материалы конкурса "Профессионал-2015"
Материалы участника конкурса «Профессионал – 2015» Ефремовой Натальи Геннадьевны, педагога дополнительного образования МБОУСОШ № 49 г.Тулы, номинация - "Расширяем границы образования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
заявление на конкурс "Профессионал-2015" | 11.17 КБ |
описание опыта работы педагога | 13.29 КБ |
педагогическое эссэ | 14.82 КБ |
анкета участника | 12.73 КБ |
дополнительный материал: исследовательская работа Бомбина Егора, посещающего объединение "Декоративное цветоводство" | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Начальнику УО администрации г.Тулы
Ксенофонтовой О.В.
педагога дополнительного образования
МБОУСОШ №49
Ефремовой Н.Г.
заявление
Прошу Вас разрешить мне, Ефремовой Н.Г., принять участие в муниципальном конкурсе «Профессионал-2015», в номинации «Расширяем границы образования».
19.12.2014
Н.Г. Ефремова
http://nsportal.ru/efremova-natalya-gennadevna-49
Предварительный просмотр:
Описание системы опыта работы Ефремовой Н.Г.
Я, Ефремова Наталья Геннадьевна, работаю педагогом дополнительного образования в МБОУСОШ №49 города Тулы более 16 лет. Я закончила ТГПУ им. Л.Н.Толстого в 1998 году по специальности учитель биологии с дополнительной химией. Во время обучения в университете прошла специализированный курс по выбору «Декоративное цветоводство» и на отлично защитила диплом по теме «Использование комнатных растений на уроках биологии и во внеурочной деятельности». На старших курсах вела кружковую работу экологической направленности в МБДОУ № 24 г. Тулы.
С августа 1998 года я работаю в МБОУСОШ №49 руководителем двух школьных экологических объединений в системе дополнительного образования по рабочим программам «Декоративное цветоводство» и «Декоративное цветоводство для маленьких». Данные программы рассчитаны на детей 10-13 лет средней школы и 7-10 лет начальной школы и имеют экологическую направленность. Базой для проведения занятий этих объединений являются оранжерея и учебно-опытный участок школы.
Работа с растениями, как живыми объектами, способствует экологическому воспитанию ребенка, формированию и становлению его как личности с духовно-нравственными взглядами на мир. Во время занятий расширяются и углубляются знания, полученные на уроках. Исследовательская и проектная деятельность, широко используемая на занятиях объединений юных цветоводов, благодаря богатой материальной базе школы, является очень важным моментом в современной педагогической работе.
Опытная работа, которая широко используется на занятиях «Декоративное цветоводство», закладывает основы знания предмета (агроэкологии декоративных растений), развивает определенные умения и навыки у ребенка, позволяет научиться работать самостоятельно - индивидуально и в группах, а также повышает познавательный интерес к естественным наукам. Практические занятия строятся от «простого» к «сложному» и предполагают постепенное расширение и углубление знаний, развитие умений и навыков. Для каждого ребенка по заданной теме предусматривается индивидуальная работа, отдельные задания выполняются всей группой вместе с педагогом. Особое внимание на своих занятиях я обращаю на индивидуальные особенности ребенка и на взаимоотношения в кружковом коллективе. Также считаю важным найти подход к каждому юному цветоводу, заинтересовать его предметом изучения декоративных растений, постараться привить любовь к живой природе и окружающему нас миру.
К числу важнейших элементов работы по программе дополнительного образования относится отслеживание результатов. Способы и методики определения результативности образовательного и воспитательного процесса разнообразны и направлены на определение степени развития творческих способностей каждого ребенка, формирования его личных качеств. Основным способом отслеживания результатов моей работы является тестирование.
За время моей работы я и мои кружковцы принимали участие в различных районных, городских и областных экологических акциях, а также всевозможных конкурсах исследовательских проектов эколого-биологического направления.
Предварительный просмотр:
Педагогическое эссе «Моя педагогическая философия»
Эстетическая роль декоративных растений в формировании личности ребенка.
Там, где вырождаются цветы, не может жить человек.
(Георг Вильгельм Фридрих Гегель)
Сколько существует человечество, столько и существует стремление человека к прекрасному, желание украсить свою жизнь цветами. Окраской, формой, ароматом они несут радость, пробуждают в человеке лучшие чувства, будят фантазию, улучшают настроение, дарят бодрость и скрашивают горе. Иногда, когда не хватает слов или они неуместны, именно цветы приходят на помощь. Недаром была создана «азбука цветов». Красивое не может быть бесполезным, а полезное не бывает безобразным. Эта древняя истина полностью применима к одному из удивительных созданий природы – цветам. А то, что прекрасно и достойно восхищения, как правило, бывает воспето в произведениях искусства. И цветы в данном случае едва ли не самые часто встречаемые «герои» в прозе и поэзии, в музыке и живописи.
Поистине все цветы прекрасны и полезны, будь то полевые или садовые, оранжерейные или комнатные. Человек творит прекрасное, создавая произведения искусства, а творчество природы наиболее трогательно проявляется в растениях. А в наше время сотни растений стало возможным назвать уже не только творением природы, но и рук человеческих – достаточно вспомнить многочисленные выведенные сорта различных декоративных культур.
В быту цветы с давних пор занимали важное место: без них не обходится ни одно торжество, они украшают жилище. Кроме эстетической роли, как нам хорошо известно, растения очищают и увлажняют воздух, многие из них, обладающие лечебными свойствами, широко используются в фармакологии и народной медицине.
Опыт с детьми показывает, как вредно действует на детские души виртуальная агрессия, управляющая их эмоциями. Они становятся нетерпимыми, глухими к чужой беде. Поэтому важное направление в развитии личности является нравственно-эстетическое воспитание ребёнка посредством расширения его кругозора. Знакомясь с декоративными культурами в оранжереях и зимних садах и работая с ними, ребенок получает возможность не только изучать цветочно-декоративные растения, приобретать навыки и умения по уходу и выращиванию их, заниматься экспериментально-исследовательской работой, но и изучать этикет, обряды с использованием декоративных растений, легенды о цветах. И это способствует его погружению в удивительный мир культуры.
На мой взгляд, очень важно с раннего детства сформировать правильное понятие об эколого-эстетической роли цветов в жизни человека, их месте в современном мире. Для этого необходимы и соответствующие знания о единстве растения с условиями его жизни и о возможности направленно управлять ростом и развитием растений. Работа детей с декоративными растениями, как с живыми объектами, помогает закладывать в воспитание ребенка любовь ко всему прекрасному в целом и к живой природе в частности. Кроме того, она способствует пробуждению творческой активности ребенка, расширению его кругозора, раскрытию индивидуальных способностей, раскрепощению.
Я считаю, что современный педагог должен помогать развитию познавательной и творческой активности школьника, его воображению и фантазии, образного и логического мышления. Очень важно прививать любовь к прекрасному, а также с ранних лет воспитывать бережное отношение к природе. Всего этого легко достичь, изучая декоративные растения. Во время работы с цветами у ребенка происходит формирование специальных знаний: пробуждается интерес к исследовательской работе, вырабатывается умение самостоятельно ухаживать за растениями, появляется интерес к изучению жизни растений. Такая работа способствует и выработке у детей желания к проведению общественно-полезной работы по выращиванию цветочно-декоративных растений в цветниках и в помещениях школы и дома, а также на приусадебных участках своих родителей. Но, прежде всего, работа с растениями, как с живыми объектами на уроках и во внеурочной деятельности, важна для формирования духовно-нравственной и культурной личности современного человека.
Предварительный просмотр:
Анкета участника конкурса «Профессионал – 2015»
1.Общие сведения
Ефремова Наталья Геннадьевна
2.Работа
Педагог дополнительного образования МБОУСОШ № 49 г.Тулы
Педагогический стаж – 17 лет
3. Образование
Образование высшее, ТГПУ им. Л.Н.Толстого, Естественно-научный факультет, специальность: учитель биологии (с дополнительной химией), закончила в 1998 году
4.Общественная деятельность
Профсоюзная организация МБОУСОШ № 49 г. Тулы, год вступления 1998
2013 год:
Диплом призера (III место) областного смотра-конкурса методических материалов «Закладываем основы экологической культуры» в номинации «Методическое обеспечение прикладной деятельности»
2014 год:
-Почетная грамота Управления Образования Администрации города Тулы
-Методическая разработка для межрегионального конкурса методических материалов педагогов «Экология окружающей среды», номинация «Методическое обеспечение прикладной деятельности» - I место
5.Контакты
Контактный телефон: 8-920-744-72-57
Рабочая электронная почта: school49.tula@yandex.ru
Личная электронная почта: havortian@mail.ru
Адрес личного сайта: http://nsportal.ru/efremova-natalya-gennadevna-49
Адрес школьного сайта: http://tuschool49.ru
Предварительный просмотр:
Содержание:
1.Введение…………………………………………………………………3
2. Лекарственное растение – алое древовидное…………………………3
3.Уход за алоэ……………………………………………...………………5
4.Алоэ – наш домашний доктор……………………………………...…...7
5.Заключение…………………………………………………………...…10
6.Список литературы……………………………………………………..11
Введение
Лекарственные растения играют очень важную роль в жизни людей. Их лечебные свойства издавна изучались человеком. Из частей целебных растений получают лекарственные препараты в медицине. Некоторые из них можно использовать и в домашних условиях.
Среди комнатных растений, произрастающих в тёплых странах и выращиваемых у нас лишь в помещении, также встречаются лекарственные.
Лекарственное растение – алое древовидное
Я решил подробно изучить лечебные свойства одного из представителей нашей школьной оранжереи – алоэ древовидного. На занятиях кружка мы знакомились с этим интересным растением, узнали его родину и особенности ухода. Мне известно, что многие учителя и родители приходят в оранжерею за листьями алоэ, потому что его сок является лекарственным. В оранжерее нашей школы алоэ растёт на «аптекарском огороде» среди других лекарственных видов растений.
Из книг и справочной литературы я узнал много нового об алоэ.
Алоэ – род многолетних травянистых растений семейства лилейных (ряд авторов выделяют в семейство Асфоделовых. Около 250 видов в сухих областях Африки, на Мадагаскаре и островах Южного Аравийского полуострова.
Алоэ относится к суккулентам (накапливает воду в органах). Листья мясистые, собраны в розетку, с крючкообразными зубчиками по краям (для защиты). Цветки оранжевые, собраны в соцветие.
Есть среди алоэ многолетние травы, лианы, кустарники и даже деревья высотой до 18 метров.
Род насчитывает около 350 видов (более 340 видов).
В домах растет обычно алоэ древовидное, родина пустыня Карра. Алоэ древовидное - одно из самых распространенных комнатных растений, обладаюищих широким спектром целебных свойств. В комнатных условиях цветет очень редко, высота комнатного растения — до 70 см. Теплолюбивое, при температуре менее 1°C растение погибает. Разводится как лекарственное растение на Кавказе, в Крыму и Средней Азии.
Родина алоэ древовидного — Южная Африка, где оно дико произрастает в полупустынных и пустынных областях, на каменистых почвах, нередко среди кустарников, а также острова Восточного побережья Африки. Другие виды алоэ в диком состоянии произрастают также на Мадагаскаре и в Аравии. Дерево это арабы считают символом терпения (сабур — так называют сгущенный сок алоэ, что в переводе с арабского означает терпение) за его стойкость к жаре и засухе. Сабур входил в старинный эликсир долгой жизни. В Европу растение завезено арабами в 1700 году.
Античные врачи знали и высоко ценили лечебные свойства алоэ. Именно из-за этого растения Аристотель советовал Александру Македонскому завоевать остров Сокотра, где туземцы из произраставшего там алоэ готовили сгущенный сок. Обитатель Африки не потерял своих целебных качеств и до наших дней. Род алоэ очень многочислен, в него входят более 300 видов.
По внешнему виду алоэ очень разнообразны: в основном это многолетние травы, но есть древовидные, кустарниковые формы и даже лианы.
На своей родине алоэ цветут ежегодно. На верхушке побега образуется цветонос (длиной до 80 см), на конце которого ярко-красные, оранжевые, желтые и очень редко белые цветки (диаметром 1 см и длиной 3,5-5 см) собраны в кистевидные или колосовидные соцветия. В комнатной культуре цветут чрезвычайно редко. Вероятно, поэтому и назвали эти растения столетником – будто они цветут лишь раз в 100 лет.
Алоэ – распространенное и повсеместно культивируемое комнатное растение. Эти растения выносливы, хорошо размножаются, их сок обладает антисептическим действием. Этим свойством обладает алоэ древовидное. В природе эти растения достигают высоты 3 метра. Произрастают в виде кустарников с прямостоячими разветвленными стволами (отсюда и название).
Уход за алоэ
Так как родиной алоэ является африканская пустыня, важно соблюдать правила ухода за ним как за представителем засушливых мест обитания.
Уход:
Все виды алоэ – светолюбивые растения. Им обычно отводят самые солнечные места на подоконниках. Поливают обильно, через 2-3 часа лишнюю воду из поддона сливают. Летом опрыскивают.
В летние месяцы их выносят на балкон, оберегая от ветра. Подкармливают каждый месяц навозной жижей или полным минеральным удобрением в половинной дозе, указанной на упаковке.
В зимний период пролив сокращают. Но если в вашей комнате слишком сухой воздух, полив не уменьшают, но внимательно следят за тем, чтобы вода в поддоне не застаивалась. Молодые растения пересаживают ежегодно, взрослые через 2-3 года по необходимости. Рекомендуется земляная смесь из дерновой земли, листовой земли, перегноя и песка (2:1:1:1) с добавлением мелко раздробленного кирпича и древесного угля.
Размножение:
Размножаются прикорневыми побегами, верхушечными и стеблевыми черенками. После того как черенки отрезаны, срезы необходимо подвялить в течении суток и затем припудрить толченым углем. Сажают черенки во влажный песок, заглубляя их на 1 см. Черенки не опрыскивают, не накрывают стеклянной банкой и довольно редко поливают. Как только они укореняются, полив увеличивают. Через некоторое время их уже можно рассаживать на постоянное место.
Вредители: мучнистый червец.
В нашей оранжерее алоэ древовидное растёт на грядке (в грунте) и поэтому достигает метровой высоты. Ежегодно в конце зимы алоэ зацветает. Это происходит, потому что в оранжерее для него созданы подходящие условия, похожие на условия на его родине.
На занятиях в оранжерее мы составили для алоэ-столетника вот такой «паспорт»:
Алоэ древовидное (Aloe arborescens )
Семейство: Лилейных (Liliaceae), или Асфоделовых (Asphodelaceae).
Родина: сухие области Африки, Маскаренские острова, Мадагаскар и прилежащие острова, на юге Аравийского полуострова.
Цветение: с марта по сентябрь в зависимости от вида и условий содержания.
Рост: средний.
Свет: яркий, в зимнее время при недостатке солнечного света необходимо создать искусственное освещение люминесцентными лампами.
Температура: летом 22-26°C, зимой оптимальная температура 12-14°C.
Полив: летом обильный, в зимнее время полив сокращают, следя, чтобы между поливами субстрат высох.
Влажность воздуха: средняя или низкая.
Подкормка: с апреля по сентябрь раз в месяц жидкими минеральными удобрениями.
Обрезка: не нуждается, при необходимости хорошо переносит.
Период покоя: (октябрь—март), температура 12-14°C, полив редкий, хорошее освещение, не подкармливают.
Пересадка: весной, молодые ежегодно, взрослые по мере необходимости каждые или 2-3 года.
Размножение: весной семенами, дочерними отростками.
Алоэ – наш домашний доктор
В специальной литературе встречается много полезных советов использования лечебных свойств алоэ древовидного.
Свежий сок этого растения нашел широкое применение в различных областях медицинской практики и в народной медицине. Он губителен для микробов. При наружном применении свежий сок алоэ не имеет противопоказаний. А внутрь его можно применять по назначению врача. Особенно полезен сок алоэ, полученный из его листьев, предварительно обработанных. Его используют для лечения ожогов, фурункулов, ран, воспалениях кожи. Из биостимулированного сока алоэ в соединении с эвкалиптовым и касторовым маслами приготавливают эмульсию. Она применяется для лечения ожогов. Особенно эффективен биостимулированный сок алоэ при лечении кожных заболеваний, воспалительных процессов кожи, дерматозов, экзем, лишаев.
Если на коже нарыв или ранка, хорошо накладывать на них промытые свежие листья алоэ, разрезанные вдоль или кашицу из них, предварительно удалив шипы. В малых дозах принимают в качестве средства, возбуждающего аппетит. Рекомендован также при гастрите с пониженной кислотностью, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки. При частых носовых кровотечениях рекомендуется в течение 10-15 дней съедать перед приемом пищи по кусочку листа алоэ длиной 2 см. Для устранения воспалений и угрей при жирной коже лица рекомендуется на ночь протирать лицо свежевыжатым соком алоэ.
Алоэ древовидное (столетник) - самый распространенный вид лекарственного растения. Издавна его соком лечили и простуды и насморки: закапывали сок в нос, разводя его с кипяченой водой, лечили ожоги и нарывы (прикладывая разрезанный пополам (вдоль) листочек к ране.
Но истинной своей лечебной ценности этот вид алоэ достигает к своему 2-х летнему возрасту: только тогда его нужно срезать под корень, а листья или хранить в холодильнике.
А на месте пеньков – вскоре покажется новое, красивое молодое растение!
Лекарственное сырье: побеги, листья, свежий сок.
Готовые лекарственные формы (продаются в аптеках):
- экстракт алоэ жидкий для инъекций,
- водный экстракт,
- таблетки алоэ,
- линимент алоэ,
- эмульсия алоэ,
- сироп алоэ с железом,
- сухая паста из листьев алоэ,
- экстракт алоэ сухой.
-
Химический состав:
- смола,
- эфирное масло,
- ароматические кислоты,
- ферменты,
- витамины,
- фитонциды,
- горечи.
Фармакологические свойства:
Сок листьев алоэ обладает слабительным, желчегонным, сильным тонизирующим, противовоспалительным, ранозаживляющим действием.
Сок алоэ оказывает бактериостатическое и бактерицидное действие в отношении стафилококков, стрептококков, брюшнотифозной палочки, дифтерии, а также возбуждает аппетит, улучшает пищеварение.
Прошедшие биостимуляцию листья алоэ оказывают общее стимулирующее иммунитет действие, повышают защитные функции организма. Сок алоэ повышает реактивность организма, оказывает биостимулирующее, ранозаживляющее, противовоспалительное, бактерицидное, омолаживающее действие, используется при ожогах.
Свежий сок также обладает укрепляющим действием, возбуждает аппетит и улучшает пищеварение.
Целебное действие и применение:
При язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, при кожных заболеваниях, ожогах, обморожениях, при туберкулезе легких, при заболеваниях печени, желчных путей, желчного пузыря, желтухе.
Сок свежих листьев используют при лечении гнойных ран, ожогов, воспалительных заболеваниях кожи.
При наружных абсцессах, панарициях, глубоких фолликулитах, фурункулах делают повязку с листом алоэ (предварительно лист тщательно обмывают кипячёной водой, снимают кожицу). Сок алоэ (по 1 чайной или десертной ложке 2-3 раза в день за полчаса до еды) рекомендуется при хронических запорах.
Из листьев алоэ готовят экстракт, применяемый при лечении глазных, некоторых желудочно-кишечных и других заболеваний.
Наружно препараты используют и при лучевой болезни.
Как наружное средство настойку используют при ожогах (в том числе и от рентгеновского облучения) и плохо заживающих ранах в форме компрессов (разведение водой 1:10).
Заключение
В нашей оранжерее алоэ живут по 10 – 15 лет. Первый из них зацвёл 8 лет назад. Листья у более «взрослых» растений широкие и толстые. Они содержат много лечебного сока. Мы используем листья алоэ для наружного применения, его сок – хорошее заживляющее средство. И поэтому я советую всем выращивать это растение в каждом доме.
Список литературы:
1.Евтефеев Ю.В. Лекарственные растения в наших домах. - М.:ФОРУМ,2008.
2.Хейтц Х. В мире цветов. – Вильнюс: ГАМТА, 2006.
3.Чуб В.В. Комнатные растения. Полная энциклопедия. – М.: Эксмо,2004.