Внеклассная работа по иностранному языку как форма скрытого контроля.
Основным компонентом содержания обучению иностранному языку являются не столько знания, сколько умения и навыки. Успешное их становление невозможно без оценки действий учащихся, которую должен давать учитель в результате квалифицированного наблюдения и ознакомления с результатами этой учебной деятельности. Это и есть педагогический контроль, основная функция которого заключается в получении информации об уровне подготовки учащихся, т.е. функция «обратной связи».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnaya_rabota_po_inostrannomu_yazyku_kak_forma_skrytogo_kontrolya.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассная работа по иностранному языку как форма скрытого контроля. Яковлева Г.К., учитель английского языка высшей категории МБОУ СОШ 44 г. Нижний Новгород
Основным компонентом содержания обучению иностранному языку являются не столько знания, сколько умения и навыки. Успешное их становление невозможно без оценки действий учащихся, которую должен давать учитель в результате квалифицированного наблюдения и ознакомления с результатами этой учебной деятельности. Это и есть педагогический контроль, основная функция которого заключается в получении информации об уровне подготовки учащихся, т.е. функция «обратной связи».
Нельзя забывать и о другой важной роли, которую играет контроль, - стимулирующей. Наличие или ожидание контроля стимулируют учебные действия учащихся, являются дополнительным мотивом их деятельности.
Существуют различные виды контроля: устный и письменный, фронтальный и индивидуальный, тематический и периодический, текущий и итоговый. Каждый из них имеет свои преимущества, цели и сферы применения. Однако есть одно общее условие, которое необходимо соблюдать при осуществлении любого вида контроля. Он должен быть интегрирован в созданную на уроке атмосферу общения, должен носить коммуникативно-обучающий характер.
Это условие отводит особое место вопросу о соотношении открытого и скрытого контроля на уроках иностранного языка. В формате открытого контроля роли «учитель-ученик» фиксированы и неравноправны. Преподаватель управляет общением и деятельностью ученика и оценивает ее, что зачастую приводит к скованности, боязни совершить ошибку, снижает мотивацию. Ожидание оценки нередко отрицательно сказывается на результатах учащихся.
Такие формы скрытого контроля, как парная и групповая работа, игры и ролевые игры, имеющие коммуникативный характер, позволяют снять эти негативные воздействия и стимулируют речевую активность учащихся, создают атмосферу, наиболее благоприятную и естественную для общения.
Особой формой скрытого контроля является внеклассная работа по иностранному языку, которая имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Расширяя кругозор и эрудицию школьников, углубляя их знания по предмету, подобная творческая деятельность повышает мотивацию к изучению языка и культуры как другой страны, так и своей собственной. Учителя, администрация школы и родители, в свою очередь, имеют возможность опосредованно убедиться, насколько эффективно идет процесс формирования умений и навыков, какова результативность деятельности как самих детей, так и их педагогов.
Инновационная уровневая образовательная программа по английскому языку для образовательной школы «Оксфордское качество», участниками которой уже второй год являются учителя английского языка и ученики МБОУ СОШ 44 г. Нижнего Новгорода, уделяет большое внимание, наряду с другими, технологии развития социальной компетентности учащихся. Одним из приемов этой технологии является драматизация. Ее использование « не только позволяет представить постановку как результат совместной деятельности преподавателя и учащихся», но и «позволяет учащимся овладеть разнообразными фразами на механическом уровне , развивая при этом их индивидуальные особенности».
Ознакомившись с опытом московских коллег и условиями конкурса для учащихся младших классов «The Best English of all Englishes», мы решили использовать этот прием во внеклассной работе. Для начала были выбраны две группы, в которых учащиеся имели небольшой опыт выступления на сцене. Из множества рифмовок (chants) были выбраны две разного уровня сложности: «Who stole the sandwich from the fridge?» и «Deep in the forest» by Carolyn Graham, т.к. они соответствовали программной теме на тот момент. Репетиции не заняли много времени, ритм и мелодия облегчили запоминание, а контекст позволил превратить эти чанты в веселые мини-спектакли с интересными сюжетами, разнообразными героями и яркими костюмами.
Выступление перед родителями и педагогами на отчетном собрании школы прошло успешно. Окрыленные первой победой, ученики с4 класса с энтузиазмом встретили предложение учителя инсценировать рассказ из учебника английского языка. Сценарий, написанный при участии самих школьников, учитывал как желание каждого ребенка играть на сцене, так и его возможности. Результатом совместного творчества детей, учителя и родителей стал увлекательный спектакль, в котором приняли участие все 14 учеников группы. Все получили огромное удовольствие от представления.
Творческая активность учащихся во внеурочной деятельности заметно повысила их интерес к английскому языку и мотивацию к его изучению. Теперь ученики сами просят поставить с ними пьесу, в каждой новой песне, рифмовке и рассказе на уроке «видят» интересный сюжет для постановки. Родители также стали проявлять больший интерес к успехам их детей в изучении английского языка, они высказывают пожелания, чтобы ученики из других классов начальной школы тоже были вовлечены в эту увлекательную деятельность. Видя такую положительную реакцию со стороны детей и родителей, ощущая поддержку администрации школы, методобъединение учителей английского языка планирует в следующем году провести в начальной школе конкурс «The Best English of All Englishes».
Подобный опыт наглядно убеждает, что создание единой системы урочной и внеклассной работы по предмету может стать одним из способов интенсификации учебно-воспитательного процесса и формирования системы контроля его качества. При планировании и осуществлении внеклассной работыпедагогический коллектив учителей иностранного языка должен выбирать те формы работы, которые, с одной стороны, помогают в решении образовательных и воспитательных задач, а с другой стороны, экономичны во времени, отвечают интересам детского коллектива и сочетаются со всей системой учебно-воспитательного процесса.