Организация, управление и методика физкультурно-оздоровительной работы по охране и укрепления здоровья в гимназии № 73
В условиях социально-экономических и политических преобразований современной России особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни.
В Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию "О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства" отмечается, что "... здоровье народа сегодня напрямую связано не только с состоянием общественного здравоохранения, но и с самим образом жизни людей... Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации назрела ситуация, когда необходимо принимать радикальные меры по качественному улучшению состояния здоровья населения, формированию новых ценностных ориентиров молодежи (включающих неприятие вредных привычек), высокого уровня гражданственности и патриотизма".
Тенденция ухудшения состояния здоровья детей и подростков в России за последние 10-15 лет продолжает сохраняться. Это касается, в первую очередь, их слабого физического развития, различных нарушений опорно-двигательного аппарата, прежде всего осанки, увеличения темпов роста числа хронических заболеваний и других показателей. По данным Минздрава, абсолютно здоровыми сегодня можно считать не более 14-16 % выпускников школ.
Школа выполняет заказ, сформулированный в федеральном государственном образовательном стандарте. Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством. Современная школа сегодня — это активно развивающийся социальный институт, в котором учебно-воспитательный процесс настолько интенсифицирован, что требует от школьников значительных физических и психических усилий. Отсюда естественно возникает вопрос о сохранении здоровья детей, который должна решать школьная система физического воспитания учащихся.
Цель физического воспитания в школе: содействовать всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника.
Основными же проблемами физического развития на данном этапе являются:
· укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
· формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приёмами базовых видов спорта;
· формирование знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
· обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
· воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Все эти проблемы тесно переплетаются между собой, поэтому вопросом повышения их эффективности в рамках урочных и внеурочных форм является подход к методологическим и организационно-педагогическим условиям создания модели непрерывного специализированного физического воспитания. Такая модель разработана и внедрятся в гимназии № 73 педагогическим коллективом и учителями физической культуры: Ломакиной Л. Н., Адамовой Н. А., Шмыговым И. Г..
Прежде всего, коллектив гимназии и преподаватели физической культуры поддерживают тесную связь с медицинскими учреждениями, следящими за здоровьем обучающихся гимназии. Ребята регулярно проходят медицинское обследование, как в стенах гимназии, так и в специализированных медицинских учреждениях. В течение каждого учебного года педагогами и медицинским работником гимназии осуществляется мониторинг состояния здоровья обучающихся, их функционального и физического развития.
Исследования успешности работы в гимназии в рамках реализации ФГОС ведётся на нескольких уровнях:
• Анализ уровня обученности и качественной успеваемости учеников по итогам четвертей, полугодий, года.
• Изучение мотивации обучающихся к преподаваемой дисциплине.
• Результативность участия гимназистов в соревнованиях различного уровня
В гимназии к формам организации занятий по физической культуре относятся разнообразные уроки физической культуры. В процессе обучения применяются методы физического воспитания: словесный метод (объяснение, указания, команда, убеждение), наглядный метод (демонстрация, наглядные пособия, и т.д.), метод разучивания нового материала (в целом и по частям), методы развития двигательных качеств (повторный, равномерный, соревновательный, игровой т.д.).
Обучение основывается на следующих дидактических принципах:
- оптимальной трудности заданий: упражнение, даваемое ученикам для выполнения, должно быть посильно для них и в то же время принуждать их прилагать значительные усилия;
- принцип сознательности: ученики должны осознать роль физических упражнений в моральном, волевом воспитании, значение гиподинамии для здоровья человека, необходимость физической культуры для подготовки к профессиональной деятельности;
- принцип связи обучения с практической жизнью: сознательное усвоение учебного материала отмечается в полной мере только в том случае, если оно имеет для ученика определенный жизненный смысл, поэтому наша задача показывать ученикам связь изучаемых упражнений с практической жизнью, акцентировать внимание на значимость для развития психических и физических качеств.
- принцип индивидуализации: мы учитываем индивидуальные особенности каждого школьника, это проявляется в выборе и выполнении учебных заданий.
В гимназии мы применяем различные современные педагогические технологии и их элементы, которые повышают качества знаний обучающихся, улучшает здоровье. В нашей гимназии соответствие современным требованиям - норма.
В гимназии организована работа физкультурно-оздоровительных мероприятий, соответствующих учебной программе, которые являются составной частью режима школьников: разучивание комплексов утренней гигиенической гимнастики, проведение
гимнастики до занятий в классах, физкультминуток, подвижных перемен, а так же «Дней здоровья» (туристический слёт, Всемирный день здоровья), спортивных праздников. Дни здоровья в нашей гимназии проводятся не реже двух раз в четверть.
Вывод: Данные мероприятия, проводимые как на уроках, так и внеурочно, позволяют повысить работоспособность, результативность, успеваемость обучающихся, умения применять на практике знания, на благо здоровья.
Конкурсы, соревнования, внеклассные спортивные мероприятия - эта
деятельность не менее важна в современной школе. Для нас вся эта работа складывается из следующих основных компонентов:
¨ Подготовка учеников к участию в соревнованиях различного уровня.
¨ Проведение дополнительных кружков и спортивных секций.
¨ Работа гимназического Совета физкультуры.
¨ Проведение внеклассных мероприятий по физической культуре.
¨ Участие в районных, городских, областных соревнованиях.
В гимназии работает Совет физической культуры. Ребята проводят внутришкольные соревнования, помогают в подготовке и проведении физкультурных праздников, ведут широкую пропаганду физической культуры, спорта и здоровья.
С целью воспитания здоровой, творческой, спортивной, нравственной личности, для повышения имиджа гимназии, помимо уроков в гимназии проводятся дополнительные спортивные занятия по баскетболу, ОФП, волейболу. Многие гимназисты посещают спортивные кружки и секции в ДЮКФП, ДЮСШ.
Таблица 1
Показатели развития физической культуры в МБОУ «Гимназия № 73»
| Систематически занимаются физической культурой и спортом во внеурочное время | |||||||||||
Кол-во обуч-ся без СМГ и освобождённых | всего | Занимаются в школьной секции | Занимаются в ДЮКФП | Занимаются в ДЮСШ | Занимаются в СДЮСОР | Занимаются в других кружках, секциях, внешкольных учреждениях | ||||||
| Кол-во уч-ся
| % | Кол-во уч-ся
| % | Кол-во уч-ся
| % | Кол-во уч-ся
| % | Кол-во уч-ся
| % | Кол-во уч-ся
| % |
709 | 709 | 94,5 | 72 | 10,1 | 66 | 9,3 | 70 | 10 | 15 | 2 | 72 | 10 |
Количество детей, занимающихся в спортивных секциях по видам спорта:
игровые виды | Лёгкая атлетика | плавание | лыжные гонки | единоборства | стрельба | теннис | танцы |
43 чел. | 9 чел. | 75 чел. | 9 чел | 35 чел. | 10 чел. | 7 чел | 38чел |
С 2011 года среди гимназистов проводится социальный опрос об отношении ребят к преподаваемым дисциплинам. Рейтинг предмета «физическая культура» растёт.
Много внимания уделяется внутригимназической спартакиаде. Среди школьников младшего звена проводятся «Весёлые старты», эстафеты, «Молодецкие игры», спортивные КВНы. В среднем и старшем звене - соревнования по баскетболу, волейболу, пионерболу, мини-футболу в зале, на снегу, подвижной игре «Снайпер», стритболу, лёгкоатлетические состязания. Традиционно проводятся спортивные праздники совместно с родителями «Наши спортивные мамы», «Мама, папа, я – спортивная семья», товарищеские встречи по мини-футболу, волейболу.Огромная роль в нашей гимназии отводится внеклассным мероприятиям.
Спортивные команды нашей гимназии в течение последних пяти лет являются призёрами районной спартакиады Куйбышевского района.
Так же в нашей гимназии растёт количество детей, которые хотят участвовать и участвуют в олимпиаде по физической культуре на школьном, районном городском и областном уровне. С 2011 года воспитанники нашей гимназии прочно закрепили свои позиции призёров на муниципальном уровне.
Куйбышевский район один из первых приступил к реализации комплекса ГТЗО. В настоящее время ребята продолжают радовать нас своими победами, показывая отличные результаты. С 2011-2012 года гимназия активно участвует во Всероссийских соревнованиях школьников «Президентские состязания», «Президентские спортивные игры». 2011-2012 – 1 место область, 2013-2014 – 2 место область, 2 место – город «Президентские спортивные игры».
Тесным образом мы сотрудничаем со спортивными сообществами высших учебных заведений НФИ КемГУ и КузГТУ, со спортивными школами № 2, №4.
Ребята принимают активное участие в научно-практических конференциях, круглых столах, выставках-ярмарках рассматривая на них темы спортивной, физкультурной и здоровьесберегающей деятельности. Несколько работ наших учеников были оценены по достоинству на выставке-ярмарке «Образование. Карьера. Занятость». Принимаем активное участие в различных акциях: «Спорт – альтернатива пагубным привычкам», «Здоровое поколение».
Таким образом, формирование здорового образа жизни учащихся достигается в процессе систематических занятий физическими упражнениями при соблюдении соответствующих гигиенических условий. Физическая подготовка, включающая в себя развитие «сильных» сторон занимающихся, увеличивает перспективные возможности дальнейшего развития и поддержки уровня физической подготовленности обучающихся. Это позволяет повысить уровень культуры ЗОЖ учащихся.