Методический семинар
Предварительный просмотр:
Конкурсное задание «Методический семинар»
Пояснительная записка.
Тема урока: Модуль числа.
Программа разработано на основного общего образования по математике (Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы / [авт.-сост. В.И. Жохов] – 2-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2010.. Программа курса МАТЕМАТИКИ 6 класса рассчитана на 170 часа при 5-и часовой нагрузке в неделю. Учебник «Математика» для 6 класса образовательных учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург – М. Мнемозина, 2008 г.
Класс: 6.
Количество учащихся: 25, из них девочки – 10, мальчики -15.
- Успеваемость учащихся по итогам прошлого год.
-успевают на «хорошо» - 7 учащиеся. Остальные учатся на удовлетворительном уровне. Общий интеллектуальный уровень (умственный, духовный) учащихся – средний. Уровень начитанности средний, т.к. мало кто читает художественную литературу и библиотеку посещают только по необходимости. Общий уровень знаний удовлетворительный. Есть ученики, которые учатся по настроению, не стремятся учиться лучше, хотя есть способности.
2. Анализ психофизического здоровья.
-количество учащихся основной группы здоровья – 24, 1 учащихся инвалид по состоянию здоровья.
3. Характеристика классного коллектива.
Родители проявляют интерес к обучению и воспитанию учащихся. Класс очень подвижный, энергичный. Особенно мальчики не могут усидеть на одном месте. Девочки также активные, артистичные. Активное участие принимает в школьных мероприятиях, занимают призовые места. Все стараются принимать участие в делах класса, интересуются жизнью класса. Отношение к трудовой и спортивной деятельности хорошее.
Лидерство пытаются проявить Доолай Кудерек, Чамьян Айгор, Тюлюш Бадыргы-Маадыр, Шортан-оол Айран.
Активны, отзывчивы к школьным делам Монгуш Александра, Кок-оол Норбу, Комбужап Долума, Кечил-оол Инга, Сат Долума, Тюлюш Валерия, Шактар-оол Валерия,Чамьян Ай-кыс.
Описание современных приемов и методов образования.
Я работаю в классе по традиционной системе, но пересмотрела отношение к традиционному обучению в пользу развивающего, т.е. применяю новые технологии ФГОС обучения. Когда подбираю материалы к уроку, ориентируюсь как на сильного, так и на слабого ученика, четко представляю, кому какой вопрос задам, кого похвалю, а кому может быть, и улыбнусь вместо замечания. Каждого Ребенка на уроке стараюсь выслушать, не обрывать на полуслове.
К каждому уроку готовлю много дополнительного материала: дидактические игры, викторины, занимательные вопросы, ребусы, презентации. Задание на дом тщательно продумываю. Важно, чтобы ребенка не надо было заставлять делать урок, а он сам спешил бы его выполнить. На уроке домашнее задание проверяю, отмечаю самых старательных учеников. Даже слабые ученики тянутся за сильными, стараются выполнить его не хуже других. Таким образом, происходит ненавязчивая активизация познавательной деятельности учащихся.
Практикую также опережающее знакомство учащихся с новым материалом, для чего задаю детям подготовить доклады по теме, используя энциклопедию или другую дополнительную литературу. Данный прием совместной подготовки учителя и ученика развивает самостоятельность школьников, расширяет их кругозор, развивает речь.
Стараюсь проводить дифференцированное обучение, соблюдаю дидактические принципы доступности и посильности развития всех учеников в одном коллективе.
Осуществляю проблемное обучение на основе деятельностного метода по следующей схеме:
- постановка учебной задачи;
- «открытие» детьми нового знания;
- закрепление;
- самостоятельная работа;
- контроль и самоконтроль.
Приобретение новых знаний осуществляется так, что становится необходимым возвращения к пройденному, оно обогащается на каждом этапе новым содержание. Так осуществляется принцип непрерывности обучения.
Описание организации учебной деятельности учащихся.
В современной школе высшей ценностью стала личность учащихся. Критерием оценки деятельности учащихся, является обеспечиваемые ею условия для развития его индивидуальности.
Я считаю, что в этих условиях особое значение приобретает формирование у учащихся самостоятельности в учебной деятельности, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и овладение способами учебной деятельности, умения самостоятельно строить свою деятельность.
На всех этапах обучения предлагаю учащимся различные виды и различные формы учебных занятий. Организация учебной деятельности детей выполняется в различных формах: фронтальной (совместное действия всех учеников под руководством учителя), индивидуальной (самостоятельная работа каждого ученика), групповой (работа по 3-4 человека, задания для групп могут быть одинаковыми или разными).
При самостоятельном выполнении заданий учащиеся работают в разном темпе и требуют разной степени помощи. Скорость выполнения заданий самостоятельной работы зависит не только от степени подготовленности учащихся, но и от индивидуально-физиологических способностей. Для одного самостоятельность проявляется уже в том, что он без чьей-либо помощи выполнил упражнение по только что разобранному образцу, а для другого довольно просто выполнить задание несколькими способами, в том числе нетрадиционными. Все это стараюсь учитывать при подборе заданий для самостоятельной работы. Самостоятельную работу организую в разного вида парах: статистической, динамической, вариативной. И, наконец, все виды контроля (самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя) присутствуют на каждом уроке.
Перед изучением темы провожу исходный контроль, помогающий выявить необходимый уровень знаний для усвоения данной темы. После этого провожу лекцию с кратким изложением всей темы. Формы проведения уроков разнообразные: урок-лекция, урок-дискуссия, урок-семинар, урок-консультация, практическая работа, зачетные уроки и т.д.
В процессе изучения нового материала, после объяснения новой темы учащиеся самостоятельно работают с текстом. Отвечают на заранее записанные, на доске или на листе вопросы (использую вопросы из учебника). Сами составляют вопросы для взаимоконтроля (иногда даю, как домашнее задание). Составляют план ответа. Разгадывают или составляют кроссворды с использованием новых понятий и терминов и т.д. (т.е. работают творчески).
На каждом занятии учащиеся получают разно-уровневые задания для самостоятельной работы. Благодаря этому учащиеся от маленькой победы в учении передвигаются вперед. Развиваясь сами и вовлекая в эту деятельность других.
Такая организация деятельности создает благоприятный психологический климат на уроке. Исчезают чувство страха, неуверенности. Каждый ученик знает, что приходится делать на уроке, видит перед собой реальную цель. Все ученики находятся в одинаковых условиях. В процессе обучения каждый ребенок контролирует других, проверяет, объясняет и сам кому-то отвечает, т.е. включению ученика в деятельность помогает социальный мотив и постоянная смена деятельности. После выполнения всего объема работы предлагается контроль: самостоятельная работа обязательного уровня. Если ошибок в работе нет, переходят к карточкам второго уровня, затем третьего.
Новые методики и технологии обучения.
Методы, приёмы и формы обучения, которые использую в своей работе
1.Комфортное начало и окончание урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Этот метод помогает детям освоить следующие способы:
а) использование положительных установок на успех в деятельности: «У меня всё получится», «Я справлюсь» и т.д.
б) умение настроить себя на положительную волну.
2.Объяснение нового материала с опорой на субъективный опыт учащегося.
3.Упорядочение системы домашних заданий, их дозировка, выбор, творческий характер.
4.Учёт индивидуальных способностей и особенностей ребёнка.
5.Личный пример учителя.
6.Организация саморефлексии.
7.Методы психокоррекции - это вопросы на всех этапах урока, когда выполнена учебная программа:
-развитие внимания;
-развитие памяти и восприятия, наблюдательности;
-развитие произвольных движений и самоконтроля;
-развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации;
-развитие мышления и речи.
Учитывая то обстоятельство, что наибольшая утомляемость детей связана с их длительным сидением за партой, стараюсь придерживаться следующей формы организации деятельности на уроках;
-работа в группах;
-работа в парах сменного состава;
-фронтальный опрос;
-использование элементов игры в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников;
-хлопанье в ладоши;
-использование сигнальных карточек.
Описание результативных современных приемов и методов использования информационных технологий
Применение ИКТ на уроках позволяет как учителю, так и ученику использовать новые ресурсы. С помощью Интернета, разнообразных ЦОР получаю возможность представить многообразие учебного материала, экономить время, расширить на уроке набор используемых форм обучения и, наконец, установить новые формы общения ученика и учителя. Это связано с одной стороны с применением ИКТ в рамках традиционной классно-урочной системы обучения, с другой стороны с повышением уровня наглядности и эстетичности.
Ученик же получает возможность использовать все это и в свою очередь, повысив свой уровень знаний и потенциал, легко переходит к исследовательской деятельности, что считается самым сложным в процессе обучения. Ученик проявляется в ходе выполнения заданий исследовательского характера, когда необходимо овладеть методами и приемами познания, которые позволяют увидеть новую проблему в знакомой ситуации. Использование на уроке презентаций имеет следующие преимущества :
- возможность обеспечить визуальное восприятие информации;
- обеспечивает последовательность рассмотрения темы;
- иллюстрации доступны всем учащимся;
- обозначенные на экране этапы практической работы в течение всего времени позволяют детям с различной степенью подготовленности спокойно выполнять задание;
- применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать детей. На своих уроках я регулярно использую ИКТ. Мною применяется:
- Использование «готовых» ЦОР
- Применение на уроке собственных презентаций
- Презентации по отдельным темам (созданные учащимися)
- Мультимедийное сопровождение
Материалы по методическому обеспечению педагогических образовательных технологий
Кабинет математики. Площадь 45 кв.м. Ученических столов - 12шт, стульев - 24 шт.
Класс проветривается. Освещенность, цвет мебели соответствуют по СанПину.
Материалы для урока: учебники, тетради, ручки, дневники учащихся, компьютер, экран, проектор.
Методики оценки эффективности уроков.
Каждый учитель стремится к тому, чтобы урок был эффективным. Заглянем в словарь Сергея Ивановича и прочтём, что значит слово «Эффективность - дающий эффект, действенный».
В области педагогики под эффективностью подразумевают следующее:
- конкретность поставленной цели и задач, умение её поставить и добиться её на практике;
Построение и эффективность урока, как основной организационной формы обучения и воспитания школьников, зависит от конкретных целей, от содержания учебного материала и в значительной мере от методов обучения, которые должны обеспечивать максимально комфортное для детей общение с учителем. Поэтому одним из способов повышения эффективности урока я считаю использование нестандартных форм обучения: урок-исследование, уроки - сказки, уроки-путешествия, уроки в форме игр и т.д.
Моя главная задача - помочь каждому ученику осознать свою значимость, не потеряться, а утвердиться в окружающем мире. Для этого ему нужны знания, из которых впоследствии появляется уверенность в себе, мотивация к дальнейшему обучению.