Взаимосвязь семьи и УДОД в воспитании всесторонней личности
Дополнительное образование детей сегодня — необходимое звено в воспитании гармоничной личности, ее образовании и ранней профессиональной ориентации. Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.
В решении проблем становления и развития дополнительного образования детей особая роль принадлежит сотрудничеству с семьей и родителями воспитанников.
В системе дополнительного образования детей в настоящее время разрабатываются новые модели взаимодействия семьи и УДОД. При этом процесс такого партнерства, сотворчества, его особенности определяются, прежде всего, спецификой деятельности педагогического коллектива.
Как показывает практика, опыт учреждений дополнительного образования детей в разработке перспективных форм взаимодействия с семьей имеет особое значение, так как его особенностью является свободное творческое развитие личности ребенка на основе свободы выбора занятий. Педагогов и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, о создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
Взаимодействие семьи и МБОУ «Дом детского творчества» Знаменского муниципального района Омской области осуществляется через разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей.
Формы взаимодействия могут быть очень разнообразными, многими из них наши педагоги пользуются давно, а некоторые формы являются инновационными и учитывают современные требования к процессу обучения и воспитания.
Благодарственное письмо родителям
Широко используется во всех объединениях Дома творчества с целью информирования родителей о достижениях детей, а также как выражение благодарности семье за помощь, активное участие, поддержку и инициативу.
Выставка
Форма представления творческих работ воспитанников ДДТ, проводится с целью активизации творческого потенциала детей и их родителей, повышения статуса семьи.
Буклет
Информационное издание, где в лаконичной форме представлены основные направления деятельности и достижения творческих объединений. Содержание буклета определяется задачами его издания: помощь родителям и детям в выборе коллектива, представление итогов творческой деятельности коллектива или отдельных воспитанников, информация о конкретных мероприятиях и т.п.
Консультация для родителей
Проводят педагоги и администрация ДДТ по поводу решения конкретных психолого-педагогических, личностных или административных проблем. Инициатором встречи может быть как одна, так и другая стороны. Родительское собрание
Родительские собрания дают возможность, сообща решать внутренние вопросы. Цели родительских собраний могут быть общие и частные.
Общие
Согласование, координация, интеграция усилий ОУ и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно-чистой, физически здоровой личности ребенка. Повышение педагогической культуры родителей.
Повышение активности в жизни объединения и ДДТ.
Частные
Повышение педагогической культуры родителей по конкретному вопросу.
Сплочение родительского коллектива.
Вовлечение родителей в подготовку конкретных мероприятий.
Пропаганда успешного опыта семейного воспитания.
Подведение итогов совместной деятельности педагогов, обучающихся и родителей.
Информационный стенд
Форма наглядного отражения деятельности ДДТ. При вариативности содержания информационные стенды решают общую задачу наглядного представления информации, и их оформление подчинено единым принципам, среди которых ведущими являются оперативность и красочность.
Открытое учебное занятие
Основной целью данной формы работы является укрепление взаимопонимания в триаде «педагог-ребенок-родитель». Открытое учебное занятие позволяет продемонстрировать родителям творческие возможности, успехи и достижения детей, степень их включенности в занятие, методы работы педагога с детьми и уровень взаимопонимания между участниками образовательного процесса.
Совместный досуг
Большое внимание ДДТ уделяет организации досуговых мероприятий для детей и родителей: праздничные программы, конкурсные, игровые, профилактические и т.д. Практики дополнительного образования детей убедились в том, что систематическая работа в этом направлении способствует созданию благоприятных психологических условий для совместной деятельности детей и родителей, гармонизирует отношения между ними, реально укрепляет систему взаимодействия в триаде «педагог дополнительного образования — семья — ребенок».
Анкетирование
Проводится с целью оценки качества образования в УДОД, с целью выявления положительного опыта педагогов, с целью изучения удовлетворенности работой ДДТ, с целью учета запросов семей обучающихся.
Творческий отчет
Традиционная форма работы всех коллективов Дома детского творчества. Проводится ежегодно с целью демонстрации творческого роста воспитанников, мотивации родителей к сотрудничеству с коллективами ДДТ. Форма творческого отчёта для каждого объединения индивидуальна и зависит от направления. Уже стало традицией проводить творческий отчёт ДДТ в конце апреля на базе РДК. Воспитанники, которые занимаются по программам декоративно-прикладной направленности – оформляют выставку в фойе, где представлены лучшие работы. В концертной программе принимают участие воспитанники студий: вокально-хоровой, хореографической, театральной и студии раннего развития.
Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой — наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем: падению жизненного уровня большинства семей, росту числа разводов, увеличению числа неполных и имеющих одного ребенка семей на фоне морально-нравственного упадка нации. Следовательно, семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательных учреждений. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему полноценного развития личности ребенка.