Формирование ключевых компетенций учащихся при проектно-исследовательской модели обучения иностранным языкам
Проектно-исследовательская деятельность способна обеспечить формирование практически всех ключевых компетенций, а также иноязычной компетенции и развитие таких качеств личности школьника, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, способность и готовность к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знания. Центральной фигурой в процессе данной деятельности является личность ученика, которая имеет возможности взаимодействовать с другими участниками учебного процесса, разносторонне и свободно творчески развиваться, овладевать необходимыми компетенциями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование ключевых компетенций учащихся при проектно-исследовательской модели обучения иностранным языкам
Фисунова Татьяна Владимировна,
учитель английского языка
МКОУ Аннинская средняя
общеобразовательная школа №6,
Аннинский район, п.г.т. Анна,
Воронежская область
Современное образование ориентировано на развитие личности. Обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и креативно, творчески решать возникающие проблемы. Современная педагогика творчески развивает идеи свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо и Л.Н. Толстого. Принципы природосообразности, самосовершенствования, развития своей внутренней природы остаются неоспоримыми, однако, в концепциях личностно- ориентированного воспитания преодолевается негативизм по отношению к воспитательным системам. Личностно-ориентированное воспитание обращено к таким воспитательным механизмам, которые не искажают, а, наоборот, стимулируют процесс самопознания, саморазвития, обретения искомой внутренней свободы «Целью воспитания... его категорическим императивом является идея всестороннего развития творческой личности и индивидуальности, достижимого ... в оптимально развитых условиях, обеспечивающих полноценное самостановление, самораскрытие всей физической и духовной природы ребенка. Задача в том, чтобы общественную, экономическую, социальную, культурную жизнь превратить в среду свободной самореализации и полного суверенитета человеческой личности и индивидуальности» [4].
Мысль Л.Н. Толстого о приоритетности саморазвития и самосовершенствования личности качественно преобразована в современных педагогических концепциях поддержки самоорганизации личности. Под саморганизацией понимается «свойство любой системы к саморазвитию путем надстраивания, «выращивания» из себя новых, более жизнестойких структур» [2]. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Это не что иное, как личностные результаты обучения, которые прописаны в стандартах нового поколения.
«Поскольку целью личностно-ориентированного воспитания является личность рефлексирующая, не удовлетворяющаяся достигнутым, способная к постоянному духовному росту, к жизнетворчеству, то для этого необходимо создание «Я-концепции» каждым учеником. Поскольку ребенок рассматривается как субъект воспитания, активный сотрудник педагога- воспитателя, «Я-концепция» занимает особое место в формировании личности подростка: главная задача подростка изучать и анализировать себя, определять направленность оптимального развития и творить себя, максимально используя свой личный опыт» [3] .
Для успешного существования природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению. В современном стремительно меняющемся мире развитое исследовательское поведение рассматривается уже как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетентности в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека. Любой педагог знает, что самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Специалисты в области психологии мышления давно подметили такую особенность – умственная деятельность ученого, делающего великое открытие, и умственная деятельность ребенка, познающего новое, идентичны по своей внутренней «механике». Для ребенка естественнее и потому гораздо легче изучать и усваивать новое, действую подобно ученому (проводить собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения), чем получать уже добытые кем-то знания в готовом виде.
В своей педагогической деятельности я стараюсь прививать школьникам навыки исследовательской работы, умение рассуждать, анализировать, развивать мысли, аргументировать суждения, доказывать свою точку зрения, делать предположения самостоятельно. Это и есть формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество образования.
Термин «компетенция» имеет два значения: во-первых, это- круг полномочий какого-либо лица, а во-вторых, это- круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями и опытом. Именно второе значение этого термина применительно к образовательной области. Реализация компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. Компетенция- это ни что иное, как набор знакомых нам ЗУНов, ну а компетентность – это, конечно, качество владения ими, проявление компетенции в деятельности.
Организация самостоятельной познавательной деятельности учеников на уроке является важным условием личностно-ориентированного обучения. Принципы личностно-ориентированного обучения, реализуемые при использовании проектно-исследовательского обучения:
Индивидуализация – создание системы многоуровневой подготовки, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся и предоставляющей каждому возможность максимального раскрытия способностей.
Контекстный подход – подчинение содержания и логики изучения учебного материала общеобразовательных дисциплин интересам будущей профессиональной деятельности, в результате чего обучение приобретает осознанный, предметный, контекстный характер, способствуя усилению познавательного интереса и познавательной активности.
Развитие сотрудничества – практическое осознание необходимости перехода на принципы доверия, взаимопомощи. Оказание обучающимся помощи в организации их учебной деятельности в сочетании с сохранением требовательности к её результативности. Развитие уважения, доверия к обучающемуся, с предоставлением ему возможности для проявления самостоятельности, инициативы и индивидуальной ответственности за результат.
Само понятие «ключевые компетенции» предполагает то, что они являются ключом, фундаментом для других, специальных, предметно-ориентированных. Помимо этого, владение ими позволяет ученику быть успешным в любой сфере практической деятельности: общественной, профессиональной, и конечно же, в личной жизни. На данный момент нет единого подхода к трактовке понятия «ключевые компетенции», однако сформированы их существенные признаки:
- это различные универсальные ментальные средства, инструменты (способы, методы, приемы) достижения человеком значимых для него результатов;
- помогают достигать хороших результатов в неопределенных, проблемных ситуациях, самостоятельно и в сотрудничестве решать поставленные вопросы, справляться с проблемными ситуациями, для разрешения которых никогда нет полного комплекта наработанных средств.
- имеют надпредметный, междисциплинарный характер, проявляются в разных сферах, необходимы в течении всей человеческой жизни для самореализации, продуктивной профессиональной деятельности, выстраивания взаимоотношений с окружающими, смены рода занятий.
Ориентация на новые цели образования – компетенции- предусматривает не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса. Инновационная образовательная технология проектно-исследовательской деятельности может служить средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития в современном обществе.
Проектно-исследовательская деятельность способна обеспечить формирование практически всех ключевых компетенций, а также иноязычной компетенции и развитие таких качеств личности школьника, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, способность и готовность к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знания. Центральной фигурой в процессе данной деятельности является личность ученика, которая имеет возможности взаимодействовать с другими участниками учебного процесса, разносторонне и свободно творчески развиваться, овладевать необходимыми компетенциями.
Проектно-исследовательская деятельность позволяет обеспечить перевод обучения на субъект-субъектную основу, обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Другими словами, научит его добывать необходимые знания самостоятельно использовать их по назначению. Эта черта личности и поможет молодому человеку стать компетентным во всех отношениях, а значит легко самореализоваться. Как отмечают В.А. Болотов, В.В.Сериков, «компетентность, выступая результатом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, обобщения личностного и деятельностного опыта».
Именно, в процессе исследовательской деятельности формируются и развиваются такие компетенции как:
- ценностно-смысловая,
- общекультурная,
- учебно-познавательная,
- информационная,
- социально-трудовая.
Для проектно-исследовательской деятельности весьма важно сформировать у учащихся не только учебные навыки, но и рефлексивные способности, креативность, нестандартность мышления. Эта деятельность сама по себе является мощным развивающим инструментом.
Учебно-исследовательская работа учащихся организуется по двум направлениям. Прежде всего, это урочная деятельность школьников. В качестве домашних заданий школьникам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на те или иные вопросы, написание рефератов, составление кроссвордов и вопросов для одноклассников, и младших школьников, создание презентаций по интересующим их темам и т.п. Эта нехитрая, но оценочная деятельность подталкивает к ежедневной работе с дополнительной литературой, с интернет -ресурсами. Я считаю, что учебный процесс в идеале должен моделировать процесс научного исследования, поиска новых знаний. Таким образом, моя работа на уроке построена с учетом возрастных потребностей и возможностей ребенка, а также дидактических соображений. Одним из примеров урочной учебно-исследовательской и проектной деятельности является создание урочных проектов, сопровождающих изучаемые темы. Работа ведётся с учащимися 5-9 классов.
Внеурочная учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности, заключается в написании рефератов, проектной деятельности по интересам, в написании научно-исследовательских работ по английскому языку, участие в конкурсах, олимпиадах и конференциях. Во внеклассной работе я осуществляю проектно-исследовательскую деятельность по трем основным направлениям:
I направление – индивидуальная работа, которая предусматривает деятельность в 2-х аспектах:
а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, устных сообщений, изготовление наглядных пособий);
б) работа с учащимися по индивидуальному учебному плану (оказание консультационной помощи, изучение материала, лежащего за рамками стандарта) возможна при высокой внутренней мотивации ребенка к учебной деятельности;
II направление – групповая работа, включающая в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей;
III направление – массовая работа - совместная подготовка и проведение предметных недель, организация тематических мероприятий с целью изучения страноведения, праздников и культурных традиций англоговорящих стран.
Формирование исследовательских навыков на уроке английского языка и во внеурочной исследовательской деятельности способно помочь глубже узнать изучаемый язык, повысить мотивацию учащихся к изучению английского языка, увидеть практическое применение английского языка.
Трудность написания проектно - исследовательских работ заключается в том, что мы не имеем достаточной теоретической базы ни в библиотеках школы, ни дома. Приходиться активно работать с Интернет-ресурсами, находить нужный материал, анализировать, обобщать его и затем применять при исследовании.
Исследовательская и проектная деятельность – творческая, и не существует общих универсальных правил и схем, по которым она развивается. Исследовательская деятельность должна быть более свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками. Она значительно более гибкая, в ней много места для импровизации. Но все же, любое исследование, в том числе учебное исследование школьника, состоит из нескольких обязательных приемов(ступеней):
1. выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования)
2. выработку гипотез
3. поиск и предложение возможных вариантов решения
4. сбор материала
5. анализ и обобщение полученных данных
6. подготовку и защиту итогового продукта (сообщение, доклад, макет)
В начале, казалось, что ребенок не способен пройти через все эти этапы. Но теперь опыт показывает, что все страхи и сомнения отступают, как только начинается реальная исследовательская деятельность с детьми. Основной ожидаемый результат исследовательской деятельности – развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений, навыков исследовательского поведения и обработки полученного материала. Но, возможно, мы имеем дело не с одним результатом, как минимум с двумя. Первый, самый важный педагогический, и второй – это то, что ребенок создает своей головой и руками, - макет, проект, отчет.
При подготовке и написании научно-исследовательской или проектной работы мы с учащимися проходим несколько этапов:
I этап. Диагностика. Выявление учащихся, предрасположенных к исследовательской работе. Роль учителя является доминирующей. Взаимодействие учителя и учащихся тесное.
II этап. Определение темы, целей, постановка задач. На этом этапе учитель уже выступает в роли консультанта. На этом этапе очень важен адекватный выбор темы. Тема должна увлечь ученика, но она должна быть не только интересной, но и посильной.
III этап. Выполнение работы. Учитель является консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность.
IV этап. Защита (анализ деятельности). На этом этапе учитель и ученик (ученики) - равноправные партнёры.
Заинтересованность школьников в собственной исследовательской работе усиливается наглядностью результатов своего труда, а также успехом выступления на конференции или конкурсе. И задача педагога - довести юного исследователя до такого успеха, дать ему мощный стимул для дальнейшего творческого развития.
14 апреля 2013 года состоялась XXVIII конференция Научного общества учащихся, итоги которой были подведены на Дне открытых дверей ВГУ. Участие в данной конференции для школьников обучающихся в МКОУ Аннинской СОШ №6 стало традицией. В 2013 году свою работу представил ученик 11 класса «Английские идиомы - сокровищница языка». Автором исследования проделана серьезная работа по изучению идиом английского языка, их классификации и способов перевода их на русский язык. Рассмотрено большое количество примеров, взятых из словарей и художественных произведений. Проведено анкетирование учащихся среднего и старшего звена для выявления использования ими идиоматических выражений как в английском, так и в русском языке. Данная исследовательская работа может иметь большую практическую ценность при организации школьного учебного курса и поможет обратить внимание школьников на углубленное изучение иностранного языка. Эта работа получила высокую оценку комиссии: Диплом I степени и Диплом имени доктора филологических наук, профессора В.А Лисицкого. В следующем, 2014 году ученик 8 класса представил свою исследовательскую работу «Молодежные субкультуры Британии и России» на XIX конференции Научного общества учащихся в Воронежском государственном университете. Было изучено сходство и различие некоторых молодежных субкультур Британии и России. Исследовано отношение разных поколений к субкультурам, а так же изучено отношение к ним учеников данной школы, путем проведения анкетирования и опроса. Исследовательская работа помогает расширить социокультурные знания учащихся, повышает уровень владения языком, учит ясно и логично выражать свои мысли. Сравнение роли молодёжных субкультур в жизни подростков разных стран помогает учащимся глубже понять процессы межкультурной коммуникации. Данная работа тоже была удостоена высокой награды - диплом имени профессора Ю.А. Рылова. И наконец, в феврале 2014 года ученица 9 класса получила диплом лауреата Всероссийского конкурса проектно-исследовательских работ «Грани науки» и диплом финалиста Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений имени Д.И. Менделеева за свою научно-исследовательскую работу «Сравнительная характеристика фразеологизмов в русском и английском языках».
Подводя итог всему выше сказанному, хочется отметить, что все объективные и субъективные трудности работы над исследовательскими проектами по иностранному языку преодолимы при четком их осознании, глубокой заинтересованности педагога, желании самосовершенствования. Это трудная, но очень интересная работа открывает новые горизонты знаний для ребят, обогащает информационно и эмоционально, позволяет выйти на новый уровень взаимоотношений полноправного партнерства между педагогом и учащимся. Анализируя свою работу, следует отметить повышение уровня развития исследовательских способностей и познавательной мотивации учащихся, рост уровня их саморазвития и самообразования, развитие инновационных характеристик личности, умение находить нестандартные решения, умение работать с любой информацией, используя знания родного и иностранных языков
Мои ученики, начиная исследовательскую деятельность в нашей школе, продолжают ею заниматься и в дальнейшем, обучаясь в вузах, техникумах, колледжах. Таким образом, проектно – исследовательская деятельность создает условия для успешной самореализации детей в школе, в высшем учебном учреждении, а потом и в их взрослой жизни.
Литература
1. Белова С.А. Технология исследовательской деятельности по иностранному языку в обучении учащихся - http://image.websib.ru/05/
2. Бондаревская Е.В. Научно-теоретические основы личностно-ориентированного образования Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии. – Ростов-на-Дону, 1995
3. Колодяжная Т. П. Развитие идей свободно го воспитания в современных концепциях личностно-ориентированного образования - Интернет-журнал «Науковедение» 2012, №4 - http://naukovedenie.ru/PDF/82pvn412.pdf
4. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. – М., 1995
5. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000.
6. Особенности организации научно-исследовательской работы с учащимися старших классов по иностранному языку - http://www.tgl.net.ru/wiki
7. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // ИЯШ. 1991, № 2.
8. Савченко Н.А. Метод проектов в обучении английскому языку учащихся среднего этапа обучения общеобразовательной школ.- http://www.ioso.ru/distant/library