РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Мы с вами часто слышим крылатую фразу «Дети - наше будущее». Но они не только наше будущее, это наше настоящее, и мы не имеем права ставить их жизнь в режим ожидания, когда на всех уровнях будут приняты адекватные решения и разработаны эффективные меры противодействия распространению наркотиков и других психоактивных веществ. Наши дети живут сегодня в том обществе, которое есть сегодня, другого они не могут выбрать, даже если их не удовлетворяют те условия, в которых протекает их жизнь. Помочь детям справляться с жизненными проблемами, преодолеть желание уйти из мира реальности в мир «кайфа» и «иллюзий» - важная педагогическая задача.
В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек.
В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает около 30 млн. человек, т.е. практически каждого пятого жителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, употребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня и дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия. Известно, что каждый наркоман за год способен вовлечь от 4 до 17 человек.
Происходит неуклонное “омоложение” наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Отмечены и случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раз, а ненаркотическими психоактивными веществами – в 11,4 раза чаще, чем взрослые.
Наркоманию называют “комплексным социо-психо-физиологическим расстройством”. Данная проблема не терпит узковедомственного подхода. Она разрешима только при участии заинтересованных ведомств и широкого круга общественных организаций.
Приоритетным направлением деятельности по предотвращению злоупотребления ПАВ является первичная профилактика – предупреждение возникновения факторов риска, выявление и коррекция проблем в семейных отношениях на ранней стадии, обеспечение условий для эффективного выполнения функций семьей (репродуктивной, педагогической, функции социализации и т.д.). Уровень первичной профилактики условно предполагает два основных направления работы: организационно-управленческое – разработка и принятие нормативных правовых документов, создание ответственных структур, осуществление процессов планирования и контроля деятельности; и информационно-просветительское – работа с общественным мнением, информационно-разъяснительные компании, проведение различных акций, мероприятий и праздников, развитие волонтерства, образовательные курсы для детей, родителей и специалистов, тренинги.
Профилактические программы подразделяются по направлениям работы на когнитивные, аффективные, аффективно-интерперсональные, поведенческие, альтернативные, средовые, общественные, ориентированные на семью и др.
Помимо этого выделяют превентивные программы, которые подразделяются на две категории:
Ø личностно-центрированные – воздействующие на определённые характеристики личности (личностные ресурсы);
Ø средо-центрированные – воздействующие на социальную среду, учителей, сверстников, терапевтические сообщества.
Наиболее эффективно одновременное воздействие и на среду и на личность.
Работа по первичной профилактике и максимально раннему выявлению наркомании среди детей и подростков будет эффективна, если в ней будут принимать посильное участие те, кто непосредственно отвечает за их воспитание и нравственное развитие: родители, педагоги, классные руководители, воспитатели, психологи, врачи, сотрудники органов внутренних дел.
Конечно, семья остается главным “щитом”, преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. Поэтому профилактическая работа становится важнейшим компонентом воспитательного процесса в учреждениях образования.
Анализ особенностей дополнительного образования детей, его функций и ценностей позволяет сделать вывод о том, что эта сфера образования является наиболее благоприятной для развития духовно-нравственного воспитания детей. Об этом весьма убедительно говориться в работах А.К. Бруднова. «Дополнительному образованию принадлежит социально-историческая миссия воссоединения и сотрудничества светского и духовного образования детей. Наивно полагать, что духовность в образование вольется в одночасье и что мгновенно осуществится психологический симбиоз образования и духовности. Ибо разлучиться много легче, чем, нежели обрести вновь единство и целостность. Но в сложившейся ситуации, дополнительное образование располагает значительно большими возможностями, так как ориентировано на самоопределение личности, свободный выбор самих детей, их интересы» (Духовное воспитание детей в системе доп. образования. Вечное слово. 1999, № 1).
Первичная профилактическая работа по предотвращению злоупотребления ПАВ на примере МБОУ «Дом детского творчества»
В данном случае МБОУ «Дом детского творчества» ведёт информационно-просветительскую работу.
Вся работа выстраивается в соответствии с Концепцией профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде (утверждена приказом Минобразования России, одобрена Правительственной комиссией по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту); Законами Российской Федерации.
Согласно Концепции, целями первичной профилактической деятельности являются:
· изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающее снижение спроса на психоактивные вещества в молодежной среде.
· сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемых педагогами образовательного учреждения.
С ориентацией на Концепцию была разработана Программа «Здоровье». В программе принимают участие все субъекты образовательного процесса. Цель программы - создание безопасной образовательной среды, обеспечивающей условия для личностного развития обучающихся и их ориентацию на здоровый образ жизни и укрепление физического здоровья.
Ожидаемый результат деятельности - личностный рост всех участников образовательного процесса, осознанное отношение к собственному здоровью. Современная концепция первичного, раннего предупреждения употребления ПАВ основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: семья, школа и дополнительное образование.
При проведении профилактической работы педагоги дополнительного образования учитывают организационные принципы профилактики:
I принцип - комплексность - подразумевает комплексное взаимодействие органов и учреждений.
В рамках реализации программы налажено тесное взаимодействие с различными субъектами системы профилактики: филиал КУОО «ООЦСППНиМ» в с. Знаменское, МУЗ Центральная районная больница, МУК Центральная районная библиотека; МУК «Центр традиционной культуры», краеведческий музей, РОВД.
II принцип - дифференцированность профилактических подходов: по возрасту, по степени вовлеченности в наркогенную ситуацию, по степени наличия факторов риска развития наркозависимости.
Так, при планировании и реализации работы с младшими школьниками, основной целью ставим формирование негативного отношения к наркотизации через воспитание мотивации здорового образа жизни.
Задачи профилактической работы с подростками: научиться содержательному проведению досуга, практике самопознания и самовоспитания; уметь строить реальные жизненные планы и искать пути их реализации; осознать негативные последствия приема наркотиков, уметь применять способы отказа от наркотиков.
III принцип - аксиологичность - предполагает формирование у детей и молодежи представлений о здоровом образе жизни, законопослушности.
Воспитание у ребенка готовности избежать приобщения к одурманиванию невозможно без осознания им личностной ценности здоровья, важности и необходимости соблюдения законов здорового образа жизни, овладения приемами и навыками сохранения и укрепления своего организма. С этой целью нами проводится целенаправленная работа с воспитанниками объединений.
IV принцип - многоаспектность - включает сочетание различных направлений целевой профилактической деятельности.
Учитывая этот принцип, разработана многоаспектная, комплексная программа “Здоровье”, в которую включены разнообразные формы, методы работы.
V принцип - непрерывность - профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания ребенка в Доме детского творчества, что обеспечивается благодаря привлечению к работе учреждений культуры, досугового центра «Молодёжный», спортивной школы «Север».
Можно выделить три основных направления работы Дома детского творчества по профилактике употребления ПАВ:
I. Работа с детьми:
Ø воспитательная работа — повышение культурного уровня, организация разумного использования досуга.
Вся работа в этом направлении разбита на пять блоков.
I блок «Спорт и здоровый образ жизни»
Цель: пропаганда и популяризация здорового образа жизни, повышение самоэффективности подростков, укрепление физического здоровья, развитие альтернативных привычек.
Формы работы: спортивные и конкурсные программы.
II блок «Информационно-обучающий»
Цель: настроить детей на познание самого себя, вызывать у воспитанников интерес к формированию образа "Я"; способствовать успешной адаптации в подростковой и взрослой среде; учить принятию решений и решению проблем; способствовать развитию коммуникативных и межличностных отношений, самосознания и сочувствия, учить сдерживанию эмоций и работе со стрессами.
Формы работы: тренинговые занятия для воспитанников детских объединений и родителей; познавательные мероприятия.
III блок «Наглядная агитация»
Цель: пропаганда здорового образа жизни, развитие творческих способностей, навыков общения, укрепление личностной мотивации к выбору здорового образа жизни.
Формы работы: конкурсы агитационных плакатов, листовок, рисунков, мультимедиа презентаций.
IV блок «Творческий»
Цель: формирование творческой культуры детей и подростков, развитие навыков общения, повышение самооценки, воспитание нравственных качеств.
Формы работы: конкурсно – развлекательные программы, праздники, встречи с ветеранами ВОВ.
V блок «Сделай свой выбор»
Цель: способствовать профессиональному самоопределению; осознанию своего предназначения, смысла жизни.
Формы работы: встречи с представителями различных профессий; праздничные программы, посвящённые профессиональным праздникам.
II Работа с педагогическим составом
Понимая важность данной проблемы, в МБОУ « Дом детского творчества» проводятся: педсоветы, педчтения, педпрактикумы, круглые столы, обучающие семинары.
III Работа с родителями
Здоровый образ жизни, которому учат ребёнка, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием.
Поэтому Дом детского творчества организовывал тесное сотрудничество с родителями обучающихся, жителями села.
Проводятся родительские собрания по профилактике правонарушений, преступлений, пропаганде ЗОЖ с участием психологов, медицинских работников, социального педагога. Проводятся индивидуальные беседы и консультации с родителями.
Профилактика употребления ПАВ эффективна, приведет к снижению риска употребления ПАВ, повышения качества ЗОЖ, если:
Ø применяются как традиционные, так и современные подходы в профилактической работе;
Ø профилактическая работа проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
Ø детям и взрослым предоставлена объективная информация о психоактивных веществах; их воздействии на человека, последствиях применения;
Ø в процессе профилактической работы происходит формирование устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим и другим психоактивным веществам, адекватной самооценки, навыков общения и саморегуляции.
Дом детского творчества тесно сотрудничает со специалистами филиала КУОО «Омский областной центр социально-психологической помощи несовершеннолетним и молодёжи» в с. Знаменское. Специалисты охотно делятся опытом работы, оказывают помощь в наглядных пособиях (диски, плакаты и т.д.). Проводятся совместные мероприятия (практикумы, консультации, тренинги, семинары, лекции) на различные темы: «Роль семьи в формировании личности ребёнка», «Конфликты», «Психология педагогического общения», «Наши недостатки, наши достоинства», «СПИД - стоп» - акция для воспитанников детских объединений старшего школьного возраста, «Школа здоровой семьи – планета «Подросток», «Школа здоровья».
Очень много времени уделяется организации свободного времени. Воспитанники объединений не просто приходят на массовые мероприятия, но и сами принимают активное участие в их подготовке: готовят сценки, костюмы, атрибуты и декорации для проведения мероприятий. Традиционными в Доме творчества стали такие праздники: «Посвящение в кружковцы», «День учителя», «День матери», «Новогодний бал - маскарад», «Татьянин день», «День святого Валентина», «День именинника» и т.д.
В летний период организована работа ЛОЛ с дневным пребыванием детей. За период одной смены оздоравливаются 60 детей в возрасте от 7 до 16 лет. Все «проблемные» дети задействованы в работе летнего оздоровительного лагеря.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Дом детского творчества» - это учреждение, где эффективно внедряются социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы в нём максимально учитывают особенности социума. Следствием этого является накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии, получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к изменяющим условиям жизни.
Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства, как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
Библиография
1. Антропова М.В Формирование здорового образа жизни молодежи средствами рекреативных технологий М.,2005.
2. Ахаев А.В. Управление здоровьесберегающим образовательным процессом. Учебно-методическое пособие/ А.В. Ахаев. – Усть-Каменогорск: Издательство ВКГУ имени С.Аманжолова, 2004.
3. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2004. (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»).
4. Ишмухаметов М.Г. Нетрадиционные средства оздоровления детей // Начальная школа, 2005. - № 1.
5. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11.
6. Казаковцева Т.С, Косолапова ТЛ. К вопросу здравотворческой деятельности в образовательных учреждениях // «Начальная школа», 2006, № 4.
7. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6.
8. Наркомания: ситуация, опыт, профилактика. – М.: ВЦХТ, 2000.
9. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,2002.
Электронные ресурсы
1. Павлова М. Методические рекомендации по интеграции программы «Основы здорового образа жизни» в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения: [Электронный ресурс] Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.- //http://health.best-host.ru.-Саратов,2003
2. Здоровье и образование www.valeo.edu.ru
3. Жизнь без зависимости http://www.no-narcotics.ru
4. Здоровый образ жизни http://www.healthstyle.ru/