Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя биологии МОУ «Средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов № 24», Кунаевой Елены Николаевны

Кунаева Елена Николаевна

Публичное  представление собственного инновационного педагогического опыта учителя биологии

МОУ «Средней  общеобразовательной  школы с углубленным изучением отдельных предметов № 24»,

Кунаевой Елены Николаевны

(педагогический стаж – 2 года)

 

Образовательные стандарты нового поколения устанавливают новые требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы. «Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности  неосуществима традиционными подходами к образованию школьников. Возможно, поэтому наша школа без раздумий, как только заговорили о введении новых стандартов в Округе, включилась в изучение материалов по федеральному государственному стандарту второго поколения (Фундаментальное ядро содержания общего образования; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

            Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 24», осуществляет свою деятельность над методической проблемой: «Развитие компетентностей педагогов как фактор достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования»

            Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам  обучающихся, освоивших основную образовательную программу: систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения как всех учебных программ по отдельным предметам, так и междисциплинарных программ, составляющих содержательную основу образовательной программы.

         Педагогическая проблема, над которой я работаю, это: «Формирование познавательной  деятельности на уроках биологии через технологию проблемного обучения».

        Задачами своей работы в школе я ставлю активное применение на уроках и во внеурочной  деятельности  технологии   проблемного  обучения,  что  позволяет  учить   детей  логически   мыслить, сделать  материал  более  убедительным  для   учащихся; создание благоприятной среды,  которая  содействовала  бы  формированию  прочных знаний на основе самостоятельно полученных учащимися  сведений, формирование  чувства  уверенности  в  себе  и   в  своих  силах; использование приемов, методов и  способов  преподавания,  направленных  на  развитие  познавательной  активности  школьников,  на  формирование  навыков  исследовательской  деятельности; способствовать становлению  активной  жизненной  позиции   школьников.

 

 

         

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)

Новизна данного опыта заключается, в первую очередь, в самом подходе к проблеме развития познавательной активности учащихся. Основу этого подхода составляет организация учебного процесса, на основе субъект-субъектных отношений, выраженных в различных проявлениях.

Другим элементом новизны данного опыта является использование разнообразных форм и методов урочной и внеурочной деятельности, которые не являются традиционными в школе: проблемного обучения, поисковых, исследовательских, эвристических, информационно-коммуникационных методов обучения и др. Они представлены и как фрагменты в  уроке, и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов. Причем использование этих форм работы нацелено в большей степени на всестороннее многоплановое развитие личности ребенка, что обеспечивает развитие познавательного интереса и проявлению творческих способностей детей.

Содержание указанных форм работы определяется сообразно с принципами: связь с жизнью, связь с программным материалом по предмету, соответствие возрастным особенностям учащихся, особенностям их умственного развития и интересов

  Теоретическая  база опыта

Разработкой путей активизации и развития познавательной деятельности учащихся занимались современные ученые и методисты: В.В. Давыдов, А.В. Занков, Д.Б. Эльконин и другие.

Развитие познавательной активности представляет тот идеальный вариант, когда ее становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.

Я согласна с авторами теории в том, что, обучение становится предметом активных действий школьника, причем не эпизодических, а системных. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность школьников, взаимодействие с учебным материалом и друг с другом – все это помогает   осуществить цели развивающего обучения.

Важное  значение в обучении каждого предмета имеет оборудование кабинета. Мой кабинет отвечает современным требованиям. В нем есть необходимая техника, без которой нельзя представить себе современный урок: компьютер и мультимедийный проектор, интерактивная доска. Наличие учебно-методического комплекта по предмету. УМК включает учебники В.В. Пасечника,  комплект методических пособий к учебникам, дидактические материалы. На уроках биологии  использую всевозможные электронные издания, презентации, интернет - ресурсы.

Иллюстративные материалы используются  на уроках при объяснении нового материала, во внеклассной и внеурочной деятельности; для выполнения практических и лабораторных заданий; для проверки знаний учащихся. Данный материал  я  использую на уро­ках и в процессе подготовки. Наличие материальной базы,  использование информационно-коммуникативных технологий и  таких образовательные технологий, как: метод проблемного обучения, проектного обучения, организационно - деятельностного (игрового) обучения, обучения в сотрудничестве, позволяют мне разнообразить свои уроки. В условиях классно-урочной системы, эти технологии легко вписываются в учебный процесс.  Они обеспечивают не только успешное усвоение учебного материала всеми учениками, но обеспечивают и развитие самостоятельности, доброжелательности, коммуникабельности; воспитываются такие ценности как открытость, честность, сопереживание, толерантность.

 

 

 

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для индивидуального развития учащегося, повышения его познавательной активности через широкое применение на уроках биологии современных образовательных технологий. Основной педагогической идеей опыта является создание условий для формирования устойчивой, положительной мотивации обучающихся, развитие интереса к предмету через организацию активного обучения, а также творческое разнообразие форм и методов деятельности учителя в целях интенсификации учебно-познавательной деятельности учащихся.

 

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы и воспитания и обучения 

На мой взгляд, обучение любому предмету в школе, в том числе и биологии,   должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получать новые знания, и учителю не приходилось заставлять их усваивать учебный материал.

        Технологии деятельностного типа позволяют строить образовательное пространство, в котором эффективно развиваются деятельностные способности учащихся. Деятельность – это активное взаимодействие человека с окружающей средой. Ребенок живет процессом созидания, процессом учения, воспитания, а не результатом.   В рамках реализации деятельностного подхода  на уроках и во внеурочное время я использую следующие технологии: проблемно-диалогическая, оценивания, проектная, исследовательская, кейс-технология, критического мышления.

  Проблемно-диалогическая технология даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроках введения нового материала прорабатываю два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Эта технология, прежде всего, формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога - коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические. В рамках данной технологии я провожу все уроки открытия нового знания(8кл «Органы выделения»)
 Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье. Данная технология направлена на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика. Уроки подобного типа я провожу на заключительных этапах изучения каждой темы.

В особой степени реализации деятельностного подхода способствует использование технология проектной  деятельности.  Основная  идея  данной  технологии  –  создать  условия  для  активной совместной  учебной  деятельности  учащихся  в  разных  учебных  ситуациях,  в  которых каждый  отвечает  не  только  за  результат  своей  работы,  но,  что  особенно  важно,  за результат всей работы. Проектная  деятельность предполагает  использование  проблемных, исследовательских,  поисковых  методов,  ориентированных  чётко  на  реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы  целостно  с  учётом  различных  факторов  и  условий  её  решения  и  реализации результатов. В курсе биологии метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для учащихся. Со своими учениками мы реализуем следующие типы проектов:  исследовательские,   творческие,   информационные, практико-ориентированные.

Какие же требования мы предъявляем к проекту?

 1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы-задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, каково экологическое состояние популяций некоторых видов растений семейства орхидные на особо охраняемой природной территории?).

2.Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, определено состояние водных экосистем на основе изучения видового разнообразия моллюсков)

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке;

4.Структуирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).

5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных знаний, данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчетов, защита проекта и т.п.)

Работа с проектом имеет следующие этапы:

I. Подготовительный,  который включает в себя следующие шаги:

1)Планирование учителем проекта в рамках тем программ; 2)Выдвижение идеи учителем на уроке; 3)Обсуждение идеи учащимися; выдвижение ими своих идей; аргументирования своего мнения (этот этап имеет место, если речь идет о большом, т.е. длительном проекте).

II. Организация работы: 1)Формирование микрогрупп;  2)Распределение заданий в микрогруппах;  3) Практическая деятельность учащихся в рамках проекта.

III. Завершающий этап: 1)Промежуточный контроль (при длительном проекте); 2) Обсуждение способа оформления проекта;  3)Документирование проекта; 4)Презентация результатов проекта всей группе на вечере в рамках недели иностранного языка, на родительском вечере и т.д.; 5)Подведение итогов выполнения проекта: обсуждение результатов, выставление оценок и т.д.

             IV. Практическое использование результатов проекта (в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках, выставки и т.д.)

           Наиболее часто в своей практике я использую вовлечение учащихся в работу над исследовательскими и творческими проектами.

Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования, актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Структура приближена к научному исследованию или полностью совпадает с ним. Такие проекты мы готовим в рамках ежегодных экологических сборов «Сура» и «Алатырские дали». Целью сборов является  исследование  состояния  популяций  редких   видов   растений   и животных в различных типах сообществ Симкинского природного парка устойчивого развития Республики Мордовия и национального парка «Смольный». Учащиеся знакомятся с основными типами сообществ живых организмов, закрепляют     в      полевых      условиях   основные экологические понятия и закономерности, учатся вырабатаывать     практические    рекомендаций     по     сохранению сообществ.

Творческие проекты реализуем на уроках и во внеурочной деятельности в ходе участия в различных акциях, конкурсах, выставках биолого-экологической тематики «Дары земли мордовской», «Новогодняя фантазия», «Сохраним мордовские леса». Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников.  В ходе работы над такими проектами дети и подростки приобщаются к наблюдению, изучению природных объектов, повышается интерес к окружающему миру через творчество, раскрываются  духовные богатства личности, ее внутренний  потенциал.

     Данные технологии успешно реализуются в контексте урочной деятельности учащихся в процессе тщательной подготовки алгоритма построения урока.

Опираясь на труды учёных-методистов (В.В. Давыдова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн, Л.М. Фридман, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин, В.В. Репкин) я выработала для себя следующий алгоритм проектирования урока в рамках системно-деятельностного подхода:

§  четко определяю и формулирую для себя тему урока и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? Как же определяется цель урока в логике  системно-деятельностного подхода к образованию?  В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении  личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования. Задачи  урока – шаги по направлению  к цели: что нужно сделать для достижения результата

  • определяю место темы в учебном курсе;
  • определяю ведущие понятия, на которые опирается данный урок
  • обозначаю для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем
  • подбираю учебные задания, целью которых является: узнавание нового материала; воспроизведение; применение знаний в новой ситуации; применение знаний в незнакомой ситуации; творческий подход к знаниям.
  • упорядочиваю учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".

Выясняю, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать ученикам. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока.

 

Анализ результативности

Проводимая работа позволяет получать хорошие результаты подготовки учащихся, развивать их познавательную  активность на уроках.

1.      Показатель учебной деятельности учащихся;

2014-2015 уч. г. качество  знаний 68%

 

2.       Результативность работы с одаренными детьми:

а) олимпиады

 

·         Муниципальный этап всероссийской олимпиады по экологии 2013г., 9 кл призер (Плодухин Андрей); 

·         муниципальный этап всероссийской олимпиады по экологии 2014г., 10 кл призер (Корнилаева Кристина); 

·         муниципальный этап всероссийской олимпиады по биологии  2014г.  7 кл призер (Ворожейкина Анастасия);

·         Республиканский  этап всероссийской олимпиады по биологии 2015 г.,  7 кл призер (Ворожейкина Анастасия).

б) призеры НПК

·         III Открытая Республиканская учебно - практическая конференция школьников «Юный исследователь», п. Торбеево,2013 г.,  I место (Лазуткина Юлия);

·         международная научно-практическая конференция XXI «Алабинские чтения» г. Самара 2013г.,  1 место (Корнилаева Кристина);

·         XVI экологическая научно-практическая конференция школьников Южного Подмосковья «Экополис- город будущего» г. Пущино 2014,  Призер (Соколова Полина);

·         I Республиканский Слет юных исследователей «Опыт. Поиск. Успех» г. Саранск, III место;

·         Городская олимпиада по школьному краеведению «Историко- культурное и природное наследие родного края», г. Саранск, 2015 г., I место (Филиппова Дарья);

·         III Региональная открытая олимпиада по биологии, г. Саранск, 2015г, призер, (Ворожейкина Анастасия);

·         Международный дистанционный конкурс по биологии проекта «Новый урок», Республика Беларусь,2014 г., II место (Костина Анастасия).

 

 

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

         Сегодня учебная программа построена так, что преподается, как правило, только «свой» предмет. Необходимо строить весь образовательный процесс так, чтобы на уроке, в каждом задании учащиеся использовали знания различных научных областей. Широкое распространение информационных технологий создало ряд проблем, в частности, проблему информационной перегруженности учащихся, необходимости ориентироваться в избыточном количестве информации. Ребенок не успевает... Как же быть, как помочь ребёнку сориентироваться в огромном потоке информации, не захлебнуться в нем, а научиться плавать? Самое решающее звено этой новации — учитель. Меняется роль учителя. Из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников.  

При использовании информационных технологий в преподавании биологии у меня как у учителя возникли некоторые проблемы:

1. Большинство имеющихся электронных изданий «закрыто», то есть невозможно использовать в учебном процессе отдельные фрагменты содержания: или всё, или ничего.
2. Иногда отсутствует методическое сопровождение внедрения электронных изданий.

 

Возможность тиражирования

В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, выступаю на заседаниях методического объединения учителей школы, педсоветах.  Старюсь повышать свой методический уровень, такую возможность дают курсы повышения квалификации. Изучаю опыт работы других педагогов школы, города, республики, а также использую интернет-ресурсы, где представлен опыт педагогов других регионов. Размещаю свой опыт работы на страницах школьного сайта. Опыт моей работы был обсужден на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла и получил положительную оценку. Рекомендован для размещения на сайт образовательного учреждения. С публикацией о представленном педагогическом опыте можно познакомиться на сайте школы.