Доклад "Развитие творческих способностей обучающихся в процессе работы над детской газетой"
Развитие творческих способностей обучающихся в процессе работы над детской газетой
В целях развития творческих способностей обучающихся в 2008 году мною была подготовлена программа дополнительного образования детей «Юный корреспондент», которая впоследствии прошла районную и областную экспертизу и получила статус авторской педагогической разработки адаптационного типа.
В 2008-2009 учебном году она начала свою реализацию. Срок ее действия – 2 года.
· Первый год обучения программы предполагает овладение первичными навыками оформления газет, написания отзывов, статей, воспитание интереса к журналистике, выявление индивидуальных особенностей учащихся, развитие творческих способностей.
· Второй год обучения расширяет понятия первого года, учащиеся работают более самостоятельно, начинают писать статьи для окружной газеты, развивается инициатива и творчество.
Программа рассчитана на учащихся 5-11 классов. Одной из ее целей является развитие творческих способностей детей.
Занятия журналистикой развивают нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира, формируют независимую жизненную позицию.
Совершенно очевидно, что творческое сотрудничество педагога и обучающихся возможно только на добровольной основе, ведь никого нельзя заставить, принудить к развитию. Поэтому особое внимание и время отводится подготовительному периоду, связанному с началом учебного года, когда определяются цели и задачи образовательной деятельности. Нужно придать этому процессу привлекательную форму. На этом этапе нужно помочь детям понять их индивидуальные особенности и потребности . Первые публикации в газетах статей и фотографий, выполненных учащимися, участие детей в экскурсиях, конкурсах, позволяет впервые пережить ситуацию успеха в выбранном деле.
Педагог помогает детям осознать свои потребности и перевести в цель.
Пройдя подготовительный этап, мы приступаем к практическому. Во-первых, определение склонностей детей и выявление возможных вариантов самоопределения того или иного ребенка. Обучаясь в кружке, дети имеют возможность, исходя из природной предрасположенности, проверить свои способности. В блокнотах обозначаются практические достижения детей.
Программа кружка предполагает не только достижение ребенком конкретных результатов за обозначенный период, но и развитие определенных личностных качеств (коммуникативности, тактичности, умению работать в группе).
Через дневники, портфолио, тетради личностных достижений учащихся вводится в действие мониторинг развития детей (система регулярного отслеживания происходящих изменений) при реализации программы.
Для развития творческих способностей и освоения базовой журналистской теории мною используются различные приемы и методы.
Например, с юными журналистами при изучении некоторых тем применяются игровые элементы, основу которых составляет журналистская деятельность. Так для лучшего объяснения темы «Интервью» проводятся ролевые игры, ребята сами пишут сценарии диалогов, что позволяет им освоить социальную и предметную деятельность, путем имитации ситуации - интервью, например, с директором школы. В этой игре задача одного кружковца, как журналиста, получить необходимую информацию, с помощью правильных вопросов, задача второго - интервьюируемого (директор) скрыть необходимую информацию, правильно уйти от ответов.
Модификации:
- дается готовое начало диалога, который надо продолжить
- дается тема диалога
- даются роли собеседников.
Такие игры способствуют раскрытию личностного потенциала учащегося, так как в игре каждый получает возможность стать творцом своего собственного поведения. Учащиеся в деловой или ролевой игре ищут пути и средства оптимизации профессионального общения, которые позже смогут практически применить, выполняя редакторское задание.
На наших занятиях мы используем деловую игру, как форму коммуникативного обучения. Так, например ребятам предлагается попробовать себя в роли «редактора». Данная игра проводилась в период освоения курса по литературному редактированию. Юные редакторы вносили редакторские правки в заранее подготовленные тексты с ошибками. Задача обучающихся - найти ошибки, исправить и обсудить их на плановой «летучке» своих коллег. Эта игра помогает ребятам применить знания по русскому языку и почувствовать ответственность корректора и главного редактора, которые отвечают за качество публицистического продукта.
Дидактические игры.
1) «Синоним – антоним» (интересный, красивый, большой, известный, ласковый, веселый, крупный; говорить, идти, присутствовать).
Педагог кидает детям мяч и называет слово. Сначала кружковец должен назвать синоним, затем антоним к этому слову.
2) Игра «Пословица пословице» (обмен пословицами).
Дети встают в круг и кидают друг другу мяч, называя пословицы.
3) Подбери прилагательное в нужном роде (пополнение словарного запаса, работа над грамматикой
Сирень, кенгуру, бандероль, пони, тюль, шампунь, рояль, рагу, фойе, хрусталь, кофе, желе, такси, шоссе, эмаль, санки, коньки, вуаль.
4) У кого хвост длиннее?
Подберите как можно большее количество однокоренных слов к данным словам:
Земля, мир, труд, дом, лес.
5) Домысливание диалога
Группа делится на пары. Каждой выдается лист с началом диалога, общим для всех. Дается время на обдумывание продолжения диалога, его запись. Затем этюды проговариваются вслух и обсуждаются. Прием интересен тоем, что диалоги у всех получаются разные, и дети с нетерпением ждут, что же придумали другие.
Например:
- Надя, когда ты делаешь уроки? Чем ты занимаешься в свободное время?
6) Работа с терминологией
А) Раздаются детям газеты. Они должны показать названные педагогом элементы газеты: открытие, чердак, колонтитул, шпигель, отлет, флаг, подвал и пр.
Б) Детям раздаются две группы карточек: с терминами и их определениями. Дети должны сопоставить их: к каждому термину подобрать соответствующее определение.
Развитие творческих способностей с помощью журналистики осуществлялось посредством нескольких методов:
Варианты | Конкретные примеры | Цель обучения | Содержание деятельности учащихся | |
ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ |
Деловая игра |
Деловая игра как форма интерактивного обучения: «Определение модели газетной редакции» |
Помочь детям включиться в редакционную структуру |
Самостоятельно распределяют роли («директор», «редактор», «корректор», «верстальщик», «фотокорреспондент», «корреспондент», «менеджер по рекламе», и т.д.) и ищут пути их исполнения, коллективно обсуждая результаты работы, проводят самоанализ |
Деловая игра как форма поликультурного образования: «Зарубежная командировка» | Приобщить учащихся к взаимодействию с различными культурами. | Учащиеся занимаются поиском, подготовкой информации и той или иной стране, ее культуре, традициях. Проанализировав информацию они применяют роль «иностранца» в чужой стране, которому необходимо выполнить редакционное задание. | ||
ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД
|
Дискуссия | Теоретическая дискуссия: «Какой журнал нужен современному ребенку?» | Способствовать развитию мировоззренческой позиции подростков | Коллективное аргументированное обсуждение |
Дискуссия в процессе планирования будущего номера собственной странички в газете | Расширить представления подростков о творческом процессе, создать психологически благоприятную атмосферу для активизации собственного творчества | Ребята обсуждают замысел будущих материалов и концепцию номера в целом. | ||
Тренинги | Тренинги на определение чувствительности, наблюдательности (просматриваем видео- ролики с ведущими, корреспондентами. Смотрим на их профессиональные жесты, мимику, манеры) | Содействовать приобретению эмоционального опыта, навыков межличностного общения | Наблюдают и анализируют природно-вещественную среду человека | |
Тренинг на самопознание (рефлексию) | Развить навыки самоанализа | Анализируют свое состояние и деятельность
| ||
Творческий тренинг «Полоса моей мечты»- ребята с помощью приобретенных знаний по дизайну, создают из старых периодических изданий полосу своей мечты. Создают проект и защищают его. |
Способствовать развитию творческого мышления |
Комбинируют, моделируют, интерпретируют, формулируют и др.
| ||
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД
|
Практическое творчество |
В ходе кружковых занятий и выполнения самостоятельных работ. Например, «Стоп- кадр», ребятам выдаются фотоиллюстрации из газеты, к которым они составить текст в информационном жанре. |
Развивать практические навыки, способствующие созданию журналистского и публицистического текстов |
Подростки пишут фрагменты текстов, выполняют упражнения, направленные на развитие воображения, внимания, критического мышления и т.д. |
Основные стадии творческого процесса
Рассматривая особенности журналистского мышления, мы сосредотачиваем внимание на этапе формирования главной мысли журналистского произведения. Процесс создания журналистского материала для юнкора предполагает решения целого ряда творческих задач, связанных как с накоплением и переработкой информации, так и с композицией самой статьи, очерка и других газетных жанров.
Методологическая деятельность воспитанников обуславливается их собственными эстетическими и организационными способностями. Создавая свои произведения, ребята основываются на изучении, сопоставлении и анализе фактов, на умении создавать текст в соответствии с общими для любого журналистского текста стилистическими, жанровыми, эстетическими требованиями.
На занятиях юнкорам неоднократно повторяется, что журналист должен:
- Осмыслить, понять, какие методы и средства помогут ему добиться цели.
- Определить ту информационную площадку, которая обеспечит его необходимыми фактами.
- Собрать и проанализировать весь фактический и иллюстрированный материал.
- Определить структуру материала и необходимые для его реализации средства.
- Принять участие в коллективном создании материала либо преступить к авторскому созданию материала.
- Сопоставить результат с начальной целью и внести необходимые коррективы.
- Провести материалы до публикации (принять участие в редактировании, в верстке, в иллюстрировании и т.д.).
Но рассматривая последовательность шагов, которые предпринимает юнкор и редакционный совет в процессе подготовки материала во всех его элементах, можно расширить список задач которые ставятся перед юным журналистом:
- Выбор темы, основной пункт всех приводимых задач которые ставятся перед юными творцами. Тема – это та область деятельность, которая дает материал для будущего журналистского произведения юнкора.
- Подбор материала, который конкретизирует отобранные юнкором факты, отвечая на вопросы: «кто?», «что?», «где?», «когда», «о чем будет вестись рассказ?».
- Анализ. На этом тапе ребята исследуют все необходимые сведения для будущего материала, отбирая необходимые элементы по критерию замысла. С данным определением станет ясна драматургия и стилистика текста.
- Следующим этапом становиться - воплощение замысла.
- После воплощения ребята осуществляют самоконтроль, отвечая на вопрос «Добился ли я цели, которую поставил?».
Конечный этап творческого процесса по созданию журналистского материала - соотнесение результата с поставленной целью. Перед отправлением материала в редакцию районной газеты, ребята апробируют свои работы в журнале «Родничок» на сайте ДДТ.
Результатом творческой работы юнкоров стали 15 номеров журнала «Родничок», стенные газеты, публикации в районной детской газете «Школьная жизнь от А до Я», в районной газете «Усть-Удинские вести».
Подводя итоги работы за шесть лет, мы выяснили, что у детей формируется ориентация на саморазвитие, навыки изучения своих потребностей, интересов, творческих способностей, умение планировать собственную деятельность и анализировать ее результаты.
Литература:
- Исламгулова И.Р. Развитие диалогической речи на занятиях по журналистике. / Дополнительное образование и воспитание,№ 4, 2014 с. 33-36.
- Кашлева Н.В. Пресс-клуб и школьная газета. – Волгоград, 2009. – 154 с.
- Махиня Н.Ю. Талантливые люди – главное богатство общества. / Дополнительное образование и воспитание,№2, 2014 с. 22.
- Царькова Л.С. Методы развития журналистского творчества у детей в в МБОУ ДОД. // http://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika.