Педагогические конкурсы как фактор профессионального развития — «за» и «против».
Педагогические конкурсы как фактор профессионального развития — «за» и «против».
Наш быстро меняющийся окружающий мир требует постоянного повышения квалификации от многих специалистов, в том числе от педагогов. Это процесс трудоёмкий, но интересный и важный. Тем более что подлинное знание – это знание индивидуальное, полученное в результате собственной деятельности. Профессиональным опытом становится лишь то, что осмыслено и проработано лично самим педагогом; когда человек анализирует свою деятельность и делает правильные выводы. Считается, что в осмыслении новых идей, в сохранении педагогических традиций, в стимулировании активного новаторского поиска значительную роль играет участие в профессиональных конкурсах. Определяя значимость конкурсного движения для профессионального развития педагогов, попробуем ответить на два вопроса.
1 вопрос: для чего необходимо участвовать в профессиональных конкурсах?
2 вопрос: какие возникают проблемы у педагога, участвующего в конкурсах профессионального мастерства?
3 вопрос: насколько необходимо это участие?
Педагог участвует в конкурсах:
· для обмена и обобщения собственного опыта с целью поиска наиболее эффективных способов работы и внедрения в практику инновационных технологий;
· для актуализации и презентации собственных педагогических
находок и достижений;
· для развития дружеских взаимосвязей единомышленников.
В рамках участия в конкурсах предоставляется возможность публичного предъявления опыта, демонстрации определенных итогов работы, а также конструктивного самоанализа. Основной целью участия в конкурсах выступает стимулирование педагога к принятию творческо-деятельной позиции. Трансляция опыта работы педагогов на конкурсах является тем механизмом, который позволяет повышать квалификацию без отрыва от учебного процесса, способствует созданию особой рефлексивной среды, стимулирующей развитие педагогических умений и навыков.
Участие в дистанционных конкурсах даёт многое для повышения профессионального уровня в наш век, век разрастающейся компьюте-ризации. Во-первых, педагог учится грамотно использовать учебные ресурсы сети Интернет, во-вторых, те, кто прошёл школу дистанционного конкурса, мыслят и действуют по-другому. Они осознают, что сфера их деятельности – открытое образовательное пространство, люди и ресурсы, находящиеся в разных городах. А это ощущение единства педагогов всей страны и ближнего зарубежья.
Самое же главное, увеличивается самоуважение участника конкурса: "Я это могу", "Я это сделал"... Повышается внутренняя самооценка, меняется внутренний мир педагога. Да и сама подготовка к конкурсу педагогического мастерства является творческим процессом. В это время педагог анализирует свою деятельность (что удалось, чем можно поделиться, какие возникают трудности), систематизирует свой педагогический опыт, работает с документами, тем самым совершенствует своё профессиональное мастерство.
Конкурсы педагогического мастерства помогают:
· выявить уровень профессионализма каждого участника, способствуют
профессиональному росту педагога, дают толчок к дальнейшему
творческому развитию;
· способствуют выявлению творческих, инициативных педагогов,
способных заниматься методической работой;
· повышают престиж профессии.
Не стоит забывать и о том, что участие в конкурах – это не только профессиональный рост учителя, но и интеллектуальный рост его учеников. Чтобы подготовиться к любому конкурсу, педагогу необходимо самому узнать как можно больше, перелистать сотни страниц педагогических журналов, изучить ресурсы крупных образовательных порталов. И ведь как только находишь что-то интересное и увлекательное, то хочется поделиться находками не только с коллегами, но и с ребятами. Значит, и для учеников появляется возможность обогатить свои знания, расширить свой кругозор. Также ни для кого не секрет, что участие в конкурсах – важный критерий результативности работы учителя при аттестации.
Но почему же не каждый педагог стремится попробовать свои силы в педагогических конкурсах?