Особенности процесса становления личности подростка с грубыми комплексными нарушениями в развитии.

Дунайцева Виктория Анатольевна

 

«Личность – это некий таинственный избыток индивидуальности, ее свобода, которая не поддается исчислению, предсказанию. Личность видна сразу и целиком и тем отличается от индивида, свойства которого подлежат раскрытию, испытанию, изучению и оценкам. Личность есть предмет удивления, преклонения, зависти, ненависти; есть предмет непредвзятого, бескорыстного понимающего проникновения и художественного изображения. Но не предмет практической заинтересованности, формирования манипулирования.» (Мещеряков и Зинченко)

Личность – это конкретный человек, занимающийся определенными видами деятельности, осознающее свое отношение к окружающей среде и имеющий свои индивидуальные особенности. Личность развивается в процессе  деятельности и общения с другими людьми, во взаимодействие с которыми она включена социально необходимым образом. Другими словами личность формируется и проявляется в процессе непосредственного общения внутри сменяющихся в ходе индивидуального развития ребенка микросоциальных групп и коллективов.

При разговоре об особенностях процесса становления личности ребенка с нарушениями в развитии в подростковом возрасте стоит отметить следующие основные тезисы:

  1. Формирование и становление личности любого подростка невозможно без взаимодействия с социальной средой, его окружающей.

 

  1. Дети и подростки с ограниченными возможностями жизнедеятельности и здоровья имеют различные затруднения не только во взаимодействии (общении), в нахождении своего места в окружающей действительности, но прежде всего в понимании и осознании реальности, их окружающей (собственно социума).

В общем виде развитие любой личности может быть представлено как и процесс и результат вхождения человека в новую социокультурную среду.

Классичаски выделяются 3  фазы становления в ней (в среде):

1)  адаптация  - усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности и тем самым до некоторой степени уподобление индивида другим членам этой общности.

Если не удается преодолеть трудности адаптационного периода, то возникают качества конформности, зависимости, робости, неуверенности.

2) индивидуализация – порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть таким как все» и стремлением личности к максимальной персонализации.

Если на этой фазе индивид, предъявляя референтной для него группе личностные свойства, характеризующие его индивидуальность, не встречает взаимопонимания, то это способствует формированию негативизма, лживости, агрессивности, подозрительности.

3) интеграция – определяется противоречием между стремлением индивида  быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности и потребностью общности принять, одобрить и культивировать только те его особенности, которые способствуют ее развитию и тем самым развитию его самого как личность.

Если противоречие не устранено, наступает дезинтеграция и, как следствие, либо изоляция личности либо ее вытеснение из общност , либо деградация с возвратом на более ранние стадии ее развития. 

 

В подростковом возрасте развивающаяся личность начинает выделять себя в качестве объекта самопознания и самовоспитания. Вырабатывается самооценка. Рост самосознания связан с формированием таких качеств как воля и моральные чувства и т. п.

 

  1. Особенность процесса становления личности сразу привлекающая внимание – его затянутость.

Несвоевременное развитие любых психических процессов, включая личностные характеристики, будет прежде всего сказываться  на уровне социально-психологической адаптации ребенка, оптимальной форме его функционирования.

 

Все аспекты личностной сферы формируются у детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности также замедленно и с большими отклонениями. Детям свойственно резко выраженное отставание в развитии эмоций, недифференцированность  и нестабильность чувств, ограничение диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.

 

  1. Однако более значимым для личности детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности и здоровья является тот факт, что во время всей своей жизни такие подростки постоянно сопровождаются одними и теми же людьми, что приводит часто не только к социальной депривации, но и социальной дизадоптации в дальнейшем.

В случаях сложного сенсорного нарушения  особенно велика вероятность однобокого, иждивенческого, эгоистичного развития личности ребенка. Возможность такого развития личности объясняется рядом причин.

1. – это причины, обусловленные собственно сложным нарушением, которое приводит к разной степени изолированности ребенка от внешнего мира. Такая изоляция неизбежно ведет к вторичным нарушениям развития – слабости и искаженности эмоциональных и социальных связей с широким миром людей, к эгоцентризму. Кроме того, сказывается чрезвычайно большая зависимость ребенка от повседневной помощи других людей, невозможность своевременного формирования всех необходимых бытовых навыков. Это может привести  к развитию пассивной или даже иждивенческой жизненной позиции, создать почву для развития эгоизма, отторжения от интересов других людей, выделения собственных интересов и нужд как главных не только для самого ребенка, но и для его окружения.

2 – связана с отношением к нему окружающих людей. Как правило, окружающие подростка близкие люди, еще в раннем детстве осознав его тяжелые нарушения могли начать проявлять излишнюю тревогу и жалость. Очень часто родители достаточно долго ориентируются только на возможность излечения ребенка, не допуская мысли о том, что нужно приспособиться к новым условиям существования. Требования к ребенку могут резко снизиться, а оценка успешности его действий стать излишне высокой или даже неадекватной. Может создаться ситуация гиперопеки, где интерсесы всех других членов семьи отодвигаются на второй план, считаются незначительными. Как результат – завышенная самооценка и избегание любых трудностей.

3 – это проблемы, связанные с практикой обучения и воспитания, при которой сам ребенок на протяжении всего школьного обучения остается его объектом. Его учат и воспитывают, а не он сам учиться и воспитывается.  В особых условиях специального школьного учреждения, где ребенок постоянно находится среди таких же детей, как он сам у него не возникает потребности осознать свои нарушения. И тогда без своевременной психолого-педагогической помощи это осознание падает как раз на подростковый период  и крайне негативно сказывается на душевном состоянии человека.

 

 

  1. Сильное влияние на становление личности подростков  также оказывает их повышенная неустойчивость к всевозможным внешним влияниям. Они гораздо сильнее подвержены внушению.

Здесь можно остановиться на нескольких понятиях, раскрывающих непосредственно механизм данной повышенной неустойчивости.

  • Идентификация. В психологии и социологии процесс эмоционального и иного самоотождествления личности с другим человеком, группой, образцом; формирование и обнаружение собственной идентичности (индивидуальности).
  •  Социальная идентичность – один из процессов социальной идентификации. Который состоит в том, что по мере того как внутри группы отношения все более стабилизируются, идентификация ее членов становится все более деперсонализированной, индивидуальные свойства становятся психологически относительно менее  важными, чем общие групповые свойства. С.и. организует социальный мир в группы и определяет самого человека как члена одних групп, но не других.

Именно возрастные особенности в  общем характеризуют этот период как период наибольшей конформности и отрицания любого влияния индивида не референтной группы. В случае подростков с грубыми комплексными нарушениями этот процесс осложняется еще и замедленным и затрудненным формированием собственной критичности и тенденцией слепо доверять мнению окружающих.

  1. В силу множества особенностей общего развития у таких подростков личность не формируется без целенаправленного внешнего воздействия (помощи).

Отметим также, что обучение большинства детей с грубыми комплесными нарушениями в развитии продвигается очень медленно и характеризуется крайней косностью формирования умений и трудностью их переноса в новые условия, пассивностью и безынициативностью этих детей в общении. Такие дети нуждаются в опеке и специальном  наблюдении часто  всю свою жизнь.

 

  1. особенности процесса становления личности подростка с грубыми комплексными нарушениями в развитии нельзя назвать полностью изученными. Каждый ребенок обладает своей неповторимой индивидуальностью – своим сочетанием трудностей и возможностей. Но одно утверждение пока неопровержимо: процесс становления личности подростков с грубыми комплексными нарушениями развития требует от окружающих повышенного внимания, осторожности и квалифицированной помощи.

Этапы развития личности – это этапы постепенного включения ребенка  в многообразные социальные отношения с одновременным формированием целостной и иерархизированной структуры личности.  Другими словами, в процессе личностного развития формируются определенные социальные ориентиры по отношению к себе и другим

Основным негативным последствием патологического уровня  личностного развития является наличие выраженных затруднений в социально-психологической адаптации, проявляющейся во взаимодействии личности с социумом и с самим собой.

Интересы (мотиваионно-потребностная сфера) тесно связаны с занимательностью выполняемой деятельности, мало интенсивны, часто неглубоки, односторонни, ситуативны, недифференцированны и неустойчивы, вызываются преимущественно физиологическими потребностями. Дети руководствуются как правило ближайшими мотивами.

Особые трудности вызывает формирование у ребенка правильного поведения. Присущая ему интеллектуальная недостаточность и скудный жизненный опыт затрудняют понимание и адекватное оценивание ситуаций, в которых он оказывается. Инертность нервных процессов способствует стереотипности реакций, которые часто не соответствуют сложившейся обстановке.

 

Резюме: сам по себе такой сложный возрастной период, как подростковый для детей с грубыми комплексными нарушениями в развитии становиться практически непреодолимым, если они остаются без помощи и поддержки взрослых, специалистов. Можно выделить следующие особенности его протекания:

 

  • Дети и подростки с ограниченными возможностями жизнедеятельности и здоровья имеют различные затруднения не только во взаимодействии (общении), в нахождении своего места в окружающей действительности, но прежде всего в понимании и осознании реальности, их окружающей (собственно социума).
  • Особенность процесса становления личности сразу привлекающая внимание – его затянутость.
  • Однако более значимым для личности детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности и здоровья является тот факт, что во время всей своей жизни такие подростки постоянно сопровождаются одними и теми же людьми, что приводит часто не только к социальной депривации, но и социальной дизадоптации в дальнейшем.
  • Сильное влияние на становление личности подростков  также оказывает их повышенная неустойчивость к всевозможным внешним влияниям. Они гораздо сильнее подвержены внушению.
  • Нарушение прохождение основных этапов развития личности в среде; их незавершенность.

В итоге  можно сформулировать следующее: В силу множества особенностей общего развития у таких подростков личность не формируется без целенаправленного внешнего воздействия (помощи).

 

Однако при этом необходимо помнить, что особенности процесса становления личности подростка с грубыми комплексными нарушениями в развитии нельзя назвать полностью изученными. Каждый ребенок обладает своей неповторимой индивидуальностью – своим сочетанием трудностей и возможностей. Но одно утверждение пока неопровержимо: процесс становления личности подростков с грубыми комплексными нарушениями развития требует от окружающих повышенного внимания, осторожности и квалифицированной помощи.