя с поворотом на 180-360град. (сериями: 10 раз с открытыми глазами, 10 раз с закрытыми глазами).
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств.
Различные прыжки со скакалкой с постепенным увеличением продолжительности и скорости прыжков; прыжки со скакалкой с постепенным сокращением времени на заданное количество прыжков (20 прыжков за 10 с, за 8 с, и т.д.). Различные эстафеты и игры с бегом и прыжками, используя скакалки и др. предметы.
Из сомкнутой стойки на рейке гимнастической стенки, лицом к опоре, хватом руками на уровне груди - подъем на носки (на время: за 10 с-15 раз, повторить серию 3-4 раза с интервалом отдыха 1-Змин.), то же в стойке ноги вместе носки врозь.
Пружинный шаг (10- 15 с), пружинный бег(20-45 с).
Приседания с отягощениями, с партнером, поднимание на носки (в одном подходе не более 5 раз, 3-4 подхода, темп быстрый, отдых 1мин.)
Прыжки на месте и с продвижением на одной, двух ногах (высоту прыжка постепенно увеличивать), то же через препятствие (высоту препятствия постепенно увеличивать). Прыжки в высоту с места толчком двумя ногами и с разбега с доставанием предмета (подвешенные кольца, мячи). Прыжки с предметами в руках.
Прыжки из глубокого приседа. Прыжки толчком двумя на гимнастическую скамейку и со скамейки (лицом, боком к скамейке). Прыжки толчком двумя ногами, одной ногой, с одной ноги на другую через несколько скамеек.
Прыжки в глубину с высоты 30-40 см в темпе, отскок на жесткую опору и на поролон (в одной серии 3-4 прыжка, 5-6 серий, отдых 1 мин.).
Упражнения для развития координации движений.
Выполнение небольших комбинаций (без музыки и под музыку), включающие базовые шаги и различные перемещения спортивной аэробики в сочетании с различными движениями руками.
Выполнение отдельных элементов в усложненных условиях (без зрительной ориентировки, на уменьшенной площади опоры).
Хореографическая подготовка (для всех групп).
Элементы классического танца:
• полуприседание (деми плие) в 1, 2, 4, 5 позициях;
• приседание (гран плие) в 1, 2, 4, 5 позициях;
• выставление ноги на носок (батман тандю) в различном темпе;
• махи ногами на высоту 45 град, (батман тандю жете);
• полуприседание с выставлением ноги на носок (батман тандю сутеню);
• приседание на одной, другая согнута (прижата) к щиколотке (батман фондю);
• нога согнута, колено в сторону, носок у щиколотки опорной ноги (спереди или сзади) - сюр ле ку де пье;
• резкое сгибание ноги в положение сюр ле ку де пье и разгибание на 45 град. (батман фраппе);
• круги ногой по полу (рон де жамб пар тер);
• подъем на полупальцы (релеве);
• махи ногами на 90 град, и выше в 3 и 5 позициях (гран батман жете);
• махи ногами вперед-назад (гран батман жете балансе);
• поднимание ноги вперед, в сторону, назад в 3 и 5 позициях (батман девелопе).
Техническая подготовка
Техника - это рациональное выполнение двигательного действия. Техническая подготовка включает в себя разучивание, закрепление и совершенствование элементов спортивной аэробики, базовых шагов, спортивной комбинации в целом.
Изучение и совершенствование техники элементов спортивной аэробики.
Базовые шаги (для всех групп):
• ходьба: утрированная ходьба, при которой вес тела переносится с одной ноги на другую;
• подъем колена: движение выполняется стоя, при этом одна нога сгибается в колене и поднимается, а другая остается на полу (неап);
• выпад: перенос тяжести тела на ногу, широко выставленную вперед и согнутую в колене, другая нога прямая, стопа на полу (ланч);
• бег: движение, при котором вес тела переносится с одной ноги на другую попеременно скачками. Выполняется на месте или с продвижением;
• прыжки ноги врозь-вместе:
• из основной стойки толчком двумя, прыжок ноги врозь с приземлением в и. п. (аэрджек)
• из исходного положения основная стойка толчком двумя прыжок ноги врозь с приземлением в полуприсед ноги врозь. Толчком двумя вернуться в и. п. (джек);
• «скип»: движение начинается с прыжка на одной ноге с последующем скачком на этой же ноге, в то время как свободная нога сгибается и выпрямляется вперед;
• махи ногами: выполняются поочередно.
Разнообразные виды передвижения:
• ту-степ: шаг правой вперед, приставить левую, шаг правой вперед. Следующий шаг начинать с левой ноги (ритм 1 и 2 - раз и два).
• полька: шаг правой вперед, приставить левую, шаг правой вперед, подскок на правой. Следующий шаг начинать с левой ноги (ритм - раз и два и).
• скоттиш: шаг правой вперед, шаг левой вперед, шаг правой вперед, подскок на правой. Следующий шаг начинать с левой ноги (ритм - раз, два, три, четыре).
• подскок: шаг правой вперед, подскок на правой. Следующий шаг начинать с левой ноги (ритм - раз и).
• скольжение: шаг правой в сторону, приставить левую. Следующий шаг начинать с левой ноги (ритм - раз и).
• галоп: шагом правой, толчком правой прыжок с приземлением на левую, выполняется вперед и в сторону (ритм - раз и ).
• пони: шаг правой вперед или в сторону, оттолкнуться носком левой ноги и в шаге приставить ее к правой. Следующий шаг - с левой ноги (ритм - раз и).
• ча-ча-ча: шаг правой вперед, шаг левой назад, шаг правой на месте, шаг левой на месте, шаг правой на месте. Следующий шаг с левой ноги (ритм - раз, два, три и четыре).
• чарльстон: шаг правой вперед, приставить левую вперед, шаг левой назад, приставить правую назад. Следующий шаг с левой ноги (ритм - раз, два, три, четыре).
• скрестный шаг: шаг правой в сторону, левую ставить за правую, шаг правой в сторону, приставить левую к правой (ритм - раз, два, три, четыре).
прыжки на месте и с продвижением в различных направлениях на одной ноге, сгибая другую назад и разгибая вперед-книзу или в сторону
Акробатика
Акробатика - одно из средств физического развития и совершенствования двигательных способностей спортсмена. Акробатические упражнения способствуют развитию силы, гибкости, подвижности нервных процессов, устойчивости организма к изменениям положения тела в пространстве, воспитывают смелость, решительность, ловкость.
В акробатику входят следующие упражнения:
§ кувырки, перекаты, перевороты;
§ стойки на руках, «мост» с подниманием ноги или руки;
Элементы изучаемые на этапе начальной подготовки.
Элементы, демонстрирующие динамическую силу (А).
Группа «отжимание»
Петлеобразное отжимание;
Полиметрическое отжимание;
Все виды отжимания в упоре «Венсон»;
Элементы, демонстрирующие прыжки, скачки, повороты (С).
Группа «свободное падение»:
Падение в упор лежа с добавлением поворота;
Падение в упор лежа прыжком в группировке с добавлением поварота;
Группа прыжки:
«Ножницы»;
Группировка;
Прыжок 360 градусов;
«Казак»;
Прыжок во фронтальный шпагат с приземлением ноги вместе;
Прыжок во фронтальный шпагат с приземлением во фронтальный ;
Прыжок в сагитальный шпагат с приземлением ноги вместе;
Прыжок в сагитальный шпагат с приземлением в сагитальный шпагат;
Элементы, демонстрирующие статическую силу (В)
Упор высокий угол ноги врозь;
Упор высокий угол ноги вместе;
Упор углом ноги вместе с поворотом на 180-360-540 градусов;
Упор углом ноги врозь с поворотом на 180-360-540 градусов;;
Горизонтальные упоры.
Элементы, демонстрирующие равновесие и гибкость (Д)
Группа «статистическое равновесие»:
Сагиттальное равновесие – нога вперед вертикально с захватом двумя руками и удержанием 2 сек.;
Фронтальное равновесие – нога в сторону вертикально с захватом одной рукой и удержанием 2 сек.;
«Ласточка» нога назад или в сторону с удержанием 2 сек.;
Сагиттальное равновесие нога вперед вертикально с захватом одной рукой и удержанием 2 сек.;
Элементы, демонстрирующие гибкость:
Вертикальный шпагат с опорой на две руки;
Сагиттальный шпагат;
Фронтальный шпагат в упор;
Из положения сагиттальный шпагат перекат вправо или влево;
«Панкейк» - из положения фронтальный шпагат в упор перейти в положение лежа на животе ноги вместе;
Вертикальный шпагат без опоры на руки.
Группа повороты:
Повороты на одной ноге 360 градусов;
Повороты на одной ноге 360 градусов с добавлением вертикального шпагата;
Годовой график распределения учебных часов для групп начальной подготовки 3 года обучения
№ | Разделы подготовки | часы | IX | X | XI | XII | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII |
1 | Теоретическая, психологическая подготовки | 6 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | - | - | - | - |
2 | Общефизическая подготовка | 120 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
3 | Специальная физическая подготовка | 108 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 |
4 | Акробатика | 60 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
5 | Хореография | 60 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
6 | Техническая подготовка | 54 | 4 | 2 | 4 | 6 | 4 | 2 | 5 | 1 | 7 | 5 | 7 | 7 |
7 | Контрольные испытания | 8 | - | 4 | - | - | - | - | - | 4 | - | - | - | - |
8 | Нагрузка кол. часов в неделю | 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 | Общее количество часов | 416 | 34 | 36 | 34 | 36 | 34 | 32 | 34 | 34 | 36 | 34 | 36 | 36 |
10 | Участие в соревнованиях (в форме контрольных испытаний, кол.) | 1-2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Контроль за эффективностью подготовки
(комплексное тестирование).
Тестирование обучающихся отделения спортивной аэробики осуществляется 2 раза в год: в начале и в конце учебного года. Проводится в соответствии с календарным планом спортивно-массовых мероприятий СДЮСШОР, согласно утвержденному графику. В начале года проводится контрольное тестирование при приеме в группу начальной подготовки первого года обучения. После тестирования тренер определяет уровень физической подготовленности обучающихся в начале года в каждом физическом умении. На основании анализа результатов тренер включает в тренировочные занятия необходимые упражнения, направленные на развитие той или иной двигательной способности, намечает общую стратегию в создании системы домашних заданий, определяет нагрузки, повышающие уровень физической подготовленности, подбирает подвижные игры с направленным развитием качеств.
Контрольно-переводное тестирование проводится в конце учебного года. Результаты сравниваются с данными в начале учебного года и по каждому показателю определяется разница в уровнях подготовленности.
Выполнение нормативных показателей по ОФП, СФП и ТТП служит основанием для перевода обучающихся в группу следующего года обучения.
Обучающиеся, не выполнившие эти требования на следующий год не переводятся. Такие спортсмены могут решением педагогического совета школы продолжать обучение повторный год, но не более 1 раза на данном этапе подготовки. Отдельные обучающиеся, не достигшие установленного возраста для перевода в группу следующего года обучения, но выполнившие программные требования предыдущего года обучения, могут переводиться раньше срока решением педагогического совета. Перевод осуществляется приказом директора СДЮСШОР.
|
Контрольно-переводные нормативные требования для обучающихся СДЮСШОР | ||||||||||||||||||||
отделения спортивной аэробики групп начальной подготовки (1-3 годов обучения) | ||||||||||||||||||||
Упражнения | Баллы | |||||||||||||||||||
10,0 | 9,5 | 9,0 | 8,5 | 8,0 | 7,5 | 7,0 | 6,5 | 6,0 | 5,5 | 5,0 | 4,5 | 4,0 | 3,5 | 3,0 | 2,5 | 2,0 | 1,5 | 1,0 | ||
1. Складка (наклон вперед из седа ноги вместе, держать 3 сек) | полная "складка" все точки туловища и подбородок касаются прямых ног | " | полная "складка", но с удержанием прямых ног руками | " | касание грудью ног с удержанием прямых ног руками | " | касание головой ног с удержанием руками, ноги слегка согнуты | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
2. Мост держать 3 сек | ноги и руки прямые, плечи перпендикулярны полу | " | ноги слегка согнуты, плечи перпендикулярны полу | " | ноги слегка согнуты, плечи незначительно отклонены от вертикали | " | ноги сильно согнуты, плечи отклонены от вертикали на 45° | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
3. Шпагаты в 3-х положениях - правой, левой, прямой (сед с предельно разведенными в сторону ногами) | голени и бедра плотно прилегают к полу | " | голени и бедра недостаточно плотно прилегают к полу | " | голени прилегают к полу, ноги разведены на 170° | " | ноги разведены на 145° и касаются пола лодыжками | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
4.Прыжки из упора присев, в упор лежа (кол. Раз за 20 сек.) | 28 | 26 | 24 | 22 | 20 | 18 | 16 | 14 | 12 | 12 | 10 | 8 | 6 | 4 | 3 | - | - | - | - | |
5. Отжимание в упоре лежа | 30 | 28 | 27 | 25 | 24 | 22 | 21 | 19 | 18 | 16 | 15 | 13 | 12 | 10 | 9 | 7 | 6 | 4 | 3 | |
6. Пресс (сгибание и разгибание туловища в положении лежа на спине, руки за головой 30сек | 30 | 28 | 27 | 25 | 24 | 22 | 21 | 19 | 18 | 16 | 15 | 13 | 12 | 10 | 9 | 7 | 6 | 4 | 3 | |
7. Напрыгивание на гимнастической скамейке толчком двумя ногами 30сек | 30 | 57 | 54 | 51 | 48 | 45 | 42 | 39 | 36 | 33 | 30 | 27 | 24 | 21 | 18 | 15 | 12 | 9 | 6 | |
8. Жим на одной ноге (правой и левой) | 20 | 19 | 18 | 17 | 16 | 15 | 14 | 13 | 12 | 11 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | |
9. Складывание из положения лежа на спине | 40 | 38 | 36 | 34 | 32 | 30 | 28 | 26 | 24 | 22 | 20 | 18 | 16 | 14 | 12 | 10 | 8 | 6 | 4 | |
10. Прыжок в длину с места: толчок двумя ногами | 140 | 135 | 130 | 125 | 120 | 115 | 110 | 105 | 100 | 95 | 90 | 85 | 80 | 75 | 70 | 65 | 60 | 55 | 50 | |
11.Прыжки в упоре лежа кол. Раз за 20 сек. (в упоре лежа подпрыгивание отрывая одновременно руки и ноги от пола) | 40 | 38 | 36 | 34 | 32 | 30 | 28 | 26 | 24 | 22 | 20 | 18 | 16 | 14 | 12 | 10 | 8 | 6 | 4 | |
| ||||||||||||||||||||
Перевод обучающихся в группу следующего года обучения производится при выполнении: | ||||||||||||||||||||
ГНП-1 более 50 % нормативов - 55 баллов |
| |||||||||||||||||||
6.Воспитательная работа
На протяжении многолетней спортивной подготовки занимающихся тренер-преподаватель решает задачу формирования личностных качеств, которые включают: воспитание патриотизма; воспитание нравственных качеств (честность, доброжелательность, терпимость, коллективизм, дисциплинированность, выдержка и самообладание) в сочетании с волевыми (настойчивость, смелость, упорство, терпеливость); эстетическое воспитание (чувство прекрасного, аккуратность, воспитание трудолюбия). Воспитательная работа проводится в соответствии с планом, утвержденным директором школы; в процессе учебно-тренировочных занятий, соревнований, оздоровительно-туристских мероприятий, учебы в школе, а также в свободное от занятий время.
Воспитательные средства:
• личный пример и педагогическое мастерство тренера;
• высокая организация учебно-тренировочного процесса;
• атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
• дружный коллектив;
• система морального стимулирования;
• наставничество опытных спортсменов.
Основные воспитательные мероприятия:
• торжественный прием вновь поступающих;
• просмотр (в том числе и телевизионный) соревнований и их обсуждение;
• соревновательная деятельность учащихся и ее анализ;
• регулярное подведение итогов учебной и спортивной деятельности учащихся;
• проведение тематических праздников;
• встречи со знаменитыми спортсменами;
• экскурсии, культпоходы в театры, на выставки;
• тематические диспуты и беседы;
• трудовые сборы и субботники;
• оформление стендов и газет.