[3] п. 2.3 Образовательные программы
Образовательная программа
по спортивной аэробике группы начальной подготовки
первого года обучения для обучающихся 6-8 лет
на 2014-2015 учебный год
Сургут 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа по спортивной аэробике для группы этапа начальной подготовки 1 года обучения разработана в соответствии с современной нормативно-правовой базой в области дополнительного образования детей: закона «Об образовании» №122-ФЗ в последней редакции от 22.08.2004, СанПиН 2.4.4.1251-03, письма Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к дополнительным образовательным программам» и др. При составлении программы использовались также нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность спортивных школ, примерные программы по спортивной аэробике для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮСШОР) под редакцией Ю.С. Филипповой, Л.К. Матвеевой.
В учебно-тренировочный процесс внедряются элементы технологии спортивно- ориентированного физического воспитания школьников и здоровьеформирующей технологии, соблюдаются принципы здоровьесберегающей педагогики и триединый принцип валеологии: формирование, сохранение и укрепление здоровья индивида на основе использования всех позитивных факторов; подход к здоровью с помощью образования.
Особенностью содержания программы является системное использование физических упражнений, в основе которых лежат целенаправленные двигательные действия. Педагогическая целесообразность системного использования физических упражнений - в достижении высокого уровня развития двигательных способностей, приобретение навыков правильного выполнения движений, формирование физического, психического и нравственного здоровья.
Отличительной чертой образовательной программы является расширение возможностей использования детьми ценностей физической активности и спортивной культуры; практическое использование огромного креативного потенциала спорта для формирования физического и нравственного здоровья, роста уровня культуры жизнедеятельности, достижения социальной и межнациональной гармонии и толерантности всех участников образовательного процесса.
В данной программе предоставлены: Учебный план на 52 недели- 46 недель тренировочных занятий спортивной аэробикой непосредственно в условиях спортивной школы, дополнительно 6 недель учебно-тренировочных сборов и для самостоятельной работы. План – график построения тренировочного процесса, контрольные и переводные нормативы, определена последовательность изучения программного материала.
Основные формы занятий- групповые учебно-тренировочные занятия, теоретические занятия, беседа, индивидуальная и дифференцированная работа, соревнования, тестирование, учебно-тренировочные сборы, углубленное медицинское обследование. Учебно-тренировочные занятия проходят 3 раза в неделю, с недельной нагрузкой 6 часов.
Цель данного этапа обучения: 1. Укрепление здоровья;
2.Правильное развитие основных
физических специальных, технических качеств.
Задачи: 1. Привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом;
2. Содействие всестороннему, гармоничному физическому развитию и укреплению здоровья учащихся,
3. Качественный отбор способных детей для занятий спортивным ориентированием;
4. Воспитание высоких волевых и морально-этических качеств;
Планируемый результат на конец учебного года.
Воспитанники должны знать:
1. Историю возникновения спортивной аэробики;
2. Правила поведения во время УТЗ;
3. Основные базовые элементы спортивной аэробики.
Уметь: 1.Выполнять изученные обязательные элементы;
2. Импровизировать под музыку с использованием базовых шагов
спортивной аэробики.
Обладать: 1. Навыками движений гимнастической школы и аэробного стиля, в выполнении базовых шагов спортивной аэробики, технике выполнения элементов спортивной аэробики.
2. Выполнять изученные обязательные элементы и комбинации.
3. Разбираться в средствах музыкальной выразительности.
Способ определения результативности учебно-тренировочного процесса – контрольно-переводные испытания.
Данная рабочая программа имеет следующие разделы:
1. Пояснительная записка.
2. Условия комплектования ГНП – 1.Учебно-тематический план.
3. Содержание программного материала по разделам подготовки.
3.1 Теоретическая подготовка
3.2 Общая физическая подготовка.
3.3 Специальная физическая подготовка.
3.4 Хореографическая подготовка.
4. Контрольно нормативные требования.
5. Воспитательная работа.
Условия комплектования ГНП – 1
Год обучения | Возраст обуч-ся | Кол-во обуч-ся в группе | Нагрузка часов в неделю | Кол-во соревнов. в год | Кол-во трениров. в неделю | Уровень спортивной подготовленности |
ГНП-1 | 6-8 | 14-25 | 6 | 1 (в форме конрольных испытаний) | 3 | Выполнение норм по физической и технической подготовке |
Учебный план подготовки обучающихся ГНП - 1 (в часах)
№ | Разделы подготовки | часы |
1 | Теоретическая подготовка | 6 |
2 | Общефизическая подготовка | 100 |
3 | Специальная физическая подготовка | 70 |
4 | Акробатика | 50 |
5 | Хореография | 50 |
6 | Техническая подготовка | 26 |
7 | Контрольные испытания | 10 |
8 | Часов в неделю | 6 |
9 | Общее количество часов | 312 |
10 | Участие в соревнованиях (количество) | 1-2 |
Содержание работы по этапам подготовки.
I этап- начальная подготовка ГНП-1г. обучения (6-8 лет):
1 Укрепление здоровья и гармоническое развитие функций организма занимающихся.
2. Формирование правильной осанки и аэробного стиля (школы) выполнения упражнений.
3. Разносторонняя общая физическая подготовка и начальное развитие всех специальных физических качеств.
4. Специально-двигательная подготовка - развитие умений ощущать и дифференцировать разные параметры движений.
5. Начальная техническая подготовка - освоение подготовительных, подводящих и базовых элементов.
6. Начальная хореографическая подготовка - освоение простейших элементов классического, историко-бытового и народного танцев.
7. Начальная музыкально-двигательная подготовка - игры и импровизация под музыку с использованием базовых шагов аэробики
8. Привитие интереса к регулярным занятиям спортивной аэробикой, воспитание дисциплинированности, аккуратности и старательности.
9. Участие в показательных выступлениях и соревнованиях.
Учебно-методический комплекс
Теоретическая подготовка
1. История развития и современное состояние спортивной аэробики.
Истоки спортивной аэробики. История развития на международной арене и в России. Анализ результатов крупнейших всероссийских и международных соревнований. Достижения российских спортсменов. Задачи, тенденции и перспективы развития спортивной аэробики.
2. Строение и функции организма человека.
Краткие сведения об опорно-мышечном аппарате (кости, суставы, мышцы), строение и функции внутренних органов, органов дыхания и кровообращения, органов пищеварения и нервной системы.
Влияние физических упражнений на развитие и состояние различных органов и систем организма.
3. Основы техники и методика обучения в спортивной аэробике.
Принципы, этапы и методы обучения. Ошибки, их предупреждение и исправление.
4. Режим, питание и гигиена.
Понятие о режиме, его значение в жизнедеятельности человека. Питание, его значение в сохранении и укреплении здоровья. Понятие об обмене веществ, калорийности и усвоении пищи, энергозатраты при физических нагрузках.
Понятие о гигиене труда, отдыха и занятий спортом. Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви. Гигиена жилища, места учебы и занятий спортом.
Общефизическая подготовка
ОФП - это педагогический процесс, направленный на воспитание основных физических качеств и развитие функциональных возможностей организма, создающих нормальные условия для совершенствования основных качеств человека. ОФП включает упражнения на развитие координационных способностей, гибкости, силы мышц рук, ног, спины и брюшного пресса.
Упражнения на развитие координационных способностей выполняются в вводно-подготовительной или заключительной части тренировочного занятия. Следующие упражнения:
· ходьба с движениями руками на каждый счет,
· удержание в сторону правой, левой ногой,
· повороты на одной ноге,
· прыжки с поворотами;
· выполнение отдельных элементов в усложненных условиях (без зрительной ориентировки, на уменьшенной площади опоры).
Упражнения на развитие гибкости («стретчинг») включаются в каждое тренировочное занятие.
· наклоны вперед, назад, в стороны с максимальным напряжением (из различных исходных положений - сидя, стоя, без опоры и с опорой),
· наклоны назад «мост» на обеих ногах, на одной ноге,
· махи в различных направлениях и с максимальной амплитудой,
· медленные движения ногами с фиксацией конечного положения в течение нескольких секунд.
Упражнения на развитие силовых качеств (силы мышц рук, ног, спины и брюшного пресса) возможно выполнять такими методами как круговой (упражнения выполняются 30-60 сек с интервалом отдыха 20 сек), повторный
(3 подхода по 20-40 раз), интервальный. Эти упражнения следуют выполнять в основной части следующие упражнения:
§ отжимание в упоре лежа,
§ отжимание в упоре сзади,
§ поднимание туловища из и.п. - лежа на спине,
§ поднимание ног на шведской стенке,
§ складки;
§ поднимание туловища из и.п. - лежа на животе,
§ приседание,
§ выпрыгивание из глубокого приседа,
§ прыжки колени к груди,
§ приседание на одной ноге,
§ прыжки на скамейку,
§ складки.
Специальная физическая подготовка
СФП – это педагогический процесс, на развитие специальных физических качеств для данного вида спорта. СФП включает упражнения на развитие специальных физических качеств: прыгучести, гибкости, координации.
Прыжковая подготовка состоит из следующих упражнений:
§ прыжки в длину,
§ прыжки вверх (с поворотами),
§ выпрыгивание с одной ноги вверх,
§ прыжки через скамейку,
§ прыжки на скамейку,
§ прыжки на одной ноге,
§ прыжки через скакалку.
Упражнения для увеличения подвижности в суставах для старших разрядов усложняют изменением исходных положений, применением захватов и самозахватов, отягощений, выполнением упражнений вдвоем, удержанием положений в растянутом состоянии, применением принудительного растягивания.
Следующие упражнения:
§ шпагат, шпагат с различными наклонами вперед, назад, в сторону и с различными движениями руками,
§ движения ногами (махи) в различных направлениях и с максимальной амплитудой,
§ медленные движения ногами с фиксацией конечного положения в течение нескольких секунд.
Танцевальная подготовка включает
§ аэробные связки под счет,
§ аэробные связки под музыку различного ритма и темпа.
Техническая подготовка
Техника - это рациональное выполнение двигательного действия. Техническая подготовка включает в себя разучивание, закрепление и совершенствование элементов спортивной аэробики, базовых шагов, спортивной комбинации в целом.
Акробатика
Акробатика - одно из средств физического развития и совершенствования двигательных способностей спортсмена. Акробатические упражнения способствуют развитию силы, гибкости, подвижности нервных процессов, устойчивости организма к изменениям положения тела в пространстве, воспитывают смелость, решительность, ловкость.
В акробатику входят следующие упражнения:
§ кувырки, перекаты, перевороты;
§ стойки на руках, «мост» с подниманием ноги или руки;
Хореография
Под хореографией понимается все, что относится к искусству танца. В раздел хореографической подготовки входят элементы классического, народного и современного танцев, исполняемых в виде экзерсиса у опоры и на середине. Хореография- школа движения подразумевает наличие соответствующей упорядоченности и структурной законченности движений. В упражнении по спортивной аэробике такая хореография проявляется в натянутости подъема, коленей, позвоночника, рук в момент выполнения базовых шагов и акробатических элементов. В манере выхода на площадку и ухода с площадки.
Изучение и совершенствование техники элементов спортивной аэробики.
Базовые шаги (для всех групп):
• ходьба: утрированная ходьба, при которой вес тела переносится с одной ноги на другую;
• подъем колена: движение выполняется стоя, при этом одна нога сгибается в колене и поднимается, а другая остается на полу (лифт);
• выпад: перенос тяжести тела на ногу, широко выставленную вперед и согнутую в колене, другая нога прямая, стопа на полу (ланч);
• бег: движение, при котором вес тела переносится с одной ноги на другую попеременно скачками. Выполняется на месте или с продвижением;
• из основной стойки толчком двумя, прыжок ноги врозь с приземлением в и. п. (аэроджек)
• из исходного положения основная стойка толчком двумя прыжок ноги врозь с приземлением в полуприсед ноги врозь. Толчком двумя вернуться в и. п. (джек);
• «скип»: движение начинается с прыжка на одной ноге с последующем скачком на этой же ноге, в то время как свободная нога сгибается и выпрямляется вперед;
• махи ногами: выполняются поочередно.
Элементы изучаемые на этапе начальной подготовки.
Элементы, демонстрирующие динамическую силу (А).
Группа «отжимание»
Петлеобразное отжимание;
Полиметрическое отжимание;
Отжимание в упоре «Венсон»;
Элементы, демонстрирующие прыжки, скачки, повороты (С).
Группа «свободное падение»:
Падение в упор лежа;
Падение в упор лежа прыжком в группировке;
Падение в упор лежа с поворотом на 180;
Группа прыжки:
«Ножницы»;
Группировка;
Прыжок 360 градусов;
«Казак»;
Прыжок во фронтальный шпагат с приземлением ноги вместе;
Прыжок в сагитальный шпагат с приземлением ноги вместе;
Элементы, демонстрирующие статическую силу (В)
Упор углом ноги врозь;
Упор углом ноги вместе;
Упор углом ноги вместе с поворотом на 180-360 градусов;
Упор углом ноги врозь с поворотом на 180-360 градусов.
Элементы, демонстрирующие равновесие и гибкость (Д)
Группа «статистическое равновесие»:
Сагиттальное равновесие – нога вперед вертикально с захватом двумя руками и удержанием 2 сек.;
Фронтальное равновесие – нога в сторону вертикально с захватом одной рукой и удержанием 2 сек.;
«Ласточка» нога назад или в сторону с удержанием 2 сек.;
Сагиттальное равновесие нога вперед вертикально с захватом одной рукой и удержанием 2 сек.;
Элементы, демонстрирующие гибкость:
Вертикальный шпагат с опорой на две руки;
Сагиттальный шпагат;
Фронтальный шпагат в упор;
Из положения сагиттальный шпагат перекат вправо или влево;
«Панкейк» - из положения фронтальный шпагат в упор перейти в положение лежа на животе ноги вместе;
Вертикальный шпагат без опоры на руки.
Годовой график распределения учебных часов для групп начальной подготовки 1 года обучения
№ | Разделы подготовки | часы | IX | X | XI | XII | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII1 |
1 | Теоретическая подготовка | 6 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | - | - | - | - |
2 | Общефизическая подготовка | 100 | 10 | 10 | 8 | 10 | 8 | 6 | 10 | 7 | 5 | 8 | 9 | 9 |
3 | Специальная физическая подготовка | 70 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 10 | 10 |
4 | Акробатика | 50 | 0 | 0 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
5 | Хореография | 50 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 0 | 0 |
6 | Техническая подготовка | 26 | 4 | - | 2 | 2 | 4 | 2 | 2 | - | 5 | 2 | 1 | 2 |
7 | Контрольные испытания | 8 | - | 4 | - | - | - | - | - | 4 | - | - | - | - |
8 | Нагрузка кол. часов в неделю | 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 | Общее количество часов | 312 | 25 | 25 | 26 | 28 | 28 | 24 | 27 | 27 | 25 | 25 | 25 | 26 |
10 | Участие в соревнованиях (в форме контрольных испытаний, кол.) | 1-2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Контроль за эффективностью подготовки
(комплексное тестирование).
Тестирование обучающихся отделения спортивной аэробики осуществляется 2 раза в год: в начале и в конце учебного года. Проводится в соответствии с календарным планом спортивно-массовых мероприятий СДЮСШОР, согласно утвержденному графику. В начале года проводится контрольное тестирование при приеме в группу начальной подготовки первого года обучения. После тестирования тренер определяет уровень физической подготовленности обучающихся в начале года в каждом физическом умении. На основании анализа результатов тренер включает в тренировочные занятия необходимые упражнения, направленные на развитие той или иной двигательной способности, намечает общую стратегию в создании системы домашних заданий, определяет нагрузки, повышающие уровень физической подготовленности, подбирает подвижные игры с направленным развитием качеств.
Контрольно-переводное тестирование проводится в конце учебного года. Результаты сравниваются с данными в начале учебного года и по каждому показателю определяется разница в уровнях подготовленности.
Выполнение нормативных показателей по ОФП, СФП и ТТП служит основанием для перевода обучающихся в группу следующего года обучения.
Обучающиеся, не выполнившие эти требования на следующий год не переводятся. Такие спортсмены могут решением педагогического совета школы продолжать обучение повторный год, но не более 1 раза на данном этапе подготовки. Отдельные обучающиеся, не достигшие установленного возраста для перевода в группу следующего года обучения, но выполнившие программные требования предыдущего года обучения, могут переводиться раньше срока решением педагогического совета. Перевод осуществляется приказом директора СДЮСШОР.
Приемные нормативы для зачисления на тренировочный этап 1 года обучения
№ |
| Контрольные упражнения | Количество |
1 | Общая физическая подготовка | Отжимания Пресс | 4 10 |
2 | Специальная физическая подготовка | Жим на пр. и левой ноге с опорой Прыжки из упора присев в упор лежа за 20 сек. Мост из положения лежа. Наклон вперед из положения сидя ноги вместе, ноги врозь. | 2 8
2сек 5 сек. |
Контрольно-переводные нормативные требования для обучающихся СДЮСШОР | ||||||||||||||||||||
отделения спортивной аэробики групп начальной подготовки (1-3 годов обучения) | ||||||||||||||||||||
Упражнения | Баллы | |||||||||||||||||||
10,0 | 9,5 | 9,0 | 8,5 | 8,0 | 7,5 | 7,0 | 6,5 | 6,0 | 5,5 | 5,0 | 4,5 | 4,0 | 3,5 | 3,0 | 2,5 | 2,0 | 1,5 | 1,0 | ||
1. Складка (наклон вперед из седа ноги вместе, держать 3 сек) | полная "складка" все точки туловища и подбородок касаются прямых ног | " | полная "складка", но с удержанием прямых ног руками | " | касание грудью ног с удержанием прямых ног руками | " | касание головой ног с удержанием руками, ноги слегка согнуты | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
2. Мост держать 3 сек | ноги и руки прямые, плечи перпендикулярны полу | " | ноги слегка согнуты, плечи перпендикулярны полу | " | ноги слегка согнуты, плечи незначительно отклонены от вертикали | " | ноги сильно согнуты, плечи отклонены от вертикали на 45° | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
3. Шпагаты в 3-х положениях - правой, левой, прямой (сед с предельно разведенными в сторону ногами) | голени и бедра плотно прилегают к полу | " | голени и бедра недостаточно плотно прилегают к полу | " | голени прилегают к полу, ноги разведены на 170° | " | ноги разведены на 145° и касаются пола лодыжками | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
4.Прыжки из упора присев, в упор лежа (кол. Раз за 20 сек.) | 28 | 26 | 24 | 22 | 20 | 18 | 16 | 14 | 12 | 12 | 10 | 8 | 6 | 4 | 3 | - | - | - | - | |
5. Отжимание в упоре лежа | 30 | 28 | 27 | 25 | 24 | 22 | 21 | 19 | 18 | 16 | 15 | 13 | 12 | 10 | 9 | 7 | 6 | 4 | 3 | |
6. Пресс (сгибание и разгибание туловища в положении лежа на спине, руки за головой 30сек | 30 | 28 | 27 | 25 | 24 | 22 | 21 | 19 | 18 | 16 | 15 | 13 | 12 | 10 | 9 | 7 | 6 | 4 | 3 | |
7. Напрыгивание на гимнастической скамейке толчком двумя ногами 30сек | 30 | 57 | 54 | 51 | 48 | 45 | 42 | 39 | 36 | 33 | 30 | 27 | 24 | 21 | 18 | 15 | 12 | 9 | 6 | |
8. Жим на одной ноге (правой и левой) | 20 | 19 | 18 | 17 | 16 | 15 | 14 | 13 | 12 | 11 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | |
9. Складывание из положения лежа на спине | 40 | 38 | 36 | 34 | 32 | 30 | 28 | 26 | 24 | 22 | 20 | 18 | 16 | 14 | 12 | 10 | 8 | 6 | 4 | |
10. Прыжок в длину с места: толчок двумя ногами | 140 | 135 | 130 | 125 | 120 | 115 | 110 | 105 | 100 | 95 | 90 | 85 | 80 | 75 | 70 | 65 | 60 | 55 | 50 | |
11.Прыжки в упоре лежа кол. Раз за 20 сек. (в упоре лежа подпрыгивание отрывая одновременно руки и ноги от пола) | 40 | 38 | 36 | 34 | 32 | 30 | 28 | 26 | 24 | 22 | 20 | 18 | 16 | 14 | 12 | 10 | 8 | 6 | 4 | |
| ||||||||||||||||||||
Перевод обучающихся в группу следующего года обучения производится при выполнении: | ||||||||||||||||||||
ГНП-1 более 50 % нормативов - 55 баллов |
| |||||||||||||||||||
6.Воспитательная работа
На протяжении многолетней спортивной подготовки занимающихся тренер-преподаватель решает задачу формирования личностных качеств, которые включают: воспитание патриотизма; воспитание нравственных качеств (честность, доброжелательность, терпимость, коллективизм, дисциплинированность, выдержка и самообладание) в сочетании с волевыми (настойчивость, смелость, упорство, терпеливость); эстетическое воспитание (чувство прекрасного, аккуратность, воспитание трудолюбия). Воспитательная работа проводится в соответствии с планом, утвержденным директором школы; в процессе учебно-тренировочных занятий, соревнований, оздоровительно-туристских мероприятий, учебы в школе, а также в свободное от занятий время.
Воспитательные средства:
• личный пример и педагогическое мастерство тренера;
• высокая организация учебно-тренировочного процесса;
• атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
• дружный коллектив;
• система морального стимулирования;
• наставничество опытных спортсменов.
Основные воспитательные мероприятия:
• торжественный прием вновь поступающих;
• просмотр (в том числе и телевизионный) соревнований и их обсуждение;
• соревновательная деятельность учащихся и ее анализ;
• регулярное подведение итогов учебной и спортивной деятельности учащихся;
• проведение тематических праздников;
• встречи со знаменитыми спортсменами;
• экскурсии, культпоходы в театры, на выставки;
• тематические диспуты и беседы;
• трудовые сборы и субботники;
• оформление стендов и газет.