Организация, управление и методика физкультурно-оздоровительной работы по охране и укрепления здоровья в гимназии № 73

Ломакина Людмила Николаевна

В условиях социально-экономических и политических преобразований современной России особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни.

            В Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию "О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства" отмечается, что "... здоровье народа сегодня напрямую связано не только с состоянием общественного здравоохранения, но и с самим образом жизни людей... Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации назрела ситуация, когда необходимо принимать радикальные меры по качественному улучшению состояния здоровья населения, формированию новых ценностных ориентиров молодежи (включающих неприятие вредных привычек), высокого уровня гражданственности и патриотизма".

           Тенденция ухудшения состояния здоровья детей и подростков в России за последние 10-15 лет продолжает сохраняться. Это касается, в первую очередь, их слабого физического развития, различных нарушений опорно-двигательного аппарата, прежде всего осанки, увеличения темпов роста числа хронических заболеваний и других показателей. По данным Минздрава, абсолютно здоровыми сегодня можно считать не более 14-16 % выпускников школ.

       Школа выполняет заказ, сформулированный в федеральном государственном образовательном стандарте. Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством. Современная школа сегодня — это активно развивающийся социальный институт, в котором учебно-воспитательный процесс настолько интенсифицирован, что требует от школьников значительных физических и психических усилий. Отсюда естественно возникает вопрос о сохранении здоровья детей, который должна решать школьная система физического воспитания учащихся.

          Цель физического воспитания в школе:  содействовать всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника.

          Основными же  проблемами физического развития на данном этапе являются:

·        укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;

·       формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приёмами базовых видов спорта;

·       формирование знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;

·       обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;

·       воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

         Все эти проблемы тесно переплетаются между собой,  поэтому вопросом повышения их эффективности в рамках урочных и внеурочных  форм является подход  к методологическим и организационно-педагогическим условиям создания модели непрерывного специализированного физического воспитания. Такая модель  разработана и внедрятся в гимназии № 73 педагогическим коллективом и учителями физической культуры: Ломакиной Л. Н., Адамовой Н. А., Шмыговым И. Г..

      Прежде всего, коллектив гимназии и преподаватели физической культуры поддерживают тесную связь с медицинскими учреждениями, следящими за здоровьем обучающихся гимназии. Ребята регулярно проходят медицинское обследование, как в стенах гимназии, так и в специализированных медицинских учреждениях.  В течение  каждого учебного года педагогами и медицинским работником гимназии осуществляется мониторинг состояния здоровья обучающихся,  их функционального и физического развития.

 

           Исследования успешности работы в гимназии в рамках реализации ФГОС ведётся на нескольких уровнях:

• Анализ уровня обученности и качественной успеваемости учеников по итогам четвертей, полугодий, года.

• Изучение мотивации обучающихся к преподаваемой дисциплине.

• Результативность участия гимназистов в соревнованиях различного уровня

        В гимназии к формам организации занятий по физической культуре относятся разнообразные уроки физической культуры. В процессе обучения  применяются  методы физического воспитания: словесный метод  (объяснение, указания, команда, убеждение),  наглядный метод  (демонстрация, наглядные пособия,  и т.д.),  метод разучивания нового материала (в целом и по частям), методы развития двигательных качеств (повторный, равномерный, соревновательный, игровой т.д.).

        Обучение основывается на следующих  дидактических принципах:

-  оптимальной трудности заданий: упражнение, даваемое ученикам для выполнения, должно быть посильно для них и в то же время принуждать их прилагать значительные усилия;
- принцип сознательности: ученики должны осознать роль физических упражнений в моральном, волевом воспитании, значение гиподинамии для здоровья человека, необходимость физической культуры для подготовки к профессиональной деятельности; 
- принцип связи обучения с практической жизнью: сознательное усвоение учебного материала отмечается в полной мере только в том случае, если оно имеет для ученика определенный жизненный смысл, поэтому наша задача показывать ученикам связь изучаемых упражнений с практической жизнью, акцентировать внимание на значимость для развития психических и физических качеств.

- принцип индивидуализации:  мы учитываем индивидуальные особенности каждого школьника,  это проявляется в выборе и выполнении учебных заданий.

             В гимназии мы  применяем различные современные педагогические технологии и их элементы, которые  повышают качества знаний обучающихся, улучшает здоровье. В нашей гимназии соответствие современным требованиям - норма.

 

 

 
 image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           В гимназии организована работа физкультурно-оздоровительных мероприятий, соответствующих учебной программе, которые являются составной частью режима школьников: разучивание комплексов утренней гигиенической гимнастики, проведение

гимнастики до занятий в классах, физкультминуток, подвижных перемен, а так же «Дней здоровья» (туристический слёт, Всемирный день здоровья), спортивных праздников. Дни здоровья в нашей гимназии проводятся не реже двух  раз в четверть.

Вывод:  Данные мероприятия,  проводимые как на уроках,  так и  внеурочно, позволяют повысить работоспособность, результативность, успеваемость обучающихся,   умения применять на практике знания, на благо здоровья.

    Конкурсы,    соревнования,    внеклассные  спортивные  мероприятия  -  эта

деятельность не менее важна в современной школе. Для нас вся эта работа складывается из следующих основных компонентов:

¨                  Подготовка учеников к участию в соревнованиях различного уровня.

¨                  Проведение дополнительных кружков и спортивных секций.

¨                  Работа гимназического Совета физкультуры.

¨                  Проведение внеклассных мероприятий по физической культуре.

¨                  Участие в районных, городских, областных соревнованиях.

          В гимназии работает Совет физической культуры.  Ребята  проводят внутришкольные соревнования, помогают  в подготовке и проведении физкультурных праздников,  ведут широкую пропаганду  физической культуры, спорта и здоровья.

     С целью воспитания здоровой, творческой, спортивной, нравственной личности, для повышения имиджа гимназии, помимо уроков в гимназии проводятся дополнительные спортивные занятия по баскетболу, ОФП, волейболу. Многие гимназисты посещают спортивные кружки и секции в ДЮКФП, ДЮСШ.

 

Таблица 1

Показатели развития физической культуры в МБОУ «Гимназия № 73»

 

Систематически занимаются физической культурой и спортом во внеурочное время

Кол-во обуч-ся без СМГ и освобождённых

всего

Занимаются в школьной секции

Занимаются в ДЮКФП

Занимаются в ДЮСШ

Занимаются в СДЮСОР

Занимаются в других кружках, секциях, внешкольных учреждениях

 

Кол-во уч-ся

 

%

Кол-во уч-ся

 

%

Кол-во уч-ся

 

%

Кол-во уч-ся

 

%

Кол-во уч-ся

 

%

Кол-во уч-ся

 

%

709

709

94,5

72

10,1

66

9,3

70

10

15

2

72

10

Количество детей, занимающихся в спортивных секциях по видам спорта:

игровые виды

Лёгкая атлетика

плавание

лыжные гонки

единоборства

стрельба

теннис

танцы

43 чел.

9 чел.

75 чел.

9 чел

35 чел.

10 чел.

7 чел

38чел

 

                С 2011 года среди гимназистов проводится социальный опрос об отношении ребят к преподаваемым дисциплинам. Рейтинг предмета «физическая культура» растёт.

 

 


Много внимания  уделяется  внутригимназической спартакиаде. Среди школьников младшего звена проводятся «Весёлые старты», эстафеты, «Молодецкие игры», спортивные КВНы.  В среднем и старшем звене - соревнования по баскетболу, волейболу, пионерболу, мини-футболу в зале, на снегу, подвижной игре  «Снайпер», стритболу, лёгкоатлетические состязания.  Традиционно проводятся спортивные праздники совместно с родителями «Наши спортивные мамы», «Мама, папа, я – спортивная семья», товарищеские встречи по мини-футболу, волейболу.Огромная роль в нашей гимназии отводится  внеклассным мероприятиям.

         Спортивные команды нашей гимназии в течение последних пяти лет являются призёрами районной спартакиады Куйбышевского района.

          Так же в нашей гимназии растёт количество детей, которые хотят участвовать и участвуют в олимпиаде по физической культуре на школьном, районном городском и областном уровне. С 2011 года воспитанники нашей гимназии прочно закрепили свои позиции  призёров на муниципальном уровне.

         Куйбышевский район один из первых приступил к реализации комплекса ГТЗО. В настоящее время ребята продолжают радовать нас своими победами, показывая отличные результаты. С  2011-2012 года  гимназия активно участвует во Всероссийских соревнованиях школьников «Президентские состязания», «Президентские спортивные игры». 2011-2012 – 1 место область, 2013-2014 – 2 место область, 2 место – город «Президентские спортивные игры».

     Тесным образом мы сотрудничаем со спортивными сообществами высших учебных заведений НФИ КемГУ и КузГТУ, со спортивными школами № 2, №4.

           Ребята принимают активное участие в научно-практических конференциях, круглых столах, выставках-ярмарках рассматривая на них темы спортивной, физкультурной и здоровьесберегающей деятельности.  Несколько работ наших учеников были оценены по достоинству на выставке-ярмарке «Образование. Карьера. Занятость». Принимаем активное участие в различных акциях: «Спорт – альтернатива пагубным привычкам», «Здоровое поколение».

             Таким образом,  формирование здорового образа жизни учащихся достигается  в процессе систематических занятий физическими упражнениями при соблюдении соответствующих гигиенических условий. Физическая подготовка,  включающая в себя развитие «сильных» сторон занимающихся, увеличивает перспективные возможности дальнейшего развития и поддержки  уровня физической подготовленности обучающихся. Это позволяет повысить уровень культуры ЗОЖ учащихся.