Педагогическое эссе «Самореализация в школе: как разглядеть и поддержать детские таланты»

Зверева Ольга Алексеевна

Таланты трудно распознать,

Не всякий может в них поверить.

Таланты надо воспитать,

Их надо развивать, в них верить!

 

Глубоко и тонко чувствует и понимает красоту тот, кто причастен к созданию красоты, к миру прекрасного. Литературное творчество в этом отношении имеет большое значение. Оно углубляет и развивает интерес к познанию мира, способствует эстетическому восприятию его. Пробуя писать, школьники учатся видеть поэзию  и красоту жизни не только в книгах, на полотнах художников и на экране, но и в действительности, их окружающей, в самых обыденных её проявлениях: в рассветах и закатах, в пробудившейся почке или опавшем осеннем листе.

М.Горький писал, что каждый человек по натуре – художник: он так или иначе стремится внести в свою жизнь красоту. Литературное творчество способствует воспитанию и развитию этих качеств, пробуждает светлые и радостные чувства, побуждает к активному проявлению себя в жизни.

Литературное творчество – удел не только исключительно одарённых избранных натур. Все школьники, за немногим исключением, могут научиться излагать свои мысли и передавать впечатления живо и образно. А как же нам, учителям разглядеть и поддержать детские таланты? Каждый ребёнок талантлив по-своему. Для самореализации учащихся использую разные формы творческой работы на уроке и во внеурочной деятельности: исследовательская деятельность, метод проектов, игра, работа в группах и т.д.

Интерес к творчеству у детей появляются рано. Уже ученики начальных классов могут образно рассказать о своих живых впечатлениях и наблюдениях. Учащиеся 5-6 классов, используя свой небольшой жизненный опыт, пытаются писать стихи и сочинения.

Сложнее содержание произведений учащихся 7-8 классов. Их жизненный опыт богаче, к тому же они немного знакомы с элементами стихосложения, имеют представление об очерке, рассказе.

Стремление к познанию окружающего мира, природы и жизни людей будит детскую творческую мысль. Однажды  мы проводили тематические экскурсии в лес, в сад золотой осенью. Ученики наблюдали за красками в природе, освещением, звуками, небом. Возвращались домой обогащённые новыми впечатлениями и переживаниями. Это стало основой для творческой работы.

Дети особенно увлекаются сочинением стихов, им хочется найти пути к усовершенствованию своих произведений. Но без помощи учителя в этом  трудно разобраться: нужны и теоретические знания.

Поэтому я стремлюсь расширить знания по теории литературы и вести практическую работу с каждым начинающим. Я постоянно занимаюсь самообразованием, поиском новых форм, методов, приёмов обучения и воспитания, при этом отдаю предпочтение нетрадиционным формам. Широкое использование на уроках сюжетных игр, элементов поисковой деятельности, проблемных ситуаций способствует активизации мышления обучающихся, развитию их творческого воображения. 

Мои ученик принимают  активное участие в творческих конкурсах муниципального и регионального уровня, становясь призёрами и победителями. Каждый год принимают активное участие в школьных и муниципальных предметных олимпиадах.

2013 год – в общероссийском конкурсе  «Русский медвежонок» Бурцев Илья (5 класс) стал дипломантом;

2014 год – Всероссийский конкурс «Литературное творчество», в котором на муниципальном уровне Шаволина Полина (7 класс) заняла 2 место, Селезнёв Данила (7 класс) – 3 место; на региональном уровне – Шаволина Полина – 2 место.

2014 год – на муниципальном этапе регионального фестиваля народных ремёсел «Тамбовские узоры» Зверев Вадим  и Самарина Анастасия стали  дипломантами III степени.

Для развития творческих способностей учащихся важна тактичная, умелая помощь учителя-словесника. Принимая во внимание индивидуальные особенности характера школьника, учитель поощряет его творческие начинания, поддерживает его инициативу, давая различные советы, направляет его на новые поиски. Стараюсь быть тактичным в оценке литературных опытов учащихся, не разочаровывать начинающих. Творческие способности в пору их раннего развития без поддержки учителя могут угаснуть, а если дети самостоятельно не научатся в школе писать, то они взрослыми не будут ничего писать. Мы должны будить мысль детей, учить их.

Главная моя задача – научить детей понимать литературу, художественное слово.

Разнообразна тематика ученических произведений, подсказанная им наблюдениями. Ученик 7 класса Данила С. написал стихотворение, в котором пытается описать красоту родной природы:

Красива наша матушка Земля.

Кругом простор, раздолье, тишина!

Ты словно наше малое дитя!

Родимая, ах как ты нам нужна!

 

Твои красоты поражают нас,

Твои широты удивляют всех.

И слышен в небесах березок глас,

И звонкий серебристый смех.

 

А вот стихотворение, посвящённое А.С. Пушкину:

Бегут года, сменяя поколенья,

Забыв о многом, мы стремимся в никуда.

Но мудрость Пушкина сквозь тленья

Привносит новое в сердца.

 

Есть много гениев в России,

Чья слава разбрелась то тут, то там.

А сказки Пушкина доныне

Любовь и доброту даруют нам.

 

О, Александр Пушкин, ты мой идеал…

И славен всем твой добрый лик.

При жизни памятник себе создал ,

И будешь вечно ты велик!

 

Твои стихи правдивы и чудесны,

В них красота природы и душа.

И многие герои так прелестны,

Татьяна бесподобна и мила.

 

А ты и, правда, несравненный гений,

И славный в памяти веков,-

Неповторимый в искорках мгновений,

Такой вот приговор всеобщих языков!

 

Работа учителя-словесника трудна, но быть энтузиастом, организатором творчества юных – наш долг. Я счастлива, что работаю в школе. Люблю наблюдать, как «мои дети» растут, развиваются и превращаются в самостоятельных людей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interes_k_tvorchestvu_u_detey_poyavlyayutsya_rano.docx16.87 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое эссе «Самореализация в школе: как разглядеть и поддержать детские таланты»

Таланты трудно распознать,

Не всякий может в них поверить.

Таланты надо воспитать,

Их надо развивать, в них верить!

Глубоко и тонко чувствует и понимает красоту тот, кто причастен к созданию красоты, к миру прекрасного. Литературное творчество в этом отношении имеет большое значение. Оно углубляет и развивает интерес к познанию мира, способствует эстетическому восприятию его. Пробуя писать, школьники учатся видеть поэзию  и красоту жизни не только в книгах, на полотнах художников и на экране, но и в действительности, их окружающей, в самых обыденных её проявлениях: в рассветах и закатах, в пробудившейся почке или опавшем осеннем листе.

М.Горький писал, что каждый человек по натуре – художник: он так или иначе стремится внести в свою жизнь красоту. Литературное творчество способствует воспитанию и развитию этих качеств, пробуждает светлые и радостные чувства, побуждает к активному проявлению себя в жизни.

Литературное творчество – удел не только исключительно одарённых избранных натур. Все школьники, за немногим исключением, могут научиться излагать свои мысли и передавать впечатления живо и образно. А как же нам, учителям разглядеть и поддержать детские таланты? Каждый ребёнок талантлив по-своему. Для самореализации учащихся использую разные формы творческой работы на уроке и во внеурочной деятельности: исследовательская деятельность, метод проектов, игра, работа в группах и т.д.

Интерес к творчеству у детей появляются рано. Уже ученики начальных классов могут образно рассказать о своих живых впечатлениях и наблюдениях. Учащиеся 5-6 классов, используя свой небольшой жизненный опыт, пытаются писать стихи и сочинения.

Сложнее содержание произведений учащихся 7-8 классов. Их жизненный опыт богаче, к тому же они немного знакомы с элементами стихосложения, имеют представление об очерке, рассказе.

Стремление к познанию окружающего мира, природы и жизни людей будит детскую творческую мысль. Однажды  мы проводили тематические экскурсии в лес, в сад золотой осенью. Ученики наблюдали за красками в природе, освещением, звуками, небом. Возвращались домой обогащённые новыми впечатлениями и переживаниями. Это стало основой для творческой работы.

Дети особенно увлекаются сочинением стихов, им хочется найти пути к усовершенствованию своих произведений. Но без помощи учителя в этом  трудно разобраться: нужны и теоретические знания.

Поэтому я стремлюсь расширить знания по теории литературы и вести практическую работу с каждым начинающим. Я постоянно занимаюсь самообразованием, поиском новых форм, методов, приёмов обучения и воспитания, при этом отдаю предпочтение нетрадиционным формам. Широкое использование на уроках сюжетных игр, элементов поисковой деятельности, проблемных ситуаций способствует активизации мышления обучающихся, развитию их творческого воображения.  

Мои ученик принимают  активное участие в творческих конкурсах муниципального и регионального уровня, становясь призёрами и победителями. Каждый год принимают активное участие в школьных и муниципальных предметных олимпиадах.

2013 год – в общероссийском конкурсе  «Русский медвежонок» Бурцев Илья (5 класс) стал дипломантом;

2014 год – Всероссийский конкурс «Литературное творчество», в котором на муниципальном уровне Шаволина Полина (7 класс) заняла 2 место, Селезнёв Данила (7 класс) – 3 место; на региональном уровне – Шаволина Полина – 2 место.

2014 год – на муниципальном этапе регионального фестиваля народных ремёсел «Тамбовские узоры» Зверев Вадим  и Самарина Анастасия стали  дипломантами III степени.

Для развития творческих способностей учащихся важна тактичная, умелая помощь учителя-словесника. Принимая во внимание индивидуальные особенности характера школьника, учитель поощряет его творческие начинания, поддерживает его инициативу, давая различные советы, направляет его на новые поиски. Стараюсь быть тактичным в оценке литературных опытов учащихся, не разочаровывать начинающих. Творческие способности в пору их раннего развития без поддержки учителя могут угаснуть, а если дети самостоятельно не научатся в школе писать, то они взрослыми не будут ничего писать. Мы должны будить мысль детей, учить их.

Главная моя задача – научить детей понимать литературу, художественное слово.

Разнообразна тематика ученических произведений, подсказанная им наблюдениями. Ученик 7 класса Данила С. написал стихотворение, в котором пытается описать красоту родной природы:

Красива наша матушка Земля.

Кругом простор, раздолье, тишина!

Ты словно наше малое дитя!

Родимая, ах как ты нам нужна!

Твои красоты поражают нас,

Твои широты удивляют всех.

И слышен в небесах березок глас,

И звонкий серебристый смех.

А вот стихотворение, посвящённое А.С. Пушкину:

Бегут года, сменяя поколенья,

Забыв о многом, мы стремимся в никуда.

Но мудрость Пушкина сквозь тленья

Привносит новое в сердца.

Есть много гениев в России,

Чья слава разбрелась то тут, то там.

А сказки Пушкина доныне

Любовь и доброту даруют нам.

О, Александр Пушкин, ты мой идеал…

И славен всем твой добрый лик.

При жизни памятник себе создал ,

И будешь вечно ты велик!

Твои стихи правдивы и чудесны,

В них красота природы и душа.

И многие герои так прелестны,

Татьяна бесподобна и мила.

А ты и, правда, несравненный гений,

И славный в памяти веков,-

Неповторимый в искорках мгновений,

Такой вот приговор всеобщих языков!

Работа учителя-словесника трудна, но быть энтузиастом, организатором творчества юных – наш долг. Я счастлива, что работаю в школе. Люблю наблюдать, как «мои дети» растут, развиваются и превращаются в самостоятельных людей.