Роль педагога доп. образования

Ващилова Татьяна Сергеевна

Дом детского творчества  — это маленький, но очень интересный островок в образовательной среде, куда приходят дети и подростки для того, чтобы найти себя, попробовать в разных видах деятельности, определиться с выбором, с которым они войдут во взрослую жизнь.

 

Дополнительное образование было и остается основным притоком бушующей реки познания и образования. Попадая в него, дети открывают для себя удивительный мир интересов и увлечений, плывут навстречу собственным успехам, открытиям, блистательным победам. И помогают им в этом педагоги дополнительного образования, которые являются людьми творческими, увлеченными и фанатами своего дела.

 

«Труд, творчество, талант» - три важных понятия, неразрывно связанных с профессией педагога дополнительного образования.

 
            Роль педагога дополнительного образования, на мой взгляд, сложно конкретизировать. Каждый из нас эту роль понимает по-своему. Но в одном мы едины:  «…И каждый час, и каждую минуту
                         О чьих-то судьбах вечная забота!
                         Кусочек сердца отдавать кому-то
                         Такая, брат, у нас с тобой работа!..» 

 

         Основной стержень занятий дополнительного образования - это сотрудничество педагог - ученик, далеко выходящее за жёсткие рамки стандартного урока. Учителю часто приходится доказывать учащимся необходимость знаний по его предмету, при этом преодолевать недоверие, скептицизм, сопротивление, а то и самомнение некоторых учеников.

А на занятии дополнительного образования ребёнок приходит с большим доверием к программе действий педагога, к оценке его деятельности, проще говоря, с открытым сердцем и умом. В этом смысле учащиеся наша лёгкая «педагогическая добыча», но и огромная ответственность в том, чтобы предмет доверия был оправдан. Качественно новое взаимодействие педагога и ученика, по-другому выстроенный стиль общения (демократический) становится единственно возможным. Это очень привлекает детей и даёт возможность более глубоко влиять на них. В этом моменте наша роль – сотрудничество и демократический стиль общения.

 

Важную роль играет и свобода выбора. На занятия воспитанники приходят добровольно, подталкивает их только заинтересованность, желание заниматься тем или иным интересным для него делом. А уж если ребёнок пришёл сам, он конечно же, хочет получить максимум знаний, умений, навыков, и педагог с радостью наделит ими ученика.  Поделиться своими знаниями и умениями с детьми – еще роль педагога дополнительного образования.

 

На занятиях дополнительного образования отсутствует тот «дамоклов меч», который постоянно висит над головой ученика (оценки), что тоже очень способствует раскрепощению, подталкивает к смелым экспериментам, решениям и способствует раскрытию творческого потенциала детей. Также отсутствует комплекс «пропустил - не понял».  Это позволяет работать и добиваться результатов с любым контингентом учащихся: «слабыми, сложными, трудными»; к каждому искать и находить подход.  «Не талантливых детей не бывает» - таков наш девиз! А какая радость, когда «трудный ребёнок» успешно реализует себя в творчестве, спорте, ведь он растёт не только в собственных глазах, но и во мнении сверстников и педагогов. Здесь наша роль заключается в том, чтобы каждый ребенок смог почувствовать себя успешным.

 

Искренний интерес к занятиям, включённость в предметную деятельность позволяют в свою очередь многому научиться.  Например, привить вкус, в научном плане - библиотека, компьютер - возможность применить свои знания на уроках, да и в практической жизни, занятия психологией - мощная поддержка для неокрепших душ, спорт - для неокрепших тел. Для многих учащихся занятие по дополнительному образованию - это взгляд в будущее, векторы их возможных профессий, а в некоторых случаях, нацеленность на подготовку к поступлению в конкретные учебные заведения. Помочь детям в самоопределении и саморазвитии одна из ролей педагога доп. образования.

 

Хотелось бы отметить, что для реализации творческого потенциала необходимы и материальные ресурсы (Интернет, библиотека, залы для хореографии, спортивные залы, художественный класс в стиле и русле проводимых занятий, другие оформленные кабинеты). Всё это имеет специальное назначение и очень поднимет детей в собственных глазах (в хореографическом зале - станки как в балетном классе, в художественном классе - мольберты как у настоящих художников, на занятиях каратэ - кимоно). Роль педагога доп. образования – постоянное пополнение материально-технической базы из личных средств, поиски спонсоров, работа с родителями.

 

Также одной и ролей педагога доп. образования является  постоянная поддержка социальной значимости и важности деятельности учащихся. При входе в школу или кабинет - кубки, грамоты на стендах, награждения по итогам года, отчетные концерты и выставки, участие в конкурсах.  Каждый педагог должен отмечать все победы, творческие достижения, которые имеются у воспитанников. 

 

         И все-таки, главная задача создать условия для самореализации личности ребёнка, стать проводником знаний, умений, с чем блестяще справляются увлечённые педагоги дополнительного образования.