Информационная безопасность несовершеннолетних

Ведерникова Вера Анатольевна

Информационная безопасность несовершеннолетних.

По данным Центра Безопасного Интернета, в России по разным оценкам от 8 до 14 миллионов детей в возрасте до 14 лет активно пользуются Интернетом, что составляет 18% интернет-аудитории нашей страны. Столь же стремительно развивается рынок сотовой связи, все более популярным становится мобильный Интернет.

Больше половины пользователей сети в возрасте до 14 лет просматривают сайты с нежелательным содержимым: 39% детей посещают порносайты, 19% наблюдают сцены насилия, 16% увлекаются азартными играми, наркотическими веществами и алкоголем интересуются 14% детей, а экстремистские и националистические ресурсы посещают 11% несовершеннолетних пользователей. При этом 90% родителей считают, что полностью контролируют ресурсы, посещаемые ребенком в сети Интернет.

Как отмечает Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, в настоящее время Россия занимает второе место в мире после США по распространению детской порнографии в Интернете. По данным МВД РФ, российские ресурсы поставляют на рынок около 30% мирового объема детской порнографии. За последние годы количество сайтов с детской порнографией увеличилось почти на треть, а объем соответствующего контента вырос в 25 раз. В Интернете противоправные материалы такого рода предоставляют 300 млн. сайтов при среднемесячной посещаемости одной веб-страницы 30 тыс. человек. Число конечных потребителей, регулярно покупающих порнопродукцию с участием детей, оценивается в 800 тыс. человек. 44% несовершеннолетних пользователей Интернета хотя бы раз подвергались в сети сексуальным домогательствам.

Распространение порнографии в Интернете – безусловно, наиболее значимая, но не единственная проблема, связанная с использованием Интернета несовершеннолетними. Угрозу представляют и экстремистские материалы, и иная опасная информация, которую дети бесконтрольно черпают из Интернета и могут использовать во вред себе и окружающим. Серьезной проблемой является игровая зависимость у детей и подростков, которая взвывает значительные психологические проблемы, трудно поддающиеся лечению.

Особо следует выделить проблему воздействия Интернета на формирование суицидальных склонностей у детей и подростков. Сегодня по общему числу суицидов Российская Федерация находится на шестом месте в мире - после Литвы, Кореи, Казахстана, Беларуссии и Японии. Однако по количеству самоубийств среди подростков 15-19 лет Россия занимает первое место в Европе и одно из первых мест в мире. В среднем в стране ежегодно кончают с собой более 200 детей и 1,5 тысяч подростков.

Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних, а также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права (Рекомендации Европейского парламента и Совета ЕС от 20 декабря 2006 года о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства в Интернете, Рекомендации Rec (2006) 12 Комитета министров государствам-членам Совета Европы по расширению возможностей детей в новой информационно-коммуникационной среде от 27 сентября 2006 года и др.).

Международные стандарты в области информационной безопасности детей нашли отражение и в российском законодательстве: статья 51 Закона РФ «Об образовании», Федеральный закон от 25 июля 2012 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

         Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних, а также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права. Международные стандарты в области информационной безопасности детей нашли отражение и в российском законодательстве. Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ от 29 декабря 2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" устанавливает правила медиа-безопасности детей при обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи. Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.

Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.

Закон разделяет информацию на 2 категории:

1. запрещенная для распространения среди детей:

1) побуждающая детей к причинению вреда здоровью, самоубийству;

2) способная вызвать желание употребить наркотики, табак, алкоголь, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

3) отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

4) содержащая нецензурную брань;

5) порнография;

2. информация, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено.

1) изображение или описание жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;

2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания смерти, заболевания, самоубийства, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

3) изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

         В соответствии с видами этой информации осуществляется ее классификация (для детей, не достигших возраста 6 лет; достигших 6 лет; достигших 12 лет; достигших 16 лет; и информационная продукция, запрещенная для детей), и присваивается знак информационной продукции (0+, 6+, 12+, 16+, 18+).

Классифицировать информационную продукцию может как производитель, так и ее распространитель.

Каждый выпуск периодического печатного издания, каждая копия аудио-, видео- или кинохроникальной программы должны содержать знак информационной продукции, а при демонстрации кинохроникальных программ и при каждом выходе в эфир радиопрограмм, телепрограмм они должны сопровождаться сообщением об ограничении их распространения.

Указанный знак также размещается на афишах и иных объявлениях о проведении зрелищного мероприятия, а также на входных билетах, приглашениях и иных документах, предоставляющих право его посещения.

Кроме того, законом устанавливается время трансляции в радио и теле эфире программ, содержащих информацию, ограниченную или запрещенной для детей.

Дополнительные требования к печатной продукции с информацией 18+ (в запечатанном виде) и:

 запрет к ее распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем 100 метров от границ территорий указанных организаций.

запрет к привлечению детей для распространения этой информации.

Законом предусмотрено, что может проводиться экспертиза информационной продукции. Для этих целей создаются эксперты или экспертные организации. Сведения о них имеются в реестре, с которыми могут ознакомиться все пользователи сети Интернет.

Контроль за оборотом информационной продукции:

Государственный: Роскомнадзор (за сетью Интернет), ФАС (федеральная антимонопольная служба за рекламой), Роспотребнадзор в части защиты прав потребителей, Минкультуры (его территориальные органы) – театрально-зрелищные мероприятия.

Общественный: зарегистрированные в установленном федеральным законом порядке общественные объединения и иные некоммерческие организации в соответствии с их уставами, а также граждане

Ответственность: административная (14.3 – нарушение законодательства о рекламе – реклама размещения алкогольной продукции), ст. 6.17 – нарушениезаконодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, 14.5 продажа товара потребителю без соответствующей информации (без знаков на компьютерных играх), 14.15 КоАП РФ.

Уголовная (ст. 242 УК РФ Незаконные изготовление и оборот порнографических материалов или предметов, ст. 242.1 УК РФ Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних, ст. 242.2. УК РФ использование несовершеннолетнего в целях изготовления порнографических материалов или предметов).

 Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 252-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", направленный на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, от информации, способной развить в ребенке порочные наклонности, сформировать у ребенка искаженную картину мира и неправильные жизненные установки. Закон устанавливает порядок прекращения распространения продукции средства массовой информации, осуществляемого с нарушением законодательно установленных требований. Каждый выпуск периодического печатного издания, каждая копия аудио-, видео- или кинохроникальной программы должны содержать знак информационной продукции, а при демонстрации кинохроникальных программ и при каждом выходе в эфир радиопрограмм, телепрограмм они должны сопровождаться сообщением об ограничении их распространения. Закон запрещает размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей, а также распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей, в детских  образовательных организациях.      

 

Комментарии

Мудрецов Игорь Вячеславович

Еще бы эти законы действовали бы. Прокуроры шерстят не там, где это нужно. Да ни один нормальный учитель не позволит появиться на экране чему-то подобному, поверьте, и, даже, если выскочит что, то он тут же купирует это. Сеть очень сложно проконтролировать, нужна жесткая цензура. И она реально нужна и уже давно. Была бы, может быть и не пришлось читать подобное мракобесие (человек сделавший перепост к моим словам не имеет отношения, я говорю о сути блога, о наших соседях, превратившихся во врагов всего человечества; жаль (страшно) только, что оно этого не понимает, находя оправдания фашизму сегодня): http://www.proshkolu.ru/user/moderato/blog/522899/

Пока скрыта хоть часть правды, пока ее не знают все, всегда найдется возможность для фальсификации. Фадеев тоже не все знал о ребятах. Обвинял зря. Перестали изучать в школе книгу, проводить классные часы. Вот и гавкает всякая шавка. Знающему это будет смешно и противно, а кто-то поведется. Ведь примеров сокрытия правды предостаточно.
Ребят жалко. Я встречалась с их родственниками и земляками.